Планирование по экспериментальной деятельности в детском саду. Перспективный план работы на учебный год по опытно — экспериментальной деятельности старших дошкольников

Татьяна Ефимова
Тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности

Тематическое планирование по теме :

«Формирование опытно-экспериментальной

деятельности детей через ознакомление с неживой природой».

Младшая группа.

1. Ознакомление со свойствами песка.

2. Сравнение песка и земли. Ознакомление со свойствами земли.

3. Игры с водой.

4. Ознакомление со свойствами снега, замерзание воды.

5. Свойства воды.

Средняя группа.

1. Волшебница вода.

2. Воздух вокруг нас.

3. Необходимость света для роста растений.

4. Защитные свойства снега.

5. Солнечные зайчики.

Старшая группа.

1. Как можно обнаружить воздух.

2. Сжимаемость воздуха. Вес воздуха.

3. Свойства воздуха.

4. Путешествие капельки воды.

5. Знакомство с тепловыми явлениями. Агрегатное состояние воды.

6. Знакомство с магнитом и некоторыми его свойствами.

7. Существование света и тени.

8. Солнечные «зайчики» в тени и на свету.

Подготовительная группа.

1. Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами.

2. Ознакомление с компасом. Определение сторон света при помощи компаса.

3. Свет. Прямолинейность его распространения.

4. Знакомство с временами года на модели глобуса.

5. Эксперементы со светом и тенью.

6. Ознакомление тепловыми явлениями.

7. Агрегатное состояние твёрдых тел. (сахар, соль, воск) .

8. Из каких цветов состоит солнечный луч.

Воспитатель : ЕфимоваТ. А. ГБО СОШ №7 СП №12 "Детский сад "Планета детства ".

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.

Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности «Наши маленькие летние открытия» Тема. Наши маленькие летние открытия. Цель. Познавательное развитие детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: Образовательные:.

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Что есть в почве?» Организация опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Что есть в почве?» (для средней группы) Цель: помочь установить зависимость.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода» Сентябрь. Тема: "Вода" 1. "Прятки" Цель: выявить свойства и качества воды. 2. "Играем с красками" Цель: вода прозрачная, может менять цвет.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина» ТЕМА ПРОЕКТА: «Песок и глина» ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе. ТИП ПРОЕКТА: информационный,.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Цель: Познакомить со свойствами воды. Задачи: *учить детей ставить цель, проводить несложные эксперименты с водой, делать выводы *способствовать.

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы


№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Екатерина Селина
Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников

Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников

Сентябрь

1-я неделя «Росток»

2-я неделя «Песок»

3-я неделя «Песчаный конус»

4-я неделя «Рассеянный песок»

1-я неделя «Своды и тоннели»

2-я неделя «Мокрый песок»

3-я неделя «Свойства воды»

4-я неделя «Живая вода»

1-я неделя «Испарение»

2-я неделя «Агрегатные состояния воды»

3-я неделя «Свойства воздуха»

4-я неделя «Воздух сжимается»

1-я неделя «Воздух расширяется»

2-я неделя «Вода при замерзании расширяется»

3-я неделя «Жизненный цикл мушек»

4-я неделя «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

1-я неделя «Зависимость таяния снега от температуры»

2-я неделя «Как работает термометр »

3-я неделя «Может ли растение дышать?»

4-я неделя «Есть ли у растений органы дыхания?»

1-я неделя «Нужен ли корешкам воздух?»

2-я неделя «Что выделяет растение?»

3-я неделя «Во всех ли листьях есть питание?»

4-я неделя «На свету и в темноте»

1-я неделя «Кому лучше?»

2-я неделя «Где лучше расти?»

3-я неделя «Лабиринт»

4-я неделя «Как образуется тень»

1-я неделя «Что нужно для питания растения?»

2-я неделя «Что потом?»

3-я неделя «Как обнаружить воздух»

4-я неделя «Для чего корешки?»

1-я неделя «Волшебные стеклышки»

2-я неделя «Как увидеть движение воды через корешки?»

3-я неделя «Как влияет солнце на растение»

4-я неделя «Как устроены перья у птиц»

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Всем педагогам-дошкольникам известно, что в соответствии с современными.

Перспективный план работы на учебный год по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 5–7 лет Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь.

Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь 1. Тема: «Свойства мокрого песка» Цель: Формирование представлений о свойствах песка. Работа с родителями: Подготовить рабочий.

Перспективный план работы с родителями на 2013–2014 учебный год № п/п Формы работы Сроки проведения Ответственный 1 Провести анкетирование родителей, вновь зачисленных детей логопедической группы. Цель:.

Перспективный план работы с родителями на учебный год Сентябрь 1. Привлечь родителей к участию в проведении «Дня знаний» 2. Участие в конкурсе «Поделки из природного материала» 3. Привлечь родителей.

