Конспект занятия в сенсорной комнате для дошкольников. Примерный перечень игр и упражнений в сенсорной комнате для дошкольников

Испокон веков самой огромной ценностью для любого человека было собственное здоровье, здоровье его близких. Не зря в народе говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял». Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития.

Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей, обучающихся в школе, стремительно снижается, растет процент учащихся, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и так далее. Такая же тенденция наблюдается и в дошкольных учреждениях.

Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются воспитанники с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, «тревожные» дети, имеющие проблемы вступления в контакт со сверстниками и взрослыми.

Сталкиваясь с детской агрессией, гиперактивностью, трудностями в общении, родители и педагоги часто теряются, не зная, как правильно себя вести, как помочь ребенку.

А ведь таких детей с каждым годом все больше и больше. Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные. Вот только некоторые из них:

  • Климатические условия Крайнего Севера: недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, короткое и зачастую холодное лето, излишек света в летний период (белые ночи), резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха (иногда на 15-20 градусов в сутки), недостаток ярких природных красок, большое содержание железа в воде и многое другое.
  • Социальные условия. Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда, в страхе потерять работу, мамы вынуждены оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь, что также негативно влияет на соматическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  • Технологизация жизни. Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за
    компьютером, а известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так, четыре года назад в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
  2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
    мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.

Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение, и наоборот.

Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной. Доказано, что регулярная релаксация меняет химию организма: во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие
настроение. Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые
эффекты. Звездная сеть, прикрепленная к потолку, позволяет создать эффект ночного неба, на котором с разной
периодичностью появляются маленькие звездочки. С помощью цветодинамического прожектора на потолке или стене проецируется световое пятно с плавными переливами приятных и успокаивающих цветов, завораживающее своей красотой не только детей, но и взрослых, создающее ощущение волшебства. Направленный луч света на зеркальный шар, расположенный на потолке, создает эффект медленно плывущих солнечных зайчиков, что приковывает внимание детей, позволяя лучше расслабиться.

Кроме мягкой среды сенсорная комната оснащена звуковой средой. В нее входит висящая система «Мелодичный звон», которая используется для звукотерапии: приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации.

Основным приемом в моей работе с детьми является тренировка дыхания.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха - несколько минут. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм.

Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

  1. верхнее дыхание (ключичное);
  2. среднее дыхание (реберное, или грудное);
  3. нижнее дыхание (брюшное, или диафрагмальное).

Верхнее дыхание. Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких, следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения.

Среднее дыхание. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен,
поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Нижнее, или диафрагмальное дыхание. При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия,
воздуха они могут поглотить больше. Диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Именно его мы отрабатываем на каждом занятии.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Известно, что дыхание является одним из самых известных методов борьбы со стрессом. Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует состояние психики. Снижение активности коры головного мозга приводит к снижению уровня мышечной активности.

Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят:

  • сухой душ,
  • сенсорная тропа для ног,
  • массажные мячи,
  • валики.

С помощью данного оборудования дети получают легкий массаж ног, рук, спины.

Известно, что массаж - это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Массаж в переводе с различных языков означает «прикосновение». Для детей он является неотъемлемой частью успешного физического и нервно-психического развития. Детские врачи считают, что массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он способствует снижению уровня гормонов, вызывающих стресс, укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка.

Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга. Массируя ладони малыша, мы стимулируем центры речи.

Поэтому упражнения с различными массажерами включены во все занятия в сенсорной комнате:

  • хождение по сенсорной тропе в разном темпе,
  • разнообразные игры в сухом бассейне,
  • упражнения в сухом душе,
  • гимнастика для рук,
  • легкий массаж спины мячиками, валиками.

Занятияв сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.

В нашем детском саду проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия с детьми 5-7 лет. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

Конспект занятия в сенсорной комнате ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство детей с сенсорной комнатой;
  • развитие познавательной сферы;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
  • развитие навыков общения;
  • обучение навыкам релаксации.

Материалы и оборудование для занятия в детском саду:

  • Сенсорная тропа,
  • система «Мелодичный звон»,
  • сухой бассейн,
  • массажные мячики (по количеству участников),
  • модули,
  • маты,
  • пузырьковая колонна,
  • звездная сеть,
  • зеркальный шар,
  • цвето-динамический прожектор,
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия в детском саду:

Воспитатель предлагает детям снять обувь и построиться перед сенсорной тропинкой. Звучит спокойная музыка.

Психолог: — Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в волшебную комнату. Для того чтобы в нее попасть, нужно пройти по тропинке. Медленно переступаем с одного элемента на другой. Постарайтесь почувствовать, что находится у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям. (Дети выполняют.)

— Итак, мы с вами добрались до невидимой двери в волшебную комнату. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек (перед детьми висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети: — Надо на него подуть.

