Презентация развивающей среды в доу по фгос. Принципы построения ппрс, рекомендованные фгос


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Организация развивающейпредметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС».Консультация для педагогов ДОУСтарший воспитатель: Пташкина О.Н. Организация РППСФедеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Цели организации РППС ДОУ: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; обеспечение полноценного общения и совместной деятельностидетей и взрослых; обеспечение реализации различных общеобразовательныхпрограмм. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Социально-коммуникативноеразвитиеФизическоеразвитиеХудожественно-эстетическоеразвитиеРечевоеразвитиеПознавательноеразвитиеИгровая деятельностьДвигательная активностьКоммуникативная деятельностьПознавательно-исследовательская деятельностьВосприятие художественной литературы и фольклораПродуктивная деятельность Трудовая деятельностьМузыкально-художественная деятельностьОбразовательные областиВиды деятельностиОрганизация развивающей предметно-пространственной среды должна осуществляться по всем видам деятельности и охватывать все образовательные области, определенные в ФГОС дошкольного образования. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять:образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Требования к РППСРазвивающая предметно-пространственная среда должна быть: Насыщенность среды Трансформируемость среды Полифункциональность среды Вариативность среды Доступность среды Требования к развивающей предметно-пространственной средеБезопасность среды Возрастные особенностипсихического развитияЗадачиОбразовательныеобластиПотребностиРППС ДОО3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 летОхрана и укрепление здоровья детей;Обеспечение равных возможностейполноценного развития;Обеспечение преемственностиобщеобразовательных программ;Создание благоприятных условий развития;Формирование общей культуры личности;Обеспечение вариативности иразнообразия содержанияобщеобразовательных программ;Формирование социокультурной среды;Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи;Взаимодействие общественных и педагогических объединенийСоциально-коммуникативное;Познавательное;Речевое;Художественно-эстетическое;Физическое Оборудование,Контент,Мебель,Игрушки…Формирование РППС ДОУ Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон (секторов). В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: I-рабочая зона – 30 % помещения II-активная зона - 50 % помещенияIII-спокойная зона – 20 % помещения - Пространство зон - собственные границы зон- вдоль стен, наглухо закрепленных шкафов, стеллажей. - подвижные границы между зонами (места хранения материалов) – перемещающиеся стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули. Наполнение зон:Спокойная зонаПространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, 1-2 легких столика.На собственных границах зоны:Для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту с хорошими иллюстрациями:Для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;Для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетно-режиссерских игр. Активная зонаПространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).На собственных границах зоны- на стеллажах и легких столах:Для сюжетно-ролевой игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; Для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы. Рабочая зонаПространство зоны: легкие столы на 2-х, соединяющиеся в общий стол, или большой общий стол-трансформер, доска. На границах зоны –стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах:Для продуктивной деятельности - изобразительные, бросовыематериалы, настольные конструкторы;Для познавательно-исследовательской - объекты для экспериментирования, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.Особое внимание рабочей зоне.На границах между зонами (границы зон подвижные): Между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые макеты пространства (легко перемещаемые), разнообразные ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;Между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;Между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять рабочей зоне.ФГОС предусматривает партнерскую форму занятий- воспитатель вместе с детьми, то стабильную учебную зону надо превратить в полифункциональное, трансформируемое пространство, с легкостью меняющее свой облик: «Мастерская» – для продуктивной деятельности, «»Лаборатория» для занятий познавательно-исследовательской деятельностью, и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий. На занятиях воспитатель занимает место рядом с детьми за общим столом. Занятие продуктивной деятельностью больше подходит в рабочей зоне, а совместное конструирование из крупного напольного конструктора целесообразно осуществлять в активной зоне. Чтение и рассматривание книг – тяготеет к спокойной зоне, хотя и не исключает рабочую. Познавательно-исследовательская деятельность может охватывать все пространство. ! Размещение материала должно быть функциональным, а не витринным, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место, не рассыпая и не мешая рядом играющим детям. «Витринная красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должна уступить место «функциональной красоте». Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных, корзинках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. Варианты организациирабочей зоны в группе Организация активной зоны Организация спокойной зоны Создавая развивающую предметно - пространственную среду любой группы, необходимо учитывать способности и возможности каждого ребенка, психологические особенности возрастной группы с ведущей деятельностью данного возраста, на которую нацелена данная среда. Младшая группа: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. В младшем возрасте дети активно познают окружающий мир, свойства предметов, их назначение и т.д., поэтому необходимо насытить группу предметами для сенсорного развития, предметами и играми для развития мелкой моторики.Средняя группа: Организация жизни и воспитание детей в этой группе направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремится к общению и взаимодействию. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Этот возраст – время расцвета сюжетно-ролевых игр, появляются ролевые взаимодействия. Повышается познавательная активность, все новое, пусть не совсем понятное, привлекает детей. Повышается познавательный мотив, поэтому чтобы поддержать и развивать эту познавательную активность необходимо в группе иметь достаточное количество предметов, материалов, содержащих информацию, выходящую за рамки программы. Старшая группа: В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Важно выделить место для того, чтобы дети могли участвовать во всём многообразии игр (дидактических, развивающих, логико-математических и др.). Обязательно наличие уголка для детского экспериментирования, разнообразной конструктивной деятельности. Старший возраст – возраст интенсивно рисующий, более 1000 рисунков за год. Поэтому всевозможные материалы и средства для изобразительной деятельности. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схем, по определенным правилам – наличие разнообразных схем, шифровок и т.д. Развивается диалогическая речь – побольше картин и картинок, серии картин для составления рассказа, установления последовательности, сочинения сказок. Используются также схемы, таблицы. Усложняются сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа: РППС в этом возрасте организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям. В групповой комнате необходимо выделить уголок природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности детей. Расстановка столов, секционных шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование), целесообразно несколько центров сюжетно-ролевых игр. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы для познавательно - речевого развития детей,: репродукции с картин, иллюстрации, детская художественная литература, счёты, счётная лесенка, линейки, сосуды разного объёма, конфигурации, мерные стаканы, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, слайды с разными климатическими зонами, с основными космическими явлениями, куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе. А также материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:Принцип дистанции, позиции при взаимодействииПервоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта на основе пространственного принципа «глаза в глаза»..Принцип активностиСреда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.Принцип стабильности динамичности развивающей средыдолжна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.Принцип комплексирования и гибкого зонированиядавать возможность построения непересекающихся сфер активности. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности иэмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослогоСреда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.Принцип открытости – закрытостиПринцип учёта половых и возрастных различий детей. Спасибо за внимание! Используемая литература:ФГОС дошкольного образования;Журнал «Дошкольная педагогика» № 2-2013 г.;Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8 (август) 2014 год;Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Предметнопространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст, ООО «Издательство национальное образование, 2014 г.;5. Цквитария Т.А., В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда, ООО «Издательство национальное образование, 2014 г.


