Занятия по экологии во второй младшей группе. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №12

«РОМАШКА» г. ИЛОВАЙСКА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Методического Протокол заседания педагогического

совета Управления образования совета Дошкольного

администрации города Харцызска образовательного учреждения №12

«Ромашка» г.Иловайска

Донецкой Народной Республики Донецкой Народной Республики

от __________ № ___ от __________ № ___

Программа

работы профильной группы

«Войди в природу с другом»

младшего дошкольного возраста

на 2016-2017

(кол-во часов 8,5 или 34 занятия)

Иловайск

2016

РЕЦЕНЗИЯ

« Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими объектами постоянно перестраиваются. В связи с этим, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить и охранять природу

Для формированию экологического сознания дошкольников была разработана профильная программа «Войди в природу с другом». Через программу дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы; обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях; это и у них бережное отношение к природе, желание знать больше и развивает образное и конкретное мышление, зрительную и слуховую память, речь, внимание, восприятие.

Программа «Войди в природу с другом» предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют достижению общей цели программы.

Каждый структурный компонент программы логически, последовательно раскрывает идею и взгляд на современное экологическое образование детей , которое должно быть нацелено на формирование стремления у детей не только к познанию окружающей природы, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.

В программе раскрыта конкретная технология экологического воспитания младших дошкольников в условиях детского сада, планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям. Материал данной программы построен с учетом возрастных особенностей дошкольников 3-4 лет и рассчитан на 1 год. Структура программы предусматривает занятия по экологии во 2 младшей группе с сентября по май по 1 занятию в неделю продолжительностью 15 минут в первой половине дня. И опытно - исследовательская деятельность во второй половине дня.

Таким образом, профильная образовательная программа экологической направленности может быть рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей.

Заведующий ДОУ № 12 О.Н.Мандра

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детствоначальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В основу содержания программы легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» и программы Николаева С. Н. «Юный эколог»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачами программы являются:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Основные направления. :

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.) .

3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ;

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов.

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты взаимодействия с детьми:

1.Развить у детей экологические представления о растениях и животных в природе, выделять характерные признаки.

2. Закрепить знания о разных объектах живой неживой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

3.Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

4.Сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

5. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

6. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Учебно – тематический план программы

Диагностика знаний и умений детей.

До свидания лето. Цветы на клумбе

Неживая природа осенью

Осень наступила: листопад

Овощи, фрукты

октябрь

Золотая осень: Деревья и кустарники осенью

Растения уголка природы

Грибы, ягоды

Перелётные птицы

ноябрь

Кот Мурлыка и его друзья

Поздняя осень

Золотая рыбка

Кто в лесу живет

декабрь

Птицы зимой

Водичка-водичка

Ёлочка – зелёная иголочка

январь

Волшебница зима

Секреты Снеговичка

Чудо - пузырьки

февраль

Жизнь на подоконнике

Жизнь под снегом

Домашние животные и детеныши

Конец зимы

Март

Весна в неживой природе»

Кругом вода

Секреты глины и песка

Я – человек

апрель

О растениях весной

В весеннем лесу

Комнатные цветы

Дети природы: цветы

Май

Поздняя весна

Насекомые – маленькие помощники

Чудо – огород

Береги живое!

Мониторинг знаний и умений

СЕНТЯБРЬ

«До свидания лето. Цветы на клумбе»

Цель: Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Неживая природа осенью»

Цель: Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми

«Осень наступила: листопад»

Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках. Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.

«Овощи, фрукты»

Цель: Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Расширять представления о выращивании овощных культур.

1. «Узнаем, какая вода»
Цель:
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель:
познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель:
познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

ОКТЯБРЬ

Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью»

Цель. Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.

«Растения уголка природы»

Цель. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

«Грибы, ягоды»

Цель. Дать понятие о грибах и ягодах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе.

«Перелётные птицы»

Цель. Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель:
обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель:
познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель:
познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

НОЯБРЬ

«Кот Мурлыка и его друзья»

Цель: Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются, какую пользу приносят. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

«Поздняя осень»

Цель: Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

«Золотая рыбка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

«Кто в лесу живет»

Цель: Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Волшебные дощечки»
Цель:
определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель:
показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель:
определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

ДЕКАБРЬ

«Птицы зимой»

Цель . Дать элементарные представления о жизни птиц зимой, вызвать желание оказать птицам посильную помощь. Закрепить представления детей о целевом назначении и функции некоторых предметов зимней одежды. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.Формировать желание подкармливать птиц зимой.

