Мероприятие прекрасное пробуждает доброе. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. (Слайд 1) (Приложение 1)

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета “Музыка” направлено на достижение следующих целей. (Слайд 2)

Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. (Слайд 3) .

Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции (Слайд 4) , структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся. (Слайд 5)

– личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания),
– регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),
– познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические),
– коммуникативные.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Личностные учебные действия (Слайд 6) по предмету “Музыка” выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия (Слайд 7) в изучении предмета “Музыка”. Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия (Слайд 8) на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия (Слайд 9) по предмету “Музыка” формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

С точки зрения предмета “Музыка” самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ.

Некоторые особенности технологии урока в рамках “Стандартов второго поколения”.

Чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

План проведения имитационной игры мастер-класса

  1. Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.
  2. Завязка (постановка проблемы), Работа в микрогруппах.
  3. Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений.
    1). Анализ произведений искусства.
    2). Письменная творческая работа.
    3). Творческое задание.
  4. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.
  5. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
  6. 6.Рефлексия

Средства обучения:

Художественный ряд: А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Весна. Большая вода”.

Музыкальный ряд: “Как прекрасен этот мир” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”, “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной

Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др.

Портреты: С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана,

Набор детских музыкальных инструментов.

Практические творческие работы:

  1. Слушание музыки.
  2. Хоровое и сольное пение.
  3. Музицирование на простейших инструментах.
  4. Творческие задания.

Планируемый результат.

  1. Воспринимать музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности
  2. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Характеристика деятельности учащихся.

Умения:

  • наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей;
  • различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;
  • слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;
  • описывать и характеризовать музыкальные образы;
  • определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
  • исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Имитационная игра по теме “Прекрасное пробуждает доброе…”

Цели:

– формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
– становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,
– развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей;
– развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства;
– воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.

1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации).

Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Музыкальная заставка “Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова – фрагмент.

– О чем рассказывает песня?

(Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен)


– Как искусство воздействует на человека?

В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос.

Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода, С.Рахманинов “Весенние воды” , А.Саврасов “Грачи прилетели”, Ф.Тютчев “Весенние воды”.

– Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны).

Да, вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.

2. Работа в микрогруппах.

Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве.

В живописи природа играет красками, цветами, бликами.

Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд

Задание группе № 2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы.

Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд.

Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы

Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.

Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы:

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

Коллективное оценивание правильности выполнения заданий.

Многие произведения искусства посвящены весне.

– Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны?
– С чем это связано? Что происходит в природе весной?
– Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести, пробуждения).

Да, это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

3. Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений.

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает “чувственное”. Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/

– Какой изображена весна на картинах?
– Какое настроение передают художники на картинах?
– Какими выразительными средствами художники изобразили весну?

(Настроение, цвета красок, содержание) Почему?

– Сравните средства художественной выразительности этих двух картин?
– Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (Радость, добро, свет.)

II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения.

(Чтение стихотворений о весне.)

– Какими выразительными средствами поэты создают образ весны?

(Эпитеты, сравнение) Почему?

– Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений?

(Праздник, чистота, любовь)

– Сравните картины художников и прочитанные вами стихотворения? Каждое из произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне, передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и слова (текст).

III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения.

С.Рахманинов (показ портрета) <Рисунок 5> и Ф.Тютчев (показ портрета) <Рисунок 6> являются авторами романса “Весенние воды”. Это одно из самых светлых и радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая. Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа “Весенние мелодии” М.Горького:

“В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, – я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…”

С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды” – слушание.

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.

ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ музыкального произведения:

________________________________________________________________

Инструкция:

дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров:

Характер мелодии__________________________________________________

Лад_______________________________________________________________

Темп______________________________________________________________

Фактура___________________________________________________________

Метроритм________________________________________________________

Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________

Жанр_____________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Образное содержание______________________________________________

__________________________________________________________________

Прокомментируйте свои творческие работы.

– Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод).

IV. Повторное слушание. С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды”. Взаимообмен работами в парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании произведения.

Вывод: Музыка создает образ “вешних вод”. Мы слышим как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым, ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности рождает музыка.

V. Домашнее задание. Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка.

VI. Творческое задание. Создание “Мелодии весны”.

Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание – представьте, что вы композиторы и придумайте “Мелодию весны”.

– Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник).

1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния.

– Какие явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки).

