Какой досуг придумать для семьи. Семейный досуг

Наталья Капцова


Время на чтение: 8 минут

А А

Как же сложно найти время для семейного отдыха, когда родители бесконечно работают, а у детей — то учеба, то дополнительные занятия в кружках и секциях! А когда свободное время все-таки появляется, единственное, на что хватает фантазии у домочадцев – это просмотр телевизора или коллективное «заседание» в интернете.

А ведь общий досуг – это еще и формирование крепких и добрых семейных традиций, которые так важны для детей и семьи в целом…

Виды семейного досуга для родителей и детей – чем заняться всем вместе в свободное время?

Интересы детей разного пола и возраста совпадают не так уж часто (у каждого свои пристрастия) — что уж говорить про интересы детей и родителей!

Но роль общего семейного отдыха крайне важна — как для благоприятной атмосферы в доме, так и для формирования в детях правильного отношения к семье.

Несмотря на разницу интересов, объединить семью одной идеей вполне возможно. Конечно, только при желании каждого, увлеченности процессом подготовки и самого проведения отдыха.

Досуг для всей семьи – какой он? Он может быть активным (совместный поход в горы) или же пассивным (игра в монополию). Выбор вида отдыха зависит от погоды, условий и возможностей — а также пожеланий.


Какие существуют варианты семейного отдыха?

  1. Активные игры. Идеальный вариант, если их проводят на свежем воздухе. Такой отдых не только даст всем заряд энергии и изрядно поднимет настроение, но и станет отличным фундаментом для закладки крепкого здоровья ребенка. Вариантов игр довольно много, и выбрать можно именно тот, что понравится всей семье – фитнес, плавание, игра в волейбол или баскетбол, семейная поездка на велосипедах с пикником в конце пути или катание на коньках (роликах).
  2. Танцы. Этот вид активного отдыха сегодня стал весьма модным, как среди взрослых, так и среди детей. И мест, в которых можно учиться танцам всей семьей, тоже достаточно. Остается только выбрать направление – классические бальные танцы или же современные. Необязательно ставить цель – достичь каких-либо высот. Достаточно просто получать удовольствие от отдыха.
  3. Настольные игры. Вариант для ленивых фанатов пассивного отдыха. Если усталость после учебы и работы слишком велика, и нет сил на активный отдых, то можно выбрать одну из настольных игр (монополия, пазлы, карты, скрабл и проч.), которая увлечет всю семью. А если и на нее нет сил, то можно выбрать интересное кино для всех и устроить семейный просмотр в домашнем кинотеатре на пушистом ковре и с мешком «вкусняшек».
  4. Культурный отдых. Отдых – это не только пляж, шашлыки и диван с ТВ. Почему бы не провести отдых культурно? Узнать что-то новое, расширить горизонты, привить детям любовь к прекрасному. Если дети еще слишком малы для выставок и картинной галереи, можно выбрать цирковое представление, интересный музей, красочный спектакль или даже новый мультфильм в хорошем кинотеатре. А можно отправиться на экскурсию по тем городским уголкам, в которые даже мама с папой еще не заглядывали.
  5. Создаем мастерскую дома. Если в вашей семье – сплошь творческие домочадцы, и у всех золотые руки, то можно найти общее увлечение, которое спасет от скуки семью в дождливые или морозные выходные, и объединит всех за одним творческим занятием. Впрочем, если у каждого члена семьи в этой мастерской будет собственное занятие – тоже неплохо. Папа с сыном может заняться конструированием, работой по дереву или созданием роботов, а мама с дочкой – рисованием, квиллингом, изготовлением мыла или созданием игрушек методом валяния. Да мало ли интересных занятий! И отсутствие опыта – не препятствие, ведь сегодня в Сети по любому творческому занятию есть подробные мастер-классы. А если дело пойдет, то такие совместные выходные можно даже постепенно подвести к доходному семейному бизнесу.
  6. Семейные скрапбукинг-книги. Интересная идея, которая может стать . В течение недели нужно собирать все те мелочи, которые мы обычно складываем в книги и коробки на память – засушенные цветы с памятной прогулки, билеты с сеанса интересного фильма, веселые фотографии, смешные рекламные листовки из ящика и объявления из газет, и проч. На выходных же всей семьей этими памятными мелочами заполняется скрапбукинг-книга, которая дополняется забавными комментариями всех домочадцев.
  7. Семейный туризм. Если времени и средств хватает, то это — одна из самых замечательных идей для семейного досуга. Речь, конечно, не о поездке на острова, чтобы позагорать на золотом песке у океана, а о полезном туризме, сочетающем интересные экскурсии и активный отдых. Сюда же можно отнести и семейные походы с палаткой, удочками и гитарой: учим детей разжигать костер, жить без гаджетов, получать удовольствие от реальности и простых вещей без интернета, отличать съедобные грибочки от несъедобных, выживать в лесу и искать выход к людям по мху/солнцу и проч.

