Понятия на женской зоне. Как женщины живут в тюрьме? подробности сложной жизни

И был вечер и было утро: день первый.

(Бытие,1,5.)


Знойное африканское солнце сияло над саванной, над зеленой кромкой джунглей и песчаными отрогами Олдурвайского ущелья. То здесь, то там виднелись стада антилоп и жирафов; подобно движущимся холмам бродили гигантские носороги, не боявшиеся даже хозяев саванны - саблезубых тигров и пещерных львов. И где-то здесь, в саваннах и джунглях Восточной Африки, обитали предки людей, обезьяны-австралопитеки, умевшие одинаково ловко лазить по деревьям и передвигаться на двух ногах по земле. Они были низкорослые, коренастые, обросшие шерстью, с темной кожей и мощными челюстями. Они владели страшным для других зверей оружием - дубиной; удар зажатой в длинной руке дубины был подобен удару львиной лапы. Дубина была первым изобретением обезьян на их пути к власти над миром зверей. Затем появились копье и огонь, подарившие им господство над саванной. Размахивая копьями и факелами, стая загоняла обезумевших от ужаса антилоп к обрыву - туда, где, под кручей стояли самые опытные охотники, добивавшие покалеченных животных. Потом на месте побоища разводили костер, жарили на огне целые туши и рвали руками горячее мясо. Насытившись, забирались в свою пещеру и дремали до следующего дня, следующей охоты.

Ни носороги, ни обитавшие на севере огромные мамонты не могли противостоять стаям обезьян; опаснейшим врагом стаи были не носороги и львы, а другие стаи. В голодный год стаи шли облавою друг на друга, под каменными топорами хрустели черепа, и победители, привычно размахивая копьями, загоняли побежденных к обрыву. Под обрывом, как всегда, разводили костер и поедали добычу, а кости побежденных раскалывали и высасывали так же, как кости антилоп.

Так продолжалось из года в год и из века в век. Менялся климат, с севера наступали ледники, менялась окружающая природа, менялись и сами обезьяны; их руки стали короче, челюсти уменьшились, а голова увеличилась в размерах. Австралопитеков сменили питекантропы, а питекантропов - неандертальцы, но ни те, ни другие не были похожи на людей. Они были ширококостными и очень сильными, со скошенными челюстями и огромным нависающим над глазами валиком. Они оставались обезьянами - хотя эти обезьяны и научились одеваться в шкуры. Лишь чудо могло превратить обезьяну в человека.


СОРОК ТЫСЯЧ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

И сказал Бог: "Сотворим человека по

образу Нашему и по подобию Нашему…

(Бытие 1,2.)

Все так же сияло над саванной солнце; так же зеленели деревья и поблескивали вершины гор на горизонте. Все так же двигалась по равнине цепь загонщиков; но в этой цепи теперь шли не обезьяны, а люди. У них были те же каменные топоры и копья, но они совсем не походили на обезьян, они были высокими, стройными и умели говорить. Должно быть, какое-то чудо, какая-то случайная мутация привела к тому, что из чрева обезьяны появился первый человек. Какое-то время люди и неандертальцы жили рядом и, может быть, даже грелись у одного костра в хорошо известной археологам палестинской пещере Табун. Но потом произошло то, что должно было произойти: недостаток пищи породил между людьми и неандертальцами войну не на жизнь, а на смерть. Быстро размножавшиеся роды людей расселялись со своей прародины на новые земли и всюду сталкивались с неандертальцами - хозяевами этих мест. Двигавшиеся поперек саванны цепи охотников загоняли неандертальцев к обрыву; под обрывом добивали уцелевших и только молодых женщин оставляли себе. Новые поколения шли дальше на юг, запад, восток, им требовались все новые земли - и они прогоняли обезьян в леса и горы. Через десять тысяч лет с неандертальцами было покончено; человек завоевал свою планету. Лишь некоторые восточные народы, австралийцы и айны, сохранили небольшую примесь неандертальской крови - результат смешения побежденных и победителей.

Наступила эпоха господства человека; саванны, степи и тундры были поделены между охотничьими родами. Продвигаясь всё дальше на север, люди перешли скованный льдами пролив и оказались в Америке; они заселили огромный новый материк, на который не ступала нога их предков-обезьян. Даже самые сильные были не в состоянии сопротивляться новым властителям мира: огромных мамонтов и носорогов загоняли к обрыву точно так же, как антилоп. Охотники поджигали траву и обрекали на смерть все живое; их стойбища были буквально завалены костями многих тысяч бизонов и лошадей. Неуклюжие мамонты были истреблены до последнего; вместе с ними погибли мастодонты, американские лошади, верблюды, ленивцы, мускусные быки, пекари и десятки других видов животных. Люди убивали животных, чтобы насытиться, чтобы выжить: их становилось всё больше и им требовалось всё больше пищи; они заселили всю землю и взяли от нее всё, что могли. В поисках пропитания они - так же, как их предки-обезьяны, - собирали съедобные растения и выкапывали клубни палкой-копалкой. Затем они научились ловить рыбу, выжигать лодки-долбленки и использовать сети. Пятнадцать тысяч лет назад они изобрели лук, позволивший охотиться на птиц и мелких зверей. Эти открытия давали временное облегчение, голод отступал, но затем население увеличивалось - и голод возвращался. В конце концов, уничтожив десятки видов животных, люди обратились против самих себя: охотничьи группы стали загонять друг друга к обрыву точно так же, как это когда-то делали обезьяны. Рядом с аккуратно расколотыми и высосанными костями мамонта археологам стали попадаться столь же тщательно высосанные кости людей. Человек был частью природы - и природа диктовала ему свои жестокие законы.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Количество населения неизбежно

ограничивается средствами существования.

(Томас Мальтус.)

Задолго до того, как человек стал господином мира, хозяевами саванны были стаи львов. Львы тоже были охотниками и так же, как люди, охотились стаей. После охоты все вместе поедали добычу; все вместе воспитывали львят и жили одной большой семьей. Стая имела свою территорию и постоянно сражалась за нее с другими стаями; эти сражения были столь жестокими, что рано или поздно заканчивались гибелью стаи; победители убивали львов и забирали к себе молодых львиц.

Люди жили подобно львам и волкам - это был образ жизни охотников. Львица приносит каждый год по несколько львят, которые требуют пищи; женщина рожает детей, которые хотят есть. В последнее время численность населения Земли увеличивается на два процента в год, и можно предположить, что охотники размножались примерно так же. В таком случае численность охотничьего рода за полвека возрастет в 2,7 раза, а за столетие - примерно в 7 раз. Можете ли вы представить, что произойдет в следующие столетия? Через двести лет род вырастет в 52 раза, а еще через двести - в 2700 раз! Разумеется, этим бесчисленным новым поколениям не хватит пищи и места под солнцем. И они будут сражаться за эту пищу - так же яростно, как сражались львы.

Страшная сила, которая гонит людей на поле боя, называется ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ДАВЛЕНИЕМ . Попросту говоря, демографическое давление - это голод, это величина, обратная потреблению пищи на душу населения. К примеру, в Европе потребление пищи вдвое больше, чем в Индии, - это значит, что демографическое давление в Индии вдвое выше, и это значит, что Индия находится под постоянной угрозой голода и внутренних войн.