«Водичка-водичка»

Цель. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Цель. Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к кра соте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кус тарникам. Формировать эмоцио нальную отзывчивость на общение с живыми существами

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Горячо-холодно»
Цель:
научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель:
выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

ЯНВАРЬ

«Волшебница зима»

Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

«Секреты Снеговичка»

Цель. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла

«Чудо - пузырьки»

Цель. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Игры с соломинкой»
Цель:
дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель:
познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

ФЕВРАЛЬ

«Жизнь на подоконнике»

Цель. Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.

«Жизнь под снегом»

Цель. Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.

«Домашние животные и детеныши»

Цель. Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

«Конец зимы»

Цель. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель:
познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель:
познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

МАРТ

«Весна в неживой природе»

Цель. Показать особенности весеннего неба.

Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

«Кругом вода»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

«Секреты глины и песка»

Цель. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы

«Я – человек»

Цель. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Плавает-тонет»
Цель:
учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель:
уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

АПРЕЛЬ

«О растениях весной»

Цель. Показать изменения, про исходящие с деревьями в ве сенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зе леной травкой и первоцветами.

«В весеннем лесу»

Цель. Знакомить с характерны ми особенностями весенней погоды. Расширять пред ставления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

«Комнатные цветы»

Цель. Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями. Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Дети природы: цветы»

Цель. Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель:
дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель:
наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель:
дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

МАЙ

«Поздняя весна»

Цель. Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.

«Насекомые – маленькие помощники»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.

«Чудо – огород»

Цель. Дать представление о семенах растений. Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.

«Береги живое!»

Цель. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель:
расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель:
познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Литература:

    Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

    Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

    Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

    Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.

    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.-631/

    Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.

    От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: 2015.

    Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика к программе «Войди в природу с другом»

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не ответил

    2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа № _____

«Экологическое воспитание во второй младшей группе» Беляева Елена Александровна воспитатель I категории 2012 г г.


Актуальность: Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.


Цель: Формирование представлений у детей о биологических закономерностях Формирование эмоционально – положительного отношения к миру Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.


Задачи: Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы. Совершенствовать предметно – развивающую среду. Развивать познавательную активность и любознательность. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.


Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.


Отечественные программы экологического воспитания дошкольников. А. Вересова "Мы земляне" Е. Рылеева "Открой себя" Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова "Жизнь вокруг нас" Ж. Л. Васякина-Новикова "Паутинка" В. И. и С. Г. Ашиковы " Семицветик " Т. А. Копцева "Природа и художник" Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" Н. А. Рыжова "Наш дом - природа" С. Николаева "Юный эколог" Е. В. Пчелинцева-Иванова " Непреходящие ценности природы "


Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.


Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.


Методы экологического образования в ДОУ Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, Опыты и эксперименты, Проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); Словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), Игровые методы и игра, Практическая работа и поисковая деятельность; Экскурсии, Метод проектов


Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности Экологиче ская культура Конструиров ание Чтение Наблюдение Трудовая деятельность Игровая деятельность Физическая деятельность Художественн ая деятельность Театральная деятельность Музыкальная деятельность



Предметно-развивающая среда Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов


Работа с родителями Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечений, игр Детско-родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Индивидуальные беседы, стендовые консультации Участие в утренниках


Пирметова Элинора Мисрихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Журавушка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: Конспект занятия по экологии во второй младшей группе "Волшебница вода"
Дата публикации: 29.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по экологии во второй

младшей группе «Волшебница вода»

«Волшебница – вода »

1. Загадка.

2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.

3. Экологическая игра «Простая и цветная вода».

4. Подвижная игра «Водичка водичка».

5.Просмотр презентаций на тему «Вода» на интерактивной доске

Виды детской деятельности :

Игровая,

Коммуникативная,

Музыкально – художественная,

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и

просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности .

Программное содержание. «Обратить внимание детей на свойство воды

как – прозрачность и роль воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами

воды, во что она может менять цвет. Для кого она нужна и для чего она

нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь

взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность.

Учить детей различать и называть водных животных и птиц.

Материал.Гуашь разных цветов. стаканчики с водой для детей на

каждого ребенка.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Водичка

водичка», беседа о воде, опыты.

Ход занятия : Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, а вы уже проснулись?