Психолог: — Правильно! Молодцы! Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой… Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. (Дети выполняют.)

— Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодцы! Наша дверь открылась. Проходите, ребята, дальше по тропинке. Посмотрите, мы с вами оказались перед необычным бассейном (сухой бассей), на дне которого для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики.)

— Молодцы, какие вы ловкие ребята. Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за секретики вы нашли?

Дети: — Это разноцветные мячики.

Психолог: — А для чего они нужны?

Дети: — Для массажа.

Психолог: — Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют.) А теперь я предлагаю
встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас.
Прокатываем мяч по всей спинке. (Дети выполняют.) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики
в корзинку. (Дети выполняют.)

— Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит какое-то волшебство. Давайте присядем и внимательно рассмотрим волшебную колонну. Последите глазками, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх. Обратите внимание, как вода меняет цвет. (Дети все вместе наблюдают за пузырьками.)

— А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.

Звучит релаксационная мелодия, включается цветодинамический прожектор.

— Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

— Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте. (Дети выполняют.) Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Психолог: — А теперь нам пора возвращаться в группу. Проходим по нашей тропинке, пять раз наступая на каждый элемент, дуем три раза на звоночек, закрывая дверь в волшебную комнату. До новых встреч!

Литература

  1. ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. - СПб., 2003.
  2. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009.
  5. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. - СПб.: Альма, 2007.
  6. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб., 2008.

Я, педагог – психолог, работаю в МДОУ №312, компенсирующего вида. Дошкольное учреждение работает по программе В. И. Усакова “Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении”, которая предполагает всестороннее развитие психических способностей детей, а также развитие и коррекцию всех психологических процессов.

ДОУ №312 компенсирующего вида имеет ряд особенностей по сравнению с обычным детским садом:

  • Данное учреждение предназначено для детей от 2-х до 7-ми лет с туберкулезной инфекцией, ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза.
  • В детский сад дети временно поступают и выводятся на основе заключения медицинской комиссии, то есть дошкольники направляются в данный детский сад из других дошкольных учреждений, что не может не отразиться в большей или меньшей степени на эмоциональной сфере ребенка.

В дошкольном учреждении есть две речевые группы, плановая работа которых предусматривает проведение психолого – медико-педагогического консилиума два раза в год. На основе диагностики, было выявлено, что больше чем у половины детей в этих группах недостаточно развита моторика, как мелкая, так и общей, у некоторых детей затруднения с восприятием, памятью, мышлением и воображением.

Как мы знаем, для решения психологических проблем детей и взрослых в России появляется инновационное оборудование в помощь психологу.

В 2007 году из средств полученных за победу в конкурсе муниципальных дошкольных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Дети” 2007-2009гг. было закуплено сенсорное оборудование. И кабинет психолога был преобразован в Сенсорную комнату.

В настоящее время в России сотни организаций различного направления используют в своей работе Сенсорные комнаты и комнаты психологической разгрузки со световым оборудованием.

Но, к сожалению, существует проблема - это отсутствие методического обеспечения по разработке и реализации занятий в Сенсорной комнате, вот и получается, что есть комната, есть новейшее оборудование, а как правильно организовать и приступить к работе не знаешь.

Начнем с определения, что же такое Сенсорная комната? Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.

В нашем детском саду задачи Сенсорной комнаты такие:

  1. Коррекция психических процессов;
  2. Коррекция детей с повышенной агрессивностью;
  3. Психоэмоциональное развитие детей;
  4. Сенсорное и познавательное развитие.

Дошкольный возраст является сезитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний, поэтому очень важно при различных психологических нарушениях особое внимание уделять развитию восприятия.

Коррекционная и развивающая работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

Занятия в Сенсорной комнате длятся не более 30-40 минут, наполняемость подгрупп зависит от размеров помещения, если оно не большое, то количество детей не должно превышать 6-7 человек. Перед тем, как приводить детей в Сенсорную комнату, на мой взгляд, нужно сначала придумать как же ее можно обыграть.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то естественно и занятие будет проводиться в игровой форме.

Сразу хотелось бы сказать, поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

“Волшебное путешествие в кабинете психолога”

Цель: развитие восприятия, творческого мышления, мелкой и общей моторики.

Психолог:

Дети, смотрите, мы с вами попали в волшебную комнату. Ой, но только волшебство из этой комнаты куда-то исчезло. Смотрите, какая у нас коробочка! Может в ней мы найдем ответ, куда же делось волшебство и как его вернуть. Посмотрим?