Представьте себе территорию, принадлежащую охотничьему роду: равнину с пасущимися на ней стадами, лес с его грибами и кореньями, богатую рыбой речку. Вся эта земля с её пищевыми ресурсами - это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША рода, и когда род увеличивается в размерах, он давит на стенки этой ниши, пытается их раздвинуть. Экологическую нишу можно расширить, сделав какое-нибудь изобретение, смастерив гарпун,чтобы ловить рыбу - изобретения, расширяющие экологическую нишу, называются ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ . Можно сделать лук, напоить стрелы ядом и, уничтожив соседний род, захватить его земли - это тоже расширение экологической ниши. Дубина, огонь, копье, каменный топор, лук - всё это были Фундаментальные Открытия, позволявшие обезьянам и людям расширять свою экологическую нишу, постепенно овладевая всей планетой. Совершая эти открытия, человек вместе с тем изменял самого себя - и, хотя его внешность почти не менялась, но обычаи и поведение становились непохожими на унаследованные от предков. Иной раз эти перемены бывали столь велики, что можно говорить о рождении НОВОГО ВИДА людей - причем зачастую этот новый вид оказывался враждебен другим людям; овладев новым оружием и гонимый голодом, он начинал против них войну за жизненное пространство. С другой стороны, оказывая давление на стенки экологической ниши, человек, в свою очередь, ощущал ответное давление - это был голод, мор, это были нападения других родов, это было демографическое и военное давление извне. Общая сила этого давления измерялась теми потерями, которое оно наносило роду, - коэффициентом смертности взрослого населения. Демографическое давление, наряду с потреблением пищи, измерялось также коэффициентом голодной смертности; военное давление - коэффициентом военной смертности. Давление окружающей среды принимало облик смерти - и, чтобы противостоять ему, нужно было сплотиться в единый коллектив, род или стаю. НУЖНО БЫЛО ЖИТЬ ВМЕСТЕ.

Вместе собирайтесь! Вместе договаривайтесь!

Единым да будет ваш замысел, едиными - ваши сердца!

(Ригведа.)

Что значит жить вместе? Это значит вместе идти в цепи загонщиков и плечом к плечу стоять в сражении; это значит вместе есть у костра горячее мясо и в случае нужды без колебания отдавать свою долю попавшему в беду другу и брату. «Люди эскимосского стойбища, - писал известный полярник Расмуссен, - жили в состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых охотничьих долей. Все трапезы совершались вместе, как только было убито какое-либо животное…»

Коммунизм, Равенство, Братство были великими обычаями охотников всех времен. Охотник не мог жить в одиночку: источником пищи людей Каменного Века была коллективная загонная охота. Одиночка был обречен на смерть и, сражаясь за жизнь, люди сплачивались всё тесней и тесней - так, чтобы каждый чувствовал руку друга и брата рядом со своей рукой.

Род - так называлось то великое целое, которое появлялось от соединения тел и душ. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали. Их единство доходило до самоотречения: скифские братья клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. "И мы действительно так поступаем, - говорил скиф Токсарис, герой одного из древних писателей. - С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, ничто не может разлучить нас".

Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. "Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости", - писал испанский епископ Лас Касас об американских индейцах. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было во все времена словом чести.

Люди Каменного Века не знали, что такое богатство и власть. Родовичи были равны друг другу и все вместе решали свои дела. Выборным вождям негде было проявить себя, потому что не было ни распрей, ни смут, не было тех, кого они должны были бы судить и наказывать. Тяжелейшим наказанием считалось публичное осмеяние виновного - и этого было вполне достаточно, чтобы он исправился или умер от стыда. Чувство стыда, боязнь публичного осмеяния, честолюбие - вот те качества, которые завещаны нам людьми Каменного Века. Честолюбие в те времена заменяло богатство, и люди были готовы пойти на риск, чтобы удостоиться сдержанной похвалы сородичей.

Единство и сплоченность ценились превыше всего, ничто не должно было разъединять мужчин рода: ни распри, ни доля добычи, ни соперничество из-за женщин. Брак формально существовал: каждый мужчина должен был привести в род женщину, которая считалась его женой - первой женой. Но, как это принято у австралийцев, у каждого мужчины были также вторые, третьи, четвертые жены - жены братьев и побратимов. Алеуты называли жену брата "аягань" ("моя жена") или "аягатанах" ("заместительница жены"). Мужчины часто обменивались женами и детьми - почти половина детей эскимосов, живших у залива Рипалс, воспитывалась в чужих семьях. Друзья, "товарищи по песне", даже формально имели общих жен, братство мужчин всегда выливалось в общность жен. Даже сейчас во многих азиатских странах ещё не забыт старинный обычай предоставления женщины гостю.

Постоянный обмен женщинами, детьми, пищей дополнялся обменом подарками - тем немногим, что составляло личную собственность охотников: каменными ножами, бумерангами, поясами из человеческих волос. Род был един и всё достояние его было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Совместное угощение, молитвы общему предку, экстатические танцы и беспорядочная любовь символизировали единство рода. Род был олицетворением единства, и только единство могло спасти людей в час испытаний, единство, выносливость и терпение. Это было главное, и поэтому вся жизнь Рода была посвящена воспитанию сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда всё это потребуется на охоте или в бою.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

В одно время выпросили они у

матери младшего брата на охоту,

завели в лес и оставили там.

(Из русской сказки.)

Не так-то легко назвать человека братом и вручить ему свою жизнь. «Братья», мужчины рода, должны быть смелыми, выносливыми и сильными, должны быть настоящими товарищами на охоте и в бою. Они составляли ядро рода, «мужской союз» с его суровыми, таинственными обрядами. Вступить в этот союз, стать «братом» и полноправным мужчиной было дано не каждому, и подрастающих юношей ждал тяжелейший жизненный экзамен - инициация.

"Свожу-ка я каждого своего сына в лес, узнаю, к чему они способны", - говорит отец в русской сказке. Инициации обычно проводились в лесу, в особой хижине, внутри увенчанного черепами частокола. Из этой хижины суждено было вернуться не всякому, вход в неё изображал пасть чудовища, и вырваться из этой пасти могли лишь настоящие мужчины. Во время испытаний им запрещалось кричать, но всё же многие путешественники по Океании с ужасом описывали вопли, раздававшиеся из этой хижины. "Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз", - рассказывал один из очевидцев. Иногда под кожу пропускали ремни, на которых мальчиков подвешивали. В раны втирали перец, передние зубы выбивали, чтобы "придать лицу сходство с дождевыми тучами". Ногтями протыкали отверстие в носовой перегородке, потом заставляли танцевать на углях и обмазывали тело известью, чтобы оно имело вид трупа, проглоченного чудовищем.

"Тятенька, теперь прощай, я не ваш! - говорит мальчик, уводимый на инициацию. - Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожирание!". Женщины ложились лицом вниз и испускали крики отчаяния: некоторым юношам, действительно, не суждено было вернуться. У австралийцев ещё сохранились свидетельства тех времен, когда слабых убивали; другие погибали от ран. Трупы погибших рассекали, мальчиков заставляли проползти под ними, ослепляли с помощью перца и заставляли молчать. Перенесшие все это назывались у ариев "дваждырождёнными", что почти соответствовало действительности.

После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, "языку зверей". Они становились мужчинами-охотниками, но не могли жить вместе с родом, пока не женятся, не приведут в род женщину. Юноши-холостяки жили в "мужских домах" в глубине леса, сами охотились и сами готовили пищу. Это было продолжением жизненной школы - этап, на котором они должны были приобрести самостоятельность; лишь в случаях крайней необходимости им разрешалось красть продукты в роду. Фольклор сохранил множество воспоминаний об этих разбойниках, "семи богатырях", живущих в лесу. Сохранились и описания современных "мужских домов" в Океании: "Дом этот стоит на столбах; некоторые столбы вырезаны в виде мужских и женских фигур. Бревно, по которому забирались к входной двери, также представляло обнажённую мужскую фигуру. Входные двери были занавешены, чтобы ни одна женщина не могла заглянуть в глубь дома… и не подвергалась, таким образом, смерти".

