Что такое жизненные ценности подростка. Петриченко Э.С

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

Цели занятия:

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

Памятка учителю:

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

Список ценностей.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности
  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей - акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Использованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.(Школа классных руководителей).
  2. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
  3. Газета “Школьный психолог”.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2005. №4-7

Курсовая работа

ЦЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Введение

Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста

1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах

1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика

Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности

2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности

2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте

Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте

Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте

4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования

4.2 Описание процедуры исследования

4.3 Проведение исследования

Глава 5. Основные результаты и их обсуждение

5.1 Схема обработки полученных данных

5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков

5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп

5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов

Заключения

Список источников

Приложения

Введение

Данная работа посвящена одной из самых актуальных в последнее время проблем психологии – исследованию психологических причин формирования зависимого (аддиктивного) поведения. Благодаря уже существующим исследованиям предпосылок возникновения аддикции был накоплен обширный материал, касающийся факторов формирования зависимого поведения в подростковом возрасте (С.А. Кулаков, С.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, С. Даулинг). Но редко встречается описание, на наш взгляд, наиболее значимого фактора: ценности подростков.

Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

На данном этапе мы не подготовлены к тому, чтобы ответить на эти вопросы. Для того чтобы ответить на них мне нужно для начала узнать - как именно изменяются ценности у подростков в разных подростковых периодах и изменяются ли они вообще? И от чего зависят изменения ценностных ориентаций?

Мы предполагаем, что такие изменения связаны с тем, что в течение подросткового возраста изменяются сами ситуации проб, т.к. на протяжении этого возрастного периода изменяются задачи на развитие, социальные ситуации, ведущая деятельность.

Возникновение этого предположения возникло с опорой на свой личный опыт и на мнение различных авторов, (24, 28, 19, 25, 29). Так младший подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволит нам плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?

В своём исследовании мы обращаемся к ценностям в подростковом возрасте. Мы предполагаю, что в течение подросткового возраста изменяются ценности подростков.

Объект: подростки 12-13, 15-17 лет (7, 9,11 класс).

Предмет: динамика ценностей (ценностных ориентаций) подростков.

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.

Гипотеза №1: можно обнаружить изменение ценностей у подростков.

Гипотеза №2 : динамика ценностей связана с динамикой содержания ситуаций проб.

Задачи:

· провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;

· подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;

· проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;

· сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;

· выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;

· описать динамику ценностей.


Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста

1.1 Представления о подростковом возрасте в различных подходах

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Существует целый ряд фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания. Самой старой из этих теорий является теория Ст. Холла , который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка. В соответствии со своей теорией рекапитуляции он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". По его мнению, все особенности и критические перемены подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Несостоятельность теории Ст. Холла сейчас вряд ли у кого вызывает сомнения. Но, на наш взгляд, важным является то, что уже в самом первом фундаментальном исследовании подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития её самосознания.

Другая биологическая теория, на которой я хотела бы остановиться, это теория Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется Ш. Бюлер на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Период пубертатности разделяется на две фазы: негативную и позитивную. Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание чего-то как прекрасного. Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные . Важным в работе Ш. Бюлер является то, что была сделана попытка выделить и рассмотреть фазы пубертатного возраста.

Другое крупное направление исследований подросткового возраста первой половины ΧΧ века это культурно-психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие. Центральный представитель этого учения Э. Шпрангер. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека . Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

- 63.34 Кб

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности………………………………………………………… …………………...6

2. Представление о системе ценностей личности как иерархии……………..…..9


  • Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10

  • Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу

И У. Билски……………………………………………………………… ………11

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12

4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков…………………………………………………… …….17

6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………… ……………...……...20

Выводы……………………………………………………………. ………………..28

Литература…………………………………………………. ………….……………29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными.

Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития молодежи, исходные условия процесса становления личности молодого человека, что не может не привести к изменениям системы ценностей молодежи, обучающейся в школах и вузах. В условиях переходного периода претерпевает существенные изменения социальная ситуация личности, что не может не привести к трансформациям системы ценностей молодого поколения.

Огромное влияние на молодежь оказывает политическая ситуация: рост интереса различных политических партий и движений (в том числе радикального, экстремистского толка), расширить свое влияния и электорат за счет молодежи. Немалое влияние на ценности молодого поколения оказывают сегодня так же средства массовой информации. В условиях краха официальной идеологии наблюдается ощущение утраты смысла жизни у многих людей, которое несомненно передается и юношеству. Но все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.

Ценностные ориентации личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций подростка внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Целью курсовой работы является анализ категории «ценностные ориентации» у современных подростков.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1) теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации личности»;

2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;

3) выявление факторов, влияющих на кризи ценностныхх ориентацийй подростков и общества;

4) подбор методик для проведения эмпирического исследования;

5) анализ полученных результатов и их обобщение.
Объект исследования: ценностная сфера личности.

Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций подростков и в современном обществе.

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов .

В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” используется в двух значениях, как:

1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только бог. Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал мудрого человека. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является. Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души - почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким» .

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы:


  • Терминальные - т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир;

  • Инструментальные - обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

В зависимости от направленности на личностное развитие ценности могут быть разделены на:


  • Высшие - ценности развития - любые явления, события, собственные состояния и идеи, знаки и символы, которые стали для человека сигналами возможности удовлетворения всего или почти всего круга его потребностей, сохранения целости «Я» и жизни, сигналами возможности осуществления почти любой его активности;

  • Регрессивные - ценности сохранения.

В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

2. Представление о системе ценностей личности как иерархии

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

Ценности организованы в системы.

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

Ценности – это понятия или убеждения;

Ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

Ценности имеют надситуативный характер;

Ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

Ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи.

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

« Как говорят исследователи подросткового возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик - это две различных биологических величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут проявить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их исследование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы обсуждали половые влечения человека с точки зрения проявления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала века несколько важных, с моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возможность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. Инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот инстинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей » .

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков

В мире уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.
5. Практическое исследование
предпочтений и ценностных ориентаций подростков
К исследованию предпочтений и ценностных ориентаций подростков обращались и обращаются в наше время множество средств массовой информации, социологи, психологи, психотерапевты и др.

Следует отметить, что в настоящее время методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков существует достаточно много. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность). (Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995).

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как:

Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций;

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями;

Опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции;

Русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей;

Тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна;

Опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др.
Исходя из цели моего исследования, мною были выбраны методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

В данном исследовании принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 11 до 15 лет. Всего было опрошено 13 человек, в том числе 6 юношей и 7 девушек.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Для получения общей картины ценностных ориентаций подростков и отдельно для девочек и для мальчиков, полученные результаты сведены в общую таблицу (Таблица 1).
Таблица 1. Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе опрашиваемых подростков

Список «терминальных ценностей

По группе в целом

Девушки

Юноши

Активная, деятельная жизнь

Здоровье

Красота природы и искусства

Материально обеспеченная жизнь

Спокойствие в стране, мир

Познание, интеллектуальное развитие

Независимость суждений и оценок

Счастливая семейная жизнь

Уверенность в себе

Жизненная мудрость

Интересная работа

Любовь

Наличие верных и хороших друзей

Общественное признание

Равенство (в возможностях)

Свобода поступков и действий

Творческая деятельность

Получение удовольствий

Аккуратность

Жизнерадостность

Непримиримость к своим и чужим недостаткам

Ответственность

Самоконтроль

Смелость в отстаивании своего мнения

Терпимость к мнению других

Честность

Воспитанность

Исполнительность

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

Трудолюбие

Высокие запросы

Независимость

Образованность

Твердая воля

Широта взглядов

Чуткость


Также в ходе определения приоритетов и ценностей современных подростков было проведено несколько анонимных тестирований, которые дали следующие результаты:


  • Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные и близкие (10,6%) и независимость (13,6%), а также деньги (2%). Единичными оказались варианты: развлечения и учеба. (Таблица 2).

Таблица 2. Ценностные ориентации подростков


  • На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 46,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 21,2% считают, что для счастья им не хватает денег (Таблица 3).

Таблица 3. Опрос: « Что нужно подростку для счастья? »


  • Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. Таблица 6). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 – никогда не оправдано, 10 – всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 – отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 – осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 – среднее отношение; от 5,5 до 7,5 – отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 – позитивное отношение.

Таблица 6. Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков


Среди респондентов сложились в целом следующие позиции:

Отрицательная относительно употребления наркотиков;

Осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде;

Среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы;

Стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы.
Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.
Выводы
Таким образом, ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения.

Изучение ценностных ориентаций подростков дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий.

У современных подростков не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования.

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10

Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу

И У. Билски………………………………………………………………………11

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12

4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков………………………………………………………….17

6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………...……...20

Выводы…………………………………………………………….………………..28

Литература………………………………………………….………….……………29

Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения: обмен мнением за круглым столом с элементами лекции
Вопросы для обсуждения:





А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор», проведение классного часа «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?
II. Вопросы для обсуждения
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»
Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:
Цель моей жизни – это.
Мои родители знают, что моя цель жизни – это.
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно.
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются..
Для того, чтобы достичь цели, я должен..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен
Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.
Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)
IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:
(для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни деньги». А их все равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
(для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.
ВЫВОДЫ по ситуациям.
V. Статистика темы собрания.
Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ
В исследовании участвовали 34 учащихся.
На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:
26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;
2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?
а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч
3. Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?
А) мне безразлично – 8 уч-ся
Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся
В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся
Г) они меня раздражают нет
4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?
а) он мне безразличен – 24 уч-ся
б) он меня раздражает 1 уч-ся
в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся
г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся
VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований
Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим «Я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я». Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.
Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.
Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?
Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?
VII.ВЫВОДЫ:
Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных «определи свою жизненную цель»:- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.- Не предавайся бесплодным мечтаниям.- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»
IX.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером»: «Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может, устремляется к своей собственной цели».

Ребенок растет и мыслит, так вот задача родителей — контролировать мыслительный процесс, направлять его в требуемое русло. Очень важно привить духовные ценности подростку, сделать из своего ребенка самого настоящего «рыцаря без страха и упрека».

Но каковы ценностные ориентации подростков, к чему стремится современное поколение в свете споров и душевных противоречий? Самое время поговорить о принципах, которые преобладают в сложном переходном возрасте в сознании каждого второго подростка.

Основные принципы жизни подрастающего поколения

Лидерская позиция в коллективе.

Каждый школьник стремится к лидерству, но не всякий становится заводилой класса. Так вот подавляющее большинство подростков выбирает себе школьного кумира и старается ему во всем подражать. Подростки подсознательно наделяют его высокими качествами, делают культом и центром собственного мировоззрения. Миф о кумирах поддерживается лишь в переходном возрасте, позднее духовные ценности несколько меняются и появляется собственное мнение с заявкой на получение статуса «Белая ворона».

В подростковом возрасте для детей общение — это все, а друзья ближе родственников. Каждый подросток стремится выглядеть гораздо лучше, чем он есть на самом деле; появляется стремление к совершенству и периодически желание выглядеть лучше своего товарища. Такие ценности с возрастом меняются.

В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. По мере взросления такой ажиотаж проходит, появляются семейные ценности, стремление бывать только в кругу лучших друзей, а главным принципом по жизни становятся слова: «Старый друг лучше новых двух».

Родители.

Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, они всегда отстаивают их позицию в обществе. Особенно мальчики яро защищают своих мам, не позволяя никому плохо о них отзываться. Такие принципы сохраняются на протяжении всей жизни, демонстрируя мужское начало и святость семьи. Что касается девочек, то в подростковом возрасте таких проблем практически не возникает.

Когда школьник пребывает в стадии подросткового возраста, самая заветная мечта — скорее бросить школу и вырваться во взрослую жизнь. По мере взросления такое желание отпадает, даже наоборот, возникает особая заинтересованность в учебе, стремление к саморазвитию и перспективам на будущее. Не зря же молодежь добровольно поступает в институт, мало того, стремится ко второму высшему образованию.

Личные отношения.

Если в подростковом периоде хочется влюбляться и знакомиться с новыми людьми, то по мере взросления такое желание отпадает. Взрослому человеку хочется встретить достойную вторую половину, обрести себя и семейное счастье.

Теперь очевидно, что духовные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются, а причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм. Изначально человеком движут амбиции и стереотипы, стремление добиться истины любыми путями. С годами курс на жизнь несколько меняется, появляется гибкость и коммуникабельность, которая позволяет с гибкостью идти по жизни.

Чтобы окончательно сформировать свои духовные принципы и определить ценности, подростку необходимо набраться жизненного опыта, и только после этого рассуждать о духовных ценностях. Ранее его разговоры все равно никто всерьез не воспримет.

Основные ценности в подростковом возрасте

Каждый подросток стремится к счастью и совершенству, порой забывая об элементарных моральных ценностях. Это в корне неправильный подход к жизни, однако переубедить подрастающее поколение в правоте родителей просто нереально. Но что именно хочется школьникам в возрасте 13 — 16 лет?

Начать стоит со здоровья, которое в столь юном возрасте еще не доставляет определенных проблем. Подросток понимает, что оно должно быть безупречным, но для себя уверен, что по-другому просто быть не может. Если же начинает болеть, ощущает собственную уязвимость и ранимость. Поэтому после выздоровления всегда желает себе отменного здоровья.

Деньги — это еще одна колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир, поэтому постоянно стремятся к обогащению за счет щедрых родителей. Не совсем правильные моральные устои, но со временем они могут измениться в лучшую сторону.

Любовь — эта та сфера жизни, которую особенно ценят подростки. Именно в этом возрасте имеется полная уверенность, что «Любовь спасет мир». Отчасти так и есть, поскольку подростковая влюбленность окрыляет, придает решительности и настраивает на самые настоящие подвиги. Человек с пылко любящим сердцем чувствует собственную неуязвимость в любые времена, поэтому такие духовные ценности чаще всего сохраняются на всем жизненном этапе.

Работа и творчество — это те неважные для подростка ценности которыми живут целые поколения. В возрасте 13-15 лет о таких вещах не думаешь, в голове только амбиции, чувство влюбленности и желание иметь больше карманных денег на личные расходы.

Если в сознании подростка что-то пошло не так, а моральные ценности столкнулись с ощутимыми препятствиями, такие перемены в мировоззрении до добра не доведут, могут стать причиной нервных срывов, замкнутости и изменения отношения к жизни. Самое время поговорить подробнее о таких скрытых угрозах.

Чего опасаться в подростковом возрасте

Как известно, в этот непростой период основной движущей силой для подростка становится юношеский максимализм, когда человек верит в собственную неуязвимость и безнаказанность. Однако все может измениться в любой момент, вот тогда требуется помощь не только родителей, но и дипломированного психолога.

Когда подросток понимает, что его духовные ценности не вписались в современное общество, первым делом впадает в тоску и депрессию. Появляется хандра и апатия, а у некоторых такое неприятное состояние заканчивается попытками суицида. Если родители своевременно не обратят внимание на перемены в поведении и сознании своего ребенка, последствия для его жизни могут оказаться необратимыми.

Не все дети решаются на самоубийство, некоторые все же пересиливают себя и по-другому смотрят на окружающий мир. Это и есть опыт, который так важен в жизни каждого человека. Определяющим фактором в выборе своего будущего является воспитание и целостность личности. Также стоит напомнить, что некоторые сложные подростки только пугают родителей попытками суицида, на самом же деле не способны добровольно наложить на себя руки.

Мнения психологов и советы родителям

Квалифицированные специалисты уверены, что духовные ценности каждого ребенка закладываются еще в утробе матери. После его появления на свет они только развиваются при участии и содействии заботливых родителей. Задача взрослых — направить свое чадо на истинный путь, помочь избежать ошибок и разочарований.

Однако это вовсе не означает, что ребенка следует опекать до пенсионного возраста, родители должны своевременно отпустить его и дать возможность окончательного выбора. Только так можно не сомневаться, что по жизни он выберет свой путь, в котором будет чувствовать себя максимально уверенно и комфортно.

Специалисты уверяют, что невозможно навязать подрастающему поколению свои духовные ценности, сделать их догмой в чужой жизни. Важно понимать, что подросток должен наступить и на собственные грабли, чтобы пришло долгожданное прозрение. Если этого не сделать, в судьбе останется некое чувство неопределенности, незавершенности и даже пустоты.

Многие родители уверены, что именно они знают обо всех потребностях и желаниях своего ребенка. На самом деле это неправильный подход, который в будущем только накалит отношения между двумя поколениями. Не стоит навязывать чужие истины, тем более делать их нормой в доме. Чаще всего именно в таких семьях дети неожиданно совершают попытку суицида, а родители еще долгое время не могут понять, что именно предшествовало столь радикальной мере.

Если моральные ценности подростков и их родителей в корне отличаются, взрослые не должны давить собственным авторитетом. Такие меры воздействия на новое поколение все равно останутся безрезультатными, можно только настроить против себя собственного ребенка. Лучше всего прислушиваться к его позиции, как альтернативной, черпать для себя полезную информацию на будущее.

Так или иначе, духовные ценности подростка — это плоды стараний его родителей или отголоски семейных традиций. Со временем мнение ребенка еще несколько раз поменяется, поэтому не стоит зацикливаться на юношеском максимализме и часто примитивных стереотипах.

Жизнь научит каждого, главное — всегда принимать к сведению ее ценные уроки. Если подросток с такой задачей не справляется, самоанализом должны заниматься его заботливые родители.

Остается только добавить, что моральные ценности учащихся начальных классов, среднего звена и выпускников в корне отличаются. Виной тому не только социальный фактор, с возрастом приходит опыт и глубокое понимание многих вещей, которые раньше казались примитивными и ненужными. Так что заботливым родителям остается только набраться терпения и подождать, пока их чадо окончательно повзрослеет в своих планах на жизнь.