Конечно, занятий гораздо больше. Мы привели лишь самые популярные и актуальные.

Но самое главное – это не вид досуга, а отношение к нему всех домочадцев.

Даже генеральная уборка или высаживание рассады в своем огороде всей семьей может стать замечательным семейным времяпрепровождением, если домочадцы любят проводить время вместе.

Видео: Семейный досуг с ребенком


Как найти время для досуга в семье — и правильно его рассчитать?

Уже не один год психологи, педагоги и доморощенные интернет-специалисты ищут . Придуманы тысячи способов это сделать и написаны тысячи советов для опустивших руки родителей. А ведь решение этой проблемы века более чем простое: нужно просто больше времени проводить с детьми.

Конечно, когда наши милые карапузы становятся подростками, что-либо менять уже поздно (хотя шансы все-таки есть!), но если ваши дети еще маленькие – не теряйте времени! Даже час-два, проведенные родителями с детьми – это уже здорово. А найти часик раз в день – только на свое дитя (исключительно для него!) смогут даже самые занятые родители.

И, конечно, семейный отдых – как профилактика любых подростковых проблем, с которыми сталкиваются современные родители.

Видео: Как организовать досуг семьи?

Как же найти время для этого отдыха?

  • Обязательно планируем семейный досуг. И начинаем это делать еще в начале недели. Естественно, с учетом пожеланий всех членов семьи и их интересов. Куда вы пойдете и чем займетесь – это следует решать за семейным ужином, когда все в хорошем настроении. Если выбрать что-то конкретное не получается из-за разногласий, решайте голосованием.
  • Дальше – подготовка к отдыху. Дети (и родители!) должны с нетерпением ждать каждых выходных, зная, что они проведут еще 2 незабываемых дня с мамой и папой.
  • Не планируйте никаких дел на выходные — и напомните об этом домочадцам. Если у кого-то появляются срочные дела на выходные, вы должны быть готовы быстро подстроить/перестроить «график» отдыха так, чтобы на него попали все.
  • Планируйте 2-3 варианта отдыха «на всякий пожарный случай». Жизнь непредсказуема, и лучше, если у вас будет «план Б» про запас.
  • Заранее составьте списки вариантов семейного отдыха , которые подойдут вам по финансовым затратам.
  • Готовьтесь к отдыху заранее! Если вы собрались в кино – найдите лучший кинотеатр, забронируйте лучшие места. Если собрались в поездку, найдите самую интересную экскурсию, соберите весь инвентарь, который может понадобиться. При выборе варианта с походом вместе найдите самое красивое место для отдыха, рыбалки и прочих удовольствий.

Родителям на заметку:

Что вспоминаете вы, когда думаете о детстве? Общие семейные праздники, походы с палаткой, веселые события «на картошке», подготовку подарков всей семьей к новому году, катание с горки всей семьей на картонках или на одних санках, и многое другое.

А что вспомнят ваши дети? Вы же не хотите, чтобы самыми яркими их воспоминаниями были просмотры дурацких передач или сотни лайков в социальной сети?

Ищите время на своих детей — сколько бы им ни было лет!

Только ваше личное внимание и ваша искренняя заинтересованность может отвлечь их от дурных компаний и поступков, привить все самое светлое, доброе и полезное.

Планируем досуг и выбираем лучшие варианты для вашей семьи!

Почему так важно планирование досуга?