Женщинам запрещалось подходить к мужскому дому, но в то же время там часто можно было видеть девушку, "Василису Прекрасную", живущую с "семью богатырями". Эта девушка принадлежала обычно к тому же роду, и ее отношения с "братьями" носили особый характер: она считалась для них не женой, а сестрой, и появлявшихся у нее детей сразу убивали. Холостяки должны были найти себе жен из других родов - таков был древний закон экзогамии, унаследованный людьми от их предков. В поисках невест юноши устраивали любовные экспедиции, которые в Океании назывались "улатиле": они прокрадывались к стоянкам другого рода и долго выжидали момента для знакомства. Девушки отвечали им взаимностью и иногда сами, тайком от матерей, группами приходили к стоянкам холостяков. Эти экспедиции были не вполне безопасны, особенно для юношей, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Любовные игры в кустах иногда прерывались нападениями отцов и братьев девушек. Иногда холостяки "умыкали" невест. Однако обычно дело решалось мирно, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты отвечал тем же и брал себе в жены сестру похитителя. И вот, приведя в стойбище свою невесту, "дваждырождённый" юноша, наконец, становился настоящим мужчиной, братом всех мужчин стойбища. Время обучения и испытания заканчивалось, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и охотника, хозяина лесов и степей.

ЖИЗНЬ РОДА

Будучи объединены общим скотом,

общими мыслями, они вместе боролись.

(Ригведа.)

Мужчины были хозяевами в этой жизни, потому что они кормили род - от их охотничьей удачи зависела жизнь каждого. Женщины лишь изредка принимали участие в больших охотах, основными их занятиями были собирательство и выкармливание детей. Мужчины погибали на охоте и в войнах - поэтому женщины должны были рожать каждый год, и самые плодовитые женщины пользовались наибольшим уважением у мужчин. Детей было очень много, но воспитывали далеко не всех: численность рода ограничивалась размерами его угодий. Дети подвергались жестокому естественному и искусственному отбору, и чем больше рождалось детей, тем более выносливыми и сильными были те, кто доживал до совершеннолетия.

Отбор начинался с момента рождения: еще недавно индейцы купали своих новорожденных зимой в холодной воде. Иногда в первые дни их не кормили и не одевали, зачастую дети ходили голыми до 10-12 лет. Отбор юношей завершался жестокими инициациями, и австралийцы откровенно объясняли эти обряды желанием уменьшить население. Отбор девушек производился менее строго: девушки предназначались для обмена и рано или поздно уходили от своих родителей. Поскольку их рождалось гораздо больше, чем требовалось для обмена, то большинство новорожденных девочек сразу же убивали. Заболевших девочек алеуты убивали вплоть до шестилетнего возраста.

Со временем девочка становилась девушкой, а потом - женой. Австралийские охотники всецело распоряжались своими женами, могли одалживать их другим мужчинам, обменивать на других женщин или на вещи. Муж мог оставить жену, не давая по этому поводу никаких объяснений. Но вместе с тем мужчина должен был заботиться о своей жене и защищать её, если же он отказывался это делать, то за женщину вступались родовичи. Вдовы и старухи находились на иждивении рода, который уважал их жизненный опыт. Мужчины обычно не доживали до старости, и хранителями преданий и мистических тайн, колдунами и шаманами часто были женщины. Женщины находились в какой-то непостижимой для мужчин связи с природой, своим колдовством старухи вызывали живительный дождь и побуждали животных плодиться. Таинственная колдунья, повелительница звериного племени, превратилась в русских сказках в Бабу-Ягу. “Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом - и вдруг, откуда только взялись - побежали всякие звери, полетели всякие птицы…” Старуха могла дать добрый совет, излечить от болезни, но могла и околдовать, наслать порчу, стоило ей только завладеть волоском или ноготком жертвы. В Австралии колдун привязывал этот волос к копьеметалке вместе с пером сокола и жиром человека, а потом пел, повторяя имя жертвы, пока волосок не падал на землю. Это страшное колдовство обычно губило человека, как только он узнавал о нем.

Шаманки могли многое: “вынюхать преступника”, узнать волю предка, превратиться в ворону и отогнать птиц - злых духов. Но ритуалы охотничьего культа обычно выполняли шаманы-мужчины. Они рисовали на земле контуры зверей и, распевая заклятия, метали в них копья. Иногда охотники разыгрывали целые спектакли в шкурах животных с танцами и песнями. На стенах пещер они рисовали пораженных копьями лошадей и бизонов, эти рисунки образовали целые галереи, наподобие знаменитой галереи в пещере Монтеспан. Изображения бизонов, лошадей, мамонтов, сцены загонной охоты, пронзённый копьём бизон и распростертый рядом охотник, утыканный копьями макет медведя - все это говорит о том, что пещеры были охотничьими храмами рода. Люди молились неведомому богу удачи, молились исступленно, выпрашивая для себя добычу и жизнь.

Наутро они выходили на охоту, одинаково рослые и сильные, похожие на американских индейцев, хозяев прерии. Рядом с охотниками бежали полудикие собаки - их друзья и помощники, тоже знавшие толк в загонной охоте. Пятнадцать тысяч лет назад человек заключил союз с собакой-волком, и они стали охотиться вместе, помогая друг другу. Люди и волки обладали одинаковыми качествами хищников: быстротой и выносливостью, зоркими глазами, тонким слухом и чутким обонянием. Они одинаково привыкли таиться в засадах, выслеживать, убивать и, вероятно, чувствовали себя сродни друг другу. Вьетнамские тахтай считали волков своими младшими братьями, а обитавшие в Великой Степи арии называли себя Народом Волка. И недаром образ Древнего Человека, сохранившийся в глубинах нашей памяти - это фигура одетого в шкуры охотника, стоящего рядом с собакой-волком. Этот образ господствовал над миром, пока снова не пришла эпоха чудес. В девятом тысячелетии до нашей эры наступило время перемен - таких, каких ещё не случалось пережить человеку и его предкам…

Историческая хронология, как понятно, делится на два периода. Сначала было время, которое современники именуют шагом до нашей эпохи. Оно завершается с пришествием первого года. В это время началась наша эпоха, которая до нынешнего денька и продолжается. И хотя сейчас, называя год, люди не молвят “н. э.”, все же, это предполагается.

1-ые календари

Процесс эволюции человека сделал необходимость упорядочить даты и время. Старому землепашцу необходимо было очень точно знать, в какое время ему лучше засевать семечки, животноводу-кочевнику - когда перебегать на другие местности, чтоб успеть обеспечить собственный скот кормом.

Так стали появляться самые 1-ые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У различных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. Например, римляне вели свое летоисчисление со денька основания Рима – с 753 года до нашей эпохи, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари делали и многие религии. К примеру, в исламе новенькая эпоха начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.


Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эпохи Гай Юлий Цезарь основал собственный календарь. В нем год начинался с первого января и длился двенадцать месяцев. Этот календарь окрестили Юлианским.

Тот, которым пользуемся сейчас мы, был введен в 1582 году Отцом Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось убрать некие значимые некорректности, накопившиеся с первого Вселенского собора. Тогда они составляли целых 10 дней. Разница меж Юлианским и Грегорианским календарями возрастает приблизительно на день за каждое столетие, и сейчас составляет уже тринадцать суток.

