Методическая разработка на тему: Методические рекомендации Заповеди вожатого. Заповеди вожатого (информация повышенной секретности!) вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен

В течение всего дня форма одежды дежурного вожатого и детей, дежурящих по территории – рекомендуется парадная. Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел) Следит за чистотой в КВ, выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией. При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря. Требования к заправке кроватей.

Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.

Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
Все это накрывается покрывалом.
Концы покрывала заправляются под матрац.
Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д.
Это категорически запрещено.
В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
2. Ищи истину вместе с ребенком,
3. Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
4. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
5. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ от Дэвида Льюиса

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
2. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
8. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

· Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

· Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

· Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

· Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

· Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

· Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

· Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

· Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

· Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

· Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

· Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

· Высказывая свое мнение, спрашивай: «Как вы думаете?» (каждый ребенок имеет право на собственное мнение).

· Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

· Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

· Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

· Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

· Будь с ребятами вместе, рядом и чуть-чуть впереди.


НАПАРНИК – это твой МАМАПАПАБРАТСЕСТРА!

1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.



2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!


Юридическая сторона вопроса или «Ох, и не легкая это работа….»

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Воспитатель

1. Планирует и организует жизнедеятельность детей в соответствии со всеми требованиями к условиям проживания, охраны здоровья и жизни детей, а также правилами внутреннего распорядка.

2. Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и старшему вожатому.

3. Обязан:

Осуществлять контроль и нести ответственность за питание де­тей;

Следить за санитарно-гигиеническими условиями проживания;

Следить за здоровьем детей совместно с медицинским персона­лом;

Осуществляет контроль за распорядком дня, жизни в лагере и дисциплиной;

Принимать участие в культурно-творческих делах отряда;

Участвовать в педагогическом совете лагеря.

Вожатый

1. Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, раз­вивающих, развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

2. Обязан руководствоваться принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном от­дыхе детей, с учетом психологического и психического развитии.

3. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

4. ТВОРЧЕСКИ подходит к разработке и проведению отрядных и об­щелагерных дел, используя ранее разработанные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

5. Вместе с воспитателем осуществляет контроль внутрилагерного распорядка жизни детей, активно сотрудничает для установления дисциплины.

6. ВЕЗДЕ И ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТ ДЕТЕЙ НА ВСЕ МЕРОПРИЯ­ТИЯ И В СТОЛОВУЮ.

7. Следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания детей извещает администрацию о несчастных случа­ях.

8. Участвует в педагогическом совете лагеря, аккуратно ведет всю документацию отряда.

9. Своевременно сообщает о недостатке средств в работе.

10. Старается оптимизировать свою деятельность и общение с детьми, организовать само управление в коллективе воспитанников.

11. Проходит периодические медицинские обследования.

ПРАВА

Вожатый имеет право:

Участвовать в управлении лагерем;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через предста­вителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушени­ем педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рассле­дования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики воспитания, мето­дические пособия и материалы;

Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящие­ся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дис­циплинарной ответственности.

ЗАПРЕЩЕНО

Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ла­геря, законных распоряжений директора лагеря и иных локаль ных нормативных актов.

Применение методов воспитания, связанных с физическим и/ил психическим насилием над личностью воспитанника, а также со вершение иного аморального проступка.

Употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом со стоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а так же допущение распития алкоголя и курения со стороны детей.

Пропуск без уважительной причины планерки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников.

  • 1. Приехав в лагерь,оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
  • 2. Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.
  • 3. Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
  • 4. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
  • 5. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
  • 6. Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
  • 7. Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.
  • 8. Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
  • 9. Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.
  • 10. Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.
  • 11. Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.
  • 12. Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".
  • 13. Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
  • 14. Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
  • 15. Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
  • 16. Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.
  • 17. Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.
  • 18. Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.
  • 19. Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.
  • 20. Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

И еще несколько советов:

  • · Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
  • · Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.
  • · Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.
  • · Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • · Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.
  • · Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
  • · Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
  • · Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
  • · Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
  • · Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.
  • · Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце. Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.
  • · Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • · Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

В наш обиход понятие “табу” вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Следует иногда порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние «результаты» могут быть и заметны - послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.

Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха - тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе - на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю... Да и сама атмосфера лагеря - любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть. лагерь вожатый отношение дети

Увы, но репрессивные традиции воспитания тоже живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Ведь все равно эти войны проиграны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе - воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути - завоевывать ребят?

Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:

  • · Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не виляйте по дороге.
  • · Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
  • · Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.
  • · Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
  • · Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
  • · Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • · Доверяй и тебе будут доверять.

Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются «по наследству» и украшают жизнь детей.

Итак, педагогическое табу. На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере? На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка. Итак, теперь поговорим о табу на то, что всегда дает отрицательный результат.

Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление, и автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприимчивость к его словам. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми - проиграете в любом случае.

Проследите за своей речью, и исключите из нее (своей речи) такие выражения как:

Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.

Кому неинтересно - может выйти.

Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.

Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!

Вот приедут родители, они о тебе все узнают.

Умней ничего не придумал?

На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.

На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.

На безрезультатные нотации, а также нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз - в одно ухо влетает, в другое вылетает.

На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в некоторых лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!» Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не стоит...

Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать ярлыки, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей - это сфера табу.

Иногда воспитатели жалуются: «Никаких нервов не хватает!», «Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!». Это - оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Причины все равно остаются.

Если поведение ребенка не соответствует ожиданиям вожатого, нужно наедине тактично объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Неуместно вожатому начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, тем более, родителям. Поступать так - это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.

Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не обязательно, например, всегда, всем и везде ходить строем в столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» - а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств».

Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.

В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. В некоторых лагерях культивируются запреты в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно, нет. Однако состояние абсолютной покорности продолжается там формироваться инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать подобными оскорбительными методами!

Есть еще одна сфера табу - личная жизнь ребенка в лагере. Может быть, хватит считать, что детство - это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы - самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере - на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев - словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не должен залезать в его чемодан, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что - обыск? Не нужно заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное молоко. Убедить, что это полезно, - другое дело. Главное в лагере - выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью - отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него нет ориентации на плохое. Плохое поведение появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в красавицы, другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в любимчиках, других делать козлами отпущения. Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка -- на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя -- игнорированием личности воспитанника! Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, -- в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении. Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых подростков «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей -- и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные адекватные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников.

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, право быть не как все; дружить с кем хочется; любить то, что не любят все; отказываться от навязываемых дел и иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность - это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно кажется некоторым вожатым опасным. Некоторых вожатых раздражает тот, кто не как все. Вот подлизы, приспособленцы, удобные не раздражают.

Некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие белые вороны найдут взаимопонимание, и взаимоучастие, не подчинение - а согласование, возможность идти как все «нормальные герои» в обход. И пусть идут!

В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать - значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.

Заповеди вожатого

  1. Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
  1. Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.
  1. Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
  1. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
  1. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
  1. Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
  1. Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.
  1. Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
  1. Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.
  1. Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.
  1. Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.
  1. Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".
  1. Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
  1. Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
  1. Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
  1. Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.
  1. Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.
  1. Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.
  1. Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.
  1. Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

Нравственные принципы вожатого.

Принцип «красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.

Принцип «могучей кучки».

Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.

Принцип «фельдмаршала

Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.

«Принцип горы».

Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!

«Принцип антиканонов».

Помочь детям выйти за грани стереотипов.

«Принцип камня, брошенного в воду».

Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.

«Принцип положительного в ребёнке».

Ищи в ребёнке хорошее.

Принцип «репутации напарника».

Поддерживай «репутацию напарника».

Советы вожатому:

Внимание и доброжелательность к детям – основа всех основ.

Волшебные слова “творчество” и “порядок” удивительно связаны между собой. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное.

Старайтесь чаще хвалить детей, даже самых трудных, не жалуйтесь родителям.

Первый день ребята вас испытывают, обратите все в шутку.

Главный результат работы – настроение каждого ребенка и отряда в целом. Скука в отряде – это ЧП. Создай атмосферу доброжелательности, умения выслушать другого, уважать мнение каждого в отряде.

Забудь слова “Нельзя; я требую; я за все отвечаю; ты должен делать так; я хочу, чтобы…”, заменяя их словами “У нас так не принято; твой поступок некрасив; я бы посоветовала тебе обратить внимание


Те, кто следил за моей работой на протяжении многих лет, могут спросить, на что бы я мог пойти, составляя список из семи заповедей для работы с молодежью. Я всегда утверждал, что не существует простой формулы для работы с людьми, поскольку они динамичны (постоянно меняются) и, как правило, эмоциональны и нерациональны. Несмотря на то, что я всегда понимал использование подобных списков, работа вожатых не столь проста. Что же особенного в этом списке? Читая их, Вы столкнетесь с утверждениями, которые являются очень специфичными, что они, по сути, сводятся к универсальным истинам. Воплощенные и безупречно реализованные, они способны оказать значительное положительное действие на лагерную культуру и судьбы людей, пребывающих в лагере. И наоборот, вспомните прошлые ошибки и заметьте, скольких из них можно было бы избежать, если бы эти «заповеди» соблюдались. Данная информация предназначена для рассмотрения во время подготовки сотрудников, и даже может быть внесена в специальное руководство. Я рекомендую несколько раз за лето возвращаться к этому перечню и просматривать его. Когда Вы прочтете его, Вы поймете почему.

