Методическая разработка на тему: Методические рекомендации Заповеди вожатого. Заповеди вожатого (информация повышенной секретности!) вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен

· Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

· Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

· Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

· Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

· Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

· Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

· Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

· Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

· Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

· Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

· Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

· Высказывая свое мнение, спрашивай: «Как вы думаете?» (каждый ребенок имеет право на собственное мнение).

· Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

· Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

· Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

· Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

· Будь с ребятами вместе, рядом и чуть-чуть впереди.


НАПАРНИК – это твой МАМАПАПАБРАТСЕСТРА!

1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.



2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!


Юридическая сторона вопроса или «Ох, и не легкая это работа….»

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Воспитатель

1. Планирует и организует жизнедеятельность детей в соответствии со всеми требованиями к условиям проживания, охраны здоровья и жизни детей, а также правилами внутреннего распорядка.

2. Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и старшему вожатому.

3. Обязан:

Осуществлять контроль и нести ответственность за питание де­тей;

Следить за санитарно-гигиеническими условиями проживания;

Следить за здоровьем детей совместно с медицинским персона­лом;

Осуществляет контроль за распорядком дня, жизни в лагере и дисциплиной;

Принимать участие в культурно-творческих делах отряда;

Участвовать в педагогическом совете лагеря.

Вожатый

1. Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, раз­вивающих, развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

2. Обязан руководствоваться принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном от­дыхе детей, с учетом психологического и психического развитии.

3. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

4. ТВОРЧЕСКИ подходит к разработке и проведению отрядных и об­щелагерных дел, используя ранее разработанные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

5. Вместе с воспитателем осуществляет контроль внутрилагерного распорядка жизни детей, активно сотрудничает для установления дисциплины.

6. ВЕЗДЕ И ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТ ДЕТЕЙ НА ВСЕ МЕРОПРИЯ­ТИЯ И В СТОЛОВУЮ.

7. Следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания детей извещает администрацию о несчастных случа­ях.

8. Участвует в педагогическом совете лагеря, аккуратно ведет всю документацию отряда.

9. Своевременно сообщает о недостатке средств в работе.

10. Старается оптимизировать свою деятельность и общение с детьми, организовать само управление в коллективе воспитанников.

11. Проходит периодические медицинские обследования.

ПРАВА

Вожатый имеет право:

Участвовать в управлении лагерем;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через предста­вителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушени­ем педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рассле­дования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики воспитания, мето­дические пособия и материалы;

Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящие­ся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дис­циплинарной ответственности.

ЗАПРЕЩЕНО

Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ла­геря, законных распоряжений директора лагеря и иных локаль ных нормативных актов.

Применение методов воспитания, связанных с физическим и/ил психическим насилием над личностью воспитанника, а также со вершение иного аморального проступка.

Употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом со стоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а так же допущение распития алкоголя и курения со стороны детей.

Пропуск без уважительной причины планерки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников.

В течение всего дня форма одежды дежурного вожатого и детей, дежурящих по территории – рекомендуется парадная. Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел) Следит за чистотой в КВ, выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией. При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря. Требования к заправке кроватей.

Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.

Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
Все это накрывается покрывалом.
Концы покрывала заправляются под матрац.
Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д.
Это категорически запрещено.
В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
2. Ищи истину вместе с ребенком,
3. Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
4. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
5. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ от Дэвида Льюиса

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
2. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
8. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Те, кто следил за моей работой на протяжении многих лет, могут спросить, на что бы я мог пойти, составляя список из семи заповедей для работы с молодежью. Я всегда утверждал, что не существует простой формулы для работы с людьми, поскольку они динамичны (постоянно меняются) и, как правило, эмоциональны и нерациональны. Несмотря на то, что я всегда понимал использование подобных списков, работа вожатых не столь проста. Что же особенного в этом списке? Читая их, Вы столкнетесь с утверждениями, которые являются очень специфичными, что они, по сути, сводятся к универсальным истинам. Воплощенные и безупречно реализованные, они способны оказать значительное положительное действие на лагерную культуру и судьбы людей, пребывающих в лагере. И наоборот, вспомните прошлые ошибки и заметьте, скольких из них можно было бы избежать, если бы эти «заповеди» соблюдались. Данная информация предназначена для рассмотрения во время подготовки сотрудников, и даже может быть внесена в специальное руководство. Я рекомендую несколько раз за лето возвращаться к этому перечню и просматривать его. Когда Вы прочтете его, Вы поймете почему.

