Духовно нравственное воспитание ребенка дошкольника. Нравственное воспитание дошкольников

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Ступеньки духовно-нравственного становления личности ребенка.

“Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек”.
В. Белинский.

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – это абсолютная диалогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти духовную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Нравственное развитие - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …
Духовно – нравственное развитие – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе. Духовно – нравственное воспитание является объективной необходимостью в настоящее время.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
“Школа (скале) - есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения. Возвышения души ”. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне него» - говорит Ш.А. Амонашвили.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина справедливо указано, что именно в “школе” должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь.
Работая в дошкольном учреждении, начинаю искать, узнавать о том, как помочь каждому ребенку подняться по лестнице духовного восхождения, как вложить в каждого ребенка искорку важных, духовно-нравственных ценностей.
Начала свою работу с трех заповедей:
1. Верить в безграничность ребенка;
2. Верить в себя;
3. Верить в силу гуманной Педагогики.
Узнавая новое, делюсь с детьми. В совместной деятельности читаю сказки, но не просто сказки, а философские, которые учат детей рассуждать, примерять роль героя и находить духовно-нравственные ценности в окружающем их мире и самих себя.
Следующим этапом становится главный праздник каждого ребенка – день рождение. В детском саду он начинается с подарка-пожелания имениннику от каждого ребенка. Сначала детям очень сложно было дарить пожелания, так как они не могли отделить материальные ценности от духовных. Но с каждым поздравлением подарки становились разнообразнее, дети говорили о добром сердце, о любви, о честности, благородстве души. К подготовительной группе дети не желают богатства в будущем, а хотят видеть благородного человека, наполненного нежностью, преданностью и любовью. Это ли не первая ступень духовно-нравственного становления личности Ребенка?!
На развивающих занятиях иду вместе с детьми к новым знаниям, думаем, решаем поставленные цели и добиваемся результатов. Каждое занятие начинаем с приветствия, которое в ходе работы сделали ритуалом.
Читаем и обсуждаем на каждом занятии сказки А. Лопатиной, М.Скребцовой – Начала Мудрости. Заканчиваем занятия арт. - упражнением, с помощью которого дети отражают свои чувства и эмоции от приобретенных знаний. Использую методы и приемы Гуманной педагогики, предложенные академиком Ш.А.Амонашвили такие как: «Шепни на ушко», «Опусти голову на стол», «Подари мудрость» и другие, позволяют каждому ребенку научиться думать, рассуждать, искать ответы на вопросы.
На занятиях добротолюбия, человечности и сердцеведения дети познают и обогащают свой внутренний мир такими духовно-нравственными ценностями как: Красота, Вера, любовь, Долг, Ответственность, Совесть и другие. Именно через такие понятия происходит воспитание ребенка. Воспитание – питание духовной оси человека, то есть на занятиях через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности.
«Надо открыть Ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь» (Ш.А.Амонашвили)
Главная доминанта в дошкольном детстве – это семья. Именно поэтому работа с родителями – неотъемлемая часть в работе по формированию духовно-нравственного воспитания.
На родительских встречах провожу анкетирование, организовываю день открытых дверей, показываю мастер-классы с целью обогащения внутреннего мира взрослых.
Предлагаю задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей, составляют философские сказки, дарят книжки-малышки, предлагают интересные варианты кроссвордов.
Таким образом, мои выпускники, уходя из дошкольного учреждения, уносят с собой частицу добра, любви, веры и благородства души.
Литература:
1. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
2. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш. Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
3. А.Лопатина, М. Скребцова – Начала Мудрости. 5-е изд. – М.: - 304 с. (Серия - беседы о воспитании)
4. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. /
Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012. – 248 с.
5. Основы гуманной педагогики. Учитель./М.: Амрита – Русь,2013,280 с.

Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

О чем идет речь?

