Овощи в 1 младшей группе. Экспериментальная деятельность и наблюдения

Андреева Елена Александровна, воспитатель,

Детский сад № 59 ОАО «РЖД», г. Смоленск

Цель:
Формировать знания детей по теме «Овощи».
Задачи:
- познакомить детей с овощами, их названием, цветом, формой, активизируя сенсорное восприятие
- познакомить с реальным продуктом питания;
- создать условия для расширения словарного запаса; понимания смысла слов – мыть, кожура, чисть, резать, тереть, варить.
- развивать мышление, мелкую моторику рук;
Материалы: Сундучок, муляжи овощей, реальные овощи (вымытые в кипятке!), листы белой бумаги.
Предварительная работа. Рассматривание дидактического материала на тему "Овощи".

Ход занятия.

Организационный момент

Приветствие «Все захлопали в ладоши».
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.

Основной этап работы:

Ребята, посмотрите, сегодня под дверью кто то оставил вот такой сундучок (показать) .Интересно посмотреть что же в нем, давайте скорее откроем его.
(Открыть сундучок, в нем лежат муляжи овощей, показ по одному) .
- Ребята, посмотрите, что это за овощ? (помидор) .Он красный и круглый.
- А это что за овощ? (морковь) Какой она формы и цвета? (Она оранжевая имеет треугольную форму.)
-Посмотрите, что это за овощ? (огурец) Он овальный и зеленый.
- А это лук. Лук коричневый и круглый.
-Что это за овощ? (капуста) .Она круглая, большая и зеленая.
Из этих овощей можно делать полезные салаты. А мы с вами попробуем засолить капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Молодцы. Теперь капусты нам хватит на всю зиму!
- Посмотрите, а это что за овощ?
-Это свёкла. Она бордовая, круглая.
-Мы сейчас её разрежем и посмотрим, как с помощью свёклы можно рисовать на листке бумаги.
Воспитатель разрезает свёклу. Даёт малышам возможность потрогать пальчиком место среза.
-Испачкался пальчик. Свёкла его покрасила! А давайте сделаем отпечатки на бумаге.
Идёт элементарная экспериментальная деятельность. Малыши пробуют делать отпечатки свёклой на бумаге.

В это время воспитатель проговаривает с детьми действие, название овоща, его цвет и форму.

Подведение итогов.

Ребята, что мы сегодня нашли в сундучке? Где растут овощи?
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
-А теперь давайте все вместе скажем:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить (дети повторяют хором) .
Молодцы ребята!

Программное содержание.

1. Обогащать представления детей об овощах, учить разли­чать овощи на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием овощи, обогащать словарь за счет прилагательных, обозначающих качества овощей. Формировать грамматическую структуру речи (образование формы родительного паде­жа имен существительных).

2. Развивать зрительную память, зрительное внимание.

3. Учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по картине.

4. Учить лепить из пластилина столбики, раскатывая плас­тилин двумя ладонями.

5. Развивать общую моторику, учить координировать свои движения с речью педагога, развивать подражательность, чув­ство ритма.

Материал.

Овощи в корзине, полотенце, чтобы прикрыть овощи в игре «Угадай на ощупь», картина «Собираем урожай овощей», дидактическаяигра«ПоможемкозеЛизе»; (Н. В. Нищева «7 игр для детского сада»), дидактическая игра «Какие овощи в мешке?», пластилин зеленого цвета, «хвостики» от огурцов, тарелочки для выкладывания готовой лепки.

Ход занятия

I. Рассматривание овощей.

Педагог (показывает по очереди каждый овощ, спраши­вает детей). Что это? Какого цвета? Какой формы? (Ответы детей.) Картошка, лук, морковка, помидор, капуста, перец вместе называются - овощи.

II. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Педагог. Я сейчас спрячу овощи под полотенце, а вы попытайтесь, не глядя, найти тот овощ, который я назову. (Педагог называет овощ, ребенок рукой под полотенцем пыта­ется нащупать и достать названное.)

III. Дидактическая игра «Чего не стало». (Педагог показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

IV. Рассматривание картины «Собираем урожай овощей». Педагог (показывает картину, задает детям вопросы,

при необходимости помогает с ответами). Кто нарисован на картинке? Что несет мама? Какого цвета огурец? А какой он формы? Что делает мальчик? Какие овощи собрала девочка? Какого цвета помидоры? Какой они формы? Какие еще овощи выросли в огороде на грядке? Какая морковка? А ка­пуста?