Потому что при отсутствии подготовки обязательно возникнет какое-нибудь препятствие для полноценного запланированного отдыха, и придется снова маяться от скуки дома, объедаясь у телевизора или компьютеров всей семьей. Как следствие – ни положительных эмоций, ни активного отдыха, а кроме того еще и лишние килограммы.

Поэтому четкий план и подготовка – обязательное и главное условие хорошего отдыха!

Запоминаем самые важные правила планирования семейного досуга:

  1. Составляем списки всех возможных мероприятий , которые были бы интересны всем домочадцам. Лучше, если каждый член семьи составит свой список, а после их можно будет объединить в один.
  2. Разбиваем все мероприятия по категориям. Например, пассивные, активные, финансово затратные, и проч.
  3. Выбираем мероприятие на выходной день, которое должно понравиться всем. Для того, кто не очень доволен выбором, нужно придумать некое поощрение. Например, вид отдыха на следующие семейные выходные выбирает он.
  4. Тщательно прорабатываем план мероприятия , чтобы не испортить себе выходные. Не менее тщательно прорабатываем запасной вариант.

И — главное. Не упускайте этой возможности – проводить с близкими теплые семейные выходные.

Неважно, будет ли это лото и чай с печеньками, или же восхождение к вершине – главное, чтобы вам было хорошо вместе.

Те самые мгновенья, которые бесценны, будут приятными подарками для всей семьи и замечательным антистрессом.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Вопрос о планировании семейного отдыха встал передо мною в какие-то длительные празднично-выходные дни, когда у нашей семьи оказалось очень много совместного времени и нам оказалось совершенно нечего делать вместе. В результате мы все выходные маялись со скуки, несколько раз поругались, навели дикий беспорядок в квартире, наели несколько лишних килограммов и устроили ударную вахту возле компьютера и телевизора.

После этого я поняла — свободное время не равно отдыху. Если хочешь хорошо отдохнуть со своей семьей, то отдых надо планировать и организовывать. Как и ко всем полезным привычкам, к организации семейного досуга тоже надо подходить постепенно и последовательно.

Для начала я определила: что для меня — хорошо проведенный семейный досуг. Для меня это, прежде всего, активный и познавательный семейный отдых. Потом я составила список конкретных мероприятий, которые расшифровывают для меня понятие «активного и познавательного досуга». Здесь оказались семейные походы на выставки и пикники, совместные танцы, тематические застолья с конкурсами, просмотры интересных фильмов, рисование.

Затем я этот список ещё больше расширила и разбила по категориям:

  • мероприятия дома,
  • когда на улице непогода,
  • мероприятия с выходом из дома,
  • требующие материальных затрат и не требующие,
  • чем можно заняться вдвоем с супругом, с детьми и полным составом семьи,
  • чем можно заняться самой, пока все спят или разбрелись кто куда (я – это тоже семья),
  • с разными временными затратами (мероприятия на свободный вечер, выходные, отпуск).

Чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» («когда в товарищах согласья нет, не будет в деле толк, одна лишь мука»), я попросила каждого члена семьи составить подобный список (дочке было лениво писать, и она просто нарисовала) и все объединила в единый большой список. Теперь мне осталось посмотреть, чем можно заняться в ближайший свободный вечер, выходные, отпуск, выбрать наиболее подходящее и … полный вперед.

Но тут меня ожидали два подвоха.

  1. Первый подвох был в том, что я не учла правило: лучший отдых – перемена деятельности. Мне, после рабочей недели, полной общения с кучей самого разного народа никак не хотелось ни идти в гости, ни встречать заранее приглашенных гостей. Больше всего мне подходили , пикники на природе или просмотр хороших фильмов. И это правило оказалось справедливым для всех членов семьи: мужу после сидячей недели хотелось двигаться, ребенку после недели умственного труда, хотелось поработать руками. Таким образом, правило перемены деятельности должно быть учтено при планировании отдыха.
  2. И второй момент. Как сказал один полководец: «Залог успешного наступления – хорошо подготовленный плацдарм». Иначе, придя в кино, можно упереться носом в объявление «ремонт» или «билетов нет» (как мы, когда «с улицы» пришли смотреть «Аватар»). После того как было решено, как семья будет проводить ближайший семейный досуг, следует заняться подготовкой плацдарма для него.