Никогда не думайте, что Ваш шутливый сарказм, особенно использование прозвищ, будет воспринят так, как Вы предполагаете.

На самом деле, учтите, что в какой-то момент, ситуация может обернуться так, что Вы сильно об этом пожалеете. Чувство юмора в большей степени культурное и личное понятие, оно не универсально. Однако, немного людей, осознают это. Многие, в особенности мужчины, настолько привыкли в детстве к различным издевкам, что они уже даже забыли, когда научились ставить эмоциональный барьер от острой боли, причиняемой такими действиями. Это не хорошо. Так срабатывает защитный механизм, который подрывает свободу общения и доверие к другим людям. Многие дети еще не дошли до этой стадии, и с Вашей помощью, к счастью, никогда не дойдут. Лучший вариант. позитивное взаимодействие и пример для Ваших лагерников, как можно общаться без постоянных «шуток». Это потребует определенных усилий, но результаты стоят того!

Всегда делайте то, что пообещали. Никогда не обещайте того, что не можете выполнить.

Давайте только такие обещания, которые Вы на 100% сможете выполнить. Это касается всего и всех, а не только вознаграждений и результатов. В момент воодушевления легко дать обещание с наилучшими намерениями, однако, когда наступает время выполнения обещания, возникают препятствия. Это особенно актуально, когда приходится иметь дело с последствиями, особенно в эмоционально ответственный момент. Дети обладают поразительной способностью запоминать мельчайшие детали того, что им говорят взрослые. Невыполнение обещаний ведет к потере доверия, а доверие сложно обрести вновь, если оно было однажды утрачено. Непоследовательность взрослых - это одна из тех вещей, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. Таким образом, обратное утверждение тоже верно: если человек всегда выполняет свои обещания, это неизмеримо повышает его статус в глазах лагерников. На самом деле, одним из самых распространенных качеств, которым оперируют дети в разговорах о взрослых, является доверие взрослым. Это простой момент, однако от него многое зависит.

Всегда вмешивайтесь, если слышите, как дети критикуют друг друга. Никогда не верьте, если ребенок говорит: «Меня это не волнует».

В нашей жизни мы либо вырастаем теми, кем мы можем стать, либо вкладываем энергию в защиту того, кем мы являемся. Мы не можем иметь и то, и другое одновременно. Лагерь. это одно из тех мест, где мы можем контролировать внешнее окружение, чтобы дать детям широкую возможность для развития.Слишком много существует историй о детях, которые попали в трудные ситуации из-за невинных прозвищ и взрослых, которые не придали этому значение, когда у них была возможность как-то повлиять на ситуацию. Если хотя бы один раз пустить этот вопрос на самотек, это значит, что Вы потворствуете такому поведению, или, по крайней мере, что Вы прореагируете только в случае крайней необходимости. Неважно, насколько Вы опытны в этом вопросе, достаточно просто сказать что-то типа, что это «не хорошо» или «не круто», чтобы прекратить происходящее. Вмешивайтесь постоянно, и Вы установите культуру, не допускающую такое негативное поведение. Кто знает, возможно, поступая таким образом, Вы когда-нибудь спасете чью-то жизнь.

Ежедневно общайтесь с каждым лагерником и задавайте правильные вопросы.

При том количестве событий и взаимодействий, которые происходят в лагере ежедневно, для одного человека слишком сложно полностью быть в курсе всего. Даже те вожатые, которые ответственны за небольшую группу лагерников (8-12 детей) делают все возможное, чтобы быть осведомленными обо всем. Легко может пройти несколько дней без непосредственного общения между вожатыми и лагерниками один на один, особенно если дети веселятся и хорошо себя чувствуют. Чтобы противостоять этой тенденции, возьмите себе за правило каждый раз во время приема пищи сидеть рядом с разными детьми, проводить индивидуальные мероприятия с Вашими лагерниками во время тихого часа, и перед отбоем спрашивать каждого из них, как они провели день. Пусть ежевечерним ритуалом станут ответы ребят на вопросы: «Что было самым лучшим в сегодняшнем дне?», «Что было самым сложным в сегодняшнем дне, и какие уроки ты извлек?». Вы будете удивлены узнав, что на самом деле волнует ребят. Что наиболее важно, Вы будете готовы реагировать на любые ситуации, и ничто не пройдет мимо Вас. Важно непременно делать это ежедневно и не искать предлогов, чтобы не делать этого.