V. Хороводная игра «Огородный хоровод».

Педагог (читает текст, показывает движения, дети по­вторяют).

Мы пришли на огород. Дети, взявшись за руки, идут

Что же там у нас растет?по кругу.

Есть капуста и лучок, Поочередно протягивают руки

Свекла есть и чесночок. то вперед, то на пояс.

Мы корзиночки возьмем,Дети «собирают овощи», на-

Урожай наш соберем! слоняясь и выпрямляясь.

VI. Дидактическая игра «Поможем козе собрать овощи». Педагог. Посмотрите, какая на картинке нарисована

коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи. Давайте ей поможем. (Дети находят картин­ки с изображениями овощей среди других картинок.)

VII. Дидактическая игра на развитие зрительного внимания «Какие овощи в мешке?».

VIII. Лепка «Огурцы».

(Дети двумя руками раскатывают кусок пластилина в колбас­ку. Мамы помогают вставить в заготовку «огурца» «хвостик».)

Проектная деятельность в первой младшей группе «Овощи – это витамины»

Проектная деятельность в первой младшей группе

«Овощи - это витамины»

Цель проекта: расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

Задачи проекта: Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. Познакомить детей с витаминами. Учить различать овощи по цвету, форме, величине. Закреплять приобретенные знания. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка, загадки).

Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука); воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский, информационный, здоровьесберегающий. Включает в себя познавательную, практическую и творческую деятельность.

Участники проекта: дети первой младшей группы (2-3 года), воспитатель, родители.

Длительность проекта: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Актуальность проекта: дети зачастую отказываются есть овощи. Однако в них содержится целая кладовая витаминов. Дети должны понять, что овощи очень полезны для здоровья человека.

Ожидаемый результат:

  • Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме.
  • Дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке.
  • У детей сформированы представления о пользе витаминов.
  • Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
  • Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи»
  • Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).
  • Привлечь родителей в реализации проекта.

Методы реализации проекта

ü Речевая деятельность;

ü Познавательная деятельность;

ü Оздоровительная деятельность;

ü Игровая деятельность;

ü Художественная деятельность;

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

ü Подбор дидактических игр.

ü Подбор художественной литературы.

ü Подготовка методического обеспечения.

2. Основной этап

ü Реализация плановых мероприятий.

3. Заключительный этап

ü Подведение итогов.

  • Итоговое мероприятие.

Приложение 1

Дидактическая игра «Овощное лото»

Цель: Активизировать словарный запас ребёнка. Расширять запас имён существительных в активном словаре детей. Закреплять обобщающие понятия.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с такими же картинками, карточки с пустыми окошками.

Описание игры: В игру могут играть от одного до пяти человек.

1 вариант: Ребёнку предлагается найти такие же картинки как на карточке и назвать предметы.

2 вариант: Ребёнок находит все картинки и классифицирует. Например: «Я собрал овощи» и т.д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Приложение 2

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи)

Цель : учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Воспитатель прячет все овощи в мешочек, а дети по очереди на ощупь отгадывают и называют, что это за овощ.

Приложение 3

Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры»

Воспитатель : На моем огороде уродились разные помидоры: красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по ящикам.

Приложение 4

Сценарий развлечения «В гостях у доктора Витаминкина»

Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я?

— Я доктор Витаминкин. И пришел я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках.

Достает из своей сумки овощи.

Витаминкин: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь) . Она длинная и оранжевая, полезна для зрения.

Дети : Морковка

— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.

Дети : Огурец

Витаминкин: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.

А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.

Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?

Дети: помидор.

Витаминкин : А какого он цвета?

Дети: красный.

Витаминкин : Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.

Витаминкин: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом.

Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза).

Дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится - лук!

Витаминкин: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?

Дети: на грядке.

Витаминкин: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах?

Дети: витаминов.

Витаминкин: Правильно. В овощах много витаминов. А что из овощей можно приготовить?

Дети: супы, салаты … (ответы детей).

Витаминкин : А мы приготовим капусту, посолим ее и будем кушать!

Пальчиковая гимнастика «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку..)

Дидактическая игра «Разложи овощи в корзины».

Витаминкин: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!

Ой, ребятки, посмотрите все овощи перемешались. Давайте разложим их по цвету и форме.

