Жизнь китайских детей. Особенности системы воспитания детей в разных странах мира: от Китая до Скандинавии

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

В Пекине я была очарована китайскими детишками. Они очень милые, непосредственные, открытые, любознательные. Если малыши замечали, что я их фотографирую, то настораживались, а вот родители вели себя очень доброжелательно. Здесь никто не будет махать на вас рукой и запрещать наводить объектив на их дитятко, напротив, мамы и папы начинают улыбаться и разворачивать в сторону фотоаппарата своих чад. Сначала по московской привычке я боялась снимать детей, но когда увидела, что в Китае к этому относятся совершенно иначе, то меня было уже не оторвать:)) Вообще китайцы очень позитивный и радушный народ, с ними легко и приятно общаться даже на языке жестов:)) Все детки мне показались достаточно послушными, но секретов воспитания я так и не смогла узнать:)


Глядя на счастливых родителей с детьми, мне начинало казаться, что все мы не такие уж и разные: одинаково любим, радуемся, растим детей и хотим жить в мире без национальных предрассудков и распрей.

Многие просили сфотографироваться с Ксюшей. Китайцы считают эталоном красоты белую кожу и большие глаза.

В Китае довольно сложная демографическая политика. Их уже 1,5 миллиарда на планете, поэтому в таких густо населённых пунктах, как Пекин, можно иметь только одного ребёнка. Лишь очень обеспеченные люди могут родить ещё одного малыша. На второго ребёнка нет никаких дотаций от государства. Родители абсолютно все расходы оплачивают сами. Проблема с детскими садами стоит более остро, чем в России. Устроить ребёнка в хороший садик рядом с домом почти нереально. Платные детские сады стоят довольно дорого по китайским меркам. Время работы с 8 утра до 16:00, при опоздании с родителей взимается штраф за каждые полчаса.
В провинции можно иметь несколько детей, особенно если муж и жена были единственными детьми в семье. Также если первый ребёнок девочка, то можно родить второго. Если же первым был сын, то больше рожать нельзя.
Когда мы сказали нашим китайским друзьям, что у нас двое детей, они вздохнули и с неподдельным восторгом сказали: "Счастливые!"

Также господин На очень уважительно отнёсся к тому, что я не пошла работать по своей основной специальности - учителем русского языка и литературы, потому что хотела больше времени проводить со своими детьми.

В принципе, в китайских семьях патриархальный уклад, здесь уважают и слушаются старших. Но в мегаполисах уже делает своё дело эмансипация. Стало много независимых, обеспеченных женщин, которым с трудом удаётся создать семью, так как их критерии в выборе супруга очень высоки.

Наше любимое лакомство - клубника в карамели.

Не хочу никого эпатировать, но это традиционные китайские штанишки:) Зачем одевать памперсы, когда можно вот так... :))

С 9 по 12 ноября 2013 года в КНР проходил третий пленум ЦК Компартии. Пленум принял одно из ключевых решений, которое, несомненно, отразится на китайской демографии. Партия решила изменить в стране политику ограничения рождаемости: отныне семейным парам можно будет заводить не одного, а двоих детей, - при условии, что хотя бы один из супругов был единственным ребёнком у родителей.

Военный летний лагерь, открытый в пригороде Пекина в 2008 году. Среднестатистический ребёнок в лагере представляет из себя «маленького императора»: мальчика с родительской сверхопекой, без братьев и сестёр из-за политики «одна семья – один ребёнок», который, скорее всего, не знает, как заправить постель. Многие родители надеются, что вкус армейской жизни и строгая дисциплина укрепят характер их ребёнка


Резолюцию пленума цитирует «Синьхуа»: «Китай будет проводить новую политику, придерживаясь в целом основ государственной политики планирования семьи. Политика ограничения рождаемости будет уточняться и совершенствоваться шаг за шагом в целях долгосрочного сбалансированного развития населения Китая».