В истории летосчисление всегда играет огромную роль. Ведь принципиально представлять, в какой период времени происходило важное в жизни населения земли событие, будь это создание первых орудий труда либо же начало Столетней войны. Молвят, что история без дат похожа на арифметику без цифр.

Религиозная форма летосчисления

Так как начало нашей эпохи исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте нередко употребляется соответственная запись: от Рождества Христова и до него. До сего времени нет совсем четких исторических данных о том, когда на нашей планетке появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических реликвиях, ученые могут делать заключения о том, когда приблизительно вышло то либо другое событие. При всем этом года до нашей эпохи указываются в хронологически оборотном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела меж временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, изготовленным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень всераспространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном эталоне, выданном таковой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, также даются советы для их внедрения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эпохи» получило свое распространение в летоисчислении после использования его Достопочтенным Неудачой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из собственных трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эпохи и после нее. Равномерно фактически все страны в Западной Европе стали перебегать на этот календарь. Самой последней из их стала Португалия. Вышло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Наша родина воспользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эпохи. За начальную точку в ней была принята христианская эра «от сотворения мира». По сути, в базе многих эр было заложено соотношение меж «деньками творения мира» и всей длительностью его существования. А Константинопольская была сотворена при Констанции, и летоисчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эпохи. Но так как этот правитель не являлся «поочередным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются без охоты.

Доисторическая и историческая эры

История - это доисторическая и историческая эры. 1-ая из их начинается с момента возникновения первого человека, а завершается тогда, когда появилась письменность. Эра доисторическая разбита на несколько временных периодов. Основой их систематизации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эпохи изготавливали орудия труда, период, когда они ими воспользовались, легли в базу воссоздания не только лишь временных рамок, да и заглавий шагов доисторической эры.

Историческая же эпоха состоит из периодов Античности и Средневековья, также Нового и Нового времен. В различных странах они наступали в различные времена, потому ученые не имеют способности определять их четкие временные рамки.

Начало нашей эпохи

Общеизвестно, что новенькая эпоха в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, к примеру, начиная от первого года и до, представим, сегодняшнего. Ее хронология началась еще позднее, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, другими словами спустя более чем 5 сотен лет после датируемого действия. Чтоб получить итог, Дионисий поначалу отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Отпрыск Божий был распят на 30 первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это 20 5-ое марта 5539 года по летосчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, как следует, стал 5508-й по византийской эпохе. Нужно сказать, что вычисления Дионисия прямо до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

История до нашей эпохи

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эпохи на планетке была эра неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а конкретно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец 4-ого - начало первого тысячелетия до нашей эпохи: на планетке царствует Бронзовый век. Получает распространение железное и бронзовое орудие, возникают бродячие скотоводы. Бронзовый век сменился Стальным. В это время в Египте правили 1-ая и 2-ая династии, объединившие страну в единое централизованное правительство.

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й подымается Эгейская, либо культура Старой Греции. Практически в то же время в равнине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет королевства Трои.

Около 1190 года до н. э. упала мощная Хеттская держава. Спустя практически четыре 10-ка лет Эламский правитель захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. пришло правление вавилонского сударя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось 1-ое правительство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период вышло сильно много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход Марка Антония на парфян, правление правителя Августа.

И, в конце концов, меж восьмым и четвертым годами до нашей эпохи родился Христос.

Новое летосчисление

У различных народов понятие о летосчислении всегда было неодинаковым. Каждое правительство решало данную делему без помощи других, при всем этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И только к девятнадцатому веку все христианские страны установили единую точку отсчета, применяемую и доныне под наименованием “наша эпоха”. Календарь старых майя, византийская эпоха, древнееврейское летосчисление, китайское - они все имели свою дату сотворения мира.

К примеру, японский календарь начинался в 660 году до нашей эпохи и обновлялся после каждой погибели правителя. Буддистская эпоха скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летосчисление раз в 1454 года, после погибели и возрождения Солнца. Потому если б их цивилизация не погибла, для их сейчас был бы всего 546 год новейшей эпохи…

Старая карта мира

До нашей эпохи путники тоже интересовались миром и составляли картинки собственных маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок либо папирус. 1-ая карта мира появилась еще за много 1000-летий до новейшей эпохи. Конкретно наскальные картинки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали в особенности заинтересовывать древнейшие карты былых эпох. Одни из их представляют нашу планетку как омываемый океаном большой полуостров, на других уже можно узреть очертания материков.

Вавилонская карта

Самой первой картой, сделанной до нашей эпохи, была маленькая глиняная табличка, отысканная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого – началом седьмого веков до нашего летосчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, нареченными «соленой водой». За водой – треугольники, обозначающие, разумеется, горы дальних земель.

На этой карте обозначено правительство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, в центре которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже античные греки представляли Землю сферой и очень роскошно аргументировали это. Пифагор, к примеру, гласил, что все гармонически в природе, а самая совершенная форма в ней – шар, в виде которого существует наша планетка. 1-ая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в 3-ем веке до нашей эпохи в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял Александрийскую библиотеку, и вымыслил таковой термин, как «география». Конкретно он в первый раз еще до нашей эпохи расчертил мир на параллели и меридианы и именовал их «идущими рядом» либо «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один полуостров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан – сегодняшний Цейлон.

При всем этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых нереально. Ведь люди тогда, в том числе и древнейшие греки, задумывались, что у экватора так горячо, что море там бурлит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

В протяжении нескольких веков основной числилась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Сделанная около 100 пятидесяти лет до нашей эпохи, она была частью восьмитомника “Управление по географии”.

У Птолемея Азия занимала место от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при всем этом Африка плавненько перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была сказочная Гиперборея, а об Америке либо Австралии не было сказано ничего. Конкретно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при всем этом на запад. И даже после открытия Америки еще некое время продолжали воспользоваться картой от Птолемея.

Вот уже полтора десятилетия как мы живём в новом XXI веке, веке технологического и информационного прогресса. Для современного человека всё, что было больше 200-300 лет назад кажется уже совсем небывалой древностью. Но давайте отправимся гораздо дальше в прошлое и посмотрим как выглядел мир в таком же XXI веке, но только до нашей эры, то есть 4 тысячи лет назад.

В Египте продолжается 200-летний переходный период. Власть мемфисских фараонов VII и VIII династии лишь номинальна. В стране царит политическая анархия, реальная власть переходит в руки номархов - «градоначальников». Из-за утраты государственного единства полностью пришла в негодность общеегипетская ирригационная система, что стало причиной глубокого экономического кризиса и массового голода. По стране бродят шайки разбойников и чернь, которые грабят заупокойные храмы и усыпальницы.

Источник: www.zeno.org

Страну нужно было срочно спасать. Первыми претендентами на роль «собирателей» всех египетских земель стали цари из Гераклеопля, одного из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. В результате успешных войн им удалось подчинить Тину и Дельту, а также отразить вторжения кочевников на северных границах. В итоге, к 2040 году до н. э. первому царю IX династии Ахтою всё таки удалось объединить Египет со столицей в Гераклеопле. В это же время в некрополе Фив строится величественный погребальный храм Ментухотепа II.

Источник: cdn2.all-art.org

Источник: vignette2.wikia.nocookie.net

Завершает своё правление III династия Ура. Один за другим, с периодичностью менее 10 лет сменяются несколько правителей Шумер. Именно в XXI веке до н. э. составляется знаменитый «Царский список» - клинописная табличка с именами и датами правления всех царей Шумера и Аккада, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 до н. э.). Царь Ура Шульги подчиняет себе Ашшур и Элам, закрепляет власть над Двуречьем и проводит масштабную военную реформу, в результате которой появилась пехота, вооружённая луками.