В одну тарелку положим все овощи округлой формы (картофель, помидор, лук, чеснок).

А в другую тарелочку положим овощи зеленого цвета (капуста, огурец, кабачок, перец болгарский).

Витаминкин: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи -полезные продукты!

Растут они…(где?)

Дети : на грядках.

Витаминкин: И чего в них (овощах) много?

Дети: витаминов.

Витаминкин: правильно, витаминов! Деткам их обязательно надо кушать - тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть!

Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей витаминами. Прощается с детьми и уходит.

Приложение 5

Загадки об овощах

Листья собраны в кочан,

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку,

Позовем копать… (картошку)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят… (лук)

На арбуз похожая,

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце… (тыква)

Эти крепкие ребятки,

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы,

Зеленеют… (огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор

Его зовут все… (помидор)

В землю спряталась Девица.

Из земли торчит косица.

Выдерну я ловко

Красную… (морковку)

Есть на нашем огороде,

Чудо вкусное в природе.

Пусть она и небольшая,

Только вкусная такая.

Цвет бордовый и ботва,

Под землей растет всегда.

Отгадать нам всем пора,

Этот овощ, ведь… (свекла)

В моём огороде

Сидит она крепко

Не выдернуть сходу мне

Толстую … (репку)

Приложение 6

Подвижная игра «Кабачок»

Дети идут по кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок — «кабачок» (в маске).

Кабачок, кабачок, тоненькие ножки, Ккрасные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставим, танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком».

Приложение 7

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

В корзине у воспитателя лежат овощи.

Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.

А давайте вспомним, как все начиналось.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

Поливали огород (показать, как поливали)

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться )

А сейчас ей тесно бедной

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Приложение 8

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Воспитатель показывает детям капусту и говорит:

Вот какая у нас капуста выросла. А чтобы зимой нам ею угощаться, мы ее сейчас засолим.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Попробуем как вкусно!

Ведь это же капуста!

Приложение 9

Хороводная игра «Есть у нас огород»

Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:

Есть у нас огород,

Там зеленый лук растет.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины

(В круг встает и танцует ребенок с маской лука)

Есть у нас огород,

Там морковка растет…(В круг выходит ребенок в маске моркови)

Там свеколка растет…(Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрения воспитателя)

В огород мы пойдем

Хоровод заведем.

Будем петь и плясать.

Урожай наш собирать.

Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.

Вид деятельности

Тема

День

1.Познание

Игровая деятельность:

  • Дидактическая игра «Лото-овощи»(Приложение 1)
  • Создание альбома «Мой любимый овощ»

Формы работы с родителями:

  • Подбор художественной и познавательной литературы об овощах.
  • Ширма-раскладушка о пользе витаминов.
  • Пробуем овощи на вкус (в сыром или вареном виде)

2.Каммуникация

  • «Что растет на грядке?» (иллюстрации)
  • «Чудо-овощи» (муляжи)

Игровая деятельность:

  • Словесная игра « Какие овощи растут на грядках?»
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (угадай овощи на ощупь)(Приложение 2)

Формы работы с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций «Овощи»
  • Рассматривание муляжа «Овощи». Знакомство с понятием овощи. Обратить внимание на цвет, форму, размер.

Формы работы с родителями:

  • Составление рассказа об овощах (совместно с детьми).

Экспериментальная деятельность и наблюдения:

  • Определение овощей по цвету, форме, величине.
  • Посадка лука для дальнейшего наблюдения.

3. Художественное творчество

Раскрашивание картинок «Овощи»

Игровая деятельность:

  • Зеленый лук для лесных зверят.
  • Овощи для домашних животных.
  • Лепка: «Помидор», «Огурец» и «Морковка для зайчат».

Формы работы с детьми:

  • Учить лепить предметы продолговатой формы
  • Закрепить навыки в лепке предметов округлой формы

Формы работы с родителями:

  • Изготовление овощей из соленого теста

Экспериментальная деятельность и наблюдения:

  • Появление корней у лука (рассмотреть их)

4. Социализация

Сюжетно-ролевая игра

« Овощной магазин»

Формы работы с детьми:

(Приложение 4)

Формы работы с родителями:

  • Экскурсия с детьми в овощной магазин, на дачный участок.

Экспериментальная деятельность и наблюдения:

  • Появление зеленых перьев. Используем зеленый лук в салатах, супах.