Приложенные файлы

«Диагностика эмоционально волевой сферы дошкольника» - Методика. Произвольная регуляция. Методы диагностики. Удержание инструкции. Уровни базовой аффективной регуляции. Аффективно-эмоциональная сфера. Наблюдение. Рассмотрение. Возрастные нормативы выполнения. Оценка сформированности. Определенные психологические качества. Согласованное функционирование.

«Развитие ребёнка» - Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Внедрение оздоровительных, профилактических и корректирующих программ для детей. Организация психолого- педагогического сопровождения.

«Диагностика развития дошкольников» - Задачи диагностики. Наблюдение. Диагностика личностно-социального развития дошкольников. Отношения со сверстниками. Предмет диагностики. Специфика дошкольного возраста. Социально-личностное развитие ребенка. Изучение нравственных представлений. Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика в дошкольном образовании.

«Развивающая среда» - Значение предметно - развивающей среды. Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Цели и задачи проекта. Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Реализация модульного проекта физкультурного зала. Основная идея проекта. До реализации проекта.

«Кризисы у детей» - Возрастной кризис. Советы по преодолению подросткового кризиса. Кризис. Подростковый возраст. Кризис 3 лет. Возрастные кризисы в развитии детей. Любить, понимать, принимать. Советы по преодолению кризиса 3 лет. Советы по преодолению кризиса 7 лет. Кризисные этапы в развитии детей. Кризис 7 лет.

