Венгер л а сенсорное культура ребенка. Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей

СУПЕР-ЗОЛУШКА
конкурсно-игровая программа для 5 классов

Домашнее задание для девочек (даётся заранее):

    Визитка . Придумать отличительные особенности (эмблему, детали одежды и т.п), девиз, приветствие соперникам, жюри.

    Болельщикам приготовить плакаты, лозунги, воздушные шарики, кричалки и т.п.

Оборудование:

Жетоны для выявления победительницы

Медальки с титулами (Мисс Очарование, Мисс Элегантность, Мисс Зрительских симпатий, Мисс Симпатий жюри, Мисс Очаровательная улыбка, Мисс Стильность, Мисс Красота, Мисс Доброта, Мисс Фантазия, Мисс «золотые руки», Мисс Улыбка, Мисс Скромница, Мисс Разумница и т.д.)

Ход мероприятия:

Ах, сколько красавиц c обралось сегодня!

Есть западный вкус и манера Востока,

Прекрасные дамы Шекспира и Блока…

Мадонн, балерин, незнакомок портреты…

А где идеал? Да стандарта–то нету!

Итак, мы начинаем. Наверняка все вы читали сказку «Золушка», а кто ее автор? (Шарль Перро) Помните, как у одного почтенного господина умерла жена, и он женился во второй раз на высокомерной и сварливой женщине, у которой было 2 дочери, очень похожих на свою матушку: и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочь, добрая и приветливая, милая, вся в свою покойную мать. Что случилось дальше, все помните. И, наверное, многие девочки мечтают быть похожими на Золушку. Но на дворе XXI век и сегодня мы проводим конкурсно-игровую программу «Супер-Золушка 2010» .

Слушайте все! Слушайте все!

Леди и джентльмены, мадам и месье!

А главное все, и друзья, и подруги!

Такого не слышали в нашей округе!

Внимание! Внимание!

Сейчас на сцену выходит Обаяние

Плюс Юность, Привлекательность,

Веселье и Умение, Смекалка, Оптимизм.

Пусть с Вами обязательно идут они всю жизнь!

Я приглашаю на сцену наших участниц!

Ведущий.

Внимание, внимание! Друзья!

Первый конкурс объявляю я.

1 КОНКУРС «Представление»

Участницам нужно представиться или рассказать о своем хобби.

За участие в этом конкурсе каждая девочка получает жетончик.

Ведущий.

На вопросы мои смело отвечайте

И очки скорее добывайте.

2 КОНКУРС «Хозяюшки»

Всем известно, что Золушка была отличной хозяйкой. Давайте проверим, а часто ли наши девочки помогают своим мамам. Для этого участницы должны отгадать загадки про предметы, которыми пользуется хозяйка.

    То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе:

Продырявишь море.

(Утюг)

2. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Игла, нитка)

3. Бывает кухонный, а бывает пиратский, режущий, острый…

(Нож)

4. Большой кусок ткани, который стелют на стол.

(Скатерть)

5.Плоская подставка, на которую ставят сразу много посуды.

(Поднос)

6. Емкость для кипячения воды. Бывает электрический, старинный родственник чайника. Встречается в сказке «Муха-Цокотуха».

(Самовар)

3 КОНКУРС «Задание мачехи»

Участницам выдают чашку, в которой перемешаны горох и фасоль. Девочкам следует в одну чашку выбрать горох, а в другую - фасоль.

Вопросы для болельщиков

    Где бывают реки без воды, а города без домов? (На карте).

    Одного отца и одной матери дитя, а никому не сын. (Дочь).

    В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном)

    Назовите имя сказочной героини – первой женщины – лётчика (Баба Яга)

    На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? (Ты спишь?)

    Почему человек назад оглядывается? (У него сзади нет глаз)

    Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить из них цифру 4)

    Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, петух не умеет говорить).

    Чем до неба докинешь? (Взглядом)

    За чем во рту язык? (За зубами)

    Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая).

    Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного)

    Из какой посуды не едят? (Из пустой)

    Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

4 КОНКУРС «Рукодельницы» Девочки должны пришить пуговицу. Учитывается скорость, красота и надежность.

А сейчас вперёд – за дело!

Приглашаем модельеров!

Чтоб хорошо вы нас одели,

Конкурс новый –

«Показ моделей».

