Характеристика для дошкольников разновозрастной группы. Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе

При организации обучения детей разного возраста очень важно использовать такие его формы, которые обеспечивали бы успешное функционирование процессов взаимодействия и взаимообучения.

Необходимо, чтобы младший ребёнок воспринимал старшего как партнёра в совместной с ним деятельности. При этом условии младший сможет принять опыт старшего и усвоить его. Формы участия старших и младших в процессе взаимодействия и взаимообучения могут быть разными. Индивидуальная форма предполагает объединение младшего и старшего ребёнка в паре. При использовании групповой формы процесс обучения строится на основе опосредованного через взрослого общения детей.

Педагог сообщает старшим новые знания, ставя перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим. Например, старшие, побывав на экскурсии, в речевой форме передают свои впечатления младшим: рассказывают о том, что узнали сами, отвечают на вопросы малышей. В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают. Педагог осуществляет косвенное руководство процессом межвозрастного общения.

Организация взаимообучения детей разного возраста в совместной деятельности возможна, если старшие владеют содержанием и способами выполнения деятельности, а малыши только начинают овладевать этим. Наиболее благоприятной для этого деятельностью является совместная игра, в которой между детьми должны установиться отношения партнёрства. Самые простые формы взаимодействия формируются в дидактической игре, в которой участвуют старший и младший ребёнок. Взаимодействие и взаимоотношения детей регулируются с помощью правил игры как нормы, обязательной для всех играющих. Необходимо, чтобы хотя бы один из участников игры (в данном случае старший ребёнок) владел знанием её правил и осуществлял контроль за деятельностью играющих.

С целью возникновения сотрудничества в совместной игре необходимо поставить детей в зависимость друг от друга, чтобы они не могли играть и достигать результата игры без партнёра. Для этого педагог распределяет дидактический материал между детьми и вводит правило поочерёдного участия в совместной деятельности. Это не позволяет каждому участнику игровой пары обойтись друг без друга и ставит детей в условия необходимости взаимодействия. Тем самым обеспечивается равноправное взаимодействие участников игры. В случае невыполнения очередного правила или игрового действия одним из детей, чаще всего младшим, возникает ситуация взаимообучения, когда старший ребёнок подсказывает младшему ход игры. Если старший ребёнок играет за себя и за не умеющего играть младшего, взаимообучение также имеет место, поскольку младший ребёнок постепенно овладевает содержанием игры. Совместная игра прекращается, если она оказывается слишком сложной для одного из них, отчего игровое взаимодействие не налаживается, и если оба играющих или один из них удовлетворил свой интерес к содержанию игры.

Этим типом сотрудничества дети должны овладевать под непосредственным руководством взрослого. Вначале педагог обучает их общим способам взаимодействия, вступая с ними в совместную игру в качестве игрового партнёра. Взрослый показывает старшему ребёнку, как он может играть вместе с младшим, обучая его, а младшему - как он может участвовать в совместной игре со старшим в качестве игрового партнёра (выполнять игровые действия, соблюдать правила). Затем старшие овладевают умением самостоятельно организовывать совместную с младшими игру, а младшие осваивают роль игрового партнёра. Педагог на этом этапе занимает позицию наблюдателя и, в случае необходимости, регулятора взаимодействия детей. Несмотря на разницу возрастных возможностей, дети успешно объединяются в рамках совместной деятельности и достигают в ней общего результата. Таким образом, их совместная деятельность организуется взрослым так, что активизирует разные позиции младших и старших детей.

Совместная сюжетно-ролевая игра детей разного возраста может быть организована при определённой позиции старшего ребёнка, который владеет игровыми умениями, представляет себе, как и во что он может играть с малышом, доброжелательно относится к нему.

Организация взаимообучения полезна как для младших, так и для старших дошкольников. Младший ребёнок реально видит, чем овладел старший и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший же может продемонстрировать младшему образец действия, объяснить словесно способы выполнения задания, проконтролировать выполнение игрового задания малышом, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшему способы выполнения игрового задания, старшие осознают их сами, уточняют и углубляют собственное понимание этих способов. У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей (О.В. Соловьёв).