Никогда не думайте, что Ваш шутливый сарказм, особенно использование прозвищ, будет воспринят так, как Вы предполагаете.

На самом деле, учтите, что в какой-то момент, ситуация может обернуться так, что Вы сильно об этом пожалеете. Чувство юмора в большей степени культурное и личное понятие, оно не универсально. Однако, немного людей, осознают это. Многие, в особенности мужчины, настолько привыкли в детстве к различным издевкам, что они уже даже забыли, когда научились ставить эмоциональный барьер от острой боли, причиняемой такими действиями. Это не хорошо. Так срабатывает защитный механизм, который подрывает свободу общения и доверие к другим людям. Многие дети еще не дошли до этой стадии, и с Вашей помощью, к счастью, никогда не дойдут. Лучший вариант. позитивное взаимодействие и пример для Ваших лагерников, как можно общаться без постоянных «шуток». Это потребует определенных усилий, но результаты стоят того!

Всегда делайте то, что пообещали. Никогда не обещайте того, что не можете выполнить.

Давайте только такие обещания, которые Вы на 100% сможете выполнить. Это касается всего и всех, а не только вознаграждений и результатов. В момент воодушевления легко дать обещание с наилучшими намерениями, однако, когда наступает время выполнения обещания, возникают препятствия. Это особенно актуально, когда приходится иметь дело с последствиями, особенно в эмоционально ответственный момент. Дети обладают поразительной способностью запоминать мельчайшие детали того, что им говорят взрослые. Невыполнение обещаний ведет к потере доверия, а доверие сложно обрести вновь, если оно было однажды утрачено. Непоследовательность взрослых - это одна из тех вещей, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. Таким образом, обратное утверждение тоже верно: если человек всегда выполняет свои обещания, это неизмеримо повышает его статус в глазах лагерников. На самом деле, одним из самых распространенных качеств, которым оперируют дети в разговорах о взрослых, является доверие взрослым. Это простой момент, однако от него многое зависит.

Всегда вмешивайтесь, если слышите, как дети критикуют друг друга. Никогда не верьте, если ребенок говорит: «Меня это не волнует».

В нашей жизни мы либо вырастаем теми, кем мы можем стать, либо вкладываем энергию в защиту того, кем мы являемся. Мы не можем иметь и то, и другое одновременно. Лагерь. это одно из тех мест, где мы можем контролировать внешнее окружение, чтобы дать детям широкую возможность для развития.Слишком много существует историй о детях, которые попали в трудные ситуации из-за невинных прозвищ и взрослых, которые не придали этому значение, когда у них была возможность как-то повлиять на ситуацию. Если хотя бы один раз пустить этот вопрос на самотек, это значит, что Вы потворствуете такому поведению, или, по крайней мере, что Вы прореагируете только в случае крайней необходимости. Неважно, насколько Вы опытны в этом вопросе, достаточно просто сказать что-то типа, что это «не хорошо» или «не круто», чтобы прекратить происходящее. Вмешивайтесь постоянно, и Вы установите культуру, не допускающую такое негативное поведение. Кто знает, возможно, поступая таким образом, Вы когда-нибудь спасете чью-то жизнь.

Ежедневно общайтесь с каждым лагерником и задавайте правильные вопросы.

