Характеристика современной семьи кратко. Характерные особенности современной семьи

- 31.15 Кб

Введение………………………………………………………… ……………3

Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4

    1. Понятие о воспитании……………………………………………..4
    2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции………...5

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8

2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8

2.2 Особенности формирования личности…………………………..9

Заключение…………………………………………………… ……………..11

Введение

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Актуальность темы обусловлена тревожным состояним современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения общества к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Глава 1. Семья как социальный институт

    1. Понятие о воспитании

Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    1. Характерные признаки семьи, ее структура и функции

Семья - малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Формирование семьи происходит в несколько этапов:

1) вступление в брак – образование семьи;

2)начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: - структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей;структуру коммуникаций.

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреативная.

Репродуктивная функция семьи выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно- бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной - в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Глава 2. Особенности семейного воспитания

2.1 Роль родителей в развитии ребенка

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Для родителей важно, во-первых - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Во-вторых - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, неблагополучная семья). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают, бывают чисто подсознательные моменты.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2.2 Особенности формирования личности

Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания:

    • Демократический
    • Авторитарный
    • Попустический

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия". При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления". При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8
2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8
2.2 Особенности формирования личности…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………13

Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

Тенденции развития:

      Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

      Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

      Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

      Рост числа несовершеннолетних родителей

      Рост числа семейно-бытовых преступлений

      Рост числа бездетных семей

      «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

      несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

      противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

      падение престижа традиционного брака.

Проблемы современной семьи

    урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

    отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

    материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

    разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

    растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

Слепая вера последователей в идеалы секты;

Самоизоляция и обособленность от других общин;

Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

Характерные особенности современной семьи заключаются в следующем:

1. Увеличивается количество неполных семей, в которых основные воспитательные функции выполняет мать.

2. Становится больше родителей, которые живут отдельно от ребенка по причине разводов и рождения детей вне брака.

3. Происходит уменьшение количества регистрации браков и рождаемости.: 1920 год – рождаемость в России в среднем 7, 5 детей на одну женщину, а в 2010 году – 1, 4.

4. Увеличивается количество семей, где воспитывается один ребенок.

5. Кризис отцов – снижается воспитательная роль отца в семье.

6. За счет разводов родителей происходит увеличение количества брошенных детей.

Существует деление семей на благополучные и неблагополучные .

Обращаем внимание на второй вид - неблагополучные семьи, которые делятся на следующие типы:

Криминогенная семья

По данным социальных исследований был сделан вывод, что если в семье есть хоть один судимый член семьи, то вероятность, что кто-то совершит преступление, возрастает в 4-5 раз.

Если взрослые ведут себя преступно, то они являются образцом антиобщественного поведения для детей, усиливают конфликты внутри семьи и криминогенный потенциал.

Аморальная семья

В такой семье концентрируются следующие отрицательные факторы: правонарушения членов семьи, постоянные конфликты, доходящие до скандалов и драк, пьянство, развратное поведение.

Алкоголизм делает семью нищей, ухудшаются бытовые условия, нормы поведения искажаются.

Уважение и привязанность детей к родителям в таких семьях разрушены, подростки становятся озлобленными и мрачными.

Дети калечатся родителями не только нравственно, но и физически.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие детей замедляется, появляются психопатические черты; различные заболевания не выявляются и своевременно не лечатся. Дети получают травмы, побои и их даже выгоняют из дома.

Домашние задания такие дети не делают совсем или не полностью, не качественно, так как у них отсутствуют условия для учебных занятий дома.

Они становятся «ранимыми» из-за отношения к ним сверстников, которые считают их «тупыми» и «двоечниками».

Личность подростка формируется в виде протеста против родителей, школы, учителей и всего общества в целом.

Проблемная семья

Обычно семья становится проблемной из-за соперничества родителей за главенствующую роль в семье. Наблюдается разобщенность между всеми членами семьи. В таких семьях конфликты возникают из-за неверности одного из супругов.

В доме в атмосфере напряженности, подростку становится не комфортно, он старается «улизнуть» на улицу, где проводит большую часть времени.

Отсутствие эмоциональной связи ребенка и родителей, отсутствие социального контроля приводит к созданию условий для формирования криминогенной личности.

Неполная семья

Часто в неполной семье появляются благоприятные условия для нарушения правовой социализации.

Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который характеризуется психологическими переживаниями и реакциями, приводящими к появлению чувств неполноценности, зависти, ущербности и эмоционального голода.

Наиболее дискомфортно чувствуют себя мальчики без отцов.

Процедура развода так же порождает появление криминогенной личности, так как подросток чувствует свою ненужность.

В последние годы появился тип семьи, который можно отнести как к благополучной, так и к категории группы риска. Это так называемые семьи «новых русских».

Такие семьи представляют собой социальный слой, имеющий собственную систему ценностей, особую субкультуру, философию. У них существует свой образ и стиль жизни, модели отдыха, формы общения.

По статистике в общеобразовательных школах обучается до 40% детей, которых можно назвать «трудными». В элитных школах, которые посещают дети «новых русских» этот показатель достигает 90% , а в помощи психологов нуждаются почти все учащиеся.

Так же, как герои сериала «Богатые тоже плачут», русские богатые имеют множество проблем в личной и семейной жизни. Занятие большим бизнесом в нашей стране часто требует отказа от нормальных как человеческих, так и семейных отношений.

Внешнее экономическое благополучие не всегда сочетается с напряженным эмоциональным климатом в семье.

От этого страдает в первую очередь психологическое здоровье детей.

Дети плохо адаптируются среди сверстников, имеют завышенную необоснованную самооценку, пренебрегают общепринятыми человеческими ценностями, часто имеют нервные расстройства.

И это только часть проблем детей из богатых семей.

По наблюдениям психологов наименьшие негативные расстройства развития личности детей наблюдаются в тех семьях, где между всеми членами семьи существует взаимоуважение и доверительные взаимоотношения. Нормальные семейные отношения в таких семьях влияют на создание четкой позитивной жизненной позиции у ребенка.

Количество «продвинутых» детей - владеющих иностранными языками, знающих отлично компьютерные технологии и умеющих планировать свое будущее больше именно в экономически благополучных семьях, так же в семьях, где существует нормальный психологический климат, где дети чувствуют себя комфортно, где они любимы и нужны.

Родители в любой семье должны не забывать, что они несут ответственность за развитие, воспитание своих детей, за их психическое и физическое здоровье.

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность. Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.
  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  • Ребенок полностью доверяет родителям.
  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • "отдушина";
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.

Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.