Слова о долгосрочном сбалансированном развитии, об уточнении и совершенствовании - отнюдь не пустые заявления и появились они не на пустом месте. База для них уже существует. Несколько лет тому назад власти КНР разрешили гражданам заводить второго ребёнка, но лишь тем семьям, в которых оба родителя - единственные дети. Разрешение на двоих детей было дано и семьям, живущим в сельской местности, при условии, если первый их ребёнок - девочка. Последнее понять легко: в Китае девочек рожать не любят, основной кормилец семьи - мужчина. Поэтому многие китаянки предпочитают делать аборты до тех пор, пока не забеременеют мальчиком. Итог этих абортов породил неестественную диспропорцию: китайская перепись населения 2011 года показала, что мальчиков в Поднебесной рождается примерно на 20% больше, чем девочек.

В 2008 году родителям детей, погибших или пострадавших при землетрясении в Сычуане, властями было разрешено родить ещё одного ребёнка.

Государственная политика по снижению рождаемости в Китае берёт начало в 1956 году. Первая кампания по планированию рождаемости в стране продолжалась около двух лет и не имела практически никакого эффекта.

В 1962 году стартовала вторая кампания по планированию рождаемости, которая продлилась до 1966 года. Её составляющие: поздние браки, удлинение интервалов между рождениями и сокращение размеров семьи. В связи с непродолжительностью эффект был более чем скромным.

По-настоящему о политике регулирования рождаемости в КНР заговорили с 1971 года, когда товарищ Мао Цзэдун выступил с докладом о налаживании работы по так называемому «плановому деторождению».

Таким образом, в 2011 году исполнилось ровно сорок лет появлению государственной политики планирования семьи.

По данным переписи, без ограничительных мер правительства население Китая составило бы в 2011 году не 1340 миллионов человек, а 1740 миллионов. Искусственное сокращение населения составило 400 миллионов человек.

Сегодня политика меняется по вполне понятной причине: из-за старения жителей. Экономически активное население стремительно дряхлеет. В недавнем прошлом Поднебесная делала ставку на своих относительно молодых работников: число трудоспособных китайцев в возрасте до 65 лет росло с 1980 по 1990 гг. на два процента. Заодно экономически поднималась и страна, становившаяся мировым рынком производства.

Однако во втором десятилетии XXI века прирост этих «молодых» работников оказался нулевым и нынче грозит уйти в короткий, а затем и длинный минус. Наряду с удорожанием рабочей силы в Поднебесной этот излом в демографии может оказаться роковым для Пекина. К тому же с ростом числа стариков может зашататься и пенсионная система: аналитики сомневаются, что она выдержит нагрузку.

Открытые данные, опубликованные в СМИ, складываются в нехитрую арифметику: население КНР составляет сегодня 1,34 млрд. чел., а количество стариков (начиная с 60 лет) - 194 млн. чел. По прогнозам, к 2020 году число пожилых людей будет равняться 243 миллионам, а к 2050 году перевалит за 280, а то и за 300 миллионов.

Представитель Государственного комитета по делам здравоохранения и планового деторождения КНР Мао Цюньань на днях заявил, что за четыре десятилетия политика планового деторождения в Китае сократила население Китая примерно на 400 млн. человек. По его словам, которые процитировало агентство «Синьхуа», уровень рождаемости в КНР снизился с 33,4 промилле в 1970 году до 12,1 промилле в 2012 г., а естественный прирост населения - с 25,8 промилле в 1970 г. до 4,95 промилле в 2012 г.

Снижение темпов роста численности населения ослабило влияние человека на окружающую среду и несколько разрешило проблему нехватки ресурсов, что способствовало экономическому развитию, отметил товарищ Мао Цюньань.

Также он подчеркнул, что политика планового деторождения на пять лет отсрочила тот день, когда на планете родится 7-миллиардный житель. Товарищ Мао Цюньань указал на китайскую политику регулирования рождаемости как на образец для подражания для развивающихся стран.

Образец?.. Эти победные реляции вряд ли оценили китайцы. С реформой политики регулирования правительство спохватилось поздновато. Китайцы уже не хотят иметь двоих детей. По крайней мере, те из них, кому посчастливилось войти в средний класс.