Превратите в нечто особенное свободное время, например, время перед сном.

Большинство самых лучших моментов во взаимоотношениях лагерников и вожатых происходят в периоды свободного времени, например, игры, тихий час, время перед сном. Это также те периоды, когда вожатые проводят меньше всего времени со своими лагерниками, вместо этого они устраивают себе перерывы или спешат заняться вечером своими делами. Если Вы будете проводить это время со своими лагерниками, Вы обнаружите очарование в лагере и взаимоотношениях лагерников и вожатых.Ценность создания вечерних ритуалов просто безмерна. Особенно, давняя традиция рассказывания историй. Между взрослыми и детьми возникает мощная связь, когда они собираются вместе и рассказывают истории, которые рождают путешествия в воображении детей. Вопреки тому, как думают многие люди, рассказывание историй не подлежит оцениванию Вашими лагерниками. Рассказ любой соответствующей их возрасту истории достаточен для возникновения взаимосвязи и ощущения единства с Вами. Ваши усилия, затраченные каждый вечер, окупятся сполна уважением и близостью, которые они будут чувствовать по отношению к Вам в течение дня. Это также обеспечит Вам наилучшие воспоминания о лете.

Если сомневаетесь, не делайте!

Каждый раз, когда ребята спрашивают Вас, можно ли делать что-то, а Вы на 100% не уверены хорошо ли это, остановитесь и хорошо подумайте, прежде чем ответить. Ваша самая важная обязанность как лагерного вожатого, которую необходимо выполнять, - этообеспечение безопасности лагерников. Большинство несчастных случаев происходят из-за небрежных ошибок, которых легко можно было бы избежать. Очень часто нарушаются элементарные правила, которые молодые вожатые не считают важными: например, запрет бегать на причале или бегать босиком там, где не нужно. Эти правила часто являются результатом прошлых ошибок. Соблюдайте их, и Вы сможете учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Многие другие проблемы возникают, когда вожатые разрешают проводить мероприятия, чреватые внезапными травмами, например, «нападения», шалости, «подушечные бои». Некоторые травмы происходят под контролем, но некоторые являются результатом потери контроля. Помните, что дети гораздо больше подвержены испытывать сильное эмоциональное напряжение во время игры, чем действовать из соображений безопасности. В действительности, Вы должны понимать, что в некоторый момент Вы должны сказать «нет», хотя они не поймут почему. Это не прибавит Вам популярности в тот момент, но зато Вы сможете сохранить их здоровыми, пока они не успокоятся.

Всегда лучше быть замечательным вожатым по мнению Вашего директора, чем быть «классным» в глазах Ваших лагерников.

Этим летом большую часть времени Вы проведете с людьми, которые младше Вас. Для большинства вожатых это новый и необычный опыт. Не всегда легко установить необходимые барьеры, особенно если Вы устали и утомлены. Опытные лагерные сотрудники рассказывают истории о том, как они убегали и занимались личными делами или «растворялись» в поведении лагерников, а потом жалели об этом!

Работа с детьми должна быть веселой, и способность к игривости для более тесной связи с лагерниками просто необходима для Вашего успеха. Просто всегда будьте уверены, что Вы помните, что Вы являетесь взрослым человеком и наняты как специалист в своей области. Подумайте о тех взрослых, которые сыграли наиболее важную роль в процессе Вашего взросления. И хотя временами они действительно были «классными», они всегда преследовали Ваши интересы в хорошем смысле слова. Не смотря на то, что они всегда на Вашей стороне, это не означает, что они всегда согласны с Вашим мнением. Используйте этот подход в общении с лагерниками, и Вы также сможете оказать положительное влияние на их жизни, как когда-то те люди оказали на Вашу жизнь. А Ваша ценность для лагеря необыкновенно возрастет!