Однако процесс взаимообучения младших и старших дошкольников не следует идеализировать. Необходимо учитывать реальные проявления и интересы детей разного возраста. Младшие, как правило, интересуются занятиями старших и хотят играть с ними. Старшие дети, напротив, часто воспринимают взаимодействие с малышом безразлично и даже негативно, поскольку не нуждаются в нём. Их вполне удовлетворяет взаимодействие со сверстниками - партнёрами с относительно одинаковым уровнем развития деятельности и общения. Многие из детей старшего дошкольного возраста плохо ориентируются в потребностях и возможностях младших, поэтому неохотно идут на контакт с ними. Значительное количество старших дошкольников, контактируя с малышами, стремятся реализовать своё преимущество (например, достичь лёгкого выигрыша в игре за счёт младшего партнёра). Они не учитывают позицию младшего ребёнка, который не обладает ещё таким уровнем развития. Результаты психологических исследований (А.М. Поддьяков) свидетельствуют о том, что дошкольники 5-6 лет демонстрируют способность не только оказывать другому помощь в ситуациях обучения, но и активно противодействовать обучению другого.

Возникновение взаимодействия и взаимообучения между детьми разного возраста возможно при организации взрослым процесса совместной деятельности. Педагогу необходимо специально формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с малышами, создавать условия, при которых и у младших, и у старших детей возникали бы положительные эмоции в процессе общения. Для того чтобы старший ребёнок осознал роль учителя младшего, ему необходимо принять задачу учить, а младший, в свою очередь, принимает задачу научиться. При этом старшие должны владеть содержанием деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог всегда предоставляет детям возможность выбирать себе партнёра для совместной деятельности. Практика работы в разновозрастной группе показывает, что выбор такого партнёра, как правило, осуществляют старшие, руководствуясь своими симпатиями, хотя в отдельных случаях и младшие могут проявить инициативу. Если в группе есть братья и сёстры, они обязательно выбирают друг друга, причём старшие терпеливо и старательно опекают младших.

Особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада

дипломная работа

1.1 Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации

Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

В самом общем смысле слова разновозрастная группа - объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих появление разновозрастных групп, можно назвать следующие:

1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

Следует отметить преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации учебно-воспитательного процесса. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами:

Разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях;

Поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

Очевидно, что организация учебно-воспитательного процесса требует от педагога глубокого осмысления его психолого-педагогических оснований, совершенствования профессиональных умений и навыков:

Владения и практического использования интерактивных технологий;

Организации самостоятельной работы детей и условий для ее реализации;

Побуждения дошкольников к деятельности с акцентом на внутреннюю мотивацию;

Создания творческой насыщенной среды как важного фактора продуктивного обучения.

Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

Знания программ всех возрастных групп;

Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .

С одной стороны, в таких группах создаётся благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. С другой стороны, разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это - организация занятий. В одновозрастной группе воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на содержание, рассчитанное на определённый возраст. В разновозрастной группе он совмещает требования содержания программы по двум и более возрастам. Это требует от педагога дополнительных усилий. В ходе занятий педагог должен своеобразно состыковать различное содержание материала занятия соответствующим возможностям детей, быстро переключить своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего, необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке плана работы воспитателю необходимо строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности.

Педагог должен тщательно подготовить содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. Следует также отметить, что, планируя работу со всеми подгруппами одновременно по одной теме, воспитатель обязательно указывает в плане программные задания для каждой возрастной группы. А.Н. Давидчук, описывая особенности воспитательной работы в разновозрастной группе, считает, что она во многом зависит от личностных качеств педагога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста .

Опытные педагоги предлагают два способа организации коллективных занятий в разновозрастной группе:

начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 - у средних и т.д.);

последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе:

I - все дети заняты одним видом деятельности;

II - комбинированные занятия, исходя из индивидуальных характеристик каждого отдельного возраста;

III - занятия с каждой отдельной подгруппой по общепринятой методике .

Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач.

Однако при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе существует проблемы не только организационного характера. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется соседством различных систем социального взаимодействия:

- «ребенок-взрослый»;

- «ребенок-сверстник»;

- «ребенок- ребенок старшего возраста»;

- «ребенок-ребенок младшего возраста» .

Система личных отношений является эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. Общение -- основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. У дошкольников наблюдается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.