Воспитатель: Давайте проверим (проговаривает вместе с детьми):

Глазки смотрят,

Носик дышит (вдох)

Ротик кушает (ам, ам)

Ручки хлопают (хлоп, хлоп)

Ножки топают (топ, топ) .

Мы проснулись! "

Воспитатель: Вот теперь на самом деле проснулись.

А кто вам помог проснуться? (конечно, водичка)

Воспитатель находит на стуле красивую коробку. Обыгрывает ситуацию.

Воспитатель: Сегодня утром, кто-то принес нам к групповой двери эту

коробочку с сюрпризом. Посмотрим, что находится в коробке?

отгадайте загадку.

Жить нельзя нам без (воды).

(достает "Капельку", дети узнают ее).

Воспитатель:

закрыли глазки (идёт волшебное превращение , открыли глазки

(воспитатель одевает на голову Дети надевают шапочки волшебников

Ребята, я волшебница . Мы сегодня с вами немного попутешествуем и

узнаем много интересного о воде.

Воспитатель: А для чего нужна вода ?

Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем

растения и т. д.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной . Она

как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это

реки , озёра, моря.

А в этом стакане вода чистая

можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:вода не имеет запаха цвета и вкуса

Вода прозрачная

Воспитатель: А кому нужна вода ?

Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

Воспитатель: Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в

лесу поёт.

Воспитатель: Закрываем глаза и говорим волшебные слова –поверчусь я

поверчусь

Покручусь я покручусь и в волшебной стране я окажусь

Воспитатель: Я сегодня волшебница а вы мои помощники.Ваша задача

посмотреть и отгадывать ее секрет.

Воспитатель: Хотите научится волшебству

Ответы детей

Воспитатель: беру баночку пустую смотрите она пустая в ней ничего нет

наливаю воду смотрите ребята вода льется.теперь мы закручиваем крышку

и произносим волшебные слова и смотрите что у нас получается вода у нас

окрашивается появляется цвет она становится целеной.

Воспитатель:Хотите узнать секрет.но вы только никому не говорите наш

секрет.Ответы детей.

Воспитатель:ребята я намазала крышку на баночке крышку гуашем и

Вода окрасилась в зеленый цвет

Воспитатель: Молодцы ребята все справились.Ухххх какая тяжелая

работа быть волшебником устали.А сейчас мы с вами немного отдохнём и

поиграем в игру «Водичка водичка».».

Воспитатель: Воспитатель: Что в стакане?

_ Вода .

Воспитатель: Какая вода ?

Воспитатель:

Сейчас мы разберёмся с цветом воды. (воспитатель берёт сначала

стакан с прозрачной водой, другой с красной).

Воспитатель: В каком стакане вода красная ? Почему? Что мы в неё

Воспитатель:

А в этом стакане вода чистая , прозрачная, бесцветная. Какую воду

можно пить, а какую нет?

Кипячёную, прозрачную.

Воспитатель: Молодцы.

(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой.)

Воспитатель: А теперь смотрите вода прозрачная,?ответы детей

:Воспитатель:а теперь опускаем в воду ложку и мы видим ложку?

ответы детей

Воспитатель:теперь мы с вами подкрашиваем воду в разные цвета.

И вода теперь совсем не прозрачная.

Воспитатель: Ну все ребята волшебная комната закрываеся нам с вами

нужно вернутся в детский сад.Закрываем глаза и говорим «Покручусь я

покручусь.поверчусь я поверчусь и в д/ саду я окажусь. Ну что ребята вам

понравилось быть волшебниками.Ответы детей

Управление образования Акмолинской области

ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района

Мини-центр «Радуга» при Зерноградской ООШ

Открытое занятие по Экологии.

Во второй младшей группы.

На тему: «Волшебница – вода. »

Воспитатель: Валиева Зухра Ахметжановна.

2016год.

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Капельки и тучки», беседа о воде, опыты.
1. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.
3. Экологическая игра «Посели животное».
4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»

Ход занятия:

Ребята,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придут гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.

Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря. (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бтылке7
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды. (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.


- А сейчас ещё раз закройте глаза (берётся бутылка с зелёной водой).
-какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».


Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.

Ольга Ильина
Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным»

Тема: "В гости к лесным животным".

Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, образная игра.

Цель: формировать представления о животном мире, учить узнавать и называть животных, живущих в нашем лесу.

Программное содержание:

Воспитательное: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.