Перспективный план работы с родителями на учебный год (старшая группа) Название мероприятия Цель проведения мероприятия сроки Родительское собрание «Старший дошкольный возраст – какой он» Познакомить родителей.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Вос-ль:Коноплева Н. М. Старшая группа Цель:Повышение уровня знаний обучения и мастерства исследовательской деятельности. Задачи:Помочь детям.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании методического совета Директор МАОУ «КСОШ – ДС»

Протокол №1 ____________ К. Е. Данилов

От 12. 09.2017 г. От 15.09. 2017г.

Приказ №. 346-од

Программа

по опытно – экспериментальной деятельности

«Мы – исследователи»

2017г.

  1. Целевой раздел

1.2.Цели и задачи реализации программы

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

  1. Содержательный раздел

2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

2.4 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей:

Средней группы

Старшей группы

Подготовительной группы

  1. Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

Для средней группы

Для старшей группы

Для подготовительной группы.

3.2Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе.

3.2.2.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.

3.2.3.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

I. Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

1.2. Цель программы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведение опытов и экспериментов.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
  2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  3. Опыты и эксперименты практически безопасны.
  4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

Предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

Принцип целостности:

Основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

Предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

Обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

Предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

Обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

Предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Срок реализации программы 3 года.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
  • репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы:

  • частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
  • исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы с детьми:

Формы реализации дополнительной образовательной программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
  • персонажами.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, по

опытно-экспериментальной деятельности.

Зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

Уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

Библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

Мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

Коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

Коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез;
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо);
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в средней группе – 16 занятий в год,

в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно - исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

с детьми средней группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Песочная страна»

Продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь

«Воздух»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

Обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

ноябрь

«Свойства материалов (дерево)»

Познакомить детей с изделиями из дерева;

Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

Декабрь

«Вода»

Дать детям представление о плавучести предметов;

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

январь

«Может ли вода быть твёрдой?»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла;

Принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль

«Фокусы с магнитом»

Познакомить детей с магнитом;

Выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

март

«Камни»

Изучаем свойства камней;

Называем форму камней

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

апрель

«Волшебное стекло»

Познакомить детей с понятием «отражение»

Познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

Познакомить с источниками света - природными и искусственными.

Познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

Установить сходство тени и предмета;

Познакомить с тенью в разное время суток.

рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

май

«Приборы - помощники»

Познакомить детей с увеличительными стёклами

«Большие насекомые»

Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшей группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Приключения песчинки»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка;

Развивать познавательный интерес.

«Удивительная глина»

Познакомить детей со свойствами глины

Сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

октябрь

«Удивительные звуки»

Формировать представления о характеристиках звука;

Учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха;

Формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа: «Чистый воздух».

Дидактическая игра: «Свойства воздуха».

ноябрь

Вода-волшебница»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Продолжать знакомство со свойствами воды

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»

«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».

Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

декабрь

«Превращения воды»

Дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

Познакомить детей с измерительными приборами;

Учить самостоятельно, выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

январь

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

Познакомить детей с понятием магнит.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

февраль

«Чудеса растений»

Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух».

«Уход за растениями».

«Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

март

«Земля наш общий дом»

Формировать представления о планете Земля;

«Почва»

Обогатить знания детей о свойствах почвы.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

Апрель

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Солнце - звезда»

Углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва – живое, неживое »

- Сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательная беседа: «День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чем ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент

«Такая разная земля»;

«Земля после дождя»

октябрь

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.

Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.

ноябрь

«Мир ткани»

Познакомить с различными видами тканей;

Помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения»

Беседа: «Одежда для куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

декабрь

«Вода в жизни человека»

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

Закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.

январь

«Земля-магнит»

Познакомить с действием магнитных сил Земли.

Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.

Учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из крупы»

«Рыбалка»

февраль

«Электричество»

Дать детям представление об электричестве,

Закрепить понятия о неживой природе.

Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния.

Учить строить гипотезы,

делать выводы

«Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа: «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

Беседа: «Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

март

«Мир металлов»

Познакомить со свойствами металлов; использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

Продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

Сформировать представления о растительности, о ее пользе,

Познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

май

Мониторинг

Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

экспериментальной деятельностью в средней группе

Уровень

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи.

Средний

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в старшей группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных

связей

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие

одночленные цепочки причинно-следственных связей.

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в подготовительной группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

Работа с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

Задачи

Мероприятия

1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

2.Ознакомление родителей с

методами и формами работы

По разделу «Детское

экспериментирование».

3.Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

4.Организация сотрудничества

с родителями:

Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

Создание мини-лаборатории.

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции

«Разные ткани»

«Бумажная страна».

«Разные камни»

Методическое обеспечение Программы

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.