Как воспитывают детей в детдоме. Воспитание детей из детского дома

Ковальчук Татьяна
Семейное воспитание - залог успешной адаптации воспитанников детского дома

Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации

воспитанника детского дома

Общеизвестны трудности детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома семейному воспитанию воспитанников .

Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания , то есть целенаправленного формирования личности.

Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности , когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей , существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка , в дошкольных детских домах , а те, которые поступили из семей , приобрели печальный опыт семейной жизни . Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации .

Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей : у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника . Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции . Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы :

1. позитивное отношение к людям;

2. способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

3. потребность в труде как образе жизни;

4. способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Детские дома имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников .

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию , нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников .

Семейное воспитание . Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью» , не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Для ребенка, воспитывающегося вне семьи , значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната . Следовательно, информация о социальных ролях : муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства . Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни , поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования готовности к семейной жизни , необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах .

Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь , не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений . Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека , с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях .

В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.

Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Исследования показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это - лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, - это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,

отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен.

Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Все дети из детских домов обнаруживают задержку психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средней тяжести и тяжелая), отклонения в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведения. Задержка речи имеет место в 95% случаев. Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех детей ниже возрастной нормы, некоторые из них не различают цвет и форму, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)

Отставание в познавательном развитии у воспитанников детских домов - это характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как собственно психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произвольной саморегуляции; однако эти дети обучаемы, что говорит о правомерности благоприятного прогноза.

В области внимания наблюдается отставание, прежде всего, в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.

В области речевого развития наблюдается обычное косноязычие, особенно заметное у младших дошкольников, имеет место запаздывание в области синтаксиса и содержания высказывания. Еще одной областью, в которой проявляется отставание речевого развития, является социальная. Дети комментируют конкретные бытовые события, но не всегда могут сформулировать свои мысли по поводу будущего.

Общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные (по данным проектных методик), одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержанию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).

В отношении эмоциональной лабильности либо ригидности можно сказать, что не выявлено преобладания одной из этих характеристик как типичной; в то же время обращают на себя внимание случаи явной выраженности одной либо другой у отдельных детей, что в сочетании с эйфорическими и депрессивными проявлениями свидетельствует о наличии эмоциональных нарушений, снижении произвольности поведения и эмоциональной саморегуляции. Это проявляется и в двигательной расторможенности либо скованности, аффективных реакциях при фрустрации, плохом самоконтроле при социальных взаимодействиях. (Голик А.Н., 2001 г.)

Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. (Михайлова Э.А., Матковская Т.Н., 1998 г.)

Для детей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учреждений отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе. (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, 1990 г.)

Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.

Дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого. (Лисина М.И., 1979 г.)

На фоне напряженности потребности в общении со взрослым и одновременно повышенной зависимости от него обращает на себя внимание агрессивность в отношении ко взрослому. Исследования Мухиной, Носковой, Счастной показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу из конфликта. (Мухина В.С., 1991 г.)

Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у воспитанников детского дома недостаточно указать, с одной стороны, на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с другой - на высокую интенсивность контактов со сверстниками как простые количественные характеристики.

Важно учитывать, что в детском доме ребенок постоянно общается с довольно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую: тесная принадлежность к определенному кругу сверстников приводит к тому, что отношения в группе складываются по типу родственных. В этом можно увидеть положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, но в то же время подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению налаживать равноправные отношения с незнакомыми детьми, адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения (Л.И. Божович, Я. Корчак, B.C. Мухина, А.Л. Шринман). (Мухина В.С., 1991 г.)

В основе недоразвития “интимно-личностной” сферы общения лежит отсутствие эмпатии, т.е. сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. В то же время исследования Счастной позволяют говорить о том, что у депривированных детей содействие, как умение оказывать помощь другому, представлено значительно шире, чем сопереживание. Этот феномен позволяет затронуть один из важнейших вопросов развития личности - проблему отчуждения, “обособления”. Ситуация депривации способствует развитию феномена отчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ко второму, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений, прервать которую бывает достаточно сложно). (Счастная Т.Н., 1997 г.)