Развлечение

  • Чтение художественной литературы: «Репка»
  • Загадывание загадок « Что растет на грядке?» (А. Барто)

Игровая деятельность:

  • К бабушке и дедушке за репкой (настольный театр «Репка»)
  • В гости к бабушке-загадушке (загадки об овощах)

Приложение 5)

Формы работы с детьми :

  • Учить детей отгадывать загадки, высказывая свою версию отгадки
  • Слушание сказок, рассказов («Репка», «Пых», « Вершки-корешки»)

Формы работы с родителями:

  • Подбор детских книг по теме» Овощи»
  • Сказки: «Репка», «Вершки-корешки», «Пых».

5. Физическая культура

Подвижные игры, игры малой подвижности, словесные игры.

Игровая деятельность:

  • Подвижная игра « Кабачок»

(Приложение 6)

  • Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

(Приложение 7)

  • Пальчиковая гимнастика «Капуста»

(Приложение 8)

  • Хороводная игра «Есть у нас огород»

(Приложение 9)

Формы работы с детьми:

  • Учить детей бегать врассыпную, соблюдая правила игры.
  • Продолжать учить выполнять действия, согласовывая их со словами.

Формы работы с родителями:

  • Подбор подвижных игр, игр малой подвижности.

Список использованной литературы.

1. Бех Л. В. Проектная деятельность работников ДОУ в процессе повышения квалификации // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - N 4. - С. 58-62.

2. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 2. - C. 16-20.

  1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 3. - C. 26-33.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003 г. - 96 с
  4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012-80с.

Подготовила воспитатель Голота Татьяна Яколевна

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах.

Задачи:

  • — Формировать у детей у детей элементарные представления о садовых и огородных растениях (Познание).
  • — Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты» (Коммуникация);
  • — Образование относительных прилагательных: сок из моркови — морковный…

Развивать зрительное и слуховое внимание (Коммуникация);

  • — Развивать логическое мышление при отгадывании загадок
    (Коммуникация);
  • — Формировать представление об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья человека (Здоровье);
  • — Формировать умения понимать смысл загадок; развивать умения читать наизусть небольшие стихотворения (Чтение художественной литературы);
  • — Воспитывать желание помогать «гостю». Развивать желания действовать с элементами костюмов (шапочки); пробуждать интерес к театрализованной игре (Социализация);
  • — Формировать навык понимания и выполнения команд воспитателя
    (Физическая культура);
  • — Согласовывать действия с речью (Коммуникация, Физическая культура).

Методы и приемы:

  • — практические
  • — наглядные
  • — словесные
  • — игровые

Предварительная работа: Беседы об овощах и фруктах — полезных продуктах. Рассматривание иллюстраций, муляжей; чтение загадок, разучивание стихов; дидактические игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением огорода, фруктового сада; картинка с изображением огорода, где растет репка; силуэты овощей — помидор, огурец, морковь, капуста; муляжи – яблоко, груша, слива; корзина.

Ход знятия

Слышится плачь.
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду- посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
— Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются).
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами поедем в страну «витаминную» и возьмем с собой зайку. А на чем мы можем поехать? (Ответы детей).
Страна «витаминная» далеко, и поэтому мы поедем на поезде.
Я – паровоз, а вы – паровозики. Все прицепились? Поезд отправляется.

Подвижная игра «Поезд»
Цель: Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и свои возможности;
побуждать к самостоятельным действиям.
Ход игры
Дети становятся друг за другом, они выполняют роль вагончиков, а взрослый - паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети поют и двигают руками в такт
словам «чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез.
Но вот остановка,
В дороге опять,
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Заяц. Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода).
Воспитатель. Ребята, что это? (огород)
Давайте сядем и расскажем зайчику, что здесь растет? (ответы детей).
А на нашем огороде кроме репки ничего не растет. Давайте посадим овощи.
Я ребятки, загадаю вам загадки,
Вы отгадки все найдите и на огороде посадите.
Растут на грядке, зелёные ветки,
— красные детки. (Помидоры)
(Ребенок находит помидор, называет его характерные особенности и вставляет в огород)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
(Ребенок находит капусту, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
(Ребенок находит морковь, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
(Ребенок находит огурец, называет его характерные особенности и вставляет в огород.)
Воспитатель. Вот все овощи мы и посадили на огороде. Теперь ты понял, заяц, где растут овощи.
Ребята, как называется салат из моркови? (морковный)
Воспитатель. С веток фрукты я сорвала и в мешочек их убрала. Посмотрите, ребята, какой у меня красивый мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Материалы: мешочек, муляжи – яблоко, груша, слива, капуста, помидор и т.д.