При том количестве событий и взаимодействий, которые происходят в лагере ежедневно, для одного человека слишком сложно полностью быть в курсе всего. Даже те вожатые, которые ответственны за небольшую группу лагерников (8-12 детей) делают все возможное, чтобы быть осведомленными обо всем. Легко может пройти несколько дней без непосредственного общения между вожатыми и лагерниками один на один, особенно если дети веселятся и хорошо себя чувствуют. Чтобы противостоять этой тенденции, возьмите себе за правило каждый раз во время приема пищи сидеть рядом с разными детьми, проводить индивидуальные мероприятия с Вашими лагерниками во время тихого часа, и перед отбоем спрашивать каждого из них, как они провели день. Пусть ежевечерним ритуалом станут ответы ребят на вопросы: «Что было самым лучшим в сегодняшнем дне?», «Что было самым сложным в сегодняшнем дне, и какие уроки ты извлек?». Вы будете удивлены узнав, что на самом деле волнует ребят. Что наиболее важно, Вы будете готовы реагировать на любые ситуации, и ничто не пройдет мимо Вас. Важно непременно делать это ежедневно и не искать предлогов, чтобы не делать этого.

Превратите в нечто особенное свободное время, например, время перед сном.

Большинство самых лучших моментов во взаимоотношениях лагерников и вожатых происходят в периоды свободного времени, например, игры, тихий час, время перед сном. Это также те периоды, когда вожатые проводят меньше всего времени со своими лагерниками, вместо этого они устраивают себе перерывы или спешат заняться вечером своими делами. Если Вы будете проводить это время со своими лагерниками, Вы обнаружите очарование в лагере и взаимоотношениях лагерников и вожатых.Ценность создания вечерних ритуалов просто безмерна. Особенно, давняя традиция рассказывания историй. Между взрослыми и детьми возникает мощная связь, когда они собираются вместе и рассказывают истории, которые рождают путешествия в воображении детей. Вопреки тому, как думают многие люди, рассказывание историй не подлежит оцениванию Вашими лагерниками. Рассказ любой соответствующей их возрасту истории достаточен для возникновения взаимосвязи и ощущения единства с Вами. Ваши усилия, затраченные каждый вечер, окупятся сполна уважением и близостью, которые они будут чувствовать по отношению к Вам в течение дня. Это также обеспечит Вам наилучшие воспоминания о лете.

Если сомневаетесь, не делайте!

Каждый раз, когда ребята спрашивают Вас, можно ли делать что-то, а Вы на 100% не уверены хорошо ли это, остановитесь и хорошо подумайте, прежде чем ответить. Ваша самая важная обязанность как лагерного вожатого, которую необходимо выполнять, - этообеспечение безопасности лагерников. Большинство несчастных случаев происходят из-за небрежных ошибок, которых легко можно было бы избежать. Очень часто нарушаются элементарные правила, которые молодые вожатые не считают важными: например, запрет бегать на причале или бегать босиком там, где не нужно. Эти правила часто являются результатом прошлых ошибок. Соблюдайте их, и Вы сможете учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Многие другие проблемы возникают, когда вожатые разрешают проводить мероприятия, чреватые внезапными травмами, например, «нападения», шалости, «подушечные бои». Некоторые травмы происходят под контролем, но некоторые являются результатом потери контроля. Помните, что дети гораздо больше подвержены испытывать сильное эмоциональное напряжение во время игры, чем действовать из соображений безопасности. В действительности, Вы должны понимать, что в некоторый момент Вы должны сказать «нет», хотя они не поймут почему. Это не прибавит Вам популярности в тот момент, но зато Вы сможете сохранить их здоровыми, пока они не успокоятся.

Всегда лучше быть замечательным вожатым по мнению Вашего директора, чем быть «классным» в глазах Ваших лагерников.

Этим летом большую часть времени Вы проведете с людьми, которые младше Вас. Для большинства вожатых это новый и необычный опыт. Не всегда легко установить необходимые барьеры, особенно если Вы устали и утомлены. Опытные лагерные сотрудники рассказывают истории о том, как они убегали и занимались личными делами или «растворялись» в поведении лагерников, а потом жалели об этом!

Работа с детьми должна быть веселой, и способность к игривости для более тесной связи с лагерниками просто необходима для Вашего успеха. Просто всегда будьте уверены, что Вы помните, что Вы являетесь взрослым человеком и наняты как специалист в своей области. Подумайте о тех взрослых, которые сыграли наиболее важную роль в процессе Вашего взросления. И хотя временами они действительно были «классными», они всегда преследовали Ваши интересы в хорошем смысле слова. Не смотря на то, что они всегда на Вашей стороне, это не означает, что они всегда согласны с Вашим мнением. Используйте этот подход в общении с лагерниками, и Вы также сможете оказать положительное влияние на их жизни, как когда-то те люди оказали на Вашу жизнь. А Ваша ценность для лагеря необыкновенно возрастет!