«Развитие и воспитание детей» - 5 блок. 2 уровень. 1. Объединение всех членов семьи. Родная улица, район. Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Воспитывающие. «Один за всех, все за одного!». Изучение социальной сферы. Обучающие. Формы работы с семьей. Быт. Основные формы. Экскурсии. 5. «Здравствуй солнце ясное». Выполнение заданий.

Всего в теме 19 презентаций

Создание предметно-развивающей среды ДОУ

Мачулина Т.Н. - старший воспитатель МАДОУ №18 "Ладушки" города Гая Оренбургской области
Цель: Познакомить с предметно -развивающей средой в нашем детском саду и получить оценку коллег по сайту.
Описание: В данной публикации представлен опыт работы педагогов МАДОУ "Детский сад №18 "Ладушки" по созданию предметно-развивающей среды,в котором раскрыто содержание предметной среды с учетом четырех направлений развития ребенка.
2 слайд
Предметно-развивающая среда в МБДОУ Детский сад №18«Ладушки» оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка.
Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
3 слайд
Чтобы организовать процесс введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашем ДОУ уже сделаны следующие шаги:
1. Осуществлен выбор приоритетного направления.
2. Создан раздел на сайте ДОУ «ФГОС дошкольного образования» и пополняется информацией.
3. Разработан план – график по реализации ФГОС ДО на уровне ДОУ.
4. Создана рабочая группа по реализации ФГОС ДО.
5. Проведен анализ предметно – развивающей среды.
6. Организовано методическое сопровождение педагогов.
7. Разрабатывается план контроля за реализацией изменений в образовательной системе детского сада (планируются ежемесячный оперативный контроль, учитывающий требования к условиям реализации программы; тематический контроль: «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО», анкетирование педагогов: «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО»).
4 слайд 5 слайд
Вся организационная работа по внедрению ФГОС ДО основывалось, прежде всего, на приоритетном направлении ДОУ. Приоритетное направление ДОУ №18 – социально-личностное развитие детей. Этот выбор был неслучаен, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по социально-личностному развитию в полной мере. В нашем детском саду созданы максимальные условия для социально-личностного развития детей. У воспитанников сформированы навыки социальной направленности, это прослеживается по результатам итогового мониторинга, а так же они показывают хорошие результаты в конкурсах и соревнованиях. Работа по социально-личностному направлению ведется в тесном контакте с родителями и проводится много совместных мероприятий. В саду работают высококвалифицированные педагоги и специалисты. А доказательством всему этому служит то, что только за последний год копилка наших достижений значительно пополнилась, не считая предыдущие года.
6 слайд