Источник: i.ytimg.com

Лагаш - один из сильнейших городов Шумера, после сокрушительного поражения в исторической битве с урукцами, начинает терять своё былое влияние. А ещё через несколько лет и вовсе оказывается завоёванным царём Ура Ур-Намму. Около 2034 года до н. э. шумеры воздвигают линию укреплений против амореев, которая в общем-то, задерживает их ненадолго. Уже к концу века нашествие племён амореев сокрушает Шумер и с этого момента начинается восхождение Вавилона.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.

Правила, быт и иерархия в женской тюрьме

Это была камера №202. Я стояла около дверей и ждала, когда ко мне подойдут. Подошла молодая девушка, ее звали Света. Она поздоровалась и стала мною руководить. Она сказала, что я могу положить свои вещи (матрац, две простыни и наволочка, одеяло, кружка, ложка) на свободную кровать, а потом повела меня представлять старшей по камере. Старшую звали Мадлена Павловна. Полная женщина, невысокого роста. Она довольно строго провела опрос по существу: ФИО, статья, где живу, сколько сижу. Потом Света повела меня на экскурсию по камере, одновременно объясняя свод правил, которые мне надо было усвоить.

В женской тюрьме понятий как таковых нет. Да и трудно себе представить, как матери, жены, чьи-то дочери, одним словом, женщины, будут жить по «неписаным законам». Конечно, как и в любом общежитии, есть негласные правила, которые свято соблюдаются. Здесь так и было. В камере была «старшая», которую назначает сама камера, - естественно, если на этого кандидата давала согласие администрация. Главное, чтобы у старшей и у администрации не было никаких противоречий, - дабы не допустить волнений. В обязанности старшей входит: поддержание порядка в камере, недопущение каких-либо драк и конфликтов, естественно, она отвечает за любое происшествие, а также за наличие запрещенных предметов в камере. Причем если запрещенные предметы кто-то пытается пронести, то в обязанности старшей входит либо немедленная выдача этого предмета администрации в добровольном порядке, либо - в случае отказа владельца - старшая должна была сообщить об этом администрации. Конечно, как и везде, существуют свои маленькие исключения и тайны.
ПРАВИЛА ЖЕНСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Камера была большая, на 42 человека. Кровати были почти все заняты. Кровати двухъярусные, в два ряда. Только четыре места не имели второго этажа, они располагались в противоположном от двери конце камеры. Это место называлось «поляна». Здесь спала старшая, ее помощницы, просто приближенные или те, кто довольно долго находится в заключении. Кто будет спать на «поляне», всегда определяет старшая. Кухня и туалет отделены от основного помещения. На кухне четыре стола, два больших и два маленьких. За большими столами ели все, за маленькими - те, кого туда приглашали. За одним из маленьких столов ела сама старшая и ее окружение. Садиться за чужой стол запрещено - если, конечно, тебя не пригласят. На кухне были все минимальные удобства: телевизор, холодильник. Света мне сказала, что до двух месяцев я не могу пользоваться пультом и включать те передачи, которые мне хочется посмотреть, если они не совпадают с выбором тех, кто сидит более двух месяцев. По пользованию туалетом тоже были правила. В этой комнате находился душ, две раковины и три унитаза. Душем можно было пользоваться с восьми утра и до восьми вечера в любое время. Утром до восьми часов в душ ходили только те, кто сидел долго, также и вечером, уже после восьми. Стирать можно только в свой постирочный день, который тебе назначали. Конечно, нижнее белье, носки можно было стирать каждый день, но не злоупотреблять. Были даже правила по пользованию унитазами. Здесь тоже была своя иерархия. Новенькие - на первый, после двух месяцев и до года - на второй, и те, кто свыше года, - на третий.
В камере проводилась уборка два раза вдень, утром и вечером. По выходным дням - генеральная уборка кухни, самой камеры и туалета. Дежурить должны были все по графику - кроме тех, кто сидит больше года. Отказ от дежурства не допускался, да и при мне никто не отказывался. За плохое дежурство могли наказать еще несколькими днями. При этом само дежурство можно было продавать, кроме первого, один раз ты должен это сделать сам. Стоимость дежурства - две пачки сигарет, причем недорогих, ну, и на свое усмотрение можно было еще что-то дать из продуктов. В дни генеральной уборки всегда составляли списки: кто что будет мыть, в основном эти списки были из новеньких. Продавать такое дежурство было нельзя.

В камере также были люди, которые помогали старшей следить за порядком. Так, Света была ответственной за чистоту, она составляла графики дежурств, определяла списки и имела право сделать замечание, она почти ежедневно осматривала состояние тумбочек, и в каком порядке находятся твои вещи. Также был человек, который отвечал за прием пищи. Ее звали все Людовик. Людовик вставала раньше всех, готовила посуду, резала хлеб, принимала завтрак, обед и ужин. Она точно знала, сколько порций брать, сколько хлеба и т.д. Были еще две девушки, которые помогали старшей регулировать различные вопросы, например, конфликтные ситуации, т.е. это были советники.

Почти все, кто находился в камере, были поделены на «семьи». «Семья»- это некоторый экономический союз, то есть, женщины начинали вместе вести хозяйство: общая еда, регулярное общение. В основном такие союзы создавались на почве взаимных интересов, а объединение было как следствие. Были и такие, кто не состоял в «семье», просто был один.

«Семья» старшей состояла из трех человек: сама «старшая», Мадлена Павловна, Диана, которая выполняла функции одного из советников, и Маша - она сидела давно и ей было просто удобно.

ИЕРАРХИЯ

Конечно, в каждой камере свои определенные правила, но основа одна. Так, в этой камере, когда ела старшая и ее «семья», на кухню заходить было нельзя, а уж тем более там сидеть. Кому-то это не нравилось, кто-то не обращал внимание. Но нарушить это никто не решался.

В камере очень большую роль играло твое положение. Например, москвич ты или нет, получаешь передачи или нет, пишут тебе письма, и как часто ты их получаешь, как ты одеваешься, что ешь (свою пищу или «баланду»), можешь ли ты себе позволить продавать дежурство. Все это формировало к тебе отношение общей массы. То есть, если ты москвич и твои родственники регулярно шлют тебе посылки, делают передачи и пишут письма, значит, ты автоматически повышаешь свой статус, ну, а чтобы окончательно утвердиться, здесь уже все зависит лично от тебя.

Меня поразило, что Мадлена Павловна категорически запрещала ругаться матом, употреблять различный сленг и постоянно требовала тишины. Хамить ей никто не хамил, а если кто и был чем-то недоволен, то выражал это тихо и в кругу своих «семейниц». Конечно, запрещай - не запрещай, а все рано ругались, ссорились, но это были редкие вспышки, я объясняла это либо отсутствием воспитания, либо просто «сдали нервы».

ПРИВЫКАНИЕ

Для того, чтобы усвоить весь быт камеры, у меня ушло около недели.
Те две женщины, на которых я в самом начале обратила внимание, оказались просто «семейницами». Открытого лесбиянства здесь не было, но между некоторыми возникало некое нежное чувство друг к другу, однако назвать это лесбиянством нельзя. В основном такая нежность возникала либо у тех, кто давно находился в заключении, либо у тех, кто уже имел некий опыт таких отношений до тюрьмы. Но подобное проявление чувств нехарактерно для тюремного сообщества. В любом случае, такие отношения, на мой взгляд, - дело сугубо личное.