«У нас один ребёнок, второго не будет. Двое детей, конечно, хорошо, но для этого нужны условия, а мы не настолько богаты. Тут бы одного обеспечить всем необходимым», - молодая китаянка.

А вот и статистика службы знакомств. По сведениям еженедельника «Наньфан Чжоумо», лишь около четверти желающих найти мужа или жену рассчитывают встретить такого партнёра, который не имел бы братьев и сестёр, то есть того человека, с которым теперь можно завести двух детей.

Всё это не удивляет. С ростом благосостояния неуклонно снижается рождаемость. Так это обстоит в США, странах Западной Европы и в постреформенные годы в России, которая в буме безудержного потребления подражает тому же Западу. На «Военном обозрении» уже сообщалось о том, что европейцы считают «инвестиции» в детей делом невыгодным. Поэтому многие пары либо заводят единственного ребёнка, либо вовсе не рожают детей. Причина снижения рождаемости вовсе не в экономическом кризисе, а в нарастании эгоизма и крайнего индивидуализма. Человек предпочитает тратить деньги на себя, на свои удовольствия, а не на детей.

Точно такие же тенденции наблюдаются в современном Китае. К тому же поставить на ноги и образовать единственного ребенка в Пекине обойдётся родителям в сумму более двух миллионов юаней. Чтобы накопить столько средств, китайской семье со средним доходом придётся не есть и не пить двадцать три года, отмечает корреспондент «Вестей» Дмитрий Собиев.

Что касается «лишних» детей, то за них сегодня в КНР безжалостно штрафуют. На огромные суммы. Вот новейший пример.

Знаменитый режиссёр Джан Умоу поведал прессе о том, что у него есть «лишние» дети. Режиссёр публично объявил, что готов заплатить государству штраф за дочь и двоих сыновей. В СМИ пишут, что Джану Умоу придётся расстаться с несколькими миллионами долларов. Издания «пожелтее» убеждают своих читателей, что речь идёт чуть ли не о тридцати миллионах и что у китайского режиссёра не трое, а семеро отпрысков.

В заключение надо отметить, что изменения в политике планирования рождаемости связаны с настроем властей КНР на рост внутреннего потребления - на это тоже обратили внимание на пленуме ЦК КПК. При огромной численности населения страны и мировом финансовом кризисе, когда спрос на китайские товары падает, это весьма злободневная тема.

«Фактическая легитимизация второго ребёнка в молодых городских семьях может привести к появлению ещё 15 миллионов детей в Китае только в 2014 году. Помимо позитивного долгосрочного эффекта, это станет ещё одним стимулом к росту внутреннего потребления», -

Меня всегда тянуло на восток... И чем старше я становлюсь, тем сильнее тянет. Я сменила когда-то обожаемое мной увлечение Скандинавией сначала на Китай, а теперь присоединила к нему еще и Японию. Это касается всех сторон жизни: от философии до еды.

Не так давно меня раскритиковали за мое отношение к воспитанию детей. Что ж. Я решила уточнить, что думают на этот счет так любимые мной ханьцы.

Эх! Понесло меня!.. Словно лучшие чайные листочки я отобрала источники информации, залила их своими знаниями и опытом, дала настояться и вот! Отборный экстракт! Присаживайтесь поудобнее, наслаждайтесь)))

Кратко.
История Китая, увековеченная в письменных источниках, насчитывает около 3500 лет и, согласно документальным свидетельствам, начинается с династии Шан, основание которой датируется 16 в. до н.э. Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э.
Одним из наиболее значимых событий в мире в последней четверти прошлого века стал мощнейший рывок Китая. За первые 20 лет реформ Дэн Сяо Пина ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн китайцев сумели преодолеть порог бедности. Китайская экономика в 2005 г. заняла 4 место в мире после США, Японии и Германии. К 2030-м гг. Китай рассчитывает стать вторым по экономической мощи государством мира.
КНР - мощная ядерная и аэрокосмическая держава. По запасам ядерного оружия она третья, после США и России. В Китае создана широкая комплексная сеть исследовательских, конструкторских и производственно-испытательных структур ракетостроения и искусственных спутников Земли... Да и вообще, впереди планеты всей.