5 КОНКУРС «Модельеры» Участницы придумывают и изготавливают наряд из газетных листов.

Друзья! Наши участницы подготовили различныё костюмы. Давайте посмотрим и оценим эти модели! Прошу наших участниц выйти на сцену.

6 КОНКУРС «Со зрителями»

1.Зрителям необходимо вспомнить песни, в текстах которых присутствуют женские имена.

2. Сидящие в зале называют женские имена, совпадающие с названием цветов.

7 КОНКУРС «Для принцев»

Девочки снимают свою туфельку, а мальчики-принцы должны с завязанными глазами найти туфельку своей Золушки и надеть ей на ногу.

8 КОНКУРС «Танцевальный»

Каждая из участниц вытягивает карточку с названием танца и исполняет его со своим избранником.

9 КОНКУРС . Понятие женственности связано не только с физическими данными девушки. Конечно, внешний облик является отправным моментом этого понятия. Связывают с ним и определённую манеру поведения, и моральный облик человека. Уместно упомянуть о походке, грациозности.

Сначала разминка «Женщины в сказках»

1. Назовите имя легендарной русской женщины, впервые поднявшейся

в воздух на аппарате тяжелее воздуха. (Баба-Яга)

2. Самое заветное делание женщины в сказках...(пойди туда, не знаю куда,

принеси то не знаю что…)

3. Назовите пять имен девочек в сказках. (Элли, Мальвина, Герда,

Золушка, Белоснежка, Гретель, …)

4. Назовите волшебные предметы женского туалета. (говорящее зеркальце,

усыпляющая расческа , ….)

На заумную затею

Приглашаем грамотеев.

Ну-ка, милый грамотей,

Посиди да попотей!

10 КОНКУРС «Наборщик». Дано слово «женственность».

В установленное время составить из букв данного слова как можно больше других слов. Каждое слово должно быть составлено только из букв, составляющих выбранное слово. Имена собственные писать нельзя.

Игра для болельщиков (ведущий проводит в это же время).

Ведущий.

У меня игра одна под названием «Он – она».

Он слон – она …слониха.

Он лось – она …лосиха.

Он кот – она…

Ну, конечно, она кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас!

Он морж – она …моржиха,

Он заяц – она … зайчиха,

Он бык – она …

Всем знакомо это слово?

Да! Да! Она – корова!

11 КОНКУРС «Кто-то начал, ты – продолжи!»

Наряду с женственностью в девушках ценят и ум, сообразительность.

Очень многие считают,

Что коровы не летают…

12 КОНКУРС «Поварята».

Разминка «Умная повариха»

      Что сырым е едят, а вареным выбрасывают? (лавровый лист)

      Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)

      Как можно достать серьгу, упавшую в чашку с кофе, не намочив пальцы?

(сначала выпить кофе)

      На что похожа половинка яблока? (на другую половинку)

      Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)

      Сколько горошин может войти в стакан? (ни одной – и надо вложить)

      Можно ли в решете принести воды? (да, если замерзнет)

      Без чего хлеб не испечешь? (без корки)

      Когда лес бывает закуской? (когда он сыр)

      Убивая его – убиваешь себя! (время)

Вам необходимо по очереди называть блюда, которые можно приготовить из картофеля. При задержке ответа более 5 секунд вы выбываете из конкурса.

13 КОНКУРС «Чёрный ящик».

Ведущий. Определить по тексту, какой предмет находится в чёрном ящике.

Наверное, ещё первобытному человеку было интересно, как он выглядит, и для этого он использовал лужицу воды. Затем придумали небольшой бронзовый кружок, который полировали с одной стороны. Современный вид этого предмета изобрели мастера древней Венеции. Способ его изготовления держался в строжайшей тайне, даже мастера жили на острове, куда посторонний не мог попасть. Тому, кто покидал остров, грозила смерть. Этим предметом украшали богатые дворцы и дома, а бедным он был не по карману, так как стоил очень дорого. Сейчас этот предмет есть в каждом доме. О чём идёт речь? (Зеркало )

14 КОНКУРС «Ах, какая я красивая!» (по 1 чел, тянут жребий).

Ведущий. Вспомните А.С. Пушкина: «Я ль на свете всех милее...?»

Каждой участнице по очереди даётся зеркало. Надо, глядя на себя в зеркало, расхваливать себя. У кого лучше всех это получится – тот победитель.