Развивающие: развивать внимание, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Образовательное: формировать представление о времени года (Осень). Учить различать животных живущих в лесу (где живут? какие). Уточнять представление о том, чем питаются дикие животные.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Планируемые результаты: - принимает активное участие в продуктивной деятельности, играх;

Узнаёт животных, называет их;

Различает цвета (красный, зелёный, жёлтый, называет их и находит в ближайшем окружении.

Сравнивает предметы по величине (большой, маленький).

Методы и приёмы: Сюрпризный момент. Создание мотивации. Познавательные вопросы, Исследовательская деятельность. Физ. минутка.

Наглядные средства обучения: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, норка, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи, другая корзина с свежими яблоками; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; музыкальный центр.

Организация детей: фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная работа: дидактические игры "Дикие животные". Рссматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Использование на занятиях демонстрационного материала "Деревья".

Предварительная работа: занятия по ознакомлению и закреплению цвета, формы; понятия (один, много, большой, маленький). Создание условий для систематического проведения занятий, для самостоятельной деятельности детей, сотрудничества с семьями воспитанников.

Стуктура НОД: 15 минут.

1 часть- введение в игровую ситуацию-2 мин.

2 часть- мотивация, "Помощь животным в подготовке к зиме"

Выполнение заданий (помощь белке)- 3 мин.

Разминка-1 мин

Выполнение заданий (помощь зайчику)- 2 мин.

Игра с Мишкой- 2 мин.

Выполнение заданий- 3 мин.

3 часть- заключение- 2 мин.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к зверятам. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. Как мы их называем. (Дикие животные). Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение зверятам.

А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

(Перед детьми ширма, оформленая деревьями, ёлочками,пеньками, на полу шишки, да грибочки).

Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья кружаться и падают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). Какие деревья здесь вы видете? (Ответы детей).

Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.

С ветки на ветку

Быстрый как мяч

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Как вы думаете это кто (Ответы детей).

Да, дети в нашем лесу живут белки. А где живёт белка? А какая белка по цвету (Ответы детей).Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?

Белочка (выглядывает из дупла): А-ап-ап-чхи!Ой, здравствуйте ребятки! Вы меня узнали?

Воспитатель: Что случилось с тобой белочка, ты заболела?

Белочка: Да нет, не заболела, в своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.

Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, дай нам корзинки для шишек да грибов, мы тебе поможем навести порядок. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).

Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!

Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).

Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)

Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Серенький, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Зайчик: Да меня никто не обижал, я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.

Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету (Большие и маленькие, красные, жёлтые, зелёные). (Дети берут по яблоку и описывают).

Заяц: Спасибо вам ребята!

Большой хозяин он лесной

Просыпается весной.

Ребята кто это? (Мишка). Он у нас какой? (Большой, косолапый).

Медведь: Здравствуйте ребята, да я Мишка большой, косолапый и неуклюжий, но я добрый! Слышал, что вы в гости к нам пришли. А получилось так, что вы помогли животным подготовиться к холодной зиме. Ай, да молодцы! Всё вы знаете, умеете, а научите меня в какую-нибудь игру играть? У меня есть друзья, я их научу.

Проводится логоритмика" Три медвежонка"

Медведь: Хорошо поиграли!

Воспитатель: Ребята, Мишка тоже готовится к зиме. Что любит Мишка кушать? Давайте ему поможем, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).

Медведь: Вот спасибо,я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. Я вам тоже приготовил корзину с подарками, сладкие яблоки от всех жителей нашего леса. До свидания, ребята!

Воспитатель: Ну ребята нам пора в детский сад.

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости лес!

Говорим волшебные слова.

Ра, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в детском саду, ты, окажись!

3. Подведение итогов.

Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к диким животным» Задачи: 1. Дать представление о диких животных,об их образе жизни,повадках,питании жилищах; 2. Расширить словарь за счет имени существительных.

Конспект комбинированного занятия в младшей группе «В гости к лесным жителям» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Конспект комбинированного занятия во второй младшей группе Подготовили воспитатели:.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным зверятам» В гостии к лесным зверятам Конспект НОД по сенсорному воспитанию второй младшей группы Разработано и проведено: Воспитателем Суховой Е. В.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «В гости к лесным жителям» Цели: Образовательные: Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать.

Программное содержание: Расширять представления о диких животных: заяц, медведь, белка - характерные для нашей местности. Способствовать.