Конспект «экскурсия в осенний лес. Сценарий осеннего развлечения для средней группы «Прогулка в осенний лес

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познавательное развитие» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный : корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное» .

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

Заяц:

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Дождик, дождик,

Пуще лей (смотрят вверх.)

Капель, капель

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 155»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей

(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)

«Путешествие в осенний лес»

Провела воспитатель

Белгородцева О.Ю.

(Средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
  2. Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.

Оксана Сукач
НОД «Путешествие в осенний лес» для детей младшей группы

Тема непосредственной образовательной деятельности :

«Путешествие в осенний лес » (для детей младшей группы )

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое.

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных , о среде их обитания, о грибах, деревьях, овощах и фруктах.

Продолжать учить детей описывать животных , выделяя их характерные признаки.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Закрепить знания детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие время года.

Закрепить умения сравнивать полоски по длине, пользоваться словами «длиннее» , «короче» ; «один» и «много» .

Развивающие :

Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Пальчиковая игра : «Как живёшь?»

Методы обучения : словесный, наглядный, практический.

Материал : игрушечные деревья, мягкие игрушки диких животных, корзина с грибами, магнитофон, осенние листья .

Раздаточный материал для детей : тарелка с грибами, по две полоски разные по длине и цвету.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Восп. Ребята, я хочу пригласить вас в осенний лес на экскурсию . Вы знаете, кто там живёт?

Дети Дикие животные

Восп. Хотели бы вы их увидеть?

Восп. На чём можно добраться в лес.

Дети На машине, на поезде, на автобусе, на велосипеде и т. д.

Восп. Я предлагаю вам отправиться в лес на велосипедах, чтобы не загрязнять воздух в лесу. (Дети садятся «на велосипеды» и едут друг за другом. Остановились, поставили свои «велосипеды» под деревья и сели на пеньки.)

Я предлагаю вам немного отдохнуть и побеседовать.

Игровое упражнение «Какая бывает погода?»

День, когда идёт дождь, какой?. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой?. (ветреный)

Погода, когда часто идут дожди, какая?. (дождливая)

Погода, которая бывает осенью , какая?. (осенняя )

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Задание : определить, чего не бывает осенью .

1) Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

Дети Так не бывает. Осень дети не купаются , потому что на улице холодно.

Восп. Когда купаются и загорают?

Дети Летом.

Восп. 2) Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

Дети Да, так бывает.

Восп. 3) Набухают почки, распускаются листочки.

Дети Нет, так не бывает. Потому что осенью листочки желтеют и опадают.

Восп. 4) Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дети Да, это правильно.

Восп. Вы знаете, где растут овощи?

Дети На огороде в земле.

Восп. Назовите, какие вы знаете овощи?

Дети Морковка, капуста, картошка, лук и т. д.

Восп. Где растут фрукты?

Дети В саду на деревьях.

Восп. Какие вы знаете фрукты?

Дети Яблоки, груши, сливы, абрикосы и т. д.

Восп. 5) Дикие животные не делают запасы корма.

Дети Нет. Животные делают запасы корма, потому что скоро зима.

Восп. Ребята, скажите, как нужно себя вести в лесу?

Дети В лесу себя необходимо вести тихо, спокойно, чтобы не напугать животных.

Восп. Давайте мы с вами тихонечко встанем и прогуляемся по лесу. Посмотрим, может быть кого-нибудь там встретим.

Физминутка

(дети показывают животных)

Мишка косолапый вразвалочку идёт.

Заинька трусливый скачет и поёт.

Серый волк сердитый важно выступает.

А лисичка рыжая мимо пробегает.

Белочка всё скок да скок с деревца на кустик.

- Ёжик тихо зафырчал, по дорожке побежал.

Вот видите, как много животных живёт в лесу? Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи они друг на друга. (Дети смотрят на животных, которые сидят возле ёлок и отвечают на вопросы).

Дети У животных есть лапы, хвост, шерсть, глаза, уши. Все звери живые.