Ведущий.

Меньше слов – больше дела.

Подвести итог пора приспела.

Подводяться итоги конкурса. Награждение победителей и всех участниц. Присвоение титулов участницам.

Ну а теперь слово – нашим мальчишкам.

Поздравления в стихах для девочек:

Сегодня собрались мы в классе опять, чтоб девочек наших поздравить

Мы много, девчонки, хотим вам сказать, хихиканье просим оставить!

Мы учимся с вами не первый уж день, и вот что заметить успели:

Ве6ртреться у зеркала всем вам не лень, в любой день в теченье недели.

В футбол вы играете не хуже нас, глазами «стреляете» лучше,

Готовы смеяться в день по тысяче раз, ваш смех, словно солнечный лучик.

Желаем вам счастья, любви и побед, здоровья, удачи, вниманья,

Пусть будет теплом каждый день ваш согрет, исполнятся ваши желанья.

Еще мы сегодня сказать вам хотим: простите за наши приколы,

Без наших девчонок мы просто грустим…

Хором: Вы все – украшение школы!

Ведущий.

С наступающим первым праздником ВЕСНЫ, милые девочки!

" Золушка "

под музыку дети входят в зал. Читают стихи. под музыку входит фея (взрослый) Фея : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Дети : Да! Фея : А где моя Золушка ? Она, наверное, снова трудится, не покладая рук? Давайте посмотри. (звучит музыка, открывается занавес, Золушка подметает пол из-за кулис кричит мачеха) Мачеха :Золушка , где ты? Сейчас же к нам иди. Золушка : Слышу вас, сейчас бегу, Только платье захвачу. (выходят сестра мачеха) Мачеха : Что ты медлишь? В чем же дело? Мы тебя зовем! Все ли сделать ты успела? Мы так долго ждем? Золушка : Я полы уже помыла, приготовила обед, Платья сестрам я дошила, нарвала цветов букет. (отдает платья сестрам) Жанетта : Платье сшиты очень кстати, они очень хороши, Мы наденем их на бал, приглашенье принц прислал. Будем в танце мы кружиться, от души повеселимся. Хочешь Золушка на бал ? Золушка : Очень рада, да наряд мой стар. Мариэтта : Это верно, очень верно. Вот будет потеха! Кто увидит замарашку, тот умрет от смеха! Мачеха : Тебе Золушка , работа, из вишен наварить компота, Перебрать зерно, крупу, подшить салфетки, Постирать, да еще носки связать. И чтоб к нашему приходу было все уже готово. Крошки за мной! (все уходят, Золушка остается ) Золушка : Сколько Золушке работы : Из вишен наварить компота Перебрать зерно, крупу, Подшить салфетки, постирать, Да еще носки связать! Кто бы только знал, как мне хочется на бал! В быстром танце закружиться Легкой бабочкой порхать, от души повеселиться Жаль, что это лишь в мечтах. (Выходит фея) Фея : Волшебнице Фее все по плечу, Я Золушке милой исполню мечту . Пусть нынче и часа не пройдет, А Золушка к принцу на бал попадет. (фея подходит к Золушке ) Фея : Здравствуй Золушка ! Золушка : Здравствуйте дети и добрая Фея! Фея : Милая Золушка , мы с ребятами хотим тебе помочь, что бы ты попала на бал во дворец, который устроили в честь 8 марта ! Золушка : Что вы! Мне некогда веселиться! Должна я еще Пол помыть и посуду помыть, Борщ и компот повкуснее сварить. А еще развесить платочки Чтобы успели просохнуть до ночки. Фея : Золушка , не переживай. Мы тебе поможем. Наши поварята сейчас приготовят вкусный обед

Танец " Поварят" Фея : Как готовили умело, А теперь такое дело : Нужно вывесить платочки, Чтобы высохли до ночки. Поэтому на помощь вам Позовем скорее мам.

игра " Развесь платочки" (2 команды, 1 мама и дети, мамы держат веревку, дети по одному на прищепки вешают платки)

Золушка : Вот смотрю на вас, гадаю : Все умеют, все то знают, И готовят, и стирают, Пол метелкой подметают. И когда, я не пойму, научились вы всему?