Меня определили в первый ряд, на второй ярус, правда, поближе к «поляне». Как правило, всех новеньких кладут около «тормозов» (так называется дверь). Исключение для меня объяснялось тем, что остальные кровати были заняты. Но даже при наличии свободного места только старшая решала, можно ли тебе перелечь на другое место или нет.

Первый день был тяжелым, сама обстановка давила, да и осознание своего собственного положения все острее ощущалось. Вечер наступил быстро, познакомиться я ни с кем не успела, кое-что спросила у Светы, потом вечерняя проверка и сон. Проверки проходили два раза в день: после восьми утром, и вечером тоже после восьми.

Самое тяжелое, к чему надо было привыкнуть, это к железным кроватям. Матрацы, выдаваемые в личное пользование, были очень тонкими, железные решетки впивались в бока, уснуть было тяжело. Кроме того, я никак не могла вытянуться в полный рост, т.к. кровати были короткими для меня. И холодно, сначала всем холодно. Такой озноб бьет, что ты скручиваешься, но от этого только сводит тело, а теплее не становится. Но все это было ерундой по сравнению с тем, что происходило в голове. Ты пытаешься себя успокоить, что жива, здорова, руки-ноги целы, но все равно невыносимо, каждая частица твоего тела готова просочиться через стены, решетки и все преграды, только бы опять оказаться дома. В первые дни тебя постоянно преследует тревога за близких. Ты понимаешь, что с тобой все нормально, но как им донести это? Ты пытаешься силой мысли сказать только одно: «Не волнуйтесь, со мной все хорошо! Я вас люблю!». Но остро ощущаешь, что никто ничего не услышит, и остается только ждать, что будет дальше.

Я спала плохо, точнее, вообще не спала. Дело в том, что рядом с изолятором железнодорожная станция. И вот ты лежишь и слышишь этот ужасный скрип поездов, откуда-то доносящийся лай собак, и с каждым вздохом все больше и больше погружаешься в мир, который был тебе неизвестен. Это как обратная сторона: чем дальше ты ступаешь по этой другой стороне, тем увереннее ты становишься, но тем сложнее тебе ступать, потому что каждый шаг тебя удаляет от прежней жизни, все дальше и дальше, и понимаешь, что теперь между тобой и теми, кого ты любишь, лежит непреодолимая пропасть, и моста через эту пропасть нет, и будет ли он, ты тоже не знаешь. Что ждет тебя впереди, долгим ли будет путь - все эти вопросы ты задаешь сама себе, но ответа нет. Но ты говоришь себе, что нужно всё выдержать, я должна жить, найти силы и не сломаться. И именно в такие минуты понимаешь, что все изменилось, и что ты тоже станешь другой. Потому что всю свою жизнь теперь можно разделить на «до» и «после». ​

2 Декабрь 2016

Что же такое женская зона, работа в которой среди профессионалов считается значительно более трудной, чем в мужской?
Противостояние
Человеку, не знакомому с нравами и обычаями женской зоны, трудно представить, что такое "коллектив", состоящий примерно из тысячи разновозрастных женщин-преступниц, среди которых есть "хозяйственницы", детоубийцы, воровки и прочие.
День за днем они годами варятся в своем наглухо закрытом котле.Там незримо для неопытного глаза постепенно нагнетается давление, и беда, если оно достигнет критической точки.
Напрочь рвущие нервы истерики и щедро сдобренные заковыристым матом и личными оскорблениями скандалы с выдиранием волос на коммунальной кухне, где собачатся два десятка разъяренных соседок, - это ничто по сравнению с тем, что вытворяют доведенные до края бабы, сидящие за колючей проволокой.
Бунт в женской колонии куда хуже бунта в мужской зоне. Надо учитывать обусловленную нервным истощением истеричность, непростые женские физиологические особенности, питание на пятерку в сутки - так положено по нормативам "щедрого" государства, - практически полное отсутствие лекарств и мало-мальски нормальных бытовых условий. Все неизбежно приводит к последней черте. Поэтому опытная администрация зоны, также состоящая преимущественно из женщин, только в погонах, постоянно "давит".
Первым испытанным средством давления является внутренний распорядок дня. В шесть утра при любой погоде и невзирая на то, что происходило вчера, звучит команда "подъем"! На гигиенические процедуры дается не более десяти минут - это для женщин!
Кстати, трудно поверить, но при этом в женской зоне царит необычайная, возведенная в культ чистоплотность, и мыло является не только предметом повышенного спроса, но и третьей по значимости внутренней ходовой валютой зоны после сигарет и чая.Все объясняется очень просто: перестанешь постоянно соблюдать чистоту тела и белья - запросто можешь подхватить такую заразу, которой медики еще даже не сумели придумать название. Впрочем, заглядывают ли вообще ученые-медики в женские зоны, где, как и во всех местах лишения свободы, процветают туберкулез и неизвестные науке заболевания? Обычно они начинаются с симптомов чесотки, быстро переходящей в жуткую экзему.
А после начинается самое страшное - человек на ходу, прямо на ногах, заживо гниет до костей! Что это, неистребимая специфическая проказа, доставшаяся в наследство от бериевских лагерей?Ни администрация, ни зэки, ни врачи в зоне этого не знают, но все ее очень боятся, и, наверное, наше счастье, что она, как туберкулез, еще не выбралась на волю из-за колючки. Никто не желает заболеть, и тех, кто не соблюдает строгую гигиену, силой заставят это делать другие заключенные: нечистоплотных не терпят и готовы физически уничтожить как смертельную угрозу!
В шесть часов десять минут происходит построение отрядов, и они отправляются в столовую. Питание, которое получают заключенные-женщины, на воле даже нищенствующим гражданам может присниться только в кошмаре: в рационе неизменные каши из сечки или гороха и похожий на ком сырой темной глины хлеб, тяжело ложащийся на желудок, вызывающий постоянные боли в животе. Интересно, кто его печет?
Рабочий день начинается в семь и проходит в так называемой "промзоне", где в женских колониях обычно обустроено швейное производство. Шьют преимущественно спецодежду, солдатское исподнее белье, телогрейки и рабочие рукавицы. Установленная распорядком продолжительность рабочего дня десять часов. Но если администрация получает срочный и выгодный заказ, в зоне немедленно объявляется аврал, и женщин гонят на работу уже в четыре утра, а рабочий день длится не менее двенадцати часовПри этом каждая швея обязана выполнять план не менее чем на 101% - в противном случае ее ждет наказание.
Труд поистине рабский, поскольку женщины получают за него от двух рублей до тридцатки в месяц. Некоторые "счастливицы" вытягивают до сотни. Остальные заработанные деньги немедленно "выдирают" на содержание контингента заключенных в колонии. В то же время авралы довольно часты и продолжаются по две-три недели кряду.
Потом делают небольшой перерыв, чуть дают отдышаться, и начинается новый аврал. На работу, построение, в столовую заключенные обязаны являться в юбке и белой косынке - униформе женской зоны.
Время от времени в одну из женских зон стягивают несколько сотен контролеров из других лагерей и устраивают грандиозный "шмон" - всеобщий повальный обыск во всех отрядах одновременно - для обнаружения и изъятия недозволенных внутренним распорядком вещей.Женщины-заключенные зачастую куда изобретательнее мужчин в обустройстве всевозможных тайничков и "изобретательстве" запрещенных вещей. Поэтому контролеры буквально переворачивают все вверх дном, заглядывают в каждую щель, вспарывают матрасы и подушки, изымая все подряд. Естественно, после подобных мероприятий напряженность в зоне только увеличивается.
Освобождение от работы женщина-зэк может получить только когда губы уже начинают спекаться в темный ком от жара и волосы липнут от пота - короче, при температуре не ниже тридцати девяти. Других причин лагерная медицина не признает. Это тоже поднимает давление, которое часто прорывается в почти звериных разборках между женщинами-заключенными.
Да, за колючкой между женщинами случаются страшные драки, но хуже всего, если кто-то из них разбивает окно - тогда в руки к отчаявшейся, со стоячей темной водой в глазах бабе-преступнице попадает острый осколок стекла и она режет им уже не думая о последствиях. "Расписать" стеклышком могут почище, чем отточенным "финарем" или опасной бритвой: чаще всего норовят попасть по лицу, чтобы изуродовать навек, или целят в живот - махом выпустить кишки.Дрожь берет, когда подумаешь об остром, грязном стекле в животе женщины.
Но нередко вместо того чтобы пырнуть ненавистную противницу, многие заключенные наносят удары... себе, располосовывая руку и вскрывая вены. Мне не раз доводилось видеть женщину с ужасающей лестницей розовато-белых уродливых шрамов на внутренней стороне левого предплечья.Режут вены не только в драке, но и от крайнего отчаяния и полной безысходности. В принципе тюрьма или зона - не место для жизни любого человека, и только люди с уродливо искаженной психикой могут считать места лишения свободы родным домом.
Конечно, пострадавшим оказывается необходимая медицинская помощь, но потом их ждет суровое наказание, а тех, кто в драке уцелел, наказывают немедленно - администрация постоянно противостоит массе зэков и старается держать их в жесткой узде.Первой суровой мерой является ШИЗО, который есть в любой зоне. ШИЗО - это штрафной изолятор, представляющий собой голую клетушку из камня, часто с цементной "шубой" на стенах, чтобы помещенный в этот холодный склеп для живых не бился о стены ни головой ни руками: боль отрезвляет!
Это проверено долголетней практикой тюремных систем всего мира. Поэтому кроме прочих прелестей контролеры штрафного изолятора за малейшую провинность охотно и часто применяют резиновые дубинки.
Постели или нар в ШИЗО не полагается, и провинившимся приходится спать прямо на голом цементном полу. Часто его специально заливают водой, чтобы сделать "клиентку" более покладистой и тихой. Одна отрада: в штрафной изолятор могут направить на срок не более пятнадцати суток.
Куда более серьезной мерой воздействия является ПКТ - помещение камерного типа, своеобразная тюрьма внутри зоны. Туда непокорную и постоянно нарушающую режим заключенную администрация может отправить на срок от одного месяца до полугода. Но там и нескольких дней мало не покажется.
В ШИЗО и ПКТ можно загреметь не только в результате разборок или каких-то иных серьезных проступков. В принципе все полностью на усмотрении администрации: любое, даже малейшее нарушение внутреннего распорядка может послужить причиной для наказания и направления в ШИЗО или ПКТ. Так и стоят годами и десятилетиями друг против друга находящиеся в одной зоне за колючкой осужденные женщины и женщины вольные, которые их охраняют и пытаются по долгу службы перевоспитать. Мужчины в женских зонах - великая редкость. И не зря говорят: жизнь зоны - противостояние фактически одних заключенных - другим!