(Нужно красиво оформить любую коробочку, которая у вас имеется)

Рисунок 1

Дети:

Психолог:

Вот и ответ, нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас еще остался шанс ее расколдовать. Тут на листочке нам даны задания и написано, что если мы с ними справимся, то постепенно комната будет наполняться волшебством. Ребята поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Дети:

Психолог:

Для того чтобы расколдовать вот эту волшебную трубку и плавающих в ней рыбок, тут написано, что мы должны с вами собрать всех рыбок разбросанных по комнате и разложить их на столе большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено волшебная труба загорится, и рыбки в ней оживут.

Рисунок 2.

Дети:

Собрали, и пузырьковая колонна загорелась.

Рисунок 3.

Психолог:

Так, с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим какое задание у нас впереди. Вот смотрите здесь есть божья коровка, но на ней к сожалению отлетели все бабочки и цветочки, и расшнурованы ножки. Нам нужно быстренько привести ее в порядок и тогда перед нами засверкает чудесный водопад.

Рисунок 4.

Дети:

Собрали божью коровку и после засверкал водопад.

Рисунок 5.

Психолог:

А теперь нам осталось последнее задание. Посмотрите на стену, на ней есть дерево когда-то оно сверкало и было очень красивым. А чтобы нам вернуть его к жизни нужно потопать ножками, а сейчас похлопать в ладоши, а теперь громко покричать.

Дети: Топают, хлопают, кричат и дерево загорается.

Рисунок 6.

Психолог:

Молодцы, спасибо вам, что помогли расколдовать мне мою волшебную комнату. Смотрите сколько у нас здесь волшебства. А вам то самим нравится?

Дети:

Психолог:

А за то, что вы помогли мне расколдовать эту комнату, я буду как можно чаще приглашать вас к себе в гости. А теперь ребята пять минут можете все подробно рассмотреть и потрогать!

Рисунок 7.

Занятие должно заканчиваться позитивным настроением, каждый ребенок должен посмотреть и потрогать все стимуляторы.

КОНСПЕКТЫ ОТДЕЛЬНЫХ (ЗАНЯТИЙ
В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ)

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям рас слабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.

Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и фор мируют психологически здорового ребенка.

Занятие № 1
«Знакомство с волшебной комнатой»

Цели:

- развивать когнитивную сферу детей;

Активизировать произвольное внимание, умственные спо собности;

Развивать проприоцептивную и тактильную чувствитель ность, мелкую моторику;

Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию;

Развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;

Закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

Формировать навыки саморегуляции.

Материалы и оборудование: напольные тактильные дорож ки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спи ральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркаль ный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудио кассета.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их попри ветствуйте, помашите рукой и скажите: «3дравствуйте!»

А теперь мы с вами отправимся в путешествие... Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем nейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад - маленький (растение-фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. (Слушают шум вод ы .)

- А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу,- как звонко они щебечут! (Звучит аудиозаnись «Голоса леса».)

- Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте енимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба no сенсорным наnоль ным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем - по дну лесного озерка, по камешкам... - и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу восnитатель сnрашивает детей об их ощущениях.)

- Что чувствуют ваши ножки?

А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы про ходите, и называйте его.

Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит сnокойная фоновая музыка.)

- Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое - скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.)

Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может пере ходить на следующую.

Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сун дучке?

А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, пред лагает меняться местами.)

Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находятся. (Открывает.)

Что это?

Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому какой нравится. Подбросьте свои платочки как можно выше; по наблюдайте, как они падают вниз.

А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и поста раться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них - вот так! (Показ.)

Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа - значит, водяная лампа. А что же там плавает?

Какого цвета шарики?

(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

- Обратите внимание , как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравится больше?

Приложите ладошки правой руки к стеклу Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой боль шой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое наnольное покрытие). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок).

(3вучит релаксационная муз ык а.)

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает nроектор, наnравляет его на зеркальный шар.)

- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажига ются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокой ными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, по слушным.

Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!

Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощу щение на весь день.

10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2
«Цвета и настроение»

Цели:

- создание бодрого, оптимистичного настроения; - активизация пассивных детей;

Развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления;

Закрепление знаний цветового спектра;

Цветотерапия;

Стимулирование воображения.

Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; центр, развивающий активность; сухой душ; аквалампа; мягкое напольное покрытие; «веселки». .

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия:

Ребята, наши «веселки» приветствуют нас. Давайте улыб немся им так же, как они нам, и пожелаем «веселкам» и всем людям здоровья. Каким словом мы это говорим?

- «3дравствуйте!»

А сейчас мы пройдем по нашим лесным дорожкам. Не забывайте говорить о том, что чувствуют ваши ножки. (Звучит спокойная, тихая музыка.)

Выходим вот на эту зеленую полянку. Вы будете играть игрушками, которые здесь находятся (центр, развивающий активность).

- Вот эта трубка называется к алейдоскоп. Каждый из вас, играя ним, будет мне рассказывать, что интересное он видит: какие фигуры, какого цвета.

