Сколько кризисных периодов переживает ребенок. Детские кризисы, на заметку

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их бо льшая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное. Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года , вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам» . Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более “плавающий” момент наступления кризиса.

– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст .

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет . Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

– Следующий кризис – подростковый . Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое “горячо”: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает

Объяснение должно быть доступным – по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит “не тем местом”. Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел , исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:

Во-первых , она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых , базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих , в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная . Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия , расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!» . Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм , ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности , способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» . Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание .

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Механика детского возрастного кризиса

Психика растущего человека не развивается плавно, как восхождение на холм. Нет, по дороге к взрослости придется преодолеть несколько бурных горных потоков, из которых ребенок выходит качественно иным, накачав новые психологические мускулы. У каждого кризиса свои задачи и свои желательные результаты. Не достигнув этих результатов, нельзя сформировать зрелую здоровую психику. Не получится полноценная интеграция в социум, не выйдет самостоятельная, уверенная в себе личность.

Любой кризис начинается из изменения потребностей ребенка. Еще вчера годовалый малыш держался за мамину ногу и тревожно сканировал пространство на предмет наличия в поле зрения близкого человека, а сегодня он уже удирает от всех в другую комнату, чтобы без помех залезть в шкаф. Потребность в безопасности насытилась, появилась уверенность в передвижениях, и проснулся исследовательский инстинкт.

Нормативные возрастные кризисы и оптимальные родительские стратегии

Нормативными возрастные кризисы называют по одной простой причине – они настигают всех людей. Больше того, их наступление необходимо для формирования здоровой психики. Поэтому начало кризисного периода – это повод для радости, а не наоборот.

Задачи:

  1. Развитие примитивной физической самостоятельности.
  2. Удовлетворение исследовательской потребности.

Новообразования:

  1. Самостоятельный процесс взаимодействия с окружающими вещами и предметами.
  2. Речевое общение.

Опасности этого периода:

Опасность физических травм

изменение системы отношений из преимущественно физического воздействия на речевое общение. Взрослый становится главным источником познавательной информации. У малыша появляется настоятельная потребность освоить речь, чтобы объяснить взрослым, что ему нужно и чего он хочет. Это происходит через кризис. Он сердится, злится, что у него не получается донести до взрослых свои желания, проявляет усилие и оно приводит к нужному результату.

В этот период важно не прятать от ребенка все подряд, а показывать и рассказывать, как действовать с тем или иным предметом. Осваивая предметный мир, малыш манипулирует с любыми субстанциями и это ему нужно для развития. Таким образом, он не вредничает, когда лупит ладошкой по каше, а изучает окружающий мир.

Задачи:

Обретение «самости»: я лучше знаю, чего я хочу, поэтому я все буду делать сам.

Новообразования:

  1. Развитие самосознания.
  2. Появление навыка выполнения жизненных задач: постановка цели, план, действие, результат.
  3. Освоение элементарных бытовых навыков и основ социального взаимодействия.

Опасности:

Опасность физических травм (например: могут вырывать руку прямо на дороге). Неудовлетворенная потребность в самости приведет к развитию невротических явлений.

Оптимальная родительская стратегия: отказ от жесткого диктата, поощрение самостоятельности при сохранении контроля.

Замечено, что дети в кризисе трех лет в детском саду ведут себя намного лучше, чем дома. Это объясняется тем, что дошкольное учреждение заинтересовано в скорейшем обретении самостоятельности ребенком, в то время как дома маме проще самой одеть, обуть, накормить. Но ребенок нуждается в чувстве, что он тоже что-то умеет и эту потребность важно удовлетворить.

Психологи советуют в этот период использовать игру, а прямые указания заменить вопросительными интонациями и ироничным общением. Пусть большинство своих: «я сам» малыш удовлетворяет в игре. Это безопасно и познавательно.

Задачи:

Познание окружающего мира во всем его многообразии.

Новообразования:

  1. Появление интереса к теоретическим наукам.
  2. Повышение уровня интеллекта.
  3. Рост саморегуляции.

Опасности:

Серьезные опасности отсутствуют.

Оптимальная родительская стратегия: ввести в мир теоретических знаний. Самый благоприятный период для овладения чтением, письмом, счетом. Негативизм пойдет на убыль, как только ребенок полноценно включится в интеллектуальную деятельность и почувствует, что рамки игры уже не являются единственно возможными для познания окружающего мира.

Задачи:

  1. Поиск новых способов взаимодействия с окружающими.
  2. Формирование самосознания.
  3. Самоосознание себя в социуме.

Новообразования:

  1. Приобретение навыков общения со сверстниками и создание собственного социального круга.
  2. Завоевание самостоятельности.
  3. Появление ответственности за свои действия.
  4. Ответ на личностные вопросы: кто я, какой я, чего я хочу, что для меня хорошо и что для меня плохо.

Опасности:

Кроме опасности саморазрушающего поведения, существует опасность не пробиться через сопротивление взрослых, застрять в до подростковом периоде. «Наградой» за это будет пожизненный инфантилизм.

Оптимальная родительская стратегия:

  • Уход от конфликтных ситуаций. Стремление взрослых любым путем настоять на своем мнении и видении может спровоцировать все что угодно: уход из дома, алкоголь, ранний секс.
  • Проявление уважения к ребенку, несмотря ни на что. Авансом.
  • Поддержка во всех трудных ситуациях.
  • Уважение желания побыть одному, дистанцироваться от общения со всеми.
  • Совместный поиск новых форм взаимодействия с постепенным расширением зоны личной самостоятельности подростка.
  • Уважение к найденным способам взаимодействия с миром и решения жизненных проблем. Дети должны все это выработать сами, так как мир родителей отличается от мира, в котором придется жить их детям. Старые способы в нем могут просто не работать.