«Родители надеются, что их сын обязательно станет драконом, а дочь – фениксом»
家长都希望自己的儿子肯定会成为龙和一个女儿 - 凤凰

Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью. Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и учении о сыновней почтительности сяо.

Китай на данный момент далеко не самая богатая страна, а большое количество детей и суровая конкуренция рынка труда не могли не сказаться на том, как воспитываются китайские дети. А сочетание с культурой Китая дало совершенно невероятный стиль воспитания, по которому можно определить всю страну целиком.

Есть у китайцев старая поговорка: "В трехлетнем возрасте видно, каким ребенок будет, когда вырастет." Именно поэтому, молодые женщины в Китае начинают воспитание своих детей с самого начала, то есть еще на стадии беременности. Будущие мамы слушают специально подобранную музыку, разговаривают с малышом, когда он находится еще в утробе. Некоторые беременные женщины в этот период смотрят только прекрасные картины, любуются красивыми предметами, стараются пребывать в спокойном настроении.

Считается, что если ребенок научился доносить руку до рта, значит его можно учить есть самостоятельно и пора отлучать от груди.

Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет.

Китайские дети в возрасте 2–3 лет уже рассказывают десятки стихов, к 3-м годам знают около тысячи иероглифов и бегло читают, а в 4-е года учатся играть на различных музыкальных инструментах или посещают спортивные секции. Конечно, все это не без помощи системы образования и усилий родителей.

После рождения ребенка у родителей прибавляется хлопот. Они покупают книги, кассеты, диски для младенцев с тем, чтобы выработать у ребенка интерес ко всему. Когда детям исполняется два-три года, родители отводят их в детский сад и одновременно с этим записывают их на различные курсы, например, курсы английского языка, игры на музыкальных инструментах, живописи, танцев, гимнастики "ушу". Часто бывает так: едва покинув детский сад, малыши тут же отправляются с родителями на какие-нибудь занятия.

Самое любимое слово китайского школьника zi xue (цзи сюе) – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний.

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура.

Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию. Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности.

Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая.

Для того, чтобы поступить в среднюю школу первой ступени, ученики сдают сложнейшие экзамены, задания в которых обычно на порядок сложнее того материала, который положен по программе.

По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география.

Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.

Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.

Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения.

Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.

Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными.
По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.

Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.

Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю.
В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной.

Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.
Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

В китайских школах звонок собирает жаждущих науки в 7.30 утра. Надо успеть позавтракать, большой перемены после второго урока не дождешься. Поэтому не позже, чем в 6.30 даже недалеко живущему школьнику будильник поет на ухо бодрую песенку: «Цзао шан хао!» Первый урок - гимнастика тай-чи. Здесь ученики занимаются тем же, чем и пенсионеры в 5 утра на набережной: высвобождают созидательную жизненную энергию в организме. В 11.30 - перерывчик, довольно ощутимый (3 часа), но придуманный никак не для самопроизвольного времяпровождения. За это время необходимо добраться до дома, плотно пообедать и хорошенько поспать. Китайскому ребенку даже в голову не придет променять дневной сон на компьютерную стрелялку. Иначе ему просто не выжить в этом «познавательном» марафоне. Иногда дети спят в школе: засыпают по звонку, лежа на парте, и просыпаются по звонку.

В 14.30 родные классы вновь заключают детей в свои прочные кирпичные объятия, на этот раз до пяти вечера. В 17.00 школяра можно назвать вольной птицей, но всего лишь на два часа. Семейный ужин - святое дело! А в 19.00 неунывающий велосипед отвезет своего прилежного хозяина на трехчасовое самосовершенствование. Туговатую лямку самообразования юные китайцы обычно тянут в библиотеке. За ними не наблюдают видеокамеры или учителя, или родители. И тишина гробовая. Учитель, конечно, присутствует, где-то там попивая зеленый чаек, но не для стойкого стояния над нежной детской душой, а чтобы ответить на возникающие вопросы.