Что может означать на практике планирование отдыха? Смотрим свои списки и сверяемся с тем, что есть для проведения запланированного досуга: лото, домино, скрабл. Разбираем завалы дисков и книг: может, есть интересные фильмы, которые мы ещё не смотрели? Может, часть книг не прочитана (заодно соберете лишние, которые можно сдать в местную библиотеку). Подбираем рецепты выходного дня: что можно приготовить для тематических ужинов? Что можно быстро приготовить, чтобы не отрывать время от семейного досуга? Что можно приготовить всей семьей? Желательно, чтобы к нужному моменту билеты были куплены, лыжи и коньки смазаны, в холодильнике имелись необходимые продукты, а настрой был позитивным.

3. Третье важное правило: лучше придумать несколько вариантов досуга, чтобы не переживать, если один вариант по каким-то причинам сорвется.

Например, если запланированы лыжи, но ударили морозы под -40 градусов Цельсия – не беда, у вас есть подборка фильмов и телефон, где можно заказать пиццу, а потом устроить семейный кинотеатр с ее поеданием.

4. Есть ещё один момент: иногда у членов семьи совершенно разные представления о хорошо проведенном семейном досуге. Поскольку у нас в семье представления примерно одинаковые, я с этим вопросом непосредственно не сталкивалась. Но выход вижу в том, что некоторым помогает правило: лучше качественный отдых по отдельности, чем потерянное время вместе.

Для меня показателем того, что все мои правила работают, стали ближайшие новогодние каникулы, которые в отличие от прошедших, были проведены весело и интересно: с просмотром любимых волшебных сказок, с походами в кино и на выставку кошек, с посещением гостей и семейным планированием на новый год.

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в семье.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».

Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства ребенка за его отдых отвечают именно родители.

Существует множество форм проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, и многие другие

Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

Уважаемые родители, хочу предложить варианты игр, которые помогут вам и вашим детям провести досуг более интересно.

Игры с вымышленными героями.

Вымышленный герой поможет общаться вам с ребенком. К этому герою могут быть обращены поучения, похвала, он может быть образцом для подражания или наоборот, страшным проказником.

Так, у одного мальчика объявился невидимый дружок Мишка. Мальчик разговаривал с ним и играл. Он считал, что его любимец всюду следует за ним, а в автобусе сидит у него на коленях и смотрит с ним в окно. Это продолжалось целый месяц, пока семья не переехала на дачу. Где у мальчика появилось два друга.

Иногда вымышленные герои помогают ребенку справиться с одиночеством и отсутствием внимания. Когда находятся реальные друзья, вымышленные чаще всего исчезают.

Игра «Близкие друзья»

Это могут быть привлекательные мягкие игрушки или любимые вещички. Ребенок относится к ним нежно, как к любимым друзьям. Он ложиться с ними спать, и прижимает их к себе в минуты тревоги или страха. Он вымещает на них обиду, подвергает их наказанию и прощает, деля с ними радость и горе.

Взрослые должны обращаться с такими персонажами особенно осторожно. Ведь эти игрушки и вещички в какой-то мере замещают Вас, несут Вашу любовь к ребенку, отражают всю гамму отношений к нему.

Игры с самодельными куклами.

Каждый из нас пытался сделать свою куклу (игрушку), свой персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то - идеальным героем, носителем всех положительных качеств, а для кого-то – неумемейкой. Удивительно, но при обеспеченности современного ребенка игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда сами или с помощью родителей мастерят кукол.

Игра «Кукла из старого носка»

Сделайте куклу из старого носка (перчатки, варежки). Пришейте две пуговицы - это будут глаза. Обозначьте рот. Покажите, что кукла может жестикулировать, двигать руками, прикасаться к его лицу. Такие куклы должны быть у вас и вашего ребенка.

Используя эту куклу, введите в привычку от ее имени рассказывать ребенку интересные события из своей жизни или то, то, что происходило с вами за день.

Затем можно усложнить сюжет. Придумать совместное путешествие в зоопарк, цирк, на Марс.

Используя перчатки можно сделать целую семью, каждому пальцу отвести роль одного из членов семьи. Например, мама, папа, ребенок, брат (сестра), бабушка (дедушка).

Игры с предметами находящимися под рукой.