Всему этому способствует развивающая среда нашего детского сада. Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, в частности по социально-личностному развитию, начинается с оформления коридора. Стенды, расположенные в коридоре на первом этаже, содержат информацию по охране труда, по пожарной безопасности в Доу, о наших победах и достижениях, по организации питания. Также оформлен производственный и профсоюзный уголок.
7слайд
У нас имеются оформленные стенды возле медицинского кабинета, где постоянно пополняется и меняется информация для родителей: советы доктора, уголок здоровья, детские инфекции. Родителям важно знать вопросы витаминизации детей, как протекают детские болезни, какие профилактические меры они могут принять.
8слайд
На втором этаже детского сада находится фотостенд, отражающий режимные моменты в детском саду, информационный стенд и стенд где проводится выставки детских работ. Эти работы радуют не только детей и родителей, но и гостей нашего детского сада!
9слайд
Физкультурный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, мячами различной формы, обручами, скакалками, ребристыми дорожками для хождения, трубами для лазания и индивидуальным спортивным комплексом.
10 слайд 11 слайд
Атмосфера музыкального зала располагает к активной музыкально-творческой деятельности. В детском саду созданы максимальные условия для музыкального развития детей.
12слайд
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение центов активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия.
13 слайд Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные приемные, в которых отражена работа с родителями. В приёмной имеется много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей. Родители, каждый день забирая ребёнка из детского сада домой, должны видеть «продукты труда» своих детей, оценивать их старания, делать свои выводы и. т. п. С этой целью созданы уголки «Маленькие художники», «Наши работы» и т.д., где мы размещаем художественные работы детей. Так же размещены стенды, которые освещают жизнь группы.
Во всех группах имеются различные центры такие, как
14 слайд Игровой центр
15слайд Книжный центр
16слайд Центр безопасности
17слайд Центр нравственно- патриотического воспитания
18слайд Центр физического развития
19слайд Центр природы
20слайд Центр изобразительной деятельности
21слайд Центр сенсорики
22слайд Цент театра и ряженья
23слайд Центр музыкального развития
24слайд Учебный центр
25слайд
Для оптимизации двигательной активности детей мы активно используем спальные площади в период бодрствования детей, т к. в нашем детском саду 7 групп не имеют отдельные спальни. По СанПинам допускается использование выдвижных раздвигающихся кроватей, поэтому в группе у нас имеются такие трехъярусные кровати и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей или игр с использованием дополнительного крупного инвентаря.
26 слайд
Для успешной реализации ФГОС ДО должны быть обеспечены психолого-педагогические условия и одним из них является создание в наше доу психологического кабинета
27слайд
Еще один немаловажный момент на котором я хотела бы остановиться – это открытие в нашем детском саду логопункта, поскольку цель его создания решает одну из задач ФГОС ДО – обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
28слайд
В нашем детском саду созданы условия для лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы:
Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. Во всех группах имеются листы здоровья с рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
Медицинский блок представлен следующим набором помещений:
1.Кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача); 2. Процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов); 3. Изолятор
29слайд Методический кабинет
Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
30слайд
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения как бы соответствует требованиям ФГОС ДО, но есть и недостатки, в нашем доу в плачевном состоянии находятся участки для прогулки детей, нет мягких модульных напольных габаритных игр, малогабаритные игровые лабиринты с сухим бассейном и горкой, психологических зон уединения и не хватает методической литературы, поэтому в перспективе у нас еще очень много работы.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.




Социально-коммуникативное развитие –направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. ОО социализация (познание, чтение худ.лит-ры, труд, коммуникация, безопасность) ОО труд (познание, чтение худ.лит-ры, социализация, физ.культура, худ. творчество) Примерные центры активности: центр сюжетно- ролевых игр Центр труда, уголок дежурств ОО безопасность Центр ПДДЦентр пожарной безоп.


Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). (включает ОО «Познание»: чтение худ лит-ры, коммуникация, социализация, безопасность, музыка) Примерные центры: Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения, центр сенсорного развития, центр конструктивной деят-ти, центр математического развития Центр экспериментирования.


Развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. РЕЧЕВОЕ развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. (включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы» Интеграция: социализация, безопасность, чтение худ. лит-ры, познание, труд, физич. культура, здоровье Примерные центры: центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр «Будем говорить правильно» центр «Здравствуй, книжка» логопедический уголок




Художественно-эстетическое развитие включает в себя - музыкальное, изобразительное, словесное искусство (включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»; Интеграция: познание, чтение художественной лит-ры, коммуникация, труд, социализация, физкультура) Примерные центры: Центр изобразительной деятельности или уголок творчества»Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности


Физическое развитие Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»; Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность. Примерные центры: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»






Развивающая предметно-пространственная среда должна ОБЕСПЕЧИВАТЬ: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах); возможность двигательной активности детей; возможности для уединения.






Пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от возможностей детей


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)


ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей


ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования




Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности


Создавая развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.


В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.




















Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

презентация по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила Шкуратова Ольга Романовна Воспитатель ГБДОУ №111

Слайд 2

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Слайд 3

Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых секторов, стимулирующих развитие различных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства.

Слайд 4

ЗОНЫ ДЛЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ:
Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».

Слайд 5

Важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Слайд 6

Сектор сюжетно-ролевых игр

Слайд 7

Сектор строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.

Слайд 8

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Слайд 9

Сектор дидактических игр.

Слайд 10

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Островок тишины и спокойствия, как центр дидактических игр, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Слайд 11

Сектор игр спортивной тематики.

Слайд 12

Центр двигательной активности – яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Слайд 13

Познавательный сектор

Слайд 14

Центр природы или центр науки: У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Центр познавательной и исследовательской деятельности, который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте, обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес.

Слайд 15

Сектор художественно - литературный

Слайд 16

Центр художественного творчества и литературы Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.