Какие социальные институты участвуют в процессе социализации. Институты семьи, их формы, типы и функции

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рилза и Ле Пи. Они первые независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех пор институт семьи постоянно находится в центре внимания у социологов.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчив и массовым.

Семья -- самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.

Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.

Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:

  • - полигамная - многоженство
  • - полиандрия - редкая форма полигамии - многомужие.
  • - моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.
  • - экзогамия - запрет на браки между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (между родственниками).
  • - эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы - племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).
  • - сожительство - незарегистрированный брак. Часто называют такой брак «гражданским». Это брак, где отношения между партнерами не оформлены в установленном законом порядке.
  • - сложная семья (расширенная) - совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  • - а так же существуют эгалитарные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и другие формы.

Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции -- репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

  • - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);
  • - противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными.
  • - низкая сплоченность группы;
  • - падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

  • - изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;
  • - изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований, создание несколько типологий семей;
  • - отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;
  • - качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;
  • - функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль -- один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что, несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть с 9,7 чел. на 1000 населения до 7 чел. в 1998г., при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше. Так же в определенной мере повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

На модель формирования семьи влияет не только снижение брачности, но и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности происходит значительный рост разводимости. Если в 80-х годах число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже 3,4, а в 1999 - 4,6 человек. По числу разводов мы опережаем все европейские страны и уступаем лишь США, где этот показатель еще выше.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.

Социальные институты (от лат. institutum - «установление», «устройство») - это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики - производство - возник около 2 млн лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию - 5–6 тыс. лет.

Со временем, переходя в устойчивую форму, приведенные в систему, обеспечивающие в совокупности выполнение какой-либо общественно полезной функции, нормы и правила закрепляются юридически, устанавливая статусные права и обязанности. Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Из всего многообразия социальных институтов выделяют основные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:

Традиционно выделяют 5 основных комплексов институтов:

· в воспроизводстве человеческого рода - институты семьи и брака;

· в безопасности и социальном порядке - политические институты (армия, органы охраны правопорядка, судебная система);

· в обеспечении средств существования - экономические институты;

· в получении и передаче знаний, социализации - институты образования;

· в решении духовных проблем - институты религии.

Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества.

Функцией социального института называют ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Если институт приносит обществу вред, то подобные действия называются дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, следовательно, функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Таким образом, нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.

Одним из важнейших институтов общества является институт семьи и брака. Семья рассматривается и как малая социальная группа, являющаяся первичной ячейкой общества, и как социальный институт. Семья, как малая группа, представляет собой социальную группу связанных отношением брака или кровного родства людей, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, где регулируются отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Семья, как социальный институт, взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, развивается и изменяется под влиянием общественно-экономических процессов, но в то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла следующие этапы:

· промискуитет (неупорядоченные половые связи, а семейная жизнь была идентична общественной);

· кровнородственная семья (групповой брак, а половые отношения были разрешены между теми, кто принадлежал к одному поколению);

· пуналуальная семья (брачные отношения разрешены между братьями из одного рода и группой сестер из другого рода, т. е. произошло «табу на инцест»);

· синдиасмическая семья (тип семьи, когда один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия оставалась исключительно правом мужчины);

· моногамная семья.

Существуют различные виды семьи:

· в зависимости от представленных в них разных поколений различают семьи: нуклеарную, расширенную и родственную. Нуклеарная семья насчитывает всего два поколения - родители и дети. Расширенная семья состоит из мужа и жены с детьми и кого-либо из их родственников, проживающих в одном домохозяйстве. Родственная семья включает не только супругов и их детей, но и своих родственников с их детьми.

· по наличию родителей - полную и неполную;

· по количеству детей - бездетную, малодетную и многодетную;

· по возрастному положению - молодую и зрелую;

· по социальному положению супругов (или родителей супругов) - гомогенная, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенная - из разных социальных групп, классов, национальностей, профессий.

· по критерию власти выделяют семьи: патриархальную, когда отец - глава семейства; матриархальную, где главой является мать; партнерскую, где супруги совместно принимают необходимые решения.

Каждая семья проходит через определенный жизненный цикл - период от возникновения семьи до прекращения ее функционирования. Жизненный цикл семьи складывается со следующих периодов:

1) до рождения детей;

2) семья в составе супругов и детей;

3) уход детей и создание ими самостоятельной семьи;

4) распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Сфера семейной деятельности весьма разнообразна. Семья призвана выполнять следующие функции:

· репродуктивную (биологическое воспроизводство общества); воспитательную (социализация молодого поколения);

· хозяйственно-бытовую; духовного общения (духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза);

· социально-статусную (предоставление определенного статуса членам семьи);

· эмоционально-досуговую (удовлетворение потребностей в личном счастье и любви, получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье);

· сексуальную.