Восп. Звери очень похожи, но у них есть характерные отличия. Давайте их назовём :

У белки есть, что… - кисточки на ушах.

У зайца… - длинные уши.

Медведь какой?. – большой, неуклюжий.

У оленя… - рога на голове.

У ёжика… - иголки на спине.

Для чего ёжику иголки?

Дети Иголки нужны для того, чтобы защищаться и носить корм.

Восп. Какие ещё бывают иголки.

Дети Швейные, медицинские, еловые, сосновые.

Восп. У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные, где кому удобно.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Медведь, где живёт?. – в берлоге.

Лиса… - в норе.

Заяц… - под кустиком.

- Ёжик… - в норке.

Белка… - в дупле.

У диких животных есть детёныши. Кто они?

Дидактическая игра «Кто у кого?»

У лисы… - лисята.

У белки… - бельчата.

У ежихи… - ежата.

У медведицы… - медвежата.

У волчицы… - волчата.

У зайчихи… - зайчата.

Пальчиковая игра «Как живёшь?»

Воспит. Ребята, посмотрите, что я нашла под ёлочкой? (Достаю корзину с грибами) . Что это?

Дети Грибы.

Воспит. Как вы узнали, что это грибы?

Дети У грибов есть ножка и шляпка.

Воспит. Вы знаете, как эти грибы называются?

Дети Боровик, маслёнок, мухомор, опята.

Воспит. Ребята, а что вы можете сказать о боровике?

Дети Это самый большой и главный гриб среди других грибов.

Воспит. Мухомор, это какой гриб?

Дети Ядовитый и не съедобный гриб.

Воспит. Правильно, мухомор для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится.

Кто из животных ест мухомор?

Дети Олени ищут мухоморы. Белки сушат на зиму.

Воспит. Где растут опята?

Дети На пеньках.

Воспит. А где растут маслята?

Дети Маслята растут под соснами.

Воспит. Почему эти грибы так называют?

Дети Потому что у них шляпка липкая как, будто маслом смазанная.

Воспит. Ребята, вы хотели бы с грибочками поиграть?

(Для выполнения следующего задания дети проходят за столы.) У каждого на столе тарелочки с грибами и по 2 полоски разной длины и разного цвета.

Воспит. Ребята, посмотрите на полоски и скажите, они одинакового цвета или разные?

Дети Разные. Одна коричневая, а другая - чёрная.

Воспит. По длине полоски одинаковые или разные?

Дети Разные. Коричневая полоска длиннее, а чёрная короче.

(Дети накладывают полоски так, чтобы один конец их совпадал, и находят более длинную).

Воспит. Положите длинную полоску между грибами боровиком и мухомором, а короткую между грибами маслёнком и другим мухомором. Где дорожка длиннее, вверху или внизу?

(спрашиваю индивидуально у детей ) .

Сколько мухоморов?

Дети Два. (Один из детей выходит и показывает цифру у доски) .

Воспит. Какой гриб самый большой?

Дети Боровик.

Воспит. Сколько боровичков?

Дети Один. (Ребёнок выходит к доске и показывает цифру 1) .

Воспит. Сколько всего грибов?

Дети Много. (Индивидуально подхожу и прошу детей сосчитать , сколько всего грибов).

Воспит. Молодцы ребята!

Ну, что, вам понравилось путешествие по осеннему лесу ? (Ответы детей ) .

Пора возвращаться. (Дети берут свои «велосипеды» и едут обратно в детский сад).

Сценарий осенней сказки "Путешествие в осенний лес" (для детей старшей группы детского сада)

Зал празднично украшен.

Под музыку песни " Осеннее настроение" сл. и муз. Резникова выходят три ребёнка и читают стихи.

1-й ребёнок:

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Всё летит, должно быть это

Пролетает наше лето.

2-й ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек клиновый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

3-й ребёнок:

Приносишь с собой ты печальную скрипку

Чтоб грустный мотив над полями звучал

Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой

И всех приглашаем в наш праздничный зал.