2. У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.).

3. Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии.

Треугольник – весенняя капель.
Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков.
Свистулька – трель птицы.
Трещетка – стрекот сороки.
Ложки – стук дятла.

А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии.

Спасибо, у вас получилось очень красивая “Мелодия весны”.

– Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод:

Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства…

Каждый в этом мире должен осознать,
Что природу нужно охранять,
Чтоб цвели луга – золотые ситцы,
Чтоб текла река и пели птицы.

– Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? (“Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной)
– Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня?

(Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.)

– Вспомните и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе?

Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение.

4. “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни.

В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел ее наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулся я ее крыла –
И ночь за горизонт ушла.
Но это был лишь только сон,
При свете дня растаял он.

Отворите окна, отворите,
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.

Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Твоей чужая станет боль.
Пусть не во сне, а наяву,
Взмывая в неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.

– Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали?
– Предложите свои варианты исполнения этой песни.

(Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.)

В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать.

И вот прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим истокам.

Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока:

– Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?

5. Работа в микрогруппах.

Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. (Слайд 10)

Творческое задание по образцу. Подобрать к слову ИСКУССТВО “слово”

  1. Одно существительное.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Характеристика из четырех слов.
  5. Одно существительное – ассоциацию.

Итог: стихотворение в прозе “Об искусстве”

Задания группам:

Группа № 1 Искусство (литература).
Группа № 2 Искусство (живопись).
Группа № 3 Искусство (музыка).

Из творческих работ:

Итог: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани

6. Рефлексия.

Состояние души на уроке…

Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке.

Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п.

Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке.

Из творческих работ: существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий, возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать, вдохновлять, любить.

– За что ты можешь себя похвалить?
– Что можете сказать в заключении урока?
– Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе!

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах.

7. Музыкальная заставка.

“Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

Литература.

  1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Кичак Т.Н. Программа “Музыка”. 1-8 классы. М., 2006.
  2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2007.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа “Музыка”. 1-7 классы. М., 2007.
  4. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)
  5. Программы образовательных учреждений “Музыка”. 1-8 классы. Авт. кол. под руководством Д.Б.Кабалевского. М., 2006.
  6. Примерные программы основного общего образования. Искусство (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2010.
  7. Ресурсы сети Интернет
    http://standart.edu.ru/
    www.liveinternet.ru /Репродукция картины “Весна. Большая вода”/
    www.artrussia.ru /Репродукция картины “Грачи прилетели”/
    www.liveinternet.ru /Фото Левитан И./
    www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./
    www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./
    www.kostyor.ru /Фото Тютчев Ф.И./
    http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
    http://festival.1september.ru/articles/519655/
  8. Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников:
    Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.

Есть на улице старинной
Дом, хранимый добротой.
Дом еще постройки царской,
Но душою молодой.
Здесь касаются несмело
Клавиш юные мечты…

Оказавшись в нашем поселке, вы обязательно обратите внимание на красивое двухэтажное старинное здание, из окон которого до вас доносятся музыкальные звуки. Это детская школа искусств, которая всегда приветствует юные дарования и всех желающих приобщиться к миру прекрасного.

Войдя внутрь школы, понимаешь, что это царство музыки и изобразительного искусства: доносятся прекрасные звуки строгого фортепиано, звонких русских народных инструментов. В одном классе играют Бетховена, в другом — Чайковского, в классе музыкальной литературы слушают музыку. Стены коридора украшают картины юных художников: натюрморты, портреты, пейзажи…

В нашей школе 12 уютных, теплых, солнечных кабинетов. Два принадлежат художественному отделению, а остальные десять - музыкальному. Само здание - одно из старейших в нашем поселке, внутри сохранились и изразцовые печи, и лепнина, и высокие потолки.

Музыкальная школа в Большом Мурашкине открылась в 1968 году. Первым директором была Н.И. Морозова, а педагогический коллектив состоял всего из четырех человек - Т.М. Пеньковой, В.И. Крупиной, Л.В. Подмогаева и В.Е. Идолова. В первый класс только что открывшейся школы пришли тридцать учеников, в числе первых выпускников были Александр Поршнев, Ольга Фролова, Галина Масанова, Татьяна Крутикова и Елена Андриянова.