Семья создается на основе брака. Брак - исторически обусловленная санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжение рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Брак по степени формализации может быть юридическим, фактическим. Но семья может образовываться и без юридического оформления (гражданским браком, когда двое людей сожительствуют вместе). Различают следующие виды брака: моногамный - это брак одного мужчины с одной женщиной; полигамный, при котором более одного партнера в супружестве. Среди полигамных браков существует такая форма, как полигиния - многоженство и редко встречающаяся полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей.

К числу нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака, относятся: индивидуальная половая любовь, чувство материнства и отцовства, супружеский и родительский долг, взаимные уважение и забота.

ТЕМА 5


Похожая информация.


Институт семьи и брака включает в себя :

1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, под­ростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуще­ствляется семейная жизнь.

Выделение института семьи и брака из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Кроме того, семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций.

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнёра, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. Также семья анализируется в русле двух основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения её функций или социальных потребностей, которым она служит.

Функции семьи .

1.Функция сексуального регулирования . Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.

2.Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества.



3.Функция социализации . Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

4. Функция эмоционального удовлетворения . Потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

5.Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др.

6.Защитная функция . Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

7. Экономическая функция . Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

Формы семейной жизни . Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской , или нуклеарной , семьей . Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.

Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей . Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна.

Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Формы брака . Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества.

Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, такой культурный образец называется эндогамией . Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия , т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время).

Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия , т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство.

Институт образования.

Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»

Система образования как институт включает следующие компоненты :

1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2. сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

3. творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

4. учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

5. образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

6. учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

7. периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Напомним, что социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение конкретных социальных потребностей .

На уровнях начальной и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические возможности учащихся. На более высоких уровнях системы образования отличаются по нескольким параметрам. Существуют следующие типы этих систем образования : массовое и элитарное обучение; государственное и частное образование; централизованное и нецентрализованное обучение, а также техническое и общее образование.

К функциям образования относят:

1. передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

2. генерирование и хранение культуры общества;

3. социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

4. определение статуса личности;

5. социальный отбор, дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

6. обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

7. создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

8. социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

9. социальный контроль

Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную систему – социальную организацию . Например, на уровне среднего образования эта система включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института . Длительная дисфункция называется институциональным кризисом .

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы :

1. коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий

2. элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3. регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

4. децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи:
1. Параметр демографический - наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.
2. Параметр социально-культурный - уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.
3. Параметр социально-экономический - материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.
4. Параметр технико-гигиенический - обустроенность быта семьи, условия жизни.

Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, нормы и ценности, превалирующие в ней, - все эти факторы регулируют отношения между ее членами,
на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.

Последствия влияния таких функций семьи, как обеспечение развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического,); формирование ценностей; формирование понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; влияние на выбор пары и поведение в семейной жизни; выработка уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.

Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения, отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.

Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через:
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности;
- обучение взаимодействию в коллективе;
- способствование самодеятельности в коллективе.

В процесс образования входит:
- обучение систематическое;
- культурная агитация (это касается неформального образования);
- мотивация самообразования.

Организация образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному
этносу и Необходимые духовные, эмоциональные и воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Также благоприятные условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными
изменениями их личности.

Следующие институты социализации, влияющие на адаптацию человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи - это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.

Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.

Все институты социализации личности в комплексе воздействуют на построение социальной стороны мира в человеческом сознании.

Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации .

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения .

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Юность – это чрезвычайно важный период социализации, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т. д. Институтами социализации служат учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования .

Что касается институтов социализации на трудовой стадии , то важнейшим из них является трудовой коллектив .

Спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

3. Семья как институт социализации.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [А. В. Мудрик].

Существует большое количество видов семей.

Виды в зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья – состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть:

элементарная – семья из трёх членов: муж, жена и ребенок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной – в составе есть оба родителя и хотя бы один ребенок;

неполной – семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;

составная – полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

сложная или патриархальная семья – большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.

Виды в зависимости от количества детей:

– бездетная, или инфертильная семья;

– однодетная семья;

– малодетная семья;

– среднедетная семья;

– многодетная семья.

Выделяются четыре стиля семейного воспитания.

1. Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля). Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Также они признают и право самого ребенка на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать, и в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок. Они прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы.

3. Либеральный/попустительский (теплые отношения, низкий уровень контроля). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Они легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

4. Индифферентный/безразличный (холодные отношения, низкий уровень контроля). У родителей, придерживающихся данного стиля воспитания, очень много забот, помимо воспитания ребенка. Сам ребенок находится на втором плане. Свои проблемы ему приходится решать самому, не рассчитывая на необходимую поддержку старших.

В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих воз­растных этапах, помогая или мешая формированию психологиче­ского пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру­га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не уда­лось успешно решить в семье свои детские конфликты или пробле­мы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют пра­вонарушителей. Осуществлять позитивную социализацию в состоянии осуще­ствлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).