Под музыку Е.Тиличеевой "Листопад" дети парами вбегают в зал и встают в шахматном порядке у каждого в руках по два листочка.

Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски,

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

1-й ребёнок:

Когда же Осень к нам придёт,

Заждался в дет.саду народ?

2-й ребёнок:

Хотелось ей позолотить

Берёзы, липы, клёны.

Чтоб ничего не пропустить

Закрасить цвет зелёный.

3-й ребёнок:

Наступила осень

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе,

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья

Улетели птицы

В дальние края.

Ведущая: Осень, осень, дружно просим

Давайте Осень позовём, Ей дружно песенку споём.

Дети исполняют песню "Осенняя." в конце бросают листочки на ковёр. Звучит музыка М.Красева "Расчудесница Осень" (осень входит в зал, обсыпает детей осенними листочками и отправляет детей на стульчики).

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Поклон вам до земли, друзья.

Ну, здравствуйте! Меня вы звали?

И к вам на праздник я пришла,

Хотя дела не отпускали,

Но время всё же я нашла.

Здравствуй, осень золотая!

Встрече этой каждый рад.

Вот тебе в подарок песня

От ребяток-дошколят.

Песня «Разноцветные листики»

А ещё стихи ребята для тебя приготовили.

Стихи про осень

1-й ребёнок:

За красу мы осень

И за щедрость любим:

Ведь она приносит

Урожай всем людям!

Осень так богата,

Пахнет вся медами,

Славит край наш добрый

Хлебом и плодами!

2-й ребёнок:

Сказочное времечко,

Времечко желанное.

Тихо начинается

Сказка долгожданная.

Проведут тропиночки

Нас в края далёкие

Через чащи тёмные

И моря глубокие.

Царство тридесятое

Чудесами славится.

Но со злыми чарами

Мы сумеем справиться.

Пусть чинят препятствия

Силы зла старательно,

Победит всё доброе

В сказке обязательно!

В нашем зале мы устроим Настоящий листопад.

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят.

Игра с листочками " Найди пару" под музыку С.Крылова. "Девочка"

Осень: Разлетелись листочки, опали на землю и укрыли её разноцветным ковром. Солнышко совсем мало согревает нас своими лучами, ему всё время хочется спрятаться за тучку. И ветер такой холодный. За дверью слышится, как кто-то чихает, под музыку А.Барыкина."Коммунальная квартира" вбегает тётушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась, Вот так славно нарядилась. Смогу вас развеселить, Очень щедро одарить.

Осень: Дорогая гостья, очень странно Вы себя ведёте на празднике у нас. Чувствую я, что-то тут не ладно. Прекратите брызгать воду на ребят.

Тётушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на милость, Ну немного сырость развела. И чему ж ты, Осень, удивилась, Дождик ты, наверно, не ждала? Важной стала? Зазнаёшься? То-то скоро посмеёшься. (в сторону) Осень надо проучить В лес скорее утащить. Берёт Осень за руку и сердито уводит её.

Ведущая: Милая Осень, тебя мы спасём И снова на праздник к себе позовём.

Мы в лес не боимся идти за тобой,

Пойдёмте, ребята, тропинкой лесной.

Под музыку В. Шаинского." Вместе весело шагать " дети идут по залу, приходят в лес. На пеньке сидит, спит Старичок - лесовичок. (звучит музыка В.Красева." Колыбельная")

Ведущая: Ребята, смотрите, это Старичок-лесовичок. Он спит. Давайте его разбудим.

Старичок - лесовичок: Я весёлый старичок, Старичок-лесовичок.

Со зверями я дружу, в чаще леса я живу не во сне, а наяву.

Что у вас случилось, что так шумите на весь лес.

Ведущая: Мы совсем не хотели нарушать покой леса, но у нас беда: тётушка Слякоть пришла к нам на праздник и забрала с собой Осень в лес, а мы так хотели с ней повеселиться, поиграть

Старичок-лесовичок: Ох, уж эта тётушка Слякоть, вечно от неё холод, да сырость. Я вам помогу найти Осень, если вы отгадаете мою загадку.