Как показывают исследования, проводимые Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В благополучной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это важная организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование.

Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция сформируется по многим причинам, но, прежде всего, из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка. (Мухина В.С., 1989 г.)

У воспитанников-домов ребенка, детских домов развитие всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образа Я, самооценки) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из семьи. Чешские исследователи И. Лангмейер, 3. Матейчек видят одно из серьезных следствий депривации потребности в родительской любви в отсутствии чувства уверенности в себе у воспитанников детских учреждений. Возникая на ранних стадиях онтогенеза, неуверенность в себе становится устойчивым образованием, характеристикой воспитанника детского дома. (Лангмейер И., Матейчек З., 1984 г.)

Данные свидетельствуют, что самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих, тогда как самооценка учащихся массовой школы - как на оценке окружающих, так и на собственных критериях. Известно, что преимущественная ориентация на оценку окружающих характерна для детей младшего школьного возраста, а сочетание ориентации на самооценку и оценку - для подростков. Хотя, как уже указывалось, в нашем случае речь идет не о собственно оценке окружающих, а о представлении подростков о такой оценке, все же отставание воспитанников интерната, на наш взгляд, заслуживает внимания потому, что по данному показателю они находятся на уровне более младших детей. (Савонько Е.И., 1972 г.)

Характеристики образа «Я» подростков, растущих в семье и вне семьи, различаются по ряду существенных параметров, главные из которых:

1) ориентация на собственные личностные особенности, возможности (массовая школа) - ориентация на внешнее окружение, на приспособление (интернат);

2) интенсивное становление образа «Я» в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей от VII к VIII классу (массовая школа) - стабильность этих сторон образа Я в указанный период (интернат);

3) яркая выраженность собственно подростковых характеристик (массовая школа) - несоответствие развития некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам (интернат). (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)

В целом, хотя по традиционным критериям существует некоторое отставание в развитии образа Я воспитанников интерната, тем не менее, оно не исчерпывает специфики развития данного образования в учреждении интернатного типа. Дело не в том, что образ Я развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, по другому пути, чем у подростков, растущих в семье.

Подростки из детских домов характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

1) информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

2) сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3) принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

4) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

По данным А.А. Лиханова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие “вещные” характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%. Выхода из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.). (Лиханов А.А., 1987 г.)

Подростки из детских домов характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье.

Для большинства воспитанников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

* неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

* нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

* низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

* слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

* потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

* неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

* несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

* несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

* низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

* склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. (Нечаева А.М., 1994 г.)

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95% случаев это профессионально-техническое училище или техникум. Получая образование в этих учебных заведениях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстников. (Положение детей в России, 1993 г.)

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Проблемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение попечительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое: часто они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. Получая профессию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки денег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой картиной. Родственники только вначале радуются их возвращению из детского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, проводят время вместе. (Троснецкая Г.Н., Шипицына Л.М., 1996 г.)

Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации деривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их.

Создание детских домов семейного типа, попечительские семьи - это один из путей изменения ситуации. Кроме того, существует и способ изменения последствий депривации путем реабилитации и коррекции.

Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, большей частью поступают в интернаты или детские дома из социальных низов. С "лишенцами" все понятно - там или родители лишены родительских прав, или родители сидят в тюрьме / находятся в психиатрических госпиталях.

Дети-сироты из "нормальных" семей поступают в детдома довольно редко, по всей видимости, потому, что в "нормальных" социальных стратах более развиты коммуникации, и осиротевших детей есть кому забрать (родственники или опекуны из ближайшего окружения погибших родителей). Хотя случается и такое, что осиротевший ребенок из "нормальной" семьи попадает в детдом (был такой случай в одном из моих классов). Большинство сирот поступает в детдома все же из "неблагополучных" семей (например, отец зарубил мать топором, а сам повесился в камере - реальный случай в классе, который я вела). Иногда, редко, о помещении ребенка в интернат или детдом договариваются очень бедные родители, едва сводящие концы с концами (обычно многодетные) - тоже реальный случай из моего класса.