Характерен только для тех юношей и девушек, которые не справились с трудностями подросткового периода. Суть этого кризиса заключается в страхе перед ответственностью за свою жизнь. Одни из-за этого впадают в зубрежку, надеясь, что диплом закроет их от настоящей жизни и ее проблем, другие уходят в разгул, третьи старательно ищут на кого переложить ответственность, за кем спрятаться. Как ни странно, именно кризисом затянувшегося детства объясняются ранние браки. Это попытка обрести себе вторую маму или отца.

Чем скорее родители осознают изменения и пойдут навстречу ребенку, тем спокойнее пройдет любой кризис. Но так не бывает. Папе и маме всегда нужен «запрос», поэтому чадо и включает опции: «капризуля», «не хочу - не буду» и, характерное для подростков: «отстаньте от меня все». Естественно, ребенок не понимает, что с ним происходит. Просто внутреннее напряжение от неудовлетворенных новых потребностей все время растет и, в конце концов, выливается в открытый протест и негативизм. Как только семейная система со скрипом, или без, развернется в сторону необходимых изменений, а ребенок приобретет новые навыки, помогающие ему жить в обновленном собственном мире, детский возрастной кризис закончится.

Реферат по возрастной психологии

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

факультет психологии

кафедра общей психологии

Москва, 1999г.

Введение.

Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии-это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.

Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов? Некоторые авторы рассматривают этот процесс в координатах времени, деля время на промежутки, не выделяя стадии.

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,-это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.

Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Их можно разделить на два типа.

1. Моносимптоматическое выделение периодов (по одному определенному признаку). Такую классификацию предложил П. П. Блонский, который ввел понятие «энергетический баланс». Последний связан со степенью окостенения скелета. Показателем же окостенения может служить наличие и состояние зубов. Поэтому предложенные им периоды детства называются так: беззубое, молочно-зубовое и постояннозубое детство. По окостенению, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, что, однако, не имеет прямого отношения к психологическому периоду детства, этот признак вообще не имеет отношения к развитию психики.

Аналогичную классификацию предложил в свое время В. Штерн (1922) по симптому развития речи. Однако можно ли по какому-либо одному симптому судить о развитии? К тому же все эти классификации не вскрывают, что же лежит за некоторой симптоматикой периодов детства.

2. Полисимптоматические классификации типичны для описательного этапа детской психологии. Но они также не дают оснований судить о том, какие психологические процессы лежат за описанием отдельных периодов детства.

Вместе с тем эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами). Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.

Своеобразна история открытия критических периодов. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним - кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и т. п.). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

кризис новорожденности;

младенчество (первый год жизни);

кризис первого года;

раннее детство;

кризис трех лет;

дошкольное детство;

кризис семи лет;

младший школьный возраст;

кризис 11-12 лет;

подростковое детство.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период - раннюю юность.

Общая характеристика кризисов детского развития.

Кризисы детского развития характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периода, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени, исчисляемого несколькими месяцами, годом или самое большее двумя, сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах своей личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. В эти периоды оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем форму острого кризиса.

Первая особенность таких периодов заключается в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ними возрастов, являются в высшей степени неотчетливыми. Кризис возникает незаметно - трудно определить момент его наступления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Наличие такой кульминационной точки, в которой кризис достигает своего апогея, характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

Второй особенностью этих возрастов является то, что и послужило отправной точкой их эмпирического изучения. Значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение школьной успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами.

Правда, все это встречается далеко не всегда. У разных детей критические периоды протекают по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей в эти возрасты вовсе не наблюдается сколько-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протекании этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внутренних условий на протекание самого кризиса настолько значительны и велики, что дали повод многим авторам поставить вопрос о том, не являются ли вообще кризисы детского развития продуктом исключительно внешних, неблагоприятно действующих на ребенка условий и не должны ли они поэтому считаться скорее исключением, чем правилом в истории детского развития (Буземан и др.).

Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаруживания и протекания критических периодов. Различные у различных детей, они обусловливают крайне пеструю и многообразную картину различных вариантов критического возраста. Но не наличием или отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития обусловлена необходимость критических переломных периодов в жизни ребенка. В этом убеждает нас изучение относительных показателей.

Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуемости к относительной, основанной на сравнении степени легкости или трудности воспитания ребенка в предшествующий или последующий кризису стабильный период, со степенью его трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной успеваемости к ее относительной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ребенка в ходе обучения в различные возрастные периоды, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительно с темпом, характерным для стабильных периодов.

Третьей и, пожалуй, самой важной в теоретическом отношении особенностью критических возрастов, наиболее неясной и поэтому затрудняющей правильное понимание природы детского развития в эти периоды, является отличающий их негативный характер развития. Все, кто писал об этих своеобразных периодах, отмечал в первую очередь то обстоятельство, что развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает и гаснет, временно приостанавливается. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что сложилось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в эти периоды не столько приобретает, сколько теряет многое из приобретенного прежде. Эти возрасты не отмечаются при своем наступлении появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в эти периоды, скорее характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще оказывавшие направляющее влияние на всю его деятельность, которая недавно поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Толстой назвал образно и точно один из таких критических периодов детского развития "пустыней отрочества".