В течение своей жизни ребенок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими, открывая их физические свойства (кидает, облизывает, постукивает и т. д.), затем употребляет их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и, наконец, открывает их игровые возможности. Решается. Какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребенок по- новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик может быть ракетой, а может превратить его обладательницу в принцессу. Эти игры являются важной составляющей сюжетно-ролевой игры. Вещь, игрушка, действия с ней могут быть толчком для определения роли, ее характерных особенностей. Но само желание детей фантазировать и перевоплощаться порождается общением с людьми.

Игра в шляпу.

Эта игра начинается с простой примерки маминой шляпы. Затем, надев ее, девочка превращается в барышню, меняет походку, манеры. Видя положительное отношение взрослого, ребенок дополняет игру: он представляет, что с ним идет собачка. Она хочет мороженого и не слушается.

Игры с платком.

Из платка создается удивительный наряд (необычная юбка). Убедившись, что он получился, ребенок начинает обыгрывать свою роль. Например, девочка становится балериной или важной дамой. А если нарядились несколько детей, то появляются совместные действия и сюжеты.

Игры против скуки.

Дети не переносят скуку. В ожидании приема у врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда помогает игра.

Игра в догонялки.

В сумке у мамы оказывается много интересных вещей, пригодных для игры. Можно взять ключи: один будет кошкой, а другой – мышкой. Определяется игровое пространство: окно, сумка или мамины колени.

Игра «Невидимые герои».

Дети могут вообразить себе какой-либо персонажи и обращаться к нему как к реальному лицу. В этом случае не смейтесь над ним и не пытайтесь их переубедить.

Лепим из соленого теста.

Дети очень любят лепить. Солёное тесто отлично заменяет пластилин и даже имеет ряд преимуществ: после его оттирания с пола на ценном паркете не остаётся цветных пятен, оно гораздо легче вымывается из волос ребёнка; к тому же малыша, съевшего внушительный кусок «строительного материала» не нужно вести к врачу.

Тесто приготовить очень просто: мука, вода, соль немного подсолнечного масла, смешиваются до требуемой консистенции (чтобы хорошо лепилось). Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше. Если лепится плохо, добавить воды.

Что лепить? Колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка теста можно делать лепёшку или монетку. Если надавить на лепёшку настоящей монеткой - получится отпечаток. Можно вылепить простые фигурки: снежная баба, гусеница (много разноцветных шариков, уложенных друг за другом в ряд; самый первый в ряду - с рожками и глазками), лодочка (раскатать в ладошках толстое «веретено» - в середине потолще, к концам сужающееся) и пальцами сделать внутри углубление. А ещё можно вылепить разные пирожные, булочки, торты - дети любят играть в «Магазин». Все фигурки можно потом покрасить краской и играть.


Весь день вы крутитесь как белка в колесе, мечетесь между детсадом, школой, работой, магазином и сервисным центром по починке телефона, компьютера или стиральной машины. А вечером хочется свалиться без задних ног и уснуть в теплых объятиях. Не тут-то было: впереди семейный вечер с мужем и детьми. Как организовать свой досуг так, чтобы и отдохнуть, и малышам было весело, и муж растаял как чеширский кот в домашней обстановке после тяжелого рабочего дня?

Во-первых, примите к сведению, что сделать вечер семейного отдыха молено только всей семьей. Иначе кто-то будет скептически смотреть, как другие старательно вырезают аппликации для дартса, и коллективизма (как и взаимного удовольствия) не получат ни трудящиеся на благо новой игры, ни занудливые критики перед телевизором. Если что-то делать, то делать вместе: либо смотреть новую -комедию, либо дружно строить корабль-кровать в детской комнате.

Во-вторых , родители, не забывайте, что ваши желания и интересы не всегда совпадают с желаниями ваших детей. Они всегда ждут массы новых впечатлений каждый день, тогда как вы понимаете семейный вечер как теплую ванну с легкой музыкой и валяние в постели.