Еще в детдом попадают беспризорники - те, кто не может назвать имен своих родителей и живет просто на улице. Они, впрочем, обычно по весне убегают снова и возвращаются где-то в начале зимы.

Вот такой контингент.

Итак, дети попадают в детдома с разным бэкграундом и разной семейной историей - девочку, которую родители отдали в интернат из-за крайней бедности, но которую они забирают на выходные, трудно сравнивать с мальчиком, у которого родители погибли такой страшной смертью. У них разное прошлое, настоящее и будущее. Поэтому нельзя считать, что сходство детдомовцев какое-то тотальное, какое-то диагностическое. Отнюдь.

Разделив детей на группы "откуда они попали в детдом", я предварила разделение по тем субкультурам, носителями которых дети являлись ДО попадания в детдом. Соответственно, это 1) субкультура криминальной бедности (воры, убийцы, скупщики краденого, содержатели притонов, проститутки) 2) субкультура не-криминальной бедности (работающие или безработные семьи или матери-одиночки, едва сводящие концы с концами) 3) субкультура бродяжничества 4) субкультуры различных социальных страт, осиротевшего ребенка из которых некому было забрать (как правило, это не-интеллигенция).

Практически во всех стратах, из которых поступают "лишенцы" и сироты, отсутствует образование, уверенность в завтрашнем дне, солидарность и процветает иерархическая культура насилия, цинизма и равнодушия. Под "насилием" я имею в виду не обязательно физическое насилие крайних форм (избиение матери отцом и ребенка обоими), а экзистенциальное насилие любого вида - то, что мы иногда называем "дикостью". "Кто сильнее, тот и прав" - примерно так может звучать ее основной постулат. Большинство детей поступают в детские дома с уже записанной матрицей повседневности - все в твоей жизни зависит от твоего места в иерархии. (Есть, впрочем, и другие дети, их меньшинство.)

На матрицу, записанную в подсознании ребенка в "семейном" детстве, пишется та информация, которую он приобретает в детском доме.

Любопытно, что дети, пришедшие в детдом в разном возрасте, одинаково быстро усваивают детдомовскую субкультуру и очень быстро начинают идентифицировать себя как "детдомовцев". Случаи нарочитой анти-самоидентификации ("я - не детдомовский") редки и наблюдаются обычно у беспризорников и примыкающих к ним малолетних проституток (я забыла сказать, что это отдельная категория жителей детских домов и интернатов - они большую часть года проводят в детском доме, но периодически их охватывает зуд бродяжничества, и они убегают, обычно недалеко, некоторое время занимаются проституцией, а потом возвращаются). Беспризорники - понятно, почему, они и в самом деле проводят в детском доме три-четыре месяца в году, а проститутки, очевидно, нуждаются в нарочитой оппозиции остальным жителям детского дома (как и большая часть уличных-вокзальных-дорожных проституток нуждается обычно в противопоставлении себя "порядочным" людям).

Дети-сироты из "нормальных" семей, попадая в детдом, против ожиданий не держатся за свою идентичность "я из нормальной семьи", а быстро растворяются в общей массе "контингента". Не знаю, почему так. Правда, здесь есть зависимость от возраста - девочка, осиротевшая в 14 лет (автокатастрофа), считала дни своего пребывания в детском доме и упорно строила планы на взрослую жизнь, когда она станет жить в своей квартире. Остальные сироты из "нормальных" семей, пришедшие в детский дом в 7, 10, 11 лет, ничем не отличались от "лишенцев" и остального контингента.

(Слово "контингент" я употребляю, чтобы заставить вас нервничать.)

Итак, какова же она, субкультура "детдомовцев", что объединяет детей с разным, как я подчеркнула в начале, бэкграундом и разным будущим?