После библиотеки школьники спешат домой, где их ждет объемистое домашнее задание.

В последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу, в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a.

Во многих средних школах есть интернаты для проживания учеников. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие.

Увидеть китайского ребенка школьного возраста днем на улице - такое возможно только летом. Но не пасующим в беззаботном упоении пинг-понговый шарик. Даже летом голодные до азбучных истин дети спешат вкусить от древа познания. по закону дети не обязаны летом посещать школу. Но если ребенок решит похвастаться тем, что в их школе нет летних занятий, все сидящие рядом китайцы неодобрительно закачают головами: «Это плохая школа»…

Родители учащихся средней школы обычно приглашают на дом репетиторов. За это им приходится выкладывать кругленькую сумму.

К школьному спорту в Китае тоже относятся серьезно, китайские подростки уверенно побеждают на олимпиадах. Принципы местного воспитания прямо толкают их к этому: победа любой ценой, жесткая дисциплина, занятия «через не могу»… Тут сложно не стать лучшим спортсменом.

Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.
Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.

Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.
Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.
В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.

Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.

При поступлении в отдельные университеты конкурсы составляют 200-300 человек на место, а потому зачисление в вуз становится для абитуриента настоящим достижением.
В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций.
Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений – дипломированные специалисты среднего звена для работы в различных отраслях промышленности.
Колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра.
Получение степени бакалавра в университете занимает 4-5 лет.
Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет).

Логическая цепочка причин, по которым возможен столь самоотверженный и непосильный труд на образовательном поле, до боли проста и понятна: собственное прекрасное будущее в условиях экономической глобализации зависит от твоего рабочего места (кресло директора компании или скамейка в коридоре ожидания трудовой биржи…). Острая конкуренция при трудоустройстве нипочем только прилично образованной личности, то бишь от результатов вступительных экзаменов в вузы всецело зависит судьба человека, и если учесть, что число мест в них строго ограничено, а желающих присесть даже не в десятки, - в сотни раз больше, - выходит, что для китайца успешная карьера начинается уже в школе, если не в детском саду. Страна, сияющая сегодня фейерверками разноцветного неона, весьма озабочена воспитанием креативных детей. Плюс еще традиционно высокий престиж образования и важность сохранения «лица» семьи, просветленного конфуцианской мудростью.

«Тому человеку, кто был твоим учителем хотя бы один день, ты обязан до конца своих дней»
你欠了他的余生来谁是你的老师至少有一天的人
Уважение к учителю, уважение к старшим по возрасту и уважение к старшим по положению людям – три основополагающих момента в воспитании детей.

От детей требуют покорности и исполнительности, этим воспитывают ответственность и дают знать, где твое место. Ученики уважают учителя, приветствуют его стоя и провожают из класса тоже стоя. Любое действие ученик совершает только с позволения учителя.

Школьников кое-где еще могут бить по рукам и дать затрещину, если он переходит некоторые рамки (например, если он болтает на уроке или играет). В классах во время уроков обычно гробовая тишина. Выйти в туалет во время урока не позволят. Урок идет – терпи. Не пускают на уроке отвлекаться. Поэтому, если у ребенка проблемы с недержанием - надевают памперсы.

Дети выходят из школы после уроков ровными рядами, построенные парами, с учительницей во главе. Прощаются с учителем во дворе и расходятся по домам. А в маленьких городках и до дома школьники идут цепочкой. За воротами расходятся два «ручейка» налево и направо. И постепенно растворяются во дворах.

Почитание предков – одна из основных ценностей китайского общества. Соответственно, почитание родителей – это то, на чем зиждится вся система воспитания подрастающего поколения в Китае. «Основной ценностью в китайской культуре является идея ”сыновьей благодарности”, что в более широком смысле означает почитание, уважение и чувство признательности не только к родителям, но и ко всем предкам. В Китае дети обязаны не только слушаться своих родителей, но и заботиться о них».

Проблемы воспитания в китайских семьях совсем не такие как у нас. Представьте ситуацию, мама заходит в магазин и говорит ребенку: «Подожди», и ребенок ждет час, а то и два без капли переживаний. Представьте, если бы подобное сказала наша мама и что бы за эти два часа успел сделать ребенок.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Конфуцианство

Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.

Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как полагалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.

B первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек («стать человеком»)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т.д.

Чтобы Дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Еще один принцип любовь и строгость: не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Также в воспитании ребенка важной является хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно. Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам «ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».
Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Не менее сильной культурной традицией в деле воспитания детей в Китае является стремление родителей дать своим детям максимум, в надежде такой же максимум от детей получить. Для Китая, как ни для какой иной страны в мире, характерно постоянное давление на ребенка, которое оказывается с единой целью: добиться максимального успеха в жизни, стать первым среди равных, а лучше – среди первых.

В Китае взрослые внушают детям, что жизнь сурова, и надо много работать, много знать и прекрасно выглядеть. Назвать располневшую дочку жирдяйкой или сообщить ребенку, что у него не голова, а мусорная яма, китайская мама не погнушается.

Она никогда не похвалит дочь или сына за второстепенную роль в школьном спектакле и за оценку «хорошо»: он должен играть только главные роли и получать только лучшие оценки. Если это случается – ребенку достается восторг семьи, который побуждает его добиваться следующих вершин.

Запретов у китайских детей и подростков много: если ребенок играет на музыкальном инструменте, пропускать занятия нельзя, еще нельзя уделять друзьям слишком много времени, нельзя позволять себе играть в компьютерные игры и так далее.
Зато выросший китаец никогда не скажет своим родителям, как европеец и русский: «Зачем вы заставляли меня так много заниматься? У меня не было детства!»

Китайские родители, считают, что дети обязаны им всем (так называемая «конфуцианская сыновья почтительность»). И дети воспитываются с постоянным чувством обязательства перед папой и мамой, дедом и бабулей.

Китайцы ценят силу, а не слабость, часто относятся к детям как ко взрослым людям, ругают их почем свет стоит, требуют. Не стесняются в выражениях, называют вещи своими именами: «Ты ленивый! Ты жирный!» При этом они тратят кучу денег на воспитание и образование детишек, порой всю жизнь с момента рождения чада копят на его будущую учебу в институтах. Китайские родители все решают за своих детей! Поэтому девочки здесь не ходят в походы с ночевкой и не заводят бойфрендов во время учебы в институте. Здесь не бывает семейных студентов! Китайцы начинают готовить ребенка к будущей «войне за выживание» с самого малого возраста. Поэтому и не приходится удивляться их выносливости. С детства многие знают, что конкуренция – это жестокая вещь. Не хочешь учиться – будешь работать за «еду», как раб. И в итоге мы видим, чего добился Китай! Огромное количество китайцев в науке, бизнесе, культуре сейчас по всему миру, заняты и в США, и в Европе, и идут все вперед!

Не благодаря ли таким методам образования, просвещения и воспитания поколений граждане КНР сообща добились громадных, признанных всем миром успехов в спорте, экономике, науке, технике, да в чем угодно еще?

Со стороны кажется, что все победы Китая основаны на патологическом патриотизме, личном честолюбии каждого отдельного человека и четком выполнении народом задач партии и правительства КНР. Китай – это по-настоящему мощная «машина» и великая держава, и, по большому счету, благодаря каждому из ее граждан.

И в конце я хотела бы привести отрывок из книги "Боевой клич матери-тигрицы" ("Battle Hymn of the Tiger Mother") живущей в США китаянки Эми Чуа (Amy Chua), профессора права в Йельском университете.

«Многие люди удивляются, как китайским родителям удается воспитывать таких успешных детей. Что делают эти родители, чтобы вырастить таких умных математиков и виртуозных музыкантов, что происходит в их семьях, и можно ли устроить то же самое в своей семье. Я могу рассказать, потому что я сама сделала это. Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать:
· ходить на вечеринки с ночевкой
· заводить дружков
· участвовать в школьных спектаклях
· жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях
· смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
· самостоятельно выбирать себе факультативные занятия
· получать оценки ниже "пятерки"
· не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы
· играть на каком-либо инструменте, кроме пианино и скрипки
· не играть на пианино или скрипке

Несмотря на всю нашу борьбу с культурными стереотипами, есть множество исследований, которые показывают заметные и даже поддающиеся оценке различия между китайцами и людьми Запада в отношении воспитания детей. В одном таком исследовании, где участвовало 50 американских матерей и 48 матерей-иммигранток из Китая, около 70% западных мамаш заявили, что "требовать от детей выдающихся успехов в учебе нехорошо" и что "родители должны стараться сделать обучение приятным".

В тоже время, почти никто из китайских матерей не поддержал такие идеи. Вместо этого они сказали, что их дети должны быть "лучшими учениками" и что "успехи в учебе отражают правильное воспитание". А если ребенку не дается учеба, это ошибка родителей, которые "не делают свою работу".

Согласно другим исследованиям, на обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. В то же время западные дети больше занимаются в спортивных секциях.
Китайские родители понимают простую истину: никакое занятие не будет приятным, если ты не научился делать это хорошо. Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать - вот почему не нужно идти у них на поводу. Это требует от родителей упорства, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда трудно, и именно поэтому западные родители быстро сдаются. Но если не сдаваться, колесо китайской методики начинает крутиться. Упорная практика, практика, и еще раз практика - вот что важно для совершенства; правило "повторенье-мать-ученья" в Америке очень недооценивают.

Как только ребенок достигает успеха в чем-нибудь - будь то математика, музыка, конструирование или балет - он получает в ответ признание, восхищение и удовольствие. Именно так воспитывается уверенность. И та деятельность, что раньше была неприятной, начинает приносить радость. А это, в свою очередь, стимулирует еще более упорную работу.

Китайские родители легко справляются с вещами, которые ставят в тупик западных родителей. Однажды в юности, когда я повела себя неуважительно по отношению к матери, мой отец назвал меня "мусором" на нашем родном диалекте. Это сработало. Я почувствовала себя ужасно, мне стало стыдно за свой проступок. Однако это вовсе не повредило моей самооценке. Я точно знала, как сильно меня любит отец. И я вовсе не стала считать себя мусором.

Будучи взрослой, я однажды проделала то же самое с моей дочерью Софией, назвав ее "мусором" по-английски, когда она вела себя ужасно по отношению ко мне. Когда я упомянула эту историю в гостях, меня немедленно подвергли критике. Одна из присутствовавших женщин по имени Марси так расстроилась, что зарыдала и вскоре покинула нашу компанию. А моя подруга Сюзан, хозяйка дома, долго пыталась реабилитировать меня в глазах других гостей.

Это факт: китайские родители могут делать то, что невероятно - или даже не очень легально - для западных родителей. Китайская мать вполне может сказать дочке "Эй ты, жирная, ну-ка сбрасывай вес!" В той же ситуации западные родители сюсюкают, ходят вокруг проблемы на цыпочках и используют отвлеченные слова типа "здоровье". Тем не менее, их дети оказываются у психотерапевтов с разными расстройствами и негативной самооценкой. Однажды я услышала, как западный папаша фальшиво подлизывается к своей взрослой дочери, называя ее "прекрасной и невероятно умной". Позже она призналась мне, что именно от этих слов почувствовала себя как мусор.

Китайские родители могут приказать своим детям учиться на "пятерки". Западные родители могут только просить, чтобы ребенок постарался сделать "лучшее, что у него получится". Китайская мать говорит: "Ты ленивый, все твои одноклассники обошли тебя". Тем временем западная мать будет бороться со своими противоречивыми чувствами относительно слабых достижений ребенка, будет пытаться убедить себя, что она не расстроена из-за провалов своих детей.

Я много думала о том, каким образом китайским родителям удается такой подход. Мне кажется, это связано с тремя большими различиями в сознании китайских и западных родителей.