С 1972 года по 2001 год школой руководила Татьяна Михайловна Пенькова. Под ее руководством были открыты филиалы в с. Холязино (преподаватель Светлана Валерьевна Шибаева), в п. Советский (преподаватель Елена Викторовна Фомина).
За первые 17 лет педколлектив в школе постоянно менялся. Приезжали молодые специалисты после окончания музыкального училища, которые, отработав несколько лет, уезжали. Эта ситуация изменилась в 80-е годы, когда в родную школу преподавать вернулись ее выпускники: Лариса Калигина, Марина Башаркина, Лариса Лунина, Ольга Майорова, Наталья Ананьева, Марина Григорьева. В 1981 году после окончания Дзержинского музыкального училища по распределению в нашу школу приехала Елена Григорьева. Встретив свою судьбу, она осталась в нашем поселке навсегда.
С большим энтузиазмом, молодой энергией новый коллектив взялся за работу. В то время в поселке проводилось много интересных, познавательных мероприятий и преподаватели детской музыкальной школы принимали в них активное участие.

В 2005 году в результате объединения музыкальной и художественной школ образовалось новое учреждение - детская школа искусств. Изменившийся статус расширил возможности школы, увеличил контингент учащихся. Обучаясь на музыкальном отделении, дети осваивают игру на фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, гитаре. Помимо этого, учащиеся проходят курс теоретических дисциплин. Также дети занимаются в хоре, в ансамбле ложкарей, в вокальном ансамбле. Юных художников учат понимать живопись, рисунок, скульптуру, видеть прекрасное в каждом изменении природы.
В настоящее время педагогический коллектив состоит из 10 человек, которые отдают все свои силы, знания, частичку своего сердца, неиссякаемую любовь к искусству учащимся. Это сплоченная, дружная, творческая команда единомышленников, профессионалов, знающих и любящих свое дело.

С 2001 года директором музыкальной школы стала Ольга Владимировна Шикова (Майорова). Это энергичный, инициативный руководитель, энтузиаст, который по-настоящему любит свое дело. Много сил она вложила в то, чтобы школа жила и развивалась. На плечах этой женщины груз немалый - школа искусств, у которой крепкая материально-техническая база: новые инструменты, звуковая аппаратура, мультимедийная техника, новая мебель в отремонтированных классах.

Любая школа славится своими учениками. За 50 лет было 45 выпусков. Около четырехсот учащихся получили свидетельство о начальном музыкальном образовании. Многие выпускники продолжают дружить с музыкой несмотря на то, что выбрали другие профессии, для некоторых же музыкальная школа стала путевкой в жизнь. Марина Плаксина, Светлана Снегирева, Наталья Ошиткова, Анна Гроздова, Андрей Каплин, Олег Шестов, Тамара Никулина, Ирина Астраханцева, Юрий Матвейцев после окончания профессиональных учебных заведений продолжают трудиться в сфере культуры и искусства. В настоящее время получают среднее музыкальное образование выпускницы школы Юлия Богаткина, Вера Жбанова, Анастасия Гаранина.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является концертная деятельность учащихся ДШИ. В школе существуют хоры младших и старших классов, ансамбль ложкарей «Русские потешки», вокальные ансамбли «Радужные нотки», «Созвездие», ансамбль русских народных инструментов, а также педагогические творческие коллективы - вокальный ансамбль «Элегия», трио народных инструментов. Все они являются постоянными участниками районных мероприятий.

Традиционно учащиеся школы вместе с преподавателями выезжают в Нижегородский театр оперы и балета им. Пушкина, Нижегородскую консерваторию, филармонию. Активно ведется в школе воспитательная и концертная работа. На протяжении многих лет проходит праздник «Посвящение в музыканты и художники», где первоклассники из рук выпускников получают символический ключ к музыкальным знаниям.

Стало хорошей традицией проводить несколько раз в год совместно с работниками районной библиотеки литературно-музыкальные гостиные, темы которых очень разнообразны. Эти вечера пользуются большой любовью у большемурашкинцев.

На художественном отделении развивается выставочная работа, в конце каждого полугодия выставляются работы учащихся отделения.

Одной из важных форм работы является подготовка детей к участию в фестивалях, конкурсах, выставках всех уровней. Отрадно, что с каждым годом количество победителей растет. Только в этом учебном году 24 ученика школы стали победителями межрайонных, областных, межрегиональных и международных профессиональных конкурсов и фестивалей.
Будем помнить - прекрасное пробуждает доброе.

От всей души поздравляем коллектив школы искусств, выпускников, учащихся, родителей с Днем рождения нашей любимой школы!