1 ребенок : А сказать спасибо мы Нашим бабушкам должны. Мы всегда пример берем С наших бабушек во все. (еще стихи про бабушку)

песня про бабушку

Фея : Что ж, Золушка мы тебе помогли , всю работу выполнили. Собирайся на бал. Золушка : Ребята, вы такие нарядные, а мне даже надеть нечего! Фея : Ничего. Это мы сейчас исправим- ведь я все- таки волшебная!

под песню Золушка " Песня волшебной феи" (Разыграть сценку , все герои песни изображают все по тексту)

Золушка : А вот и я. Посмотрите на мне платье! Фея : Золушка , ты так мила и хороша, и будешь лучше всех. Да, вот еще чуть не забыла, два хрустальных башмачка. Ты будешь в них неотразима (отдает) Да помни, дитя, до полуночи должна ты вернуться, Иначе все волшебство пропадет, бедой обернется. Золушка : Запомнила, милая Фея! (Золушка уходит за кулисы , фея говорит, меняется декорация) Фея : Ну, что же начинается бал! А вот и гости! Игра на муз. инструментах (любая классическая музыка) Под торжественную музыку выходит король и королева. Король : Здравствуйте мои друзья Сегодня собирались мы все, Отмечаем мы 8е марта Где чтетцы мои стихов, Самых смелых удальцов! (дети читают стихи) Королева : Какие замечательные стихи, Теперь пора пригласить в гости русский народный ансамбль " Березка"

танец : " Парный танец"

Фея : Ой как весело на балу, А где же Золушка ? Смотрите, принц идет, Идет прям к ней, К милой, Золушке моей ! Принц : Принцесса, милое создание, Давно мечтал я встретить Вас. Как Вам нравится у нас? Я танцевать решился с Вами, Без Вас мне не прожить и дня. Своими дивными глазами, Очаровали Вы меня!

полька " Добрый жук" (после танца сразу Золушка убегает и теряет туфельку)

Принц : Постойте, принцесса, не уходите! Ведь бал не окончен, куда вы спешите? (находит туфельку, поднимает ее) Какая досада! Принцесса исчезла. Лишь туфельку оставила свою Все королевство обыщу, а принцессу я найду! (уходит, выходит Фея) Фея : Запечалился наш принц, что же это? это любовь! Давайте посмотрим как же все закончилось наша сказка! (открываются кулисы, там дом Золушки , сидят сестра) Жанетта : Как чудно было во дворце Музыка, веселье, танцы. Мариэтта : Принц пригласил меня на танец аж два раза. (Заходит Золушка , за спиной держит туфельку) Золушка : Ну, как вам, сестрицы, понравился бал? Жанетта : Золушка , бал выше всяких похвал! Мариэтта : Была там незнакомая принцесса, Собою очень хороша. И принц в нее влюбился сразу, Он от принцессы без ума! Золушка : Как ее зовут? Сестра : не знаем! (Звучит музыка и входит кавалер- придворный) придворный : Именем принца! Приказываю всем дамам примерить туфельку одну. Кому она будет впору, ту девушку принц назовет женою! Фея : Сейчас мы проведем игру!

Игра " Туфелька для Золушки " (девочки снимают по 1 туфельке, обувь складывается в корзину. Мальчики должны отыскать хозяйку туфельки выбранной им из корзины) Фея : Молодцы ребята, а что же с нашей Золушкой ? нашлась ее туфелька? Мачеха : (примеряет туфельку) Туфельку эту давайте сюда. Боже! Ах, нет. она мне мала Жанетта, Мариэтта, идите сюда! Жанетта : (примеряет) Очень жмет ногу, никак не могу. Мачеха : Мариэтта, последняя надежда на тебя! (помогает одеть) Еще чуть-чуть, совсем немножко. Эй, Золушка ! (Золушка одевает туфельку сестре) Мачеха : Одела! Зовите короля! Готовьте свадьбу! Придворный : Пусть девушка подойдет! (Мариэтта встает, делает несколько шагов и туфля слетает с нее) Золушка : Позвольте мне примерить туфельку! Она мне будет в пору (надевает) Жанетта : Так это Золушка покорила всех на балу? (входит Фея) Фея : Золушка , сбылись твои мечты! Скажите мне, счастлива ли ты? Золушка : Я очень счастлива! Судьба ко мне добра! Могла ли думать я, что сбудется мечта! (Звучит торжественная музыка, заходит принц) Принц : Я нашел свою беглянку! Руку, сердце ей дарю! Всех на свадьбу приглашаю, пир на славу закачу. Фея : Ну что ж, считаю, что наш праздник удался на славу !.