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели - привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать - это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны - это воспитатели, а с другой - родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Средства

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями - это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Проблема духовности

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно - духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что - нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Гражданский уклон

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети - это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста - это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно­сти, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели­чия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувст­вовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порица­ют, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собст­венное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместны­ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз­расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По­этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли опре­деленные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделя­лось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотде­лимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, спо­собности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она явля­ет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его при­звание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная за­пись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неис­черпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает чело­века: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию де­тей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

  • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных тра­диций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окру­жающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компо­нента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблю­дения за характерными особенностями времен года, погодными изменения­ми, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений че­ловека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориента­цию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, об­рядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора от­ражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое примене­ние в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобрази­тельной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представ­ление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведени­ях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством че­ловеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются ро­ли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ро­стки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неисся­каемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни чело­века, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию прису­ща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее мно­гоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все со­бытия ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Свет­лого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника рус­ской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масле­ницу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, со­страдание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общать­ся друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необ­ходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронра­вие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не ну­жен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к про­цветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных тра­диций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

Литература:
1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного воз­раста.
2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

Евдакова Т.Ю. ,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

Свою статью я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством региональной экспериментальной площадке по теме: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования (в рамках многоуровневой преемственности модели Белгородской области)». Целью, которой является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного, психического и телесного здоровья.
Реализовывая цель эксперимента, перед педагогами МАДОУ были поставлены следующие задачи:
· Воспитание нравственных и эстетических чувств;
· Формирование базисных основ личности;
· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Цель и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:
· Занятия;
· Педагогических проекты («Влияние синтеза искусства на развитие личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Ты детям сказку расскажи»);
· Мастер-классы;
· Творческие объединения педагогов;
· Досуги, развлечения;
· Экскурсии;
· Конкурсы, выставки.
В своей практической деятельности педагогами используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:
· Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
· Проведение совместных праздников.
· Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
· Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
· Детская благотворительность.
· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
· Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
· Творческие вечера.
· Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживает несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· лекторий для родителей;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· индивидуальные консультации специалистов;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· экскурсии;
· визиты домой;
· ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
· индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
· совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления образованием

Праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

студентки

заочной формы обучения

Нурдавлетовой Азалии Закиевны

Научный руководитель:

Оценка научного руководителя Работа защищена

__________________________ ________________________

Зав. Кафедрой___________

(научный руководитель)

«___»______________20____г. «___»______________20__г.

Магнитогорск, 2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретическое обоснование влияния праздников на духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.........................................................................

      Сущность духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте

      Значение праздника в духовно – нравственном воспитании старших дошкольников………………………………………………………………

      Воспитательный потенциал праздников………………………………….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качеств старших дошкольников средствами праздников……………………….

Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качествстарших дошкольников средствами праздников……..

2.1.Исследование уровня сформированностидуховно - нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………..

2.2 Организация работы по формированию духовно - нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием праздников………

2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………………

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Введение

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем духовно - нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности духовно - нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно - нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких духовно - нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играют праздники в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Праздники показывают жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача духовно - нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия самих участников, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои народные праздники, которые связаны между собой.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно - нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: определить влияние праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы полагаем, что духовно - нравственное воспитание старших дошкольников будет более эффективно при использовании праздников как педагогического средства, если:

    работа по духовно - нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

    будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить влияние праздников на духовно - нравственное воспитание;

Теоретическая основа исследования: теория познавательного интереса (В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Н. А. Погорелова, Г.И. Щукина и др.); концептуальные положения о развитии познавательных интересов в онтогенезе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения о роли жизненного опыта в развитии познавательного интереса (С. А. Бедрина, Е. Н. Темникова и др.) Также к теоретической основе относятся труды выдающихся педагогов В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский,Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Методы исследования:

1) метод теоретического исследования (теоретический анализ, изучение литературы)

2) изучение педагогического опыта (анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности)

3) математический метод (регистрация, ранжирование, шкалированиеи др.)

Этапы исследования:

1) Подготовительно-поисковый. На основе изучения теоретических аспектов, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

2) Опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

3) Аналитический. На этом этапе осуществляется анализ и систематизация результатов исследования, обобщались результаты эксперимента.

Теоретическая значимость: теоретически обосновано влияния праздников на духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость: в курсовой работе представлены праздники для старших дошкольников.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, списка использованной литературы.