Выпускницы 1979 и 1980 гг. Марина Боголепова (Башаркина) и Лариса Удалова (Лунина)

Я.В. Рачилина

ст.Медведовская

2018г.

Я.В. Рачилина

Ст. Медведовская

2018г.

Рецензент:

Охрименко О.В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский район

Я.В. Рачилина, воспитатель МБДОУ д/с №32

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к организации педагогического процесса, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста. Разработанные игры эффективны в педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста и направлены на формирование нравственных качеств: милосердие, доброжелательность, сострадание, дружелюбие, заботливость, чуткость. Материал рекомендован к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………………...5

Актуальность…………………………………………………………………...6

Цель, задачи……………………………………………......................................7

«Поможем Федоре»…………………………………………………………….8

«Дарим свое тепло»…………………………………………………………….11

«Доброе сердце»………………………………………………………………..11

«Доброе животное»…………………………………………………………….13

«Добрая тучка»…………………………………………………………………14

«Добро – зло»………………………………………………………....................15

«Сотворение чуда»…………………………………………………....................16

«Круг желаний»………………………………………………………………….18

Аннотация

Методическая рекомендация ориентирована на проведение интересных игр по духовно – нравственному воспитанию, которые сформируют осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепят навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, познакомят со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения, воспитают дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к взрослым людям.

Актуальность темы:

Определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель : сформировать у дошкольников нравственный облик и нравственную позицию по отношению к жизненным ситуациям.

Задачи:

Формировать у детей сочувствие по отношению к другому человеку;

Учить товарищескому взаимодействию в игре, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми;

- формировать способность к сопереживанию , умению отзываться на горе и радость других людей;

- развивать чувство единства, учить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать;

- воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, побуждать детей в стремлении делать добро другим людям;

Учить детей различать добрые и злые поступки, воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие;

- воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игра № 1

«Поможем Федоре».

Цель: формировать сочувствие по отношению к другому человеку, доброжелательное отношение.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

Федора.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федора, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра «Кто чем занят?» : дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).

Игра № 2

Задача: создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

Пес

Шагал

По переулку.

Он жевал

Большую

Булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Сел пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Не дал!

Подошла

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Мяушка.

Встал

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Не дал!

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Корочку!

Сел

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: ребята играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №3

«Дарим своё тепло»

Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.

Игра № 4

«Доброе сердце»

Цель : формировать у ребенка способность к сопереживанию , умение отзываться на горе и радость других людей, воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям.

Оборудование: сердце из картона в середине вырезанное окошечко

Х од игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами, сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 5

«Доброе животное»

Цель : развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры:

Воспитатель: «Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра № 6

«Добрая тучка»

Цель : формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Игра №7

«Добро - зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Ход игры:

Дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Игра №8

«Сотворение чуда».

Цель: учить понимать чувства другого, посочувствовать ему.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).


Прекрасное пробуждает доброе сценарий - урок-экспресс. Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Цели урока : Обобщить и систематизировать материал по пластическим видам искусств; проконтролировать уровень знаний учащихся по темам предмета МХК. Развивать умение учащихся анализировать и сравнивать произведения различных видов искусств. Пробуждать творческий интерес к культуре своего народа, народов мира.

Оказать благотворное влияние на развитие мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру речи, общения; интерес к сценическому искусству; коммуникативные навыки.

Оборудование урока : 1) Музыкальный ряд: "Песня о сказке", слова Ю.Энтина, музыка Вл.Шаинского. 2) Зрительный ряд: репродукции изо и народного творчества; книжная выставка.

На наших уроках по мировой художественной культуре согласно программе мы знакомимся с различными видами искусств.

В мир искусств - сложный и многообразный, завораживающий - мы входим с вами постепенно и вместе постигаем все секреты его волшебства.

Каждый урок по мировой художественной культуре был для нас "открытием" в Мире Прекрасного, и тема сегодняшнего урока - "Прекрасное пробуждает доброе". А как вы понимаете это выражение?

(Это действительно так, ведь настоящее искусство призвано покорять, удивлять, делать нас чище нравственно, богаче духовно, добрее, счастливее...)

Каждый добрый человек, по-моему, немного может быть волшебником! А в чем состоит это волшебство, как вы думаете, ребята?

(В том, наверное, что рядом с такими людьми нам легко, просто, у каждого из нас от общения с ними на душе делается теплее, радостнее...)