1. Тотальная бедность. Детдомовцы относительно хорошо питаются (правда, это в столицах так, а про региональные детдомы я слышала ужасы) и с относительной регулярностью ездят в отпуска (и даже за границу), но при этом бедность - это форма их повседневного существования. Начиная от интерьеров и заканчивая игрушками, инвентарем и пр. Собственное имущество детдомовцев (одежда, игрушки, сумки, безделушки) малочисленно, случайно и весьма аскетично.

Бедность повседневной жизни осознается детдомовцами как норма. Интерьер обычной квартиры среднего класса выглядит для них как дворец (это очень важно знать тем, кто хочет привести ребенка к себе в гости).

Почти всех этих детей очень тянет ко всему яркому, блестящему, нарядному (обычно "нарядному") - сначала чисто физиологически, потому что их среда обитания очень серая и однообразная, а потом у них формируется такой вкус.

Субкультура детдомовской бедности отличается от "обычной" субкультуры бедности тем, что дети, живущие в бедных семьях, знают, откуда берутся деньги - мама вкалывает на трех работах уборщицей, старшие дети продают газеты, младшие подбирают бутылки и сдают - из этого образуется суп и каша. Детдомовские не видят чужого труда, еда берется в столовой, одежда у кастелянши. Поэтому если в бедных семьях связка "труд - еда" более или менее наличествует, то у детдомовцев она отсутствует.

Кроме того, детдомовцы не знают тягот жизни (опять же потому, что лишены возможности видеть, из чего возникает еда, одежда и пр.). Они не знают, что такое "начальник", "цены", "коммунальные услуги", "очередь на рынке" и другие вещи, образующие повседневность бедных людей. В этом смысле они сильно дезадаптированы.

2. Беззаконие. Я долго думала, откуда в детдомовских такой имморализм - от тотальной бедности, от социального происхождения или от того, что их воспитанием никто не занимается, и решила, что от всего вместе.

Детдомовцы легко берут чужие вещи без спроса (на время и навсегда), воруют в магазинах и на рынках, любят разрушительные действия (разбить стекло, разломать новую ограду и пр), охотно обижают слабых. При всем при том они могут быть вполне добрыми и на свой лад честными ребятами - просто у них очень искаженное и крайне ослабленное представление о морали. Если их поймать на месте преступления, они отпираются только если им грозит наказание, а вообще обычно сразу признаются и видно, что у них нет понимания, что они делают плохо.

Поэтому детдомовцы - поставщики кадров для криминалитета, в первую очередь мальчики, конечно. Подросткам очень важно чувствовать себя перешедшими на другую ступень иерархии, а это часто достигается членством в какой-нибудь местной банде. Как правило, они становятся "форточниками", то есть участвуют в квартирных кражах, а также пиздят магнитолы из автомобилей, откручивают зеркала и пр. Разбоем и грабежом (нападения на прохожих) занимаются редко. Но это я отвлеклась. Криминализация детдомовских обычно означает разложение детдомовской субкультуры у ребенка и интеграцию его в криминальную субкультуру.

Говоря об имморализме детдомовцев, я имею в виду не отсутствие любой морали - как в любом сообществе со своей субкультурой, мораль есть и у них. Я имею в виду некую универсальную среднестатистическую мораль, а-ля "воровать нельзя", "врать нехорошо", "уважай чужой труд" и пр. Вот с этим у большей части контингента проблемс, да-с.

3. Изоляция. Это очень важная особенность детдомовской субкультуры, но у меня уже отваливаются руки. Не переключайте канал.