Посмотрите вот на этот браслет. Какого цвета огоньки на нем сверкают? Возьмите кружочки такого же цвета из ко робки. Запомните, какой огонек зажигается первым, какой - вторым, какой - третьим. Покажите их мне в той последова тельности, в какой они зажигаются (браслет с цветными лам почками).

А сейчас давайте подойдем к этому цветному водопаду.

(Сухой душ.) Слушайте меня внимательно: я буду говорить, кто какой стороны будет проходить под водопадом.

Какого цвета струйки воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить мне, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струйками воды.

Подойдите к цветному аквариуму. Какого цвета шарики вы там видите? Каждый из вас будет наблюдать за своим шариком (акваламnа).

(Психолог наз ы вает имя ребенка и цвет шарика, за которым он будет наблюдать.)

- Ребята, вы видите, что вода меняет свой цвет. Вы будете называть одним словом цвет воды: синий, красный, зеленый, желтый.

6. Релаксация «Радуга» (лежа на мягком покрытии):

Закройте глаза. Представьте себе, что у вас перед глазами экран. На экране вы видите цвета радуги, которые вам нравятся. а) на экране - голубой цвет. Это мягкий, успокаивающий цвет.

Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет и у неба. Он освежает вас, как купание в жару;

б) красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета весе лее и радостнее на душе;

в) желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение;

г) зеленый цвет - цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше.

А теперь откройте глаза. О чем вы думали, когда смотрели на голубой, красный, желтый и зеленый цвета? Заметили ли вы, что разные цвета влияют на настроение?

3анятие № 3
Игра «Помощь друзей»

Цели:

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мыш ления;

Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализа торов;

Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;

Стимуляция поисковой и творческой активности;

Создание положительного эмоционального настроя.

Материалы и оборудование: подвеска «веселки»; растение- фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактиль ности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каж дому что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

- Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

Подойдите к волшебному замку (растение-фонтан). Вни мательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

Твой герой злой или добрый?

А что дрyжно сделать, чтобы он стал добрее?

Посмотрите па водопад, который сбегает с гор. Давайте по слушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

Переходим на зеленую полянку Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиральки.) Внима тельно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая - не нравится и почему.

6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

- А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря...

(4-5 минут.)

- Вот и закончилась наша игра.

7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До сви дания!»

3анятие № 4

Цели:

- развитие психических процессов: мышления, памяти, вни мания;

Развитие конструкторских способностей;

Продолжение развития глазомера;

Развитие координации «глаз - рука»;

Закрепление знания цветов спектра;

Снятие эмоционального напряжения;

Развитие воображения.

Материалы и оборудование: игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные так тильные квадраты; подвеска «веселки».

Ход занятия

Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорн ы е дорожки.)

Подойдите к этому столу Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны - и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий , кто быстрее дру гих наденет все кольца (водяные игрушки).

Мы поиграем в игру «Найди цвет», Я буду показывать цвет, например красный, а вы - искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать и называть все цвета.

- Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

Перевернитесь все на спинку Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте - на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце... Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощу щение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики сол нышка ласкают наше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза - мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До сви дания!»

Занятие № 5
«Давайте представим...»

Цели:

- формирование представлений о положительных и отрица тельных эмоциях;

Продолжение обучения умению определять свое настроение;

Обучение способам поднятия настроения;

Развитие смелости и уверенности в себе, преодоление ро бости;

Саморегуляция психического состояния.

Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Давайте представим, что мы с вами - обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, груст ную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Хорошее настроение.

А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеле ную поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настрое ние на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуа цию, а дети изобража ю т соответствующие действия.) - Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

Спящий человечек похож на выключенную машину.

- Тело устает за день, и ему нужен отдых.

Но впереди новый день и много интересны к дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

Каждый из вас - хозяин своего тела. Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

А теперь вы - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть - И полетит!

Тянемся вверх, как жирафы.

Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

А теперь мы - матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил. - Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверен ности в себе на весь день. До скорой встречи!

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 6
«Будьте внимательны!»

Цели:

- продолжение развития психических процессов: произ вольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприя тия;

- формирование умения соотносить речевую форму описа ния предметов с графической;

Развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;

Развитие координации «глаз – рука»;

Продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.

Материалы и оборудование: напольные тактильны е квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аква лампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам.

Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

Выходим с вами на полянку. (Центр спокойных игр.)

П осмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по кото рому он будет перебираться на противоположную сторону про пасти.

Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по кото рым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампё. Каждый выби рает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)

7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Занятие № 7
«Прогулка по волшебному лесу»

Цели:

- развивать мыслительную деятельность, произвольное вни мание, память, воображение, восприятие;

- формировать умение передавать свои ощущения в речи;

Развивать проприоцептивную и кинестетическую чувстви тельность;

Способствовать развитию вестибулярного аппарата и коор динации движений;

- учить саморегуляции психического состояния, релаксации;

Продолжать формировать знания о здоровом образе жизни;

Воспитывать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

Материалы и оборудование: центр тактильности; напольные тактильные дорожки; маленький бассейн с водой; ребристый мостик; балансировочная доска; мягкое напольное покрытие; зеркальный шар; проектор.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия:

Давайте поздороваемся с нашими «веселками», улыбнемся им так же, как они нам, и скажем им: «Здравствуйте!»

Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по вол шебному лесу.

А теперь подойдем к этой зеленой поляне и послушаем щебет птиц в волшебном в лесу.

Теперь мы с вами пойдем по лесным тропинкам. Идти мы будем медленно, внимательно гляди под ноги, и будем говорить о том, что ощущают ножки. Наш путь начинается вот от этого лес ного озера. Идем друг за другом, не мешая друг другу .

В конце тропинки мы выходим на мостик, проходим по нему и переходим в волшебные времена года, где через каждые 4 шага времена года сменяют друг друга. Идти надо только по следам, чтобы не утонуть в бурной реке. Проходя, мы называем го время года, в котором оказались.

А на этой поляне мы будем рассматривать, ощупывать игрушки и рассказывать, какие они па ощупь.

Поверхность каких игрушек вам больше всего понравилась и почему?

А какие - не понравилась? Почему?

На что похожа поверхность этих игрушек?

6. Упражнение «Найди и покажи игрушку»:

Ребята, я сейчас буду говорить, с какой поверхностью игрушку вам надо найти. А вы будете мне ее показывать. (Твердую, мягк у ю, холодную, пушистую, скользскую, гладкую.)

А теперь мы с вами вышли к водопаду. Давайте послушаем его шум и понаблюдаем за струями воды, которые, весело журча, сбегают вниз.

- Давайте теперь отдохнем рядом с водопадом.

Чудесный летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце... Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачней. Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем и засыпаем... Дышится легко, ровно, глубоко...

Мы открываем глаза, просыпаемся, как кошечки: хочется встать, потянуться и двигаться.

Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас бодрое и жизнерадостное.

Вот тут заканчивается наша прогулка по волшебному лесу. Улыбнитесь «веселкам» и попрощайтесь с ними.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 8

«У страха глаза велики»

Цели:

- продолжать работу по дестабилизации и разрушению пато логических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

Развивать у них сл1елость и уверенность в себе;

Развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями Бабы Яги, собаки, волка, паука, змеи; фломастеры; бумага; пуховые варежки; аудиозапись «Голоса природы»; корзинка.

Ход занятия

1. Рассказ С.А. Фонькина «Как побороть страх»:

На свете много страшных вещей: темные длинные коридоры и подо зрительные собаки с большими клыками; волки, прячущиеся в густом лесу; пауки с длинными мохнатыми лапами; ядовитые и кусачие змеи; грохочущий над головой гром и сверкающая молния.

А Баба-Яга из сказок? Того и гляди переберется в дом или влетит в открытое окно, когда никого из взрослых нету дома.

Но на самом деле - это только кажется. В темных углах нет ничего интересного - там только пыль.. Подумай: откуда там чему-нибудь взяться, если дом закрыт на плотные замки?

Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней - она на работе.

Волки давно сал-си прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану Подумай: откуда волк появится в городе?

Пауки, кроме мук, никого не обижают. Змеи при виде человека ста раются удрать восвояси. Подумай, если тип не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном -человеком?

Гром - просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба-Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки. Подумай! Если ты не будешь бояться, то победишь все страхи - все до одного?

(Детям предлагается встать и заглянуть в темные углы, чтобы удостовериться, что там никого нет.)

Ребята, вспомните, как ведут себя собаки по отношению к человеку, если ик не дразнят?

Правильно, собака - друг и помощник человека.

А как вы думаете, сможет ли волк жить в городе? А по чему - нет?

Кого пытался обидеть паук в «Мухе-Цокотухе»? А человека паук может обидеть?

(Дети сравнивают вместе с психологом величину паука и человека.)

- Ребята, но есть и ядовитые пауки. Их надо опасаться, и не надо ходить в лесу босиком.

А в каких сказках живет Баба-Яга? Назовите их. Кто ее все время побеждает?

Вот видите, ребята, человек - самый умный, и он может победить любое существо, пусть не всегда силой, но умом - обя зательно.

- Ребята, подойдите ко мне, закройте глаза. Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит в листве деревьев, журчит ручеек, щебечут птицы. Мы присели на полянке.

Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать: Но что это? Вот хру стнула ветка, вот еще одна... Кто это? Как страшно нам стало!

Мы сжались в комочек и застыли.

Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли.

Рот приоткрыли.

Боимся пошевелиться и вздохнуть.

Голову втянули в плечи, глаза закрыли.

Ой, страшно!!! Что же это за огромный зверь?..

И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!». Один глаз от крыли, - а это котенок! Второй глаз открыли.

Возьмите своих «котят» в руки. (Дети берут пуховые варежки.) - Ребята, расскажите о своих «котятах». Какие они? - Вот видите, ребята, какие «котята» ласковые. А мы-то думали, что это?.. Кого вы себе представляли?

А на самом деле это были маленькие котята. Вот поэтому в народе и говорят. «У страха глаза велики». Послушайте, как об этом говорится в стихотворении В. Кудрявцева «Страх».

У страха глаза велики,

У страха не зубы - клыки,

У страха, как бочка, живот.

У страха желание есть –

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает «Ах!»

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх - и смеюсь!

Вы сейчас, наверное, вспомнили свои страхи. Давайте поса дим котят в корзину и нарисуем свой самый большой страх. (Дети рисуют фломастерами.)

(Во время работы звучит музыка, вёдется тихая беседа индивидуально с каждым ребенком о том, что он рисует, какого цвета у него страх.)

- А теперь возьмите в руки свой страх и разорвите его на самые маленькие кусочки. (Дети разрывают рисунки приемом отщипывания).

- Соберите свой страх в ладошки и подойдите ко мне. Посмотрите на свои ладошки: видите, что осталось от вашего страха? Он сам испугался!

Раскройте свои ладошки, сдуйте свой страх - пусть разлетится!

Еще подумайте. Посмотрите, во что превратился ваш страх. Сможете ли вы его найти?

Нет, не стало вашего страха.

Послушайте, что случилось с Димой в стихотворении «Счастливая ошибка»:

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул «Ах!»

Совсем наоборот:

Я крикнул «Ха!»,

И мигом страх

Забился под забор.

Он струсил сам!

И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор!

Ребята, слово «Ха!» надо запомнить и всегда говорить его страху, чтобы он сам вас боялся.

А теперь мы все вместе скажем громко своему страху «Ха!». Поднимите вверх руки, вдохните глубоко, наклонитесь вперед, опустите руки и выдохните: «Ха!».

Не забывайте слово «Ха!». И всем своим страхам, неуда чам, печалям говорите его. Давайте еще раз скажем «Ха!» своему страху - пусть он уйдет навсегда.

Занятие № 9
«Путешествие на необитаемый остров»

Цели:

- учить ориентироваться в пространстве комнаты с помощью плана;

Закреплять умение анализировать элементарную контур ную схему «Лабиринт»;

Формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической;

Закреплять приемы моделирования;

Закреплять знания о здоровом образе жизни, безопасном поведении;

Развивать тактильное восприятие рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;

Продолжать развивать психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость; умствен ные способности, элементы логического мышления; память, воображение, восприятие; саморегуляцию, внутреннюю раскрепощенность; умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения;

Воспитывать коллективизм, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую под держку.

Материалы и оборудование: тактильные напольные дорожки; центр тактильности; карта; лабиринты; карточки с изображе ниями видов транспорта; игрушка «Лев»; растение-фонтан; дерево; мозаика.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия.

Ребята, сегодня мы с вами - путешественники-кладоиска тели: будем искать клад на необитаемом острове. Искать мы его будем вот по этому плану.

Добираться на остров мы будем на разных видах транспорта. Я сейчас вам раздам билеты, на которых изображено средство передвижения. А вы, пожалуйста, подумайте, как его описать, и постарайтесь сделать это так, чтобы остальные ребята смогли отгадать, что изображено на вашем билете. (Игра «Опиши пред мет».)

Картинки-билеты: самолет, легковая машина, поезд, лошадь, корабль, автобус.

Вот мы и прибыли на необитаемый остров. А почему он называется необитаемым? Как вы думаете? Что нам нужно обя зательно помнить и знать, чтобы выжить на таком острове?..

(Быть всем вместе. Помогать друг другу. Заботиться друг о друге. Не есть незнакомые растения, ягоды, грибы. Опасаться диких зверей, змей, насекомых, крокодилов, незнакомых людей. Быть осторожными при переходе болот и рек.)

У меня есть план острова, и на нем обозначено место, где зарыт клад. Давайте внимательно рассмотрим план. В самом начале плана лабиринты, по которым мы должны пройти. Но сна чала вы обозначьте свой путь через эти лабиринты и расскажите, какие опасности нас поджидают.

(Раздает листочки со схемами лабиринта.)

Ребята, тот, кто первым «пройдет» по своему лабиринту на плане, тот пойдет впереди.