Во-первых, я заметила, что западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей. Они переживают о том, как будет чувствовать себя ребенок в случае неудачи, и они постоянно пытаются уверить своих детей в том, как они хороши - невзирая на посредственные результаты в тестах или прослушиваниях. Иными словами, западные родители озабочены психикой ребенка. А китайские - нет. Они подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость. И в результате ведут себя совершенно иначе.
К примеру, если ребенок принес домой "пять с минусом" за контрольную, западный родитель скорее всего похвалит его. Китайская мать в такой ситуации придет в ужас и спросит, что случилось.

Если ребенок пришел с "четверкой", многие западные родители все еще будут его хвалить. Некоторые выразят неодобрение, но все равно постараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта; они не назовут его "дураком" или "уродом". Между собой западные родители будут переживать, что ребенок не очень хорошо учится, или ему не нравится данный предмет, или может быть расписание уроков неудачное, или вообще вся школа плохая. Если оценки ребенка не улучшатся, западные родители, возможно, пойдут жаловаться директору школы на неправильную программу или на неквалифицированного учителя.

Если китайский ребенок явится домой с "четверкой" - чего вообще никогда не должно случиться - это приведет к атомному взрыву криков и выдиранию волос. А затем страшно расстроенная мать-китаянка возьмет десятки или даже сотни заданий по данному предмету и будет выполнять их вместе с ребенком - до тех пор, пока он не получит "пять".
Китайские родители требуют отличных оценок, потому что верят, что их дети могут получить такие оценки. Если не получается - значит, ребенок недостаточно работал. Именно поэтому в ответ на плохие оценки они будут критиковать, наказывать и стыдить ребенка. Китайские родители верят, что их ребенок достаточно силен, чтобы выдерживать эти наезды и совершенствоваться благодаря им. А когда ребенок достигнет успеха, родители щедро одарят его дома плодами своей родительской гордости.

Во-вторых, китайские родители считают, что их дети в долгу перед ними... практически во всем. Причина такого отношения не очень ясна, но возможно, это смесь конфуцианского "сыновьего благочестия" и того факта, что родители приносят себя в жертву детям. И действительно, китайские матери проводят долгие часы в траншеях этой войны за детское образование, лично занимаясь уроками и постоянно следя за своим ребенком. Так или иначе, есть общепринятая истина, согласно которой китайские дети должны потратить жизнь на то, чтобы воздать должное своим родителям - подчиняясь им и вызывая их гордость своими достижениями.

Западные родители, как мне кажется, не считают своих детей "вечно-обязанными". И даже мой муж Джед придерживается другой морали. "Дети не выбирают родителей, - сказал он мне однажды. - Они даже не выбирают, когда родиться. Это родители дают им жизнь, и значит, родители обязаны помогать детям. А вот дети ничего родителям не должны. Они будут должны только своим детям". Эти слова поразили меня как ужасный пример западного мышления.

В-третьих, китайские родители верят: только они знают, что нужно их детям в жизни - и потому отвергают все собственные желания и интересы детей. Именно поэтому китайским девочкам не разрешается заводить бойфрендов в старших классах или ходить в походы с ночевкой. Не поймите меня неправильно. Такое отношение не значит, что китайским родителям наплевать на своих детей. Ровно наоборот! Они отдадут жизнь за своих детей. Просто это совершенно другая модель родительства.

Западные родители очень беспокоятся о самооценке детей. Но самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь.

Сейчас выходит много книг, где азиатских матерей изображают консервативными, черствыми, зашоренными людьми, которые игнорируют интересы своих детей. Со своей стороны, многие китаянки втайне уверены, что заботятся о своих детях и готовы пожертвовать им гораздо больше, чем западные родители - которым наплевать, что ребенок плохо учится. Я думаю, здесь есть перегибы с обеих сторон. Все ответственные родители хотят лучшего для своих детей. Просто все по-разному понимают это "лучшее". На Западе уважают личность детей, поощряют их самостоятельность и собственные интересы, обеспечивают позитивное закрепление уроков и дружественную образовательную среду. Тем временем китайцы считают, что лучшая защита детей - это подготовка к суровому будущему, осознание своих сил и вооружение такими умениями, привычками и самоуважением, которых никто не сможет отобрать...»

И еще немного видео