3. Изоляция. Детский дом крайне мало контактирует с людьми из семей - как с "благополучными", так и с "не". Выходы детдомовцев "в свет" (музеи, театры, спорт и прочее, куда их водят обязательно, периодически) почти никогда не сопряжены с контактами с миром семейных людей. Детдомовцы играют отдельно, растут отдельно, учатся отдельно - короче, живут отдельно. Мир семейных людей остается либо в их воспоминаниях (обычно, как я уже говорила, тяжелых, но всегда ценных для ребенка), либо воспринимается ими опосредованно - через кино, книжки, телевизор, рассказы. Практически ни у кого из детдомовцев нет друзей из мира семей. Только дети-сироты, попавшие в детдом в относительно позднем возрасте, сохраняют контакты с одноклассниками, соседями и пр, но и эти контакты становятся спорадическими.

Поэтому детдомовцы очень плохо осведомлены о том, что такое жизнь в семье, - их воспоминания об этом обрываются на возрасте попадания в детдом, а рассказы не обладают необходимой степенью информативности.

(И это я еще не знаю ничего про "отказников" - детей, которые с рождения живут в казенном доме.)

В этом смысле на нашей планете действительно существуют два мира - мир семейных людей и мир детей без семьи. Различия между ними очень заметны, но важно то, что эти различия именно бросаются в глаза, а не являются глубинными, психикообразующими.

Основное различие, о котором любят жужжать тетки, - в том, что детдомовцы якобы лишены чувства любви, эмоционально холодны, равнодушны и т.д. Это неправда. Детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение "постоять за себя" и пр, от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но изоляционная иерархическая субкультура, которую они усваивают в детском доме, требует высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.

Дети из детского дома гораздо более самостоятельны и независимы, чем дети из мира семей. Правда, эта самостоятельность тоже имеет особую природу. Там, где у родительского ребенка есть авторитет старших, - у детдомовца есть прагматизм, граничащий с цинизмом. Дети из детдома не корреспондируют своих действий с вопросом "разрешат мне или нет". И вообще они не любят контроль - в отличие от родительских детей, которые осознают более или менее выраженный контроль со стороны родителей как норму, детдомовцы растут в ситуации "имитированного контроля", а де-факто почти полной бесконтрольности, и настоящий контроль их повергает в ступор или раздражает.

Изолированность детдомовцев имеет и еще одно следствие. Их коммуникация с миром семей, которая начнется, когда они достигнут совершеннолетия и начнут получать профессии и в целом социализироваться, всегда оказывается несколько странной. Большинство детдомовцев стесняются того, что они детдомовцы, и часто пытаются это скрыть. Они многого не знают о жизни семей (например, отмечание дня рождения в кафе Баскин-Роббинс - для них что-то из области сказок), поэтому коммуницировать с миром семей им трудно. Однако следует отметить, что своего рода идея-фикс семьи, которая есть почти у каждого детдомовца (за исключением беспризорников, проституток и еще кое-кого), оказывается продуктивной в том плане, что они очень тянутся к миру семьи и очень стремятся его реализовать в своей жизни. Возможно, в какой-то степени приобретаемые ими навыки жизни в мире семей - мимикрия, но это можно сказать почти о любых социализационных навыках.

Изоляция, в которой растут детдомовцы, по выходе из детдома сменяется либо активнейшей интеграцией в мир семейных людей (невротичной, разумеется, как и любая социализация) и вытеснением своего детдомовского прошлого (человек не просто скрывает его от других, но и сам старается забыть о нем), либо, увы, дезадаптацией и окончательной интеграцией в мир деклассированных элементов.

Нельзя сказать, чего больше. Возможно, 50:50.

Таким образом, изолированная жизнь в детдоме приводит к тому, что детдомовцам в детстве трудно понять мир семейных людей и даже просто получить непосредственную информацию о нем. Впоследствии это ведет либо к активному стремлению интегрироваться в мир семей (девочки и мальчики рано создают собственные семьи и рожают детей), либо к отказу от этих попыток и погружению в криминальные субкультуры.

Так, это я сказала, это я сказала, а про что дальше говорить, там еще поле непаханое. Щас еще напишу.