(дети читают стихи)

Фея : А сейчас наши дети исполнят для наших мам и бабушек песню.

Песня" Сегодня мамин праздник "

Фея : Счастье жизнь теплом нас одарит, Силу духа и надежду в нас вселит. И хранит оно от разных бед Вот в чем мудрость и секрет!

Цель: создание условий для развития творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- создать таинственную сказочную атмосферу.
- тренировать у воспитанников навыки публичного выступления; развивать устную речь;
- воспитывать эстетические чувства.

Оформление зала и оборудование: букеты цветов, заколки, шпильки, ленты для "Конкурса стилистов"; карточки с заданиями для конкурсов.

В командах выступают девочки, каждая команда заранее готовит название, приветствие, эмблему своей команды.

Под лирическую музыку участники конкурса входят в зал.

Золушка:
-Приветствую Вас, уважаемые гости моего сказочного королевства!
-Сегодня мы проводим конкурс красоты. Я желаю всем юным красавицам победы!

1 конкурс «Приветствие».
Команды приветствуют болельщиков и жюри.


2 конкурс «Юные стилисты»
Золушка:
-Я очень люблю красивые причёски, меняю их каждый день. Предлагаю нашим милым участницам проявить свои парикмахерские способности!

Девочки делают причёски друг другу, затем представляют их жюри.



Игра со зрителями «Сказочный маскарад»
Золушка:
-Кто говорил такие слова?
1) «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон)
2) «А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!» (Комарик)
3) «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» (Мишутка)
4) «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!» (Мойдодыр»)
5) «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи!...» (Царица)
6) «Ох вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!» (Федора)
7) «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь, надо его колбасой на язык класть, так вкуснее!» (кот Матроскин).
8) «Не обессудь, кума, больше угощать нечем!» (Журавль)
9) « Погодите, не спешите, я Вас мигом проглочу, проглочу, не помилую!» (Тараканище.)
10) «Вам нужно только пойти, искупаться, остальное я всё сам сделаю!» (Кот в сапогах)

3 конкурс «Конкурс на сообразительность»
У каждой команды по семь карточек с буквами (К, О, С, И, Л, К, А)
Золушка задаёт вопросы, а команды из букв быстро собирают нужное слово.
Золушка:
-Что является украшением каждой девочки? (Коса)
-Что имеется у Ильи – Муромца? (Сила)
-Кто из животных хитрее всех в сказках?(Лиса)

4 конкурс «Конкурс флористов»
Золушка:

-В моём королевстве растёт множество красивых цветов. Предлагаю участникам из моих цветов составить букеты и представить их жюри.


5 конкурс «Танцевальный».
Золушка:
-Друзья мои, я обожаю танцы! Предлагаю всем потанцевать!
Обязательное условие конкурса – наличие партнёра.


6 конкурс «Умницы»
Золушка:
-Каждая девочка должна быть не только аккуратно одета, причёсана, но и должна уметь красиво говорить, писать, знать значение слов. Следующий конкурс покажет, какие вы все умницы!
Каждой команде даётся по десять минут, чтобы вставить в слова пропущенные буквы. Слова подбирает педагог по своему усмотрению .
В некоторых словах можно предложить расставить ударение, объяснить значение слов.


7 конкурс «Сервировка стола»
Золушка:
-Каждая хозяйка должна уметь сервировать стол. Сейчас вы покажете свои умения.

Игра со зрителями «Загадки сказочного царства»

Золушка:
-В некотором царстве, в некотором государстве жили животные, которые спрятались под этими именами: Хобот, Будильник, Гавчик, Дарюхвостка, Двугорбик, Длинношей, Клешник, Колючка, Листеодка, Медоноска, Мяука, Ночнушка.
-Назовите этих животных!


8 конкурс «Царский пир»

Золушка:

-Ой, что-то я проголодалась!
Предлагаю «приготовить» мои любимые блюда (например, салат оливье , окрошку )
Участницы после подготовки должны перечислить нужные ингредиенты.