Ход игры
Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял.

Почему, ты, так думаешь» (ребенок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети.

Так что было в мешочке? (ответы детей)
Спелые, сочные, разноцветные,
На деревьях всем заметные!
Самые полезные,
А зовутся — (Фрукты)
Воспитатель. Вот все фрукты и в корзине, будем мы варить компот, вкусный и полезный. Как называется компот из фруктов? (фруктовый)

Фрукты и овощи в мешочке находятся и достаются произвольно.
Физкультминутка «Компот»
Будем мы варить компот (Маршировать на месте.)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками «много».)
Будем яблоки крошить. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Имитировать, как мешают ложкой.)
Варим, варим мы компот,
Вкусный и полезный, (Имитировать, пьют компот.)
А теперь его попьем.

Заяц. Я все понял, где они растут, а зачем я их должен есть, не понял.
Воспитатель. Салат мы поели, компотом запили, теперь ребятки расскажу вам сказку, а вы мне поможете. А ты, зайка, внимательно слушай.
Воспитатель. Ребята, так, где же растут овощи, а где фрукты?
Назовите их. Для чего надо кушать овощи и фрукты? (ответы детей).
Запомните сами и расскажите другим:
Ешьте овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Каждый день и круглый год.
И тогда простуда злая
Стороной вас обойдёт.

Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Овощи»

Программные задачи :

1. Дать детям представления об овощах, закрепить умение узнать, различать, называть их.

2. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность познавательный интерес.

3. Формировать умение слушать воспитателя и друг друга.

4. Ввести в активный словарь детей слова обозначающие названия овощей (картошка, морковь, лук, капуста)

Ход занятия

Стук в дверь

Бабушка : Здравствуйте ребята!

Дети : Бабушка!

Бабушка : Ой, ребята, а посмотрите, что я вам принесла? Вот какая корзиночка у меня.

Бабушка : Женя, а покажи мне капусту

Правильно, что это

(Ответ ребенка)

Бабушка : Возьми ее в руки, какая она? (большая, гладкая)

если ребенок затрудняется помочь

Бабушка : А кто знает, какого цвета капуста?

Дети отвечают

Бабушка Миша , покажи бабушке морковку

Бабушка : Правильно, что это?

(ответ ребенка)

Бабушка : А кто любит кушать морковку?

(ответ) Правильно, молодцы

Бабушка : Молодцы ребята! Помогли все овощи мне назвать.

Бабушка : Ребята, а вы знаете, как это все называется?

Дети : Овощи.

Бабушка : Давайте это слово скажем тихо, а потом – громко.

(предлагаю повторить слово тихо и громко)

А теперь давайте приготовим салат -игра «Мы капусту рубим, мы морковку трем»

Б : Овощи растут на огороде. Сейчас мы с вами отправимся на огород. Я старенькая, мне самой тяжело, поможете мне овощи собрать?

Дети : Да!

Но идти надо будет через речку, по мостику, по колючим кочкам, поэтому надо идти осторожно, друг за другом.

(Дети передвигаются по скакалке, а затем перешагивают через конус)

Бабушка : Не спешите, не толкайте друг друга, а то замочим ножки в речке. Вот мы и пришли на огород.

(На импровизированном огороде муляжи овощей, и игрушек : мячики, кубики, цилиндры)

Бабушка : Ребята, смотрите, сколько тут всего, здесь побывал зайчик и перекапал нам весь огород, поможете мне собрать только овощи с огорода?

Дети : Да!

Посмотрите внимательно и сорвите по одному овощу. А сейчас будем смотреть, что вы сорвали на огороде.

Дети : капуста, - это овощ, он растет на огороде.

(каждый ребенок отвечает)

Бабушка : Спасибо, ребятки, помогли бабушке. Без вас бы я не справилась.

А теперь давайте поиграем в зайчиков. Игра «На лесной лужайки»

Бабушка : Какие вы все молодцы, спасибо вам.

Бабушка : До свидания!

Дети : До свидания, Бабушка!