4. Жизнь на виду. Ну, тут понятно. Прайваси в детском доме - это как лед в Сахаре. Жизнь на виду у всех имеет несколько следствий:

1) Дети крайне-крайне ревностно относятся к "своему" - среди мифов о детдомовцах есть миф об их чрезвычайной жадности. Он не отражает реалий, так как детдомовцы не столько жадные, сколько крайне дорожащие "своим" дети. Детдомовская субкультура предполагает, что твое у тебя могут отнять, украсть, сломать из вредности, и наказать обидчика можно либо симметричным действием, либо какой-нибудь пакостью. Физические слабые или просто мирные, неконфликтные дети, не желая ни с кем ссориться из-за игрушек или одежды, стараются прятать то, что им дорого, живут в страхе того, что это исчезнет. Иногда это становится личностным свойством и остается на всю жизнь, а иногда с годами утихает.

2) У детдомовцев вырабатывается странное восприятие собственного тела и телесного взаимодействия. Они гораздо больше готовы к драке, чем к ласке, и поглаживание по голове, по плечу даже от близкого человека могут воспринимать как вторжение в их личное пространство. Грубо говоря, их телу комфортно, когда его никто не трогает. Впрочем, я знаю множество родительских детей с тем же свойством.

3) Сплетни и обсуждения - важная часть жизни детдома. Каждый из детей знает, что о нем говорят, и часто знает, что именно говорят. Секреты быстро перестают быть таковыми. Детдомовская субкультура как бы предполагает отсутствие секретов, секрет - это слабость, слабость - основание быть побитым, осмеянным. Поэтому детдомовцы, адаптируясь к этой субкультуре и одновременно поддерживая ее, делают "ход конем" - они тщательно оберегают свои самые секретные секреты (обычно это мечты или воспоминания) и вырабатывают безразличие к разоблачению не-интимных, не-идентификационных секретов. Грубо говоря, детдомовец фыркает "ну и что", когда узнает, что все знают, что его брат шизофреник, но тщательно хранит секрет о своем придуманном друге.

4) Дети очень не любят, когда им лезут в душу, разводят на откровенность. Тщательно оберегаемые идентификационные секреты не должны быть выданы постороннему человеку, потому что тогда возникает опасность, риск. Поэтому есть еще миф о детдомовцах - они скрытные, не доверяют людям и им нельзя доверять. Я не считаю, что этот миф отражает реалии. Дети не столько тотально недоверчивы (часто, увы, бывает наоборот), сколько держатся за свои секреты как за то, что отличает их от других, делает ими.

Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание-детей сирот в условиях детского дома"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Духовно-нравственное

воспитание-детей сирот

в условиях детского дома

Е.А.Котикова, воспитатель областного

государственного образовательного

бюджетного учреждения для детей-

сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

«Детский дом № 3» с. Валдгейм

«Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В. А. Сухомлинский)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно

переносить

трудности

закладывается

В.А.Сухомлинский

писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

настоящая,

самобытная,

неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников детского дома

является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение

нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад

алкоголизм,

наркоманию,

бродяжничество,

способствует

семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей,

снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

В.А.Сухомлинскому

принадлежит

определения

приоритетов

нравственного воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то,

лишенные

родительского

вырастают

жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм»,

который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда

ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский дом и связь с семьёй

теряется. Перед педагогами детского дома встаёт задача передачи детям семейно-

нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и

творческой

деятельности,

духовной

становится школой подготовки к жизни.

Целью в работе окружающих ребёнка

взрослых

является

способность

невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для

подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и

достойных

исторических

примерах.

нравственного

воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.

Необходимым

условием

формирования

нравственной

становится

организация

совместной

деятельности

способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых

усваивает

социально-исторический

получает

представления

другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не

проводят

детского

посещают

деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы

педагогов школы.

Планируя

деятельность

воспитателю

необходимо

воспитательный

планироваться

строиться

взаимосвязи

духовного и светского направлений,

учитывая

при этом возраст воспитанников.

Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности

ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие

школьники

убедительных

примеров

Подростка

убеждает

глубокая

взрослых.