Разновозрастная группа дошкольников -- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. Дети в этом возрасте проявляют различные взаимоотношения -- дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Дети старшего дошкольного возраста, которые в группе сверстников могли бы иметь обедненные межличностные отношения и невысокий социальный статус, находят свою нишу среди младших детей, с которыми они легко налаживают дружеские и игровые отношения, среди которых занимают определенную лидерскую позицию.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают друг друга не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольников с воспитателем, окружающими его взрослыми. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важно, чтобы дошкольники умели внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Основные средства общения дошкольников: улыбка, взгляд, выразительные движения, высказывания, вопросы, ответы, реплики. Общение приносит ребенку массу положительных и радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется и искажается его психическое развитие. В разновозрастной группе маленькие тянутся к старшим, много общаются, этим выражается потребность в общении, дети часто просят: «Не уходи, побудь со мной». Дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Сначала малыши тянутся к ребятам постарше, обижаются, если их не принимают.

Общение со сверстниками так же необходимо, как и со взрослыми, а во время игр, ещё более желательно. Общаясь в разновозрастной группе дети учатся не только считаться с другими, но и постоять за себя. При этом в группе появляются первые привязанности, которые представляют зародыш дружбы.

Общение -- один из важнейших факторов растущего человека. Чем старше становятся дети, тем труднее обучить их навыкам общения, ведь системы-то определенной нет. Учитывая это, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.

Воспитателю очень важно понять специфику детских отношений в дошкольных разновозрастных группах и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению просоциальных форм поведения детей. Ему необходимо организовать воспитательную деятельность так, чтобы каждый из детей прожил все этапы дошкольного детства полноценно и все психические функции, соответствующие возрасту были должным образом сформированы.

Исследования разновозрастных групп дошкольников доказывают, что в таких условиях индивидуальные особенности детей проявляются весьма специфическим образом. Чаще всего они лишь еще больше усиливают возрастные различия.

Учет индивидуальных особенностей воспитанников - важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, это часть вопроса о соотношении возрастных и индивидуальных особенностей участников разновозрастного взаимодействия и их учете в воспитательном процессе.

Во-вторых, в разновозрастных группах эта проблема выражена гораздо острее, в силу необходимости учитывать особенности сразу нескольких возрастных групп при выборе средств и приемов воспитания.

В-третьих, как уже было упомянуто, индивидуальные различия могут либо минимизировать различия в возрасте, либо усилить их воздействие. Следовательно, воспитателю следует уделить больше внимания данной проблеме.

В-четвертых, данную проблему необходимо воспринимать как возможность поиска наиболее эффективных педагогических приемов сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста .

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту, степень овладения им различными умениями...

Компьютерная зависимость у подростков

Задача параграфа является: раскрытие возрастных особенностей детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным...

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма...

Особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада

Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии...

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа...

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников...

Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность представляет собой исторически сложившийся педагогически направленный социально обусловленный процесс взаимодействия людей по созданию, использованию, распространению культурных ценностей...

Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием...

Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

Формирование морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактников

Как показывает опыт, зачастую работа с контрактниками сводится к осуществлению кадровых перестановок и проведению формальных воспитательных мероприятий, в которых много шаблона и издержек. Они готовятся поспешно, без должной продуманности...

Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем...

В практике дошкол. воспитания всегда существовали разновозрастные группы (РВГ). С одной стороны, такие группы имеют явные преимущества, по сравнению с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. С др. стороны: старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших, бывает трудно организовать детей и т. д.

Были выделены следующие типы отношений между детьми:

Отстраненное отношение х-сь низким интересом к др. детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у мл. детей это выражалось в предпочтении индивид. форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к др. детям. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоц. включенности. Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

Эгоцентрическое отношение х-сь ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Др. ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился действовать в свою пользу.

Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения др. детей. Такое отношение могло распространяться на личность др. ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентр. отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Мл. при этом либо протестовали либо терпели и подчинялись воле старших.

Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.

Конкурентное отношение выражалось в том, что др. ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревнов. начало.



Х-р межличностных отношений в разновозрастных группах д/с отличается широкой вариативностью, при этом в каждой из них доминирует какой-либо определенный тип отношений между детьми. В одновозрастных группах более равномерно представлены различные типы межличностных отношений, в тех же ситуациях нет проявлений безразличия к другим: дети не толкались, не отбирали мелки, как это нередко делали старшие по отношению к младшим. Отношения сверстников никогда не доходили до обесценивания и унижения др. ребенка, что нередко наблюдалось в разновозрастных группах. Высокомерная, менторская позиция также присутствовала только в разновозрастной группе. Однако в одновозрастных группах были выражены конкурентные отношения.