Загадка: На высоких стройных елках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клест

Ими лакомиться. Прост

Мой вопрос для вас, детишки:

Что едят они все? - ...! (шишки)

Старичок-лесовичок: Шишки быстро разбирайте, С ними в круг большой вставайте. А потом уж не зевайте, Шишки с пола собирайте. Звучит музыка В Шаинского "По секрету всему свету" Далее Игра "Шишки"

Старичок-лесовичок: Молодцы! Все справились с моим заданием. Закрывайте глазки, отправляемся в сказку. Звучит музыка леса.

Ведущая: На опушке, возле ёлки,

Жили, поживали пчёлки.

Прилетали на лужок

Собирать лесной медок.

Все цветы любили пчёлок-

Полосатеньких девчонок.

Им головками качали

И на танец приглашали.

Выбегают дети с цветами и исполняют танец пчёлок и цветов.

Пчёлки: Быстро лето пролетело,

Вся полянка опустела.

Стала жёлтою листва,

Осень в гости к нам пришла

Мы всё лето здесь летали,

Много мёда мы набрали.

Пригласим лесных зверей,

Угостим их поскорей!

Мы повесим объявленье:

"Приглашаем в воскресенье

Всех зверей к нам в гости в дом,

Угостим лесным медком".

Звучит музыка, на полянку вбегает " Зайка".

Заяц: Тук-тук-тук, я в гости к вам...

Пчёлки: Очень рады мы гостям!

Заяц: Прочитал я объявленье,

К вам пришёл по приглашенью,

Мне бы на зиму медку, вдруг простуду подхвачу?

Прогоняет все болезни.

Угощаем, забирай,

Да зимою не хворай. (пчёлки отдают Зайке ведёрко с мёдом)

Зайка: Вам за вашу доброту я подарок подарю.

1 пчёлка: Замечательный цветочек, словно красный огонёчек!

Пчёлки: Яркий, нежный и красивый... Говорим тебе спасибо. (Зайка убегает. Пчёлки улетают в свой домик.)

Лиса: Тук-тук-тук! я в гости к вам!

Пчёлки: Очень рады мы гостям!

Лиса: Мне бы на зиму медку, очень сладкого хочу!

С чаем хорошо пойдёт, если Волк ко мне придёт!

Ведь зимою всё бывает, и зверьё заболевает.

Пчёлки: Мёд лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни.

Угощаем, забирай, да зимою не хворай. (пчёлки отдают Лисе ведёрко с мёдом)

Лиса: Вам за вашу доброту я подарок подарю.

Я нашёл для вас цветочек, посадил его в горшочек.

Пусть ваш домик украшает, лето вам напоминает.

1 пчёлка: Замечательный цветочек, словно жёлтый огонёчек!

Пчёлки: Яркий, нежный и красивый... Говорим тебе спасибо. (Лиса убегает. Пчёлки улетают в свой домик.)

Медведь: Тук-тук-тук! я в гости к вам!

Мёда сделали запас.

А теперь скорее в дом,

Осень, осень за окном.

В тёплом домике своём

Холода переживём. (Все герои сказки танцуют хоровод и кланяются)

Ребёнок: Дождь осенний не пускает, с нами в прятки он играет.

Мы его перехитрим, долго капать не дадим.

Не страшен дождь нам никакой,

У нас есть танец озорной!

Дети исполняют танец " 4 шага" (Дети садятся на стульчики. Звучит музыка, выбегает тетушка Слякоть)

Тётушка Слякоть: Ах, вы уже и в лес пришли? Зря стараетесь. Не найти вам Осень золотую, не пытайтесь, я её дождем намочила, листопадом закружила.

Ведущая: Что же делать, как же быть?

Нужно Слякоть проучить.

Вы, ребятки выручайте,

Злую непогоду заболтайте.

Старичок-лесовичок: Ладно, тетушка Слякоть, мы уйдём, но только если ты отгадаешь наши загадки.

Тётушка слякоть: Ничего проще не бывает, загадывайте, сейчас я их быстро разгадаю. (дети загадывают загадки.

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

(Слякоть не может их разгадать.)

Тётушка Слякоть:

Битву всю я проиграла

Ни одной не отгадала.

Уговор должна держать,

Придётся Осень вам отдать. (Слякоть и старичок-Лесовичок уходят. Заходит в зал осень.)

Осень: Спасибо, милые мои друзья, Так счастлива и благодарна я.

Ведущая: Осень, милая, садись. С нами пой и веселись. Дети песенку споют, О тебе стихи прочтут. Дети исполняют песню "Разноцветная осень" . Игра "Жмурки"

Ведущая: Осень, рады мы, что ты пришла. Что же ты нам принесла?

Осень: Вот вам яблоки, как мёд, На варенье, на компот. Ешьте их и поправляйтесь, Витаминов набирайтесь. (Осень раздаёт яблоки) Ну, а мне пора прощаться, В лес осенний возвращаться. Ждет меня ещё дела. До свиданья, детвора! (Под музыку Осень уходит из зала)

Сценарий осеннего досуга для детей средней группы детского сада «Путешествие в осенний лес»

Смирнова Анна Олеговна, воспитатель МБОУ Верх - Тулинская СОШ №14 ОСП «Начальная школа - Детский сад», Новосибирская область Новосибирский район с. Верх - Тула.

Описание материала: Сценарий будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при организации осеннего досуга с детьми. Данное мероприятие можно провести в музыкальном зале или в группе.

Задачи: Пробудить желание принимать участие в танцах, играх, поддерживать беседу. Научить простым танцевальным движениям. Сформировать у детей представление о времени года – осень, о признаках осени.

Цель: Создать у детей радостное праздничное настроение и доставить удовольствие.

Средства: Серия демонстрационных картинок «Осень». Платок желто - оранжевого цвета. Костюм для Зайчика. Костюм для Лисы. Листья из картона оранжевые, красные, желтые (по количеству детей). Корона из листьев и накидка для Осени. Корзина с яблоками (для угощения).

Способы: Использование сюрпризного момента. Применение беседы с детьми, песен, музыки, танцев и игр.

Оформление помещения: Листочки из бумаги разного цвета, воздушные шарики, выставка детских рисунков и поделок на тему «Осень».

Участники мероприятия: воспитатели, музыкальный руководитель, дети.

Ход праздника:

Под музыку дети и воспитатель входят в зал, рассаживаются на стульчики.
(воспитатель показывает детям картинки про осень, задает вопросы)

Воспитатель.
1. Какое время года, вы видите на этих картинках?
2. Как вы догадались, что это именно осень?
3. Что происходит в природе с приходом осени?

(тут воспитатель видит на полу лежит шелковый платок)

Воспитатель. Детки, посмотрите, что это? Кто-то потерял платочек, что теперь с ним делать? (подвести детей к идеи найти хозяина и вернуть его) . А давайте, подумаем, чей же это может быть платочек? (ответы детей) .

(воспитатель подводит к тому, что этот платочек потеряла Осень)

Воспитатель. Раз мы решили вернуть ей платочек, то надо ее позвать!

Все хором. Осень, осень в гости просим!

(прислушиваемся, никто не идет)

Воспитатель. А помните, я вам рассказывала, что осень любит слушать хорошие песни! Так споем же для осени - красавицы нашу песню, она услышит нас и придет.

Песня «Осень в лесу» («Осень, осень, осень – снова к нам пришла»)

(прислушиваемся, никого)

Воспитатель. Осень, наверное, занята делом и не услышала нас. Дети, а как вы думаете, где можно найти осень? (ответы детей) . А может она сейчас ходит по лесу? Помогает животным готовиться к зиме? Давайте, отправимся в лес и попробуем найти осень! А чтоб нам дорогу скоротать мы поедим на автобусе!

(звучит музыка «Автобус» (Е. Железнова))

Воспитатель. Мы приехали с вами в лес. Посмотрите повнимательнее, видите ли вы где-нибудь осень? Ой, смотрите, кто это?

(бежит зайчик, подбегает к детям)

Воспитатель. Здравствуй, зайка! А ты нам не подскажешь, где мы можем найти осень?

Зайчик. Здравствуйте, а зачем она вам?

Воспитатель. Детки, расскажите зайке, зачем мы осень ищем.

(дети объясняют зайке)

Зайчик. Хорошо, я вам подскажу, если вы мне ответите на мои вопросы! Первый вопрос: Как называется явление, когда опадают листочки с деревьев? (листопад) . Молодцы! Второй вопрос: какого цвета листочки осенью? (красные, оранжевые, желтые) . И третий вопрос: какое дерево оставляет свои красные ягодки на деревьях и для кого? (рябинка, для птиц) .

Воспитатель. Ну, что, зайка, мы ответили на все твои вопросы, теперь ты нам скажешь, где найти нам осень?

Зайчик. Поиграете со мной в листопад, тогда точно скажу!

Подвижная игра «Разноцветные листочки»

(дети проходят на стульчики)

Зайчик. Хорошо, теперь я могу сказать вам, где же вы можете найти осень! Ой, ой, ой, кто там бежит? Это же лисица…извините, но мне пора бежать, а то лиса меня поймает…

(зайчик убегает, подбегает лиса)


Лиса. Здравствуйте, не видали ли, вы здесь зайчика?

Воспитатель. Здравствуй, лисица! А сначала ты нам ответь на вопрос, а потом и мы тебе поможем.

Лиса. Хорошо, я согласна! Говорите, что вы хотите?

Воспитатель. Видишь ли, Лисонька, мы с ребятами нашли платочек, думаем, это осень его потеряла! Хотим ее найти и вернуть.

Лиса. А с чего вы взяли, что это ее платочек? Это - мой!

Воспитатель. Дети, объясните, почему мы решили, что это платок именно осень потеряла? (по цвету)

Лиса. Так, я же тоже оранжевая, значит это мой платочек!

Воспитатель. Да, ты яркая, красивая, как осень, но в тебе есть только один осенний цвет. А тут, посмотри, желтый, красный, оранжевый, а у тебя нет таких расцветок.

Лиса. Ладно, помогу, я знаю, что осень часто дожди проливает! Так, давайте сейчас потанцуем, она услышит, что тут дождик звучит, и сама к нам придет!

Танец «Дождик» (музыка «За окошком снова непогодица»)

Лиса. Так, разбегайтесь, детки по местам! Будем слушать, идет к нам осень или нет!

(тишина, никого нет)

Лиса. Наверное, не услышала, а давайте еще потанцуем!

Лиса. Разбегайтесь по своим местам!!!

(звучит музыка, входит Осень)

Осень. Кто здесь дождик без меня проливает?

Лиса. Это все они! Это не я! (показывает на детей) .

Осень. Мне зайчик, сказал, что вы меня ищите? Зачем я вам понадобилась?

Воспитатель. Мы с ребятами нашли платочек, и решили, что это ты его потеряла.

Осень. Ой, спасибо! Я же его и ищу по лесу.

Воспитатель. Осень, раз мы тебя встретили, разреши нам еще подарить тебе танец!

Осень. Я буду рада вашему подарку!
Танец девочек «Осень, милая, шурши» слова С. Еремеева, музыка М. Еремеевой


Осень. Спасибо, вам за такой яркий подарок! И я вас тоже хочу одарить! (выносит корзинку с яблоками) Вот, примите мой осенний урожай! Получайте витамины! Берегите себя и тепло одевайтесь! Прощайте, мне пора спешить, у меня еще много дел до зимы надо все успеть! А ты, лиса ступай за мной, будешь мне помогать!
(Дети провожают Осень и Лису и отправляются назад под музыку «Автобус»)