Скорость стука
Сохранить что-либо в секрете в женской зоне практически невозможно. Бывалые оперативные работники из ИТК часто отмечали - в "бабьем царстве", как нигде, удивительно развито добровольное стукачество! Осужденные-женщины за милую душу закладывают друг друга почем зря, причем не только "куму" - оперативнику, контролерам, воспитателям и конвоирам, но даже друг другу.
- Зачем, - удивился я, - какой им в том прок?

Натура такая, - горько усмехнулся старый оперативник, показавший мне "сувенир" из Потьмы.
Возможно, он прав? С этим утверждением трудно спорить тем, кто никогда не был в шкуре обитательницы женской зоны. Но как бы там ни было, почти повальное стукачество - явление для криминального мира, прямо скажем, уникальное, ведущее к забвению всех основных воровских традиций. Хотя стукачество существует во всех без исключения местах лишения свободы, не говоря уже о воле.
Скорее всего, наивно полагая, что этим они смогут хоть как-то скостить себе срок - зона далеко не курорт, и женщины считают дни до заветного окончания мучений - или желая жестоко отомстить ненавистной товарке, заключенные избирают тот путь, который многим из них наиболее близок и понятен. Постоянный треп, работа языком, сплетня, "перемывание" костей, от которых до доноса и стукачества всего лишь один очень короткий шаг.
Иногда доходит до смешного, когда представители администрации вынуждены чуть ли не официально обращаться к заключенным с просьбами несколько умерить свой пыл доносительства и на время засунуть языки в одно известное место!
Однако спустя неделю-другую все начинается сначала. Поэтому в женской зоне крайне трудно что-либо утаить - непременно донесут, хотя бы из какого-то патологического удовольствия нагадить ближнему или из любви к искусству опасного, щекочущего нервы трепа. Конечно, это один из способов рискованно развлечься, но...
Как ни странно, женщины совершенно не понимают того, что постоянными доносами ужесточают противостояние, от которого в первую очередь страдают сами. Они вызывают к себе брезгливое отношение и презрение администрации, накликают на собственную голову частые повальные "шмоны" и прочие кары. Однако ничего не могут с собой поделать!
Возникает замкнутый круг, но вырваться из него, видимо, не суждено ни одной, ни другой стороне. Разве только одни, отмотав срок, выйдут за ворота, а другие, отслужив свой срок, получат пенсию. Как это ни ужасно, по большому счету они друг без друга ничто!..
Розовая любовь
"Сувенир" из Потьмы, о котором говорилось в начале статьи, появился на свет далеко не просто так, из озорства - многие женщины невыразимо страдают от отсутствия нормального полового партнера. Это толкает их на различные половые извращения или поиски "суррогата", в том числе на изготовление специфических "сувениров", успешно заменяющих в зонах современные вибраторы. Бериевские и прочие времена давно миновали, страна стоит на пороге третьего тысячелетия, но о вибраторах в зоне нельзя даже мечтать.
Некоторые заключенные находят в себе силы стиснуть зубы, выдержать несколько лет почти монашеской жизни и не скатиться к лесбиянству или другим извращениям, которые еще часто называют женским гомосексуализмом. В то же время, по рассказам старого оперативника - "кума", - после длительного воздержания некоторые заключенные женщины начинали испытывать бурный оргазм только при виде молодого мужчины или даже просто прикоснувшись к его руке.
Многие эксперты-сексопатологи, изучавшие "половой вопрос" в местах лишения свободы, считают: любые извращения тянутся во "взрослые" зоны из колоний "малолеток", где нередко уже заранее создаются пары по принципу "муж-жена". Причем это в полной мере относится как к мужским зонам, так и к женским. Если в мужской зоне это явление большинство людей признает отвратительным, то в женской оно принимает куда более уродливые формы, просто несоизмеримые с тривиальным гомосексуализмом.
По данным тех же экспертов, "розовой" любовью охвачено не менее половины обитателей современных женских колоний. Вполне закономерно: чем длиннее срок, отмерянный женщине судом, тем более вероятно ее вступление на "розовую" тропу любви, сойти с которой потом крайне трудно, а то уже и просто невозможно.
На лагерном жаргоне женщин, выполняющих роль мужчины при извращенных половых контактах, называют "коблами" или "коблухами". Несмотря на активную и постоянную борьбу администрации с "розовой" любовью, "парочки" находят любые способы для удовлетворения пылкой страсти и даже, случается, вызывающе "спариваются" на виду у всех, включая не только заключенных, но и контролеров, воспитателей и конвойных.
Возможно, на почве сексуальной психической патологии у них в сознании уже просто отключаются определенные центры самосохранения - это практически не изученная область психиатрии и сексопатологии. У нас мало найдется смельчаков заниматься изучением столь деликатных и неординарных сексуальных, психологических и психиатрических вопросов прямо в женской зоне, за "колючкой".
Это действительно опасно, поскольку между "парами" часто разыгрываются далеко не шуточные сцены - ревность, подозрительность, даже дикая злоба и необузданная ненависть к бывшей любовнице, вне зависимости от ее "роли" в "паре". Отмечены случаи, когда "развод" женщин-любовников, случившийся по каким-либо причинам, заканчивался страшной трагедией - членовредительством, преднамеренным уродованием бывшей партнерши и даже убийством. Поэтому контролеры зорко следят, чтобы при случающихся разборках не били окон и не хватали осколки стекла - тривиальный "семейный" скандал способен моментально перерасти в акт кровавой смертельной мести.

Женскую зону вполне можно назвать местом, где невероятным образом искажены многие нормальные, столь привычные нам вещи, понятия и отношения между людьми, приобретающие за колючкой совершенно иную окраску и смысл, превращая лагерь в один из кругов дантова ада. Но люди живут там годами и, как ни странно, некоторые из них все же, несмотря ни на что, умудряются сохранить звание Человека...


Иерархия в женской тюрьме

Иерархическая структура в женских тюрьмах и зонах не такая сложная и жесткая, как в мужских, но она существует. Главной в камере бывает наиболее авторитетная и долго находящаяся в местах лишения свободы женщина. Часто она является «второходкой», то есть, оказалась за решеткой второй раз.

Собственно, на этом вся иерархия и завершается. Остальные подчиняются старшей, которая следит за тем, чтобы в камере соблюдался порядок, не нарушался график уборок и пресекает особенно бурные проявления чувств – будь то скандалы опытных зечек или рыдания новенькой, впервые переступившей порог камеры.

Однако, и в женских тюрьмах с советских времен есть свои отверженные.

К этой категории относятся те, кто на воле занимался оральным или анальным сексом. Если неопытная «первоходка» будет иметь глупость разболтать сокамернице этот факт своей биографии, то ей обеспечено брезгливое отношение и полный бойкот. Ее не пустят за один стол с собой, не поделятся присланными с воли конфетами, и будут всячески избегать.

Не любят зечки и тех, кто ворует у своих. Если застукают за таким занятием, то виновной грозит избиение, а иной раз, и более жестокие издевательства.

Насмехаются, всячески унижают тех женщин, кто имеет неряшливый внешний вид, забывает о чистоплотности. Не случайно в женских зонах мыло – самая ценная валюта, наравне с сигаретами и чаем.

Но по-настоящему отверженными в женских зонах становятся детоубийцы. К ним относятся так же, как в мужских зонах к педофилам и насильникам. Это самая низшая каста, самые презираемые люди. Стоит зечкам узнать, что с ними в камере находится женщина, которая убила или пыталась убить ребенка, ее жизнь превращается в кошмар. Убивают в женских зонах крайне редко, но цепь изощренных издевательств, избиений и унижений способна довести детоубийцу до суицида.

Как поступают с провинившимися

Чаще всего, женские разборки завершаются выяснением отношений на повышенных тонах. Старшая по камере, зачастую, так же ограничивается тем, что накричит на нарушительницу порядка. Однако, случаются и драки, и планомерные избиения виновной. Например, если она была уличена в воровстве.

Иногда зечки устраивают сокамерницам изощренные издевательства: макают головой в унитаз, обмакивают туда зубную щетку и заставляют чистить зубы.

Рассказывали и о случаях изнасилования черенком от швабры или другим подходящим предметом.

«Опускание» в женских тюрьмах тоже имело (а часто имеет и теперь) место. Этому унижению подвергали, как правило, детоубийц. Такую женщину, сговорившись заранее, ловили всей камерой. Прижав в углу, который плохо просматривается из глазка, затыкали рот, и брили налысо. Поскольку та вырывалась, голова у нее оказывалась вся в порезах. Даже если надзиратели замечали возню в камере и пресекали расправу, на голове у женщины все равно оставалась одна или две дорожки. Этого достаточно, чтобы считаться опущенной. После того, как виновную побрили, все обитательницы камеры по очереди справляли на нее малую нужду.

«Опущенную» могли пропустить сквозь строй: зечки становились в две шеренги и заставляли несчастную идти между ними. До конца живого коридора дойти удавалось не всем, большинство падали, не добравшись до середины.

Любовь в женских тюрьмах

В отличие от мужских зон, гомосексуальные связи в женских зонах и тюрьмах, никогда не считались чем-то, что роняет достоинство одной из зечек. Жаждущие близости и секса одинокие женщины создают пары, и окружающие к этому относятся вполне нейтрально. Лесбийские пары в местах лишения свободы бывают двух видов. Одна категория называется «половинки». В такой паре обе дамочки выглядят и ведут себя вполне по-женски. Зачастую это «первоходки», которым просто стало одиноко и захотелось тепла и близости. Вторая категория отношений возникает между «коблом» и «коблихой». «Коблом» называют зечку, как правило, «второходку», которая практически лишилась женских черт, и голосом, манерами, фигурой похожа мужчину, да так, что иной раз и не отличишь. Такие «коблы», оказавшись в камере, начинают искать себе пару, флиртовать и заигрывать. Завоевав «коблиху», они ведут себя тоже вполне по-мужски: защищают свою подружку, ревнуют ее, стараются баловать, а иногда и демонстрируют настоящий деспотизм. Лесбийские пары бывают очень прочными. Иногда такие отношения длятся весь период заключения, а случается, сохраняются и после освобождения.

Бывают и отношения с мужчинами. Чаще, конечно же, они носят платонический характер. Например, если в обслуге или среди надзирателей женской колонии вдруг объявляется мужчина, он становится объектом влюбленности сразу нескольких зечек. Иногда зечки ухитряются крутить романы с заключенными мужчинами. Например, если тюрьмы расположены так, что видны окна или часть двора, по которым водят заключенных. Случайные встречи на пересылках, по дороге в зал суда и т.п. очень подогревают романтические чувства. В большинстве тюрем развита система передачи «маляв», то есть, писем. В этих «малявах» тюремные Ромео и Джульетты и изливают свою любовь.

И совсем экзотические способы «любви на расстоянии» бытовали в женских тюрьмах в советское время. Если окна камер мужской и женской тюрьмы бывали расположены друг напротив друга, то женщины устраивали такой трюк: переворачивали одну из своих подруг вниз головой и раздвигали ей ноги, а затем поднимали ее так, чтобы было видно мужчинам. Вскоре после этого по «дорогам» - веревочкам для передачи «маляв» начинали двигаться … презервативы со спермой. Женщины считали, что таким образом можно забеременеть. Даже ходит множество историй о тех, кому это удавалось. Пускаются на подобные эксперименты по очень простой причине: беременным находиться в местах лишения свободы намного комфортнее. У них лучше питание, их не заставляют работать, да и камера у них самая удобная и светлая, чаще бывают прогулки. Родив, женщина тоже имеет ряд послаблений.