Основ. фактором, влияющим на межличностные отношения детей в разновозрастных группах, является х-р взаимодействия воспитателя с детьми . Воздействие воспитателя и стиль его общения с детьми становятся моделью поведения старших детей по отношению к младшим. Состав разновозрастной группы создает благоприятные условия для реализации, воспроизведения и присвоения того типа отношения к младшим, который демонстрирует взрослый.

Анна Сидоренко
Разновозрастное общение в детском саду

Разновозрастное общение в детском саду .

В настоящее время в большинстве детских садов детей разделяют на группы строго по возрастам. Для этого есть достаточно оснований. Это, прежде всего, удобно нам, взрослым, так как облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей, и требование выполнения программы обучения в детском саду , так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. Мы уже привыкли к такой системе жизни в детском саду , бытуют даже выражения : «мы уже перешли в среднюю группу» , «а мы перешли в подготовительную» - и т. п. Все это очень напоминает школьную систему.

Особое значение разновозрастное общение детей приобретает в семейном контексте. Ни для кого не секрет, что во многих семьях растут один-два ребенка; большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры, образующие особую социальную группу. Независимо от разницы по ряду качеств (возрасту, полу, способностям, внешним качествам, отношения между ними дают ребенку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым . С родителями же дети видятся урывками, так называемый «совместный» досуг не получается. Родители после рабочего дня, вечерами, да и в воскресные дни обычно заняты множеством дел, прямо не связанных с детьми.

Таким образом, большую часть времени дети проводят в детских садах , со своими сверстниками. Но и там они фактически лишены возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнить этот пробел. Важно как можно чаще организовывать контакты между разновозрастными группами детей .

Эти контакты можно осуществлять ежедневно в различных формах. Во время утреннего приема детей следует поощрять старших в помощи младшим : 2-3 старших ребенка могут помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия. Во время занятий дети старших групп могут помогать воспитателю готовить комнату к занятию и помогать ее убирать после занятий. Во время еды и укладывания спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить, раздевать и одевать детей.

Во время прогулок воспитатели должны поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, экскурсии. В вечерние часы можно организовать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.

Не реже одного раза в месяц можно устраивать «хождение в гости» в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольных спектаклей, диафильмов, выставки рисунков, аппликаций, лепки. Необходимо специально организовывать подготовку детей к этим визитам «гостей» - обсуждать предстоящие общие дела и развлечения, осуществлять уборку комнат, готовить сюрпризы и сувениры. Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним.

Перед переходом детей в следующую группу желательно подготовить и провести специальные совместные беседы старших и младших детей, на которых старшие расскажут, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные занятия и события.

Для осуществления этих мероприятий хорошо установить дежурства старших детей в младших группах. Вначале на эти дежурства надо посылать всех старших детей по очереди, затем дежурства поручать тем детям, которые выполняют их с большей охотой и старанием. Следует всячески одобрять и хвалить детей, вызывающихся помогать малышам.

В самые первые дни приема малышей в детский сад желательно присутствие в этих группах старших детей, но не всех, а только тех, которые смогут помочь малышам в адаптации к условиям новой жизни в детском саду . Целесообразно поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах , чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах .

Необходимо продумывать и осуществлять другие варианты общения детей разного возраста : можно организовать встречу с детьми, окончившими детский сад (особенно если в саду остались их младшие братья и сестры, организовать визиты в школу и т. п.

Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего» , «взрослого» . Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.

Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Преимуществом разновозрастного общения является то , что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки» . При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.

Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению . В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т. к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.

Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности . При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.

Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств , отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе .

В отечественной педагогике изучение разновозрастных групп , как правило, сводят к рассмотрению отдельных феноменов либо к методическим рекомендациям организации образовательных занятий по возрастным подгруппам.

Е. А. Вовчик-Блакитная (1988) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей . Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению . Она выделяет смыслообразующий мотив общения - стремление реализовать позицию «взрослого» , «старшего» , «большого» . При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети : сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Ею были выделены типы взаимодействия старшего с младшим : активно-положительный (демократический, активно-отрицательный (авторитарный) ; безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Из исследования следует, что о пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению .

Евгения Николаевна Герасимова (2000) изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его . Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную.

В работе Татьяны Николаевны Дороновой, Веры Григорьевны Щур, Якобсон Софьи Густавовны (1985) исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста . По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. Но на практике необходимы специальные усилия по организации подобного взаимодействия.