9 конкурс «Светская беседа»
Золушка:
-Когда люди садятся за праздничный стол, они ведь не только едят, а что ещё делают? (Общаются.)

Задание для светской беседы.
-Что будет с девочкой, если ей исполнится 9 лет? (Пойдёт 10-й)
-По чему ребята любят летом ходить босиком? (По траве)
-Шли два человека и разговаривали.
«Она белая.» - говорит один. «Нет, чёрная.» - спорит другой». «А у меня есть ещё и красная.» - говорит первый. О чём речь? (О смородине.)


10 конкурс «Вокальный»
Золушка:
-Мне сказали, что у вас было домашнее задание!
А я ведь так люблю песни!
Пожалуйста, прошу вас, спойте для меня!


Жюри подводит итоги, объявляет результаты, награждает победителей. Далее проводится чаепитие, дискотека.

ББК 74.100.5 В29

Рецензенты: доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслями-садом № 723 Москвы Ф. И. Самсоиова

Венгер Л. А. и др.

В29 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. ISBN 5-09-000732-2

Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.

Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.

4305000000 -741 ББК 74.100.5

В 103 (03)-88 76-88

ISBN 5-09-000732-2
© Издательство «Просвещение», 1988

СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Мон-тессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти призеры легко можно было бы умножить.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах 1 - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В настоящем пособии речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивнее действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается.подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами..- области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы -теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений J Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника) .

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей,- это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать, в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Перейдем к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме 2 . Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием, обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т. е. овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в данной книге.

Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Особо важным является вопрос связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности.

Для каждой игры, включенной в этот раздел книги, указаны нижние возрастные границы ее использования. Однако в зависимости от конкретных особенностей развития и воспитания ребенка эти границы могут существенно сдвигаться.

Игры-занятия для детей раннего возраста (второй и третий год жизни) предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы - по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств). Рекомендуемая последовательность их использования указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.

Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу (детей седьмого года жизни). Однако в дальнейшем было установлено, что при более концентрированном проведении работы по сенсорному воспитанию реализация всей системы может быть вполне успешно завершена уже в старшей, группе. Вариант распределения заданий по возрастам, предлагаемый в настоящем пособии, явился результатом многолетних исследований и может рассматриваться как оптимальный при обычных условиях воспитания детей в детском саду.


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

При воспитании маленьких детей традиционно почти все внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша, прогулок. Во время бодрствования ребенка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли для малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.

Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений - гуканья, оживленных движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребенка на живот - это укрепляет мышцы живота, а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.

Ребенок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир - лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.

Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребенка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правило - не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача - научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию.

Здоровый ребенок первых трех месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут. Чем же занято время малыша? Помимо кормления, которое обычно длится 10-15 минут, купания, туалета у ребенка остается свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для начала сенсорного воспитания.

Прежде всего надо выделить специальное место для бодрствования ребенка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван-кровать, но ни в коем случае не кроватка ребенка, в которой он должен только спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребенок, как правило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.

Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребенку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находится за головой ребенка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.

Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.

7-9-дневный ребенок бодрствует очень мало, но и в эти небольшие промежутки необходимо показывать малышу разнообразные игрушки.


Заключение

На основе результатов проведенного исследования и анализа специальной литературы целесообразно сделать ряд выводов:

Сенсорная культура - это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» -восприятия, ощущений, представлений. Все это создает совокупность сенсорной культуры.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Важное значение для повышения качества для воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности осуществление сенсорного воспитания, как основы всестороннего развития ребенка.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание дошкольника будет наиболее эффективным, в случае организации целенаправленной предметной деятельности с учетом всех модальностей сенсорного восприятия.

На современном этапе каждому педагогу необходимо уметь организовывать такую предметно-развивающую среду в детском учреждении, которая будет способствовать воспитанию сенсорной культуры с раннего возраста, так как это является одним из важнейших показателей развития гармоничной личности ребенка.

Библиография

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. : Кн. Для воспитателей дет. cада; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 144 с.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения но сенсорному М.: Просвеш;ение, 1978. - 140с.

Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.-- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. - 178с.

Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 136 с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

КраснощёковаН.В..Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 216 с.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение. 2003. - 144 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

Немов Р.С Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. - 640 с.

Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - 108 с.

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112с.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1998. - 145с.

Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.-- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965- 156 с.