Недавние опросы детей школьного возраста показали, что больше всего ребята от 7 до 17 лет любят компьютерные игры, походы в кино либо просмотр фильмов дома и с меньшим энтузиазмом относятся к техническому творчеству. Молодые родители же предпочитают сходить в театр, вместе воплотить какой-нибудь гастрономический рецепт. Если же родители и сходятся с детьми в едином и неделимом мнении по поводу проведения вечера семейного отдыха, то это, увы, касается компьютерных игр (по статистике, это около 50% от общего количества семей). На втором месте по совместимости интересов стоит спорт. Его любят все.

Но даже если вы не любите спорт, а компьютер используете только в рабочих целях, не стоит ассоциировать семейный вечер с телевизором. Планировать специально и составлять сценарии семейных вечеров, пожалуй, тоже не стоит, так как экспромты лучше всего. При утомительной серьезной работе дома нужно получать заряд веселья, смеха и детства. Почему бы себе это не позволить, тем более что в доме есть дети? Придумайте семейные традиции. К примеру, по вторникам можно печь пироги и устраивать семейный вечер чаепития с шахматами, кроссвордами или нардами — почему нет? В любой семье найдется своя «фишка», спланированная или нет, но удовольствие обеспечено.

Еще одна важная деталь организации вечера семейного отдыха — инициатива. Это самый сложный пункт во всей подготовке. Ведь иногда так сложно перебороть усталость и желание поскорее «встретиться с диваном»! Заставлять себя не нужно, а расслабляться ведь можно и активно. Превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный — в поисках общей любимой песни. Поменяться ролями детей-родителей на вечер, устроить конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочинить сказку про семью, бабушек и дедушек, связав с реальностью и семейным альбомом, написать сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения деда или папы.

Все должно быть и полезно и приятно: мы развиваем и воспитываем своих детей в игре, получая от этого удовольствие.

Кстати, о сценариях семейных вечеров. Ваши дети любят рисовать? Пусть подготовят цветные плакаты с портретом папы, украшением подарков и помещения. Читают стихи и поют? Значит, конкурсы пения, анекдотов и стихов должны быть включены обязательно. Можно ведущим сделать не просто маму или старшую сестру, а Карлсона или старуху Шапокляк. Придумайте игры на движение. Например, изобразить известную картину («Джоконда», «Грачи прилетели», «Опять двойка!»), сымитировать заплыв пиратов за сокровищами (то есть тортом).

Вариантов множество...

Поиграем!

Наверное, самые популярные домашние игры — с детьми. Это привычные для каждого с детства прятки и жмурки, догонялки и хороводы, угадайки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых, и малышей и в немалой степени укрепляют дружеские отношения между ними. Согласитесь, невозможно сердиться на карапуза, который разбил вашу любимую вазу или смастерил кораблик из важных документов, если вы сами пять минут назад опрокинули стол, играя в прятки или тот самый кораблик пытались запустить в дальнее плавание в ванной.

Такие семейные развлечения очень важны и для больших, и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости вам обеспечен, если прогулка с детьми внезапно превратится в настоящую погоню со свистками, улюлюканьем и пулеметными очередями. Кстати, имитация последнего потребует от вас огромного таланта, чем вы впоследствии можете заслуженно гордиться.

Специалисты до сих пор не выяснили, кто получает большее удовольствие от детских игр — сами ли дети, которым уж точно положено в них играть, или родители, в чьей душе еще сохранилась ребячество. Такие домашние развлечения обычно носят стихийный характер, и тем больше в них прелести, свежести, взаимной заинтересованности. Главное в играх с малышами — искренность. Не стоит смотреть на ребятню свысока, не стоит поддаваться и сюсюкать, будьте естественны, поверьте в игру, и не бойтесь вернуться в детство хотя бы на пару часиков — это совсем не так плохо! 10

Устав от догонялок или пряток, вы можете отлично провести время за интеллектуальными играми. Нет, не спешите садиться за компьютер и доставать диск с «Цивилизацией», не забирайтесь на антресоли в поисках «Монополии». Вспомните о старых, добрых шахматах. Это, безусловно, сложная игра, но ведь нашему серому веществу постоянно требуются тренировки, а она как раз таки их подразумевает. Мало того, шахматы успокаивают лучше всякого аутотренинга, так что если вы еще не умеете или просто не хотите играть, просто пробуйте! А не знаете правил игры в шахматы — тоже не беда! Выберите банальные шашки — они ничуть не хуже... Такими же магическими свойствами обладают и другие семейные развлечения, требующие некоторой работы интеллекта. Устройте домашнее «Поле чудес» или «Что? Где? Когда?», всякого рода викторины, игры со словами, фанты. А почему бы не устроить литературный вечер или, в духе времени, вечер сериалов? Для этого вам всего только и потребуются — домочадцы в количестве не менее трех штук, несколько посадочных мест, телевизионный пульт.