Работа Нины Яковлевны Михайленко (1987) посвящена изучению условий, способствующих формированию элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появились организаторские умения : вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т. д.

Согласно обзору Ларисы Анатольевны Парамоновой (2001) работ, посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений , во многих странах, в частности Германии, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста , пола и социального положения. Практика разновозрастных групп рассматривается как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а также признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка.

В обзоре был отмечен ряд феноменов, наблюдаемых в разновозрастных группах . Один из них заключается в том, что воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса. Другой обнаруженный феномен отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. В ходе наблюдений было замечено, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом . В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрение усилий младших детей, поддержка стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Очень важная рекомендация заключается в индивидуализации процесса воспитания детей, которая заключается в непрерывном наблюдении за детьми, выстраивании всех процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества детей в разных видах деятельности . Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

В целом отмечается, что организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объединениям детей. Значение для детского развития имеет организация как тех, так и других типов групп детского сада . Основная задача заключается в понимании специфики каждого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается, по мнению авторов обзора, на развитии младших детей.

Общение считается сложной структурой социального взаимодействия, помогающей детям удовлетворить стремление к самопознанию и самооценке. По данным многих психологических исследований ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми. При этом развитие способностей к общению развивается поэтапно и во многом зависит организационной способности взрослых.
Чтобы понять специфику взаимодействия детей, стоит определить, как развиваются навыки ребенка, и какие потребности он испытывает в каждой возрастной группе.


От рождения до 1 года


До определенного момента круг общения ребенка составляют в основном взрослые, с которыми взаимодействие происходит по средствам общения на простейшем уровне: обмен эмоциями и жестами. Примерно к 10 месяцем малыши проявляют внимание к другим детям, начинают наблюдать за их деятельностью, могут становиться участниками игры.


От 1 года до 3 лет

У ребенка активно развивается речь, возникает яркий интерес к общению с другими детьми. Малыш активно вступает в совместные игры, учится меняться игрушками и находить друзей, выделяя некоторых детей от остальной группы. При этом даже самые добродушные дети проходят период сдержанности в общении, могут проявить агрессию и эгоцентризм, в отношении к вещам и родителям, вступить в драку отстаивая свое.

подготовка к общению с другими детьми


От 3 до 5 лет

У ребенка появляется уверенность, но он все еще нуждается в руководстве и внимании. В этом возрасте дети учатся наблюдать и взаимодействовать друг с другом, каждый из них может выступить как инициатор общения. Они готовы делать что-то по очереди с другими и все больше увлекаются играми с четкими правилами.
Вместе с тем развивается желание сопереживать, и соответствовать мнению других. Дети много разговаривают и делятся своими чувствами, мыслями, историями.


От 6 до 10 лет

Ребенок стремится к контролю собственного мира и начинает отстаивать свое мнение, способен участвовать в длительных играх и даже остаться на ночь в гостях. Появляется лучший друг, но этот статус может передаваться разным детям. Ребенок подражает своим друзьям, ищет их одобрения и перенимает привычки.
В большей степени именно в это время дети делятся на группы по половому признаку, компании мальчишек и девчонок противопоставляют себя друг другу. Ребенок познает себя как личность, проводит больше времени в одиночестве, старается стать хорошим гражданином и товарищем.


От 11 до 14 лет

Сложный период полового созревания и определения социальной значимости. Происходит противопоставление себя взрослым, установление новых позиций. Здесь же имеет место пик значимости общения в компании сверстников единомышленников. Появляется половое влечение, соответствующие мысли чувства, интерес к противоположному полу. Ребенок ищет сопереживания и сам учится сопереживать. Именно в этом возрасте подростки начинают отвергать свою принадлежность к детям и ждут принятия своей взрослости окружающими.

проблемы подросткового возраста
Видно, что стремление к общению с другими детьми появляется у ребенка уже в один год и к четырнадцати годам достигает своего пика, когда группа друзей становится на первое место. Определяется это тем, что человек изначально социальное существо, которое не может жить вне общества, это основная задача при овладении навыками взаимодействия. В таком контексте общение детей между собой приобретает особую значимость.


Важность общения разновозрастных детей

общение очень важно
Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего», «взрослого». Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.
Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтения младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

взаимодействие детей разных возрастов
Преимуществом разновозрастного общения является то, что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки». При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.
Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению. В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т.к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.


Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности. При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.
Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств, отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе.