Особенности воспитания девочек. Воспитание девочек

Как научить дочку уверенности в себе, советуют психологи.

Воспитание девочки

Если бы мы спросили родителей образца начала ХХ века, какого будущего они желают для дочери, конечно, мы бы услышали, что главное — удачно выйти замуж, родить детей, быть отличной хозяйкой. Родители прошлого столетия сказали бы, что мечтают о престижной профессии для дочки — пусть она станет, например, врачом, учительницей или переводчиком. Ну а современные мамы и папы, скорее всего, ответят: главное — чтобы дочка научилась быть счастливой. Психология воспитания девочки поменялась.

Да, всего три поколения назад удачное замужество было почти пределом женской «карьеры» — для этого уже с раннего детства девочке важно было учиться быть женственной, рукодельной, хозяйственной, скромной. Теперь дочерям гораздо реже транслируется идея ограничений, поведения, характерного только для девочек, подходящих игр и игрушек и, конечно, необходимости уступать, быть послушной, мягкой и терпеливой — просто потому, что «ты же девочка».

Но и сегодня не стоит стремиться вырастить некую «идеальную» девочку, заранее планировать, какими качествами она должна обладать: ведь в каждой семье растет конкретный ребенок — со своими особенностями, темпераментом, предпочтениями и склонностями, талантами и несовершенствами. Основная задача воспитания девочки в семье — лишь помочь раскрыться всему лучшему, что есть у ребенка, реализовать свой потенциал. И, конечно, это в полной мере касается всех детей, независимо от пола. Вам повезло, ведь девочки — это целый мир: красота и любовь, озорство и смелость, любознательность, трепетность, чувствительность и эмоциональность. Однако есть и незыблемые основы счастливой и гармоничной жизни — это позитивное отношение к себе, следование своей природе, радость жить и быть собой, доброта и сердечность. И чем раньше вы научите этому дочь, тем счастливее она будет. Как правильно выслушать ребенка.

Секреты воспитания девочки в семье

«Что я чувствую?» Помогите дочке научиться выражать эмоции.

Девочки отличаются от мальчиков выраженной эмоциональностью и высокой восприимчивостью, это естественно и биологически обусловлено. Важно при этом вырастить не капризную принцессу, а тонкую, чувствительную и разумную девочку. Ваша задача — помочь дочери разобраться в переживаемых эмоциях и чувствах, и важно делать это без осуждения и критики. То, что кажется капризностью, часто оказывается всего лишь сложностью понимания и выражения чувств и потребностей. Каждому важно иметь право на признание своих чувств!

  • Помогайте девочке называть свои эмоции, доброжелательно озвучивая их («Ты сейчас злишься», «Тебе сейчас обидно» и т. д.).
  • Признавайте право дочери чувствовать то, что она чувствует, даже если вам кажется, что в данной ситуации совсем не на что, скажем, обижаться: она имеет право на свои чувства, а вы — на свои. Не осуждайте чувства ребенка, какими бы они вам ни казались странными или неподходящими.
  • Иногда полезно оставить дочку в покое, одну, дать время пережить эмоции. В накале страстей сложно вести диалог — «разбор полетов» лучше отложить до наступления спокойного состояния.
  • Чаще позволяйте девочке поступать так, как она хочет, но в рамках дозволенного. Чувства — это сигнал о наличии потребностей, важно уметь их распознавать и выбирать. Например, важно самостоятельно научиться выбирать одежду — не колючую, удобную, подходящую для случая, сезона, погоды. Умение выбирать, ориентируясь на свои чувства, — важный навык, он пригодится вашей дочери на протяжении всей жизни: что надеть, с кем дружить, за кого выходить замуж. Обсуждайте основания для выбора, учите разумному подходу.
  • Называйте свои эмоции и чувства. Это важно для правильного воспитания девочки. Дети не очень хорошо считывают эмоции взрослых: вы можете быть расстроены проблемами на работе, погружены в свои переживания, а ребенку кажется, что вы злитесь на него. Чтобы не мучить малышку неизвестностью, сообщите ей: «Знаешь, у меня неприятности на работе, я сержусь на своего начальника. Мне нужно немного времени прийти в себя. Но сейчас я отдохну и обязательно с тобой поболтаю». Так вы учите ее адекватно обходиться с чувствами.
  • В любой ситуации говорите дочери, что вы ее любите. Эти слова никогда не могут быть лишними! Особенно это актуально во время эмоциональных взрывов и недопонимания. Скажите, что вы ее любите, что она вам очень дорога, и сразу всем станет легче.
  • Разбирайте эмоции персонажей книг и фильмов, учите анализировать чувства других людей. Наблюдая за другими, мы учимся и лучше понимать себя, и общаться. Учите дочь тому, что все мы разные, испытываем разные чувства и по-разному их проявляем, поэтому важно научиться понимать людей. Обсуждайте поступки киногероев: «Как ты думаешь, почему героиня так повела себя? Что она почувствовала? Как еще она могла поступить в этой ситуации? А как бы поступила ты?»

Обратите внимание на детские книги, где главные героини — девочки с самыми разными характерами, жизненными обстоятельствами. Кстати, совместное чтение очень улучшает взаимопонимание, поддерживает вашу привязанность друг к другу. 100 лучших книг для детей до 7 лет .

Воспитание девочки-подростка

Воспитание девочки-подростка

Сегодня требование социума быть физически совершенным практически доведено до абсурда: «идеальные» женщины смотрят на нас со страниц журналов, с экранов телевизора, под влиянием массовой культуры даже младшие школьницы задумываются о том, нет ли у них лишнего веса. Негативное отношение к своей внешности сильно ограничивает жизнь женщин, лишает радости. Многих девушек волнуют проблемы фигуры, часто ни на чем не основанные, и последствия могут быть очень серьезными, вплоть до анорексии. Как распознать булимию у подростка,

С раннего детства девочки начинают постепенно интересоваться своей внешностью: раздумывать, красивые они или нет, сравнивать себя с другими. Дочка вертится перед зеркалом? Это совершенно нормально, и ваша задача — поддержать ее уверенность в своей привлекательности. И совсем не для того, чтобы кому-то непременно понравиться: важно не мнение других, не внешняя оценка, а то, как мы сами к себе относимся, чего хотим.


Ваши близкие и доверительные отношения с дочерью помогут ей вырасти уверенной в себе, гармоничной личностью.

Правильное воспитание девочек

  • Пусть дочка знает, что она красивая, но не ограничивайтесь похвалами физической красоте. Рассказывайте дочери, какой вы ее видите. Отмечая внешнее (улыбку, цвет волос, гармоничное сложение), говорите и о внутренних качествах — чувстве юмора, отличном воображении, сообразительности и дружелюбии. В подростковом возрасте дочь может сказать, что ваше мнение не в счет, но будьте уверены, что она услышит ваши слова и запомнит их. Возьмите в привычку говорить о достоинствах и недостатках других людей безотносительно их внешности. Так вы научите дочь, что ценность человека измеряется не внешним обликом, а внутренними качествами и поступками. Это поможет ей и о себе судить не по «обложке».
  • Учите дочь радоваться непохожести на других, объясняйте, что все люди разные, каждый уникален, их отличия друг от друга — это здорово. Девочки испытывают социальное давление, стремятся быть одинаковыми, соответствуя некоему «образцу», вместо того чтобы радоваться тому, какие все разные. Отмечайте, какие качества характера, особенности поведения есть в ее подругах.
  • Рассматривайте вместе глянцевые журналы, объясняйте, что изображения моделей — это правда лишь наполовину, ведь это фотографии, подвергшиеся ретуши, значительной обработке, и в реальной жизни не бывает таких идеальных девушек и женщин, не стоит равняться на них. Проведите забавный и ироничный эксперимент: обработайте фотографии — свою и дочки-подростка — в специальной программе, замажьте все прыщики, вытяните все несовершенства фигуры, подправьте тон кожи и т. д. Распечатайте фото и разместите на видном месте под названием: «Мы — звезды!».
  • Не критикуйте свою внешность, состояние тела в присутствии дочки: ваше недовольство собой лишь заставит ее думать, что быть женщиной — значит постоянно беспокоиться о фигуре и внешности, маниакально следить за весом, громко страдать по поводу несовершенств, грустить над признаками старения. Помогите ей создать позитивное отношение к телу: внутреннее ощущение красоты, уверенность в здоровье, возможностях, энергии, силе и гибкости своего тела очень важны. Работайте над собой и над осознанием собственной привлекательности.
  • Помогите дочери найти подходящий, приятный ей вид спорта, в котором она бы чувствовала и развивала свое тело. Не для того, чтобы быть совершенной, а для того, чтобы наслаждаться движениями и радоваться своей гибкости, ловкости. А еще лучше — занимайтесь спортом всей семьей.
  • Учите девочку заботливому отношению к телу: с раннего детства она должна знать, что важно высыпаться, соблюдать гигиену, ухаживать за кожей, волосами, зубами.
  • С детства закладывайте адекватное отношение к питанию. Рассказывайте, что такое правильное питание. Это вовсе не диеты, а баланс чувства голода и чувства сытости. Маленькие дети, например, хорошо чувствуют, когда они хотят есть, а когда наелись достаточно. Объясняйте своим дочерям, что еда — это реакция организма на голод, и важно есть только тогда, когда его испытываешь. Также не заставляйте своих дочерей доедать, есть через силу, позволяйте есть столько, сколько нужно именно им. Насилие в отношении питания нарушает пищевое поведение, и приводит в дальнейшем к перееданию или отказу от еды.
  • Научите дочь радоваться изменениям, происходящим с ее телом. Разделите ее эмоции, вселите уверенность, что из маленького бутона распустится красивый цветок: «Ты постепенно становишься такой взрослой, превращаешься в настоящую женщину!» На ваше признание и позитивный настрой девочка сможет опираться в будущем. Это очень важно в воспитании девочки-подростка.

Воспитание девочек отцом

Общение дочки с отцом — ее первый опыт знакомства с миром мужчин, и то, насколько уверенно и безопасно она чувствует себя рядом с ним, формирует ее позитивные представления о себе, влияет не только на их отношения, но и на то, какого спутника выберет девушка в дальнейшем. Воспитание девочек отцом: 15 вещей, которые должен знать каждый папа.

  • Общаясь с дочерью, говорите без давления, не навязывайте свои идеи — давление может вызвать обратную реакцию и отвержение, желание делать наоборот. Обсуждайте спорные вопросы в формате дискуссии, с уважением относитесь к мнению дочери, даже если оно отличается от вашего. Такое отношение позволяет выстроить более доверительный диалог между вами и ребенком.
  • Не бойтесь ее подросткового возраста. Да, пока дочь маленькая, большая часть ваших отношений — это телесный контакт: возня, шумные игры, объятия перед сном. Дочь растет — и увеличивается дистанция между вами, ваши отношения меняются, это совершенно нормально. Но и вредный подросток, и взрослая девушка нуждаются в папиной любви и поддержке не меньше, чем трехлетняя «принцесса», и, если вы явно отстранитесь от нее, она просто начнет сомневаться и в вашей любви. Так что найдите новые, не менее убедительные ее проявления: внимание и интерес к делам и проблемам дочери, совместные прогулки, спорт или хобби, серьезные разговоры, время, которое вы проводите только вдвоем.
  • Не бойтесь сделать комплимент подрастающей дочери, поддержите ее развивающуюся женственность. Очень важно при этом регулярно делать комплименты и ее маме — дети отлично замечают, как вы к ней относитесь. Дочь должна знать, что главная женщина для отца — это его жена, ее мама, и родители выступа- ют неделимым монолитом, роли в семье стабильны раз и навсегда — есть взрослые, есть ребенок.
  • Не настаивайте на выборе профессии, если дочь не разделяет ваше мнение. И подготовка к поступлению в вуз, и учеба — отличный повод быть вместе, дать понять дочери, что вы поддерживаете ее. Правильное воспитание девочки — залог ее счастья и ваших хороших отношений в будущем.

Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание заезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. (11, 373)

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли - Советского Союза. Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высоко­парным - не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропин­кой, которая должна привести к детским сердцам. (10, 30)

В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры,- все это они должны переживать как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство вспомнится им в ярких, солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, глубокое, холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом, синие курганы в дрожащем мареве, багровый закат, склонившаяся над зеркалом пруда верба, стройные тополи у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце, как красота жизни в годы детства, как память о самом дорогом.

Но пусть эта красота войдет в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов на рассвете, когда мама заботливо покрывает твои ноги одеялом,- ничего этого не было бы, если бы в холодное зимнее утро 19-летний юноша Александр Матросов не упал на вражеский пулемет, грудью закрывая от пуль дорогу боевым друзьям, если ибы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев. Вот эту мысль мы и доносим до сознания ребят как раз в те минуты, когда дети переживают радость бытия. Я рассказываю своим воспитанникам о том, как боролись советские воины за свободу и независимость нашей Родины вот здесь, в нашем родном селе, на этих полях, под этими деревьями. (10, 225)

Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога.

А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать... (10, 27)

Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.

Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самому главному делу всей человеческой жизни - к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли. (10, 95)

Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. (10, 39)

Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений - с этого начинается забота об эстетиче­ской обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид школы, утопающей в зелени; красивы зеленые кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорожки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все времена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрамленное диким виноградником крыльцо главного входа в школу... (11, 389)

У нас дети занимаются в четырех зданиях, возле каждого здания - зеленая лужайка; нет ни одного клочка земли без зелени - это не только требование гигиены, но и закон красоты. (9, 174)

Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок.

Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эстетический дух обстановки при том условии, когда отдельные вещи не кричат о себе, когда их как бы не замечаешь. Если, например, на широкое, светлое окно, из которого открывается вид на плодовый сад, поставить несколько больших цветов, гармония нарушится, цветы подавят эстетические качества других вещей - того же плодового сада. Если же на окне будет только одна веточка, гармонирующая по своей форме с деревьями плодового сада, с временем года (гармония может заключаться и в контрасте), то совсем по-другому воспринимаются и эта веточка, и плодовый сад, и просторы далеких полей. (11, 389)

Ребенка 7-11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд... Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка... надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической... (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе. (6, 71)

Настоящий праздник для детей - цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,- учим мы детей,- можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней. (11, 376)

Трудно разбудить маленького ребенка на рассвете, трудно повести его в сад, в поле - так сладок сон. Но помогите ему в первый раз преодолеть эту трудность, откройте ему глаза на красоту утренней зари, пусть он прислушается к музыке рождающегося дня,- и потом он сам не поленится встать на рассвете, пойдет любоваться красотой природы и не будет жалеть потом, что прошли годы, а он проспал ее... (9, 173)

Родились праздники цветов. Их было несколько. Весенний праздник цветов - это праздник ландышей, тюльпанов и сирени. В этот день мы шли в лес и в сиреневый цветник, заложенный в первую осень школьной жизни; каждый ученик собирал маленький букет, стремясь найти неповторимое сочетание оттенков. Приходили на лужайку, любовались букетами. Несли их матерям и нашим друзьям - дедушке Андрею и бабушке Ольге. Приглашали на праздник малышей-дошкольников, собирали букеты и для них.

Второй праздник - праздник роз...

Третий праздник - полевых цветов. Он приносил детям самую большую радость. Мы шли в поле утром - в эти часы цветы особенно красивы. Собрать красивый букет полевых цветов - настоящее творчество. Приносили букеты в школу, отдыхали, мечтали о том, чтобы и у нас цвели полевые цветы...

Осенний праздник цветов, или праздник хризантем, был грустным прощанием с летом. Сколько труда надо было приложить, чтобы как можно позже отмечать его... Мы защищали кусты хризантем от холодных ветров и заморозков, прикрывали их на ночь бумажными колпачками. После осеннего праздника цветов мы переносили растения в теплицу.

На третьем году школьной жизни ребята впервые отмечали праздник подснежников. В лесу еще лежал снег, но земля уже пробуждалась от зимнего сна. На полянах появлялись первые лилово-синие и белые колокольчики. Маленькие букетики дети приносили в этот день матерям.

Пусть не покажется читателю, что детство моих питомцев было сплошным праздником... Каждый праздник - это прежде всего труд.

Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости. (10,214)

Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами. Я добился того, что у каждого ребенка возникло желание завести свой домашний цветник. В III и IV классах мои воспитанники уже любовались цветками розы, выращенными на приусадебных участках. (10, 212)

Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности. (10, 213)

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. (10, 168)

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. (10, 168)

Эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части коммунистического воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное влияние красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет. Каждое воздействие на духовный мир ребенка приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия. В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным - все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды. (10, 213)

В годы детства и отрочества особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания. (14, 2)

К юности больше всего применима закономерность, которая может быть сформулирована следующим образом: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (6, 207)

Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей, руководствующихся в своей жизни нор­мами коммунистической морали. (6, 147) Коммунистические идеи сами по себе являются для юношей и девушек высшей красотой. В годы юности больше, чем когда бы то ни было, стремление к красивому сочетается со стремлением к высоконравственному.

Отсюда - непримиримость юности ко всему безнравственному. Безнравственное, аморальное расценивается юношами и девушками как пошлое и уродливое. (6, 206)

…Воспитанников интересует прежде всего человек коммунистического общества - каким он должен быть. В центре мечты о прекрасном становится человек, благодаря этому эстетический идеал сочетается с идеалом моральным... (8, 74)

Детство – пора, когда информация впитывается лучше всего, обучение новому проходит быстро и просто, а основные качества личности постепенно начинают закладываться. Именно поэтому важно обратить внимание, насколько родительскую любовь и разностороннее воспитание получает ваш ребенок. Определить это просто. Достаточно разделить все занятия на несколько сфер и посмотреть, нет ли где «перекоса».

Интеллектуальное воспитание

Под интеллектуальным воспитанием понимается развитие умения логически мыслить, выражать свои мысли, получать и применять знания. Это может быть достигнуто разными средствами. Начинается все в младенчестве с развитием мелкой моторики и познанием мира через ощущения. Ребенку необходимо давать потрогать различные вещи: пуговицы, бусины, ткань, природные материалы. Далее малыш начинает исследовать пространство и изучать его. Учится говорить.

Чем больше лет девочке, тем больше ей необходимо интеллектуальное воспитание. Если в три года это обучение играм и формирование навыков творчества, то ближе к школе подключаются активные тренировки памяти, воображения, внимания, умение читать , постановка грамотной речи и так далее.

В школьной возрасте интеллектуальное воспитание отходит от предметного мира и перемещается в плоскость оторванную от реальности. Это и задачки по математике, и изучение окружающего мира через книги, и уже самостоятельные «взрослые» выводы о реальности на основе полученных данных.

Важно заметить, что в сфере интеллектуального воспитания нет разницы между мальчиками и девочками. И тем, и другим необходимо уделять достаточно внимания данной сфере. Одним из инструментов в развитии интеллекта могут служить игры. Как обычные, так и те, что располагаются на различных сайтах с мини-приложениями. Последние могут оказаться весьма полезны, если выбирать обучающие программы. Среди них есть и логические игры, и игры на внимание, и различные флешки, помогающие изучать окружающий мир.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание в нашем обществе, традиционно, чаще применяется к девочкам. Это развитие способности видеть красоту мира, сопереживать, чувствовать, понимать себя и других. Чтобы эти умения появились, нужно в первую очередь знакомиться с искусством. Причем важно не только воспринимать, но и участвовать.


Например, музыка. Воспринимать музыку на слух - это одно, а вот принять участие в ее создании, играя на музыкальных инструментах уже совершенно другое. Именно поэтому рекомендуют не только слушать музыку, читать книги, смотреть на картины, но и заниматься с ребенком рисованием, придумывать вместе сказки, играть на музыкальных инструментах.

Для девочки также важно начать воспитывать вкус и чувство стиля. Оба они относятся к эстетической составляющей. Занимайтесь дизайном одежды, выбирайте красивые наряды. Причем ориентироваться нужно в первую очередь на классику. Помните, что эксперименты могут начинаться, когда есть понятие о достойном и недостойном. А именно классика и является образцом, маяком в мире моды и стиля.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это умение поддерживать свое тело в хорошем состоянии. То есть соблюдать режим работы и отдыха, сна и бодрствования, гигиены, держать свое тело в хорошей форме. Для этого необходимы не только физические упражнения, но и общее укрепление здоровья.


Для девочки в этом плане нужно сделать особый упор на правильное (не урезанное, а правильное) питание, режим дня и гигиену. Чтобы ребенок привык правильно питаться, давайте ему попробовать как можно большее количество разных продуктов. А также объясняйте основные принципы выбора блюд. Конечно, в доступной форме.

Нравственно-трудовое воспитание

Нравственное воспитание – это развитие морали. Понимания «хорошо» и понимания «плохо». Также в эту сферу входит налаживание отношений с миром вокруг, то есть с другими людьми. В идеале, ребенок должен доверять своим родителям и хорошо общаться со сверстниками.


Трудовое воспитание – это развитие самостоятельности, приучение к труду и ответственности. Для девочки в данном случае особенно важны вопросы ведения домашнего хозяйства. Возможно, это кажется старомодным, но наше общество таково, что женщина, которая не умеет вести дом, чувствует себя ущербной. Лучше заранее избежать этого и сразу приучить ребенка к труду.

Помните, чем более равномерное и разностороннее развитие получит ребенок, тем проще ему будет во взрослой жизни. Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить малышку всеми необходимыми вещами и помочь с обретением новых навыков. Не волнуйтесь, если что-то не получается. Со временем, ваш ребенок справится со всеми трудностями.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное - вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания В. Сухомлинского.

Воспитание через любовь - основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.

➣ Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)

Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».

➣ Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)

Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.

Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».

Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.

Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей».

К прекрасному через прекрасное - второй тезис в воспитании по Сухомлинскому

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.

От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.

➣ С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. (В. Сухомлинский)

Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка.

Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.

Василий Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же важное значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

➣ Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. (В. Сухомлинский).

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

Красота — средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве — и особенно в отрочестве — человек должен научиться самостоятельно осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.

Введите e-mail адрес:

Отношения матерей с дочерьми в разных семьях выстраиваются по-разному. Неважно, существует ли между вами близкая связь или вы постоянно ссоритесь, в этой статье вы можете прочитать об основных этапах развития крепких отношений и воспитания счастливой и здоровой дочери.

Воспитывайте ребенка как личность, а не как принцессу

С того момента как вы узнали, что у вас будет девочка, окружающие, вероятно, засыпали вас очаровательными платьицами и всевозможными розовыми одежками для принцесс. Нет ничего плохого в розовых платьицах, фильмах о принцессах, игрушках и проведении дней рождения принцессы. Многие девочки тяготеют к таким вещам, даже если их родители не одобряют подобный стиль и стремятся к гендерно нейтральному окружению. Важно поощрять всевозможные игры , которые развивают воображение ребенка и его способности, а не только желание красиво одеваться и ждать своего принца. Культивируйте у ребенка и другие черты характера с помощью игр и пробуждения фантазии (например, такие черты, как остроумие, отзывчивость и настойчивость), чтобы ребенок был максимально разносторонним и не зацикливался на роли чопорной принцессы. Учите ее быть хорошо воспитанным человеком с широким кругозором, а не правительницей воображаемого царства. Способствуйте тому, чтобы ваша маленькая дочь выходила из образа принцессы и выполняла свои обязанности по дому (не только утонченные и изысканные!), сосредоточивалась на обучении и совместной работе и пробовала новые занятия, такие как футбол и боевые искусства. Шестилетняя поклонница стиля принцессы – это одно, а шестнадцатилетняя девушка, считающая себя принцессой, – совсем другое.

Воспитывайте у дочери чувство уверенности в себе

«Она такая милая!», «Какое красивое платьице!». Вы, вероятно, слышите это сотни раз. Бесспорно, она восхитительна. Но вы должны быть объективными и рассудительно подходить к чертам, которые наиболее ценятся в девушках, и комплиментам, которые они зачастую слышат. Комплименты, как правило, основаны на внешнем облике, что может привести к заниженной самооценке и нездоровым ожиданиям от внешности девушки в подростковом возрасте и взрослой жизни. Комплименты внешности – это прекрасно, но только тогда, когда они уравновешены похвалами за чувство юмора, творческое воображение и сильные математические способности. Помните о том, что, когда необходимо убедить молодую девушку, что красота и самооценка зависят от внутреннего состояния человека, а не от одежды, косметики, роста или веса, не существует лучшего примера для подражания, чем родная мама.

Моделируйте образ здорового тела

Независимо от возраста дочери, мамам важно демонстрировать уверенность в своем теле и не обсуждать с ней проблемы типа «чувствую себя толстой» или последние планы диеты. Неудовольствие своим весом часто передается от матери к дочери . В то время как детское ожирение является не такой уж редкой проблемой, многие девушки со здоровым весом недовольны своей фигурой. Одно из исследований говорит о том, что в среднем 40% девяти- и десятилетних девочек пытались похудеть. Еще одно исследование показало, что 53% тринадцатилетних девочек «недовольны своим телом», у семнадцатилетних девушек этот показатель достигает 78%. Проблемы с фигурой могут привести к низкой самооценке и расстройству питания. Тренируйтесь и хорошо питайтесь всей семьей для укрепления здоровья, а не для того, чтобы надевать платья меньшего размера или иметь лучшую фигуру.

Будьте готовы к проявлениям «не девичьего» поведения

Наше ожидание от девочек непременной привлекательности распространяется за пределы внешнего вида и проникает в поведенческую сферу. Стереотипы приводят нас к мысли о том, что девушки обязательно должны обладать мягким характером, утонченностью, скромностью и готовностью угождать, но это просто несправедливо и неоправданно. Как и их противоположности («мальчишки всегда остаются мальчишками!»), девочки – это живые существа! У девочек ясельного возраста иногда случаются истерики; у девочек-подростков бывают всплески эмоций… Девочки могут поступать очень не мило, «не по девичьи», например, бросать игрушки или хлопать дверью или просто отказываться помочь маме нести сумку, потому что они могут быть такими же рассерженными, упрямыми или мятежными, как и мальчики. Хотя девочки бывают сложными в управлении с точки зрения дисциплины , такое плохое поведение связано с обретением ими независимости, формированием уверенности в себе и развитием самоидентичности. Вы не должны терпеть плохое поведение вашей дочери, но вы должны осознать ее способность вести себя плохо и переживать плохие дни. В противном случае вы можете начать проявлять грубость, что, конечно, недопустимо.

Не перегибайте палку в стремлении к совершенству

Многие девушки стремятся к совершенству и стараются радовать своих родителей, учителей, тренеров и других взрослых. Перфекционизм звучит как прекрасная черта характера и в здоровых дозах может усиливать желание вашей дочери добиваться успеха. Но хронический всеохватывающий перфекционизм может привести к беспокойству, депрессии, расстройству питания, истощению и другим проблемам у девочек (у всех людей!). Пересмотрите ожидания достижений вашей дочери в школе, спорте и других областях ее жизни. Убедите ее, что время от времени нужно расслабляться. Вы хотите, чтобы у ребенка были великолепные оценки, или хотите, чтобы он научился быть счастливым и гармоничным всю свою жизнь?

Пусть ребенок следует своим интересам

Мы все слышали стереотипы: мама-театралка, мама-футболистка, мама-танцовщица и т. д. Матери, которые слишком напористы или одержимы интересами своих дочерей, создают плохую репутацию вовлеченному воспитанию. Чтобы не стать одной из тех мам, которые опосредованно проживают свою жизнь через жизнь своих детей, нужно, во-первых, разрешить дочери самой выбирать занятия по интересам, особенно в предподростковом и подростковом возрасте. Во-вторых, когда вы все более и более вовлекаетесь в спорт или другую деятельность ребенка, нужно все же оставаться взрослым и сохранять голову на плечах. Не заставляйте дочь часами репетировать ее танец и не «болейте» за ее команду слишком активно из-за желания, чтобы она (да и вы) непременно выиграла. Если она начинает заниматься вашим любимым делом, а затем у нее возникает горячее желание бросить его, не давите на дочь. Постарайтесь подобрать нужные слова, чтобы ребенок продолжил заниматься данным видом спорта или хобби до конца года или испытательного срока, но помните о том, что, если вы будете заставлять ребенка делать что-то, что ему не нравится, это может повлечь за собой неприятные последствия. Если ваша дочь не любит выходить за рамки учебы, знайте, что один или два дополнительных вида деятельности, которые она выбирает и действительно любит, принесут больше пользы, чем одно (или десять) дополнительное занятие, которые выбрали мама с папой.

Не превращайтесь в «решателя» проблем

Будучи мамой, вам приходится решать множество задач в своей жизни и жизни вашей семьи, поэтому так легко запутаться и начать исправлять все ошибки и проблемы, которые возникают у вашей дочери. Это замечательно, что вы хотите защитить своего ребенка, но старайтесь не управлять его жизнью на микроуровне. Если она получила плохую оценку или поссорилась с подругой, сначала поговорите об этом с ней – не спешите звонить учителю с требованием исправить оценки или приглашать ее бывшую лучшую подругу в гости. Обращайте внимание на серьезную динамику – ребенок последнее время часто получает плохие оценки, часто меняет компании друзей, сильно грустит по поводу разрыва отношений – и поговорите с ней о том, что происходит, на какой результат она надеется и как вы можете поддержать ее. Но помните, что ее взаимоотношения с друзьями и оценки, в конечном счете, принадлежат ей; она многому научится, если самостоятельно сможет ими управлять и разбираться в них.

Поддерживайте дочь в стремлении к независимости

За стремлением не жить жизнью ребенка и не решать все ее проблемы скрывается пугающая конечная цель – разрешить ей вырваться из-под опеки. Годы пролетят, и совсем скоро ваша дочь поступит в университет или уйдет во взрослую жизнь. Подростковые годы – это возраст, когда ребенок не только узнает, кто он такой, но и то, как следует решать проблемы. В подростковые годы вам, вероятно, придется отслеживать такие вопросы, как выполнение назначений ее врача и своевременная подача документов в вуз. Но вы не должны решать за ребенка домашние задания и выполнять ее работу по дому. Домашние задания и работа по дому, а также самостоятельное планирование своего времени , работа во время летних каникул и хорошие навыки распоряжения бюджетом помогут вашей дочери приобрести необходимый арсенал средств для жизни вдали от мамы и папы.

Будьте матерью, а не другом

Даже если вы с дочерью закадычные приятели и легко делитесь сокровенным, существует граница между матерью и другом. Не пересекайте ее. Эта молодая девушка, которая живет под вашей крышей, может показаться ближайшим доверенным лицом или подругой по умолчанию, но она ваш ребенок. Чтобы почувствовать себя «крутой мамой» не покупайте ей пиво и не освобождайте ее от следования домашним правилам, не обменивайтесь с дочерью купальниками или узкими джинсами и не грузите на нее ваши проблемы с супругом. Если ваш ребенок поймет, что вы пересекли границу «мама – друг», она может обидеться на вас, ведь большинство родителей ее друзей не позволяют себе такого. Кроме того, поддержание четких ролей матери и дочери поможет вам легче перенести ее отъезд в столичный вуз или во взрослый мир, а опустевший дом не будет восприниматься так гнетуще.

Не выбирайте себе любимчиков

Ваша естественная близость с дочерью (дочерями) может легко привести к фаворитизму, который порождает соперничество между детьми. Все дети очень чувствительны к выбору фаворитов и любимчиков независимо от их пола или пола своих братьев и сестер. Даже когда дети выводят вас из себя, старайтесь