Я хочу, чтобы с такими добрыми чувствами мы прожили сегодняшний урок. Давайте попробуем быть добрыми волшебниками! Мы в силах создать доброжелательную атмосферу в классе.

Сегодня у нас урок-экспресс. Вы будете сдавать экзамены по различным видам искусств: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладному искусству. Урок итоговый: обобщение и закрепление знаний по пластическим видам искусств.

Путешествие по стране Искусств будет проходить среди команд по часовой стрелке. За столами сидят ваши консультанты, девятиклассницы, прошлогодние мои ученицы-отличницы. Перед ними - маршрутные листы путешествий.

Консультанты будут фиксировать баллы за сдачу экзаменов каждым учеником и сумму баллов всей команды. Если член команды не знает ответа на вопрос, за него отвечает капитан команды.

Инсценировка по ходу урока

Учитель : Но позвольте, а где же капитан вашей команды Володя Костыльков? Нет его? Но где же он? (Выглядываю за дверь. Он бежит по коридору).

С шумом распахивается дверь и вбегает запыхавшийся Волька.

Волька : Я! Извините за опоздание!

Учитель : Да чего уж с тобой поделаешь, проходи! А что это у тебя в руках?

Волька : Клад! Клад со старинными вещами.

Учитель : Ну проходи, проходи! Ставь свой сосуд на стол, он как раз будет украшением. Итак, начинаем сдачу экзаменов.

Волька : Встает и дует в вазу. Поднимается облако дыма. (Звучит музыка, но в тот же миг в класс входит Хоттабыч).

Хоттабыч : Апчхи! Апчхи! Приветствую о тебя, прекрасный отрок!

Волька : Ты кто такой?

Хоттабыч : Знай же, о благословеннейший из благословенных, что я не кто иной, как могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, т.е. Хоттабыч.

Я был бы несказанно счастлив узнать твое имя, о прелестнейший отрок!

Волька : Меня зовут Волька.

Хоттабыч : А как имя отца твоего?

Волька : Его зовут Алексей.

Хоттабыч : Так знай же, превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша, я буду выполнять все, что ты мне прикажешь, ибо ты спас меня от заточения. Ох как я долго в нем пребывал! А что ты здесь делаешь?

Волька : Сдаю экзамены по мировой художественной культуре.

Хоттабыч : По искусствоведению? Знай же, о изумительнейший из изумительных, что тебе неслыханно повезло, я так богат знаниями по этому предмету! Я так люблю твою школу, да будут благословенны ее фундамент и крыша!

Я буду тебе незримо подсказывать ответы на все вопросы, и ты прославишься среди учеников школы и среди учеников всех близлежащих школ.

Волька : О нет-нет! Благороднейший Хоттабыч, мы и сами справимся, я ведь не один, нас целая команда, а вместе мы - сила, мы все преодолеем. А ты устал от долгого сидения в сосуде, присядь, отдохни, послушай нас, пожалуйста.

(Звучит музыка. Путешествие начинается. Пока звучит музыка, ученики сдают экзамены по различным видам искусств. Далее идет подсчет очков.

Хоттабыч : Пока подсчитываются очки, я хочу тоже задать вам несколько вопросов. Первое задание. Напишите полностью мое имя. Второе задание. Отгадать жанры в ИЗО.

(Консультанты подводят итоги сдачи экзаменов и делают анализ ответов).

Хоттабыч : Молодцы! Изумительнейшие из изумительных, отроки мои. Как бы мне отметить ваши великие познания в искусстве? Ах да! Придумал! Я превращу вас всех в золотых рыбок! Нет?

Тогда выделю каждому из вас по бороде! Опять не то? Придумал! Лучше я подарю вам медали от джинна-волшебника. (Дарит медали).

Хоттабыч отвечает на звонок по сотовому телефону. Его приглашают в школьную библиотеку постигать современные знания по МХК, вежливо прощается со всеми и уходит.

Учитель обращается к книжной выставке : художественное произведение Л.И.Лагина "Старик Хоттабыч". Учитель задает домашнее задание:

1) Посмотреть в книге, как правильно пишется имя джинна, старика Хоттабыча, обратить внимание на концовку книги, сколько лет прожил волшебник на свете? 2) С какими новыми видами искусств вы сегодня столкнулись? автор Шабанова С.............. Песни Тосты Сценарии Игры и конкурсы