А теперь мы с вами пойдем по настоящему лабиринту Давайте посмотрим по карте... Наш путь начинается с воды, а во г тропинка, по которой мы должны идти. Будьте осторожны! Помогайте друг другу - ведь по обеим сторонам пропасть. Запом ните, двигаться надо небольшими шагами, не спеша. А теперь сни мите обувь: по лабиринту мы пойдем босиком.

Во время продвижения воспитатель задает детям вопросы:

Что сейчас чувствуют твои ножки? (Твердо, колко, мягко, тепло, прохладно, щекотно.)

После прохождения лабиринта дети надевают обувь.

Посмотрим по карте, куда мы должны двигаться дальше... Правильно, вот к этому кусту. Осторожно, ребята, там кто-то при таился... Кто же это? Лев!

Вы его боитесь? А давайте все вместе испугаем льва, чтобы он убежал. Мы превращаемся во львов. (Асана «Лев».) Рычим очень громко! Еще раз! Смотрите, лев убежал - испугался нас.

Вы, наверное, устали и проголодались. Сейчас мы с вами сделаем привал. Где мы можем остановиться - посмотрите по карте. Может, на этой полянке, возле красивого водопада? Какой он красивый, как сбегает вода по его уступам, как журчит! Какие красивые растения вокруг!

- Давайте отдохнем. Лягте поудобнее, закройте глаза и слу шайте мой голос.

Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный летний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цве тов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело ста новится легким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным - хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Хорошо отдохнули? Но все, наверное, проголодались. Что же мы приготовим на обед?

На первое? (Игра «Поварята» - моделирование из мозаики.)

На второе? (Моделирование «Каша» - из мозаики.)

- Посмотрим на карту. До клада у нас осталось совсем немного. Как вы думаете, где же тут может лежать клад?

Да, я тоже думаю, что под деревом.

Посмотрите, какое красивое дерево! Давайте покажем, какое оно. (Асана «Дерево».)

- А теперь давайте поищем клад. Вот он. Открываем крышку сундука. Что же там лежит? Ребята, посмотрите: это полоски драго ценных старинных металлов. Кому какая полоска больше нравится? Покажите полоску, которая вам нравится больше. Пощупайте ее и расскажите, какая она, что видят ваши глазки и что чувствуют ваши пальчики.

Клад вы забираете с собой в группу (Центр тахтильности.)

- Вот и закончилось наше необычное путешествие.

9. Ритуал окончания занятия.


Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно - перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты.

Оборудование сенсорной комнаты и его использование

Для наполнения и содержания нашей сенсорной комнаты используется современное оборудование фирмы «АЛЬМА».

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.

Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс занятия в сенсорной комнате»

Тема занятия : «Волшебство в тёмной комнате ».

Цель: Сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды сенсорной комнаты.

Задачи :

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

Создание положительного эмоционального настроя;

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;

Облегчение состояния тревожности;

Развитие внимания, достижение эффекта релаксации;

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи групп «Zodiac», «Space», музыка водопад.

Ход занятия .

I .Организационный момент.Настрой на занятие.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Я приветствую всех вас в нашей волшебной комнате. Я вижу, что у некоторых мои слова вызвали удивление: в чём же состоит волшебство, ведь с виду это обычная комната. Я вам немножко подскажу, ребята: волшебство заключается в необычных предметах, которые находятся в этой комнате.

Тему нашего занятия я объявлю чуть позже, а пока начинаем работу.

Ребята, я хочу, что бы мы подарили друг другу улыбку. В этом нам поможет наш волшебный мяч. Я бросаю вам мячик и дарю свою улыбку, вы бросаете мячик обратно и дарите свою улыбку.

С таким позитивным настроем мы и начнём занятие.

II . Вхождение в тему занятия. Принятие правил работы в группе.

Сегодня у нас будет необычное занятие – путешествие-исследование на тему: «Волшебство в тёмной комнате».

Ребята, в детстве я мечтала полететь в космос. Да и сейчас, если бы мне предложили, с удовольствием посмотрела на нашу красавицу – Землю и отправилась погулять на Луну. А вы хотели бы побывать в космосе и стать исследователями других планет? (дети отвечают). А стать космонавтами- исследователями других планет.

- Сегодня у нас появилась такая возможность! Нам пришло необычное письмо, которое я вам сейчас зачитаю. (Педагог-психолог зачитывает письмо).

Здравствуйте дорогие ребята!!!

Пишет вам Лунтик, житель планеты Голубой звезды.

Когда я узнал, что на Земле живут такие умные, красивые и дружелюбные дети, я решил попросить вас об услуге.

Помогите мне, пожалуйста, собрать звездочки, которые случайно потерялись.