обратимся

В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует

размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая

непринужденность

утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть

любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не

очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких,

сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной

привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает

сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления

формирования

реализации

нравственных

потребностей.

духовно-нравственного

воспитания

говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм,

милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение

управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик

пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы –

нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка

духовность;

нравственности

никакого

воспитания».

планировании

нравственному

воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

элементов,

составляют

нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих

Мотивационно

побудительный

уровень

содержит

поступков,

нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда

носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию,

когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то

есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно

здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом,

приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

известно,

отрицательными

положительными.

положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь,

восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев,

ненависть.

необходимо

облагораживать,

окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость,

сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с

эмоциями.

приобретаются

человеком

результате

воспитания

являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый

человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны

подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному

проявлению

мужества,

героизма

бесстрашия.

взрослые

должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут

совершить

изменить

изменить

приказом,

наказанием,

нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о

смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения,

моральные

Первейшая

взрослых

воспитать

глубокое

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно.

Нравственные

потребности

человеку

необходимо

воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению,

многие дети, которые находятся у нас в детском доме уже в ранние годы были

лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения.

В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к

ущербности

личности.

потребность,

злобность,

жадность,

безразличие и многое другое формируют

сегодня нравственную сторону наших

воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога детского дома – научить

вежливости,

правилам

хорошего

выработать

принятые

поведения,

«непременное

соблюдение

вежливости,

любознательности,

отсутствие

эгоизма».

стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу»

воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому

воспитательной

педагога

заключаться

воспитании

духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

Развитие потенциала души ребёнка;

Развитие природного чувства красоты;

Способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо

обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до

них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой

целью можно использовать в работе такие методы, как:

взаимодействие

убеждение

поощрение

рассуждение

личный пример

коллективная работа

ситуация успеха

совместный анализ поступка и др.

формированию

духовно-нравственных

показывает практика нашего детского дома, необходимо строить параллельно с

такими направлениями в работе, как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к дому, где проживает;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической

памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в

собственной жизни.

Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время:

воспитательские

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков

ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших

Организованные

тематические

мероприятия

способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в

группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В

плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.

Раздел «Азбука этики и морали»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Основные понятия этики и морали»

Деловая игра

«Азбука этики»

Ситуативный

практикум

«Речевой этикет»

«Школьный этикет»

Деловая игра

«Этикет в общественных местах»

Деловая игра

«Праздничный этикет»

Инсценирование

различных ситуации

«Культура поведения»

Раздел «Красота души»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Умей чувствовать красоту»

Ситуативный

практикум

«Красота и безобразие»

Громкое чтение

Тема рассказов: «Красота души»

Этическая беседа

«Красота жизни»

Познавательная беседа

«Гармония – основа красоты»

Раздел «Нравственный мир сказок»

Форма проведения

Тема мероприятия

Беседа-презентация

«Мир света – мир сказок»

Познавательная беседа

«Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи

Познавательная беседа

«Добро и зло в сказках»

Раздел «Чем богат человек»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Красивое начало в человеке»

Громкое чтение

«Горячее и холодное сердце»

Громкое чтение

«Как красивые дела сердца исцеляют»

Этическая беседа

«Каждый видит мир по-своему»

Познавательная беседа

«О наблюдательности и внимательности»

Громкое чтение

«Правило человеческого счастья»

Духовно-нравственное

воспитание

строиться

порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных

черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств

способствует

воспитанников

тематических

творческих

фестивалях,

конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои

получить

поднимает

самосознания

значимости

обществе.

мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

«Серость

детского

возраста,

подростка

являются

настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» -

С.Т.Шацкий.

Положительными

отрицательными

переживания

взрослых,

находятся

ребёнком

протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны

постараться,

воспоминания

проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый

след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию,

способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1.Амоношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили,

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.

Т.2 – М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3,

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, 1912.Кн.