Переключая каналы (и всякий раз попадая на очередное мыло!), водящий выбирает любого героя (желательно известного актера или актрису) и выключает телевизор. Ваша задача правильно поставить вопрос (отвечать можно «да» или «нет») и первым угадать имя героя. Если вы проводите вечера и выходные перед экраном ТВ, вам будет легко. В противном случае просто сдавайтесь на милость домохозяйкам. Сферы этой игры безграничны — вопросы могут касаться литературных персонажей, писателей, исторических личностей и даже ныне здравствующих политиков. Только представьте: вы и ваша свекровь (или теща — что тоже страшно весело) за одним столом вместе с остальными родственниками, мило улыбаясь, задаете друг другу каверзные вопросы, демонстрируя свою образованность и эрудированность. Большая порция адреналина обеспечена уже на первых минутах игры.

Можно, конечно, и проиграть, но это не смертельно, и в кругу семьи очень быстро найдется хотя бы один человек, желающий вас утешить. Ошибки и проигрыши в таких случаях чаще всего кидают нас на поиски правильного ответа, достойного решения, поэтому «умные» семейные игры — отличный стимулятор для самосовершенствования.

Есть еще одна категория домашних игр, объединяющая работу разума, фантазию и юмор. Это всевозможные постановки, спектакли, сценки из жизни, анекдоты в лицах. Подобные игры требуют небольшой предварительной подготовки. Для семейных концертов сооружается импровизированная сцена, в качестве микрофонов используются флаконы из- под дезодорантов или трубки телефонов, вместо цветов артистам преподносят бокал вина или блюда с домашними пирожками. Довольно известна среди таких развлечений игра в ассоциации. Смысл игры прост — постараться как можно доступнее изобразить свою ассоциацию с тем, кто водит. Например, какого животного этот человек вам напоминает. Какая книга, цветок или предмет интерьера наиболее отображает его сущность. Может быть, он надежен, как дубовый стул? Или нежен, словно фиалка? Словом, эта игра предполагает узнавание и помогает сблизиться со всеми участниками. Конечно, развлечения такого рода приняты не во всех домах. Только в дружной семье с одинаковой радостью играют в старые, привычные, даже традиционные игры и открывают двери всему новому и интересному.

Кстати, к одним из самых традиционных семейных игр можно, пожалуй, отнести азартные развлечения — такие, например, как карты. Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в «дурака». Хотя, правильнее — «в дурачки». Это наиболее распространенное в узком домашнем кругу карточное развлечение, причем чисто русского происхождения. Правда, стоит заметить, что в некоторых семьях к времяпрепровождению за картами относятся очень и очень пренебрежительно. А то и вовсе накладывают на карточные игры домашнее вето, полагая, что карты — это развлечение для бездельников и шулеров. Хотя в карты играли и будут играть все слои общества — от высших эшелонов власти до малообеспеченных семей. Здесь главное знать меру. А то бывает так, что садятся за стол вечером и не выходят до утра. То же самое касается и других азартных игр — домино, лото, нарды — только от вас зависит, что ставить на кон и где проводить границу между развлечением и жесткой схваткой. В подобных играх всегда четко определены правила, и потому фантазии тут почти негде развернуться. Зато можно расслабиться и одновременно потренировать память и наблюдательность. Такие игры в кругу семьи тем и хороши, что остается доля азарта, эмоциональная насыщенность, но без риска получить дубинкой но голове за нечестный выигрыш или, наоборот, всю жизнь расплачиваться с победителем.

Конечно, редко можно встретить семью, в которой с одинаковым интересом играют в шахматы и в «казаки-разбойники», самозабвенно режутся в «дурачка» и устраивают домашнее «шоу звезд». Игровой стиль, прежде всего, определяется личностями членов семьи. Скажем, флегматик не станет скакать по квартире, играя в жмурки, ему больше по душе спокойное времяпрепровождение за шашками или пасьянсом.

Но уж если родственники собрались вместе, да еще и настроены поиграть, развлечься всей дружной оравой, то выбор игры проблемой не будет. Самое главное — настрой!

3.1. Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

– демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

– климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

– режим семейного воспитания;

Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей – основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

3.2. Методика организации семейных праздников

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» – отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет несколько значений:

1) день торжества, установленный в честь или в память кого– или чего-нибудь;

2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;

3) выходной,не рабочий день;

4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник – это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие – почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);

2) праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);

3) праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники – начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов.

1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).

2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария;

3) отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;

4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобразный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не бывает однозначных зависимостей и на определенную социально-педагогическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих факторов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других – приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

3.3. Экскурсии в музей

Особой формой проведения семейного досуга являются экскурсии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:

Отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественнонаучные);

Комплексные (краеведческие);

Мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

По месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);

По характеру содержания (обзорные, тематические);

По целевому назначению (научно-просветительские экскурсии, учебные);

По составу экскурсионной группы (для студентов, для учащихся, для специалистов одной профессии и др.).

Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с ребенком?

1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.

2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении.

Выделим этапы подготовки к посещению музея:

1) постепенное накопление информации о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность связана с проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;

2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;

3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художественного творчества и др. В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.

Важной особенностью организации экскурсии является ее правильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (например, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.

Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:

Коллекционирование;

Продуктивная деятельность;

Создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;

Оформление альбомов

Игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

3.4. Посещение театра

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:

– знания особенностей театрального искусства;

– умения адекватно реагировать на сценическое действие;

– понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

– владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа – от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15 – 20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10 – 15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании – вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап – это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

Миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

Ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

Игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

Игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

Кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

Выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

Определение характеров героев, распределение ролей;

Работа с текстом;

Репетиции на сценической площадке;

Создание декораций, костюмов, бутафории;

Генеральная репетиция;

Подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

1) самому любить и понимать театральное искусство;

2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

3.5. Летний отдых детей и родителей

Формы и содержание летнего отдыха во многом определяются материальными возможностями родителей. Кроме того, выбор формы проведения отпуска или выходного дня происходит с учетом интересов, склонностей и возможностей семьи. Формы летнего отдыха детей и родителей могут быть самыми разнообразными: путешествия, туристические походы, выезд на природу, отдых на даче, в саду, в деревне и др. Каждая семья сама определяет наиболее приемлемые формы организации отдыха. Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми способны составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.

Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм, который осуществляется в различных формах: туристических походах и туристических прогулках.

Туристические семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной активности, служат надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывают бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представление об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Туристические прогулки предполагают кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Во время туристических прогулок решаются оздоровительные цели (закалка, получение запаса бодрости, укрепление иммунитета, эмоционально-психологическое оздоровление); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями); практические (сбор грибов, ягод, лекарственных растений); развлекательные (игры, конкурсы, соревнования и др.).

Семьи, в которых уже сложились определенные туристские традиции, объединяясь, могут проводить праздники на природе, туристские слеты, физкультурно-оздоровительные праздники.

Правильно организованный летний семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом будут рассказывать своим друзьям о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и для ребенка этим человеком должен быть родитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Опыт показывает, что семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. На самом деле, как показывают опросы детей и подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.

Если семья какое-то время выходного дня или отпуска находится в городе, то целесообразно также позаботиться об интересном и полезном для здоровья времяпрепровождении. Это могут быть прогулки в парке, сквере, посещение аквапарка, игры на детской площадке, различные развлечения.

Развлечение – это такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повседневных забот и проблем.

Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставления детям удовольствия, обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.

Традиционно выделяют шесть видов развлечений:

1) музыкальные концерты;

2) инсценировки;

3) зрелища;

4) спортивные развлечения;

5) концерты детской художественной самодеятельности;

6) развлечения с красками и карандашами.

В зависимости от своих интересов и способностей каждая семья может выбрать тот или иной вид развлечений. К их подготовке и проведению должны быть привлечены дети. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если он будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями от совместного содержательного времяпрепровождения.