Для этого я приглашаю вас к себе на планету Голубой звезды. С уважением, Лунтик.

Перед полётом я должна познакомить вас с правилами настоящего космонавта:

    Слушай внимательно, не отвлекайся.

    Говори спокойно.

    Не нарушай дисциплину.

    Выполняй команды своего командира (т.е. меня).

III . Работа по теме занятия.

А) Упражнение «Качества настоящего космонавта».

Ребята, давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать настоящий космонавт?

(внимательный, сильный, смелый, надежный, веселый, активный, справедливый, любознательный, общительный, вежливый и др.)

Вывод: Самое главное в космосе – быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Эти качества пригодятся нам и сегодня.

Б) Отправляемся в полет.

- Ну а теперь пора на старт. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, это наша ракета, считаем: 10, 9, 8,7,6,5,4,3,2,1,0 – старт,поднимаем руки «Ура мы летим!».(дети издают звук «У-у-у-у» и раскачивают руками. Педагог-психолог выполняет движения вместе с детьми.) Выключается свет, включается легкая музыка, «Зеркальный шар».

- Отлично! Мы в полёте, и сейчас у нас всех состояние невесомости. А вы знаете, что это такое?(Невесомость – это состояние, когда отсутствует сила земного притяжения и человек парит, как птица.Такое состояние обычно бывает в космосе). Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво, под музыку. Педагог-психолог следит за выразительностью движений детей, «летает» вместе сними.

- А сейчас давайте все вместе подлетим к иллюминатору (панно «Бесконечность»). Ребята, посмотрите сюда и представьте, что там, где-то далеко, видна наша планета.

Вы видите её? Какая она? Какого она цвета? Видно ли на ней горы, моря, города? А людей? (Ребята рассказывают о том, что увидели ).

А теперь все в круг, беремся за руки. Команде корабля приготовиться к посадке!

Дети становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх.

Дети выражают эмоцию радости. Звучит музыка, можно включить свет.

- Итак, мы на планете «Голубой звезды» но не спешите, ведь она нам незнакома и здесь нас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу! Приготовимся покинуть ракету!

(Педагог-психолог и дети «выходят» из ракеты по мостику. Педагог-психолог даёт чёткие указания детям, помогает, тем, у кого не получается):

Идём по мостику, держим равновесие, спинка ровная, руки в стороны.

Педагог-психолог предлагает детям пофантазировать:

Ребята, давайте осмотримся… Сколько здесь интересного!

В) Психогимнастика. Проектор «Солнечный» (сменный диск «Лес»).

- Посмотрите, перед нами космический лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите какие? А под ними растут невиданной красоты кустарники. Они не такие высокие, как деревья. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава и мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. (Дети показывают движениями высоту деревьев, кустарников, травы).

Скажите, похож ли этот космический лес на тот, который мы можем увидеть на Земле?

Ребята, посмотрите здесь тропинка. Давайте прогуляемся по Голубой звезде и исследуем её. Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно. (Проходят по сенсорной дорожке на носочках, на пути – пузырьковая колонна).

Г) Пузырьковая колонна.

Смотрите, какой необычный фонтан с пузырьками! Назовите, на что он больше всего похож?

Поймайте взглядом один пузырек и проследите за ним.

Прикоснитесь к колонне и скажите, что вы чувствуете? (тепло-холод, гладкая-шершавая, вибрация).

Сколько пузырьков?

Какого они цвета?m(синие, жёлтые, красные и т. д.)

Молодцы!!!

Д) Сухой бассейн.

Ой, что это? Это озеро! Какое оно необычное, яркое, переливающееся! Наверняка там кто то живет! Поищем?(Дети подходят к сухому бассейну и руками ищут там обитателей). Молодцы! Вот и обитатели нашего волшебного озера

А нам пришло время отправляться в путь. Дорожка - перед нами (дети идут по тропе на носочках).

Е) Сказочный цветок.

Что же ещё есть на этой планете? Посмотрите, здесь растут даже цветы!

(Дети находят красивый цветок, удивляются им, любуются, нюхают его).

Ребята, вы знаете, как называется этот цветок?

Это волшебный цветок Иланг-иланг. Давайте еще раз понюхаем его и наберемся здоровья и сил перед дальней дорогой.

А пока продолжаем путь.(Дети находят следы инопланетян, идут по следам).

Ж) Сухой душ.

(Звучит мелодия со звуком журчания воды).

Посмотрите, какой перед нами водопад.Вы любите купаться? Тогдадавайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?

Сегодня мы с вами преодолели нелёгкий путь и немного устали. Давайте смоем с себя усталость в струяхэтого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозьвас и уносит с собой всё ненужное и плохое. Вы только посмотрите, звездочки разлетелись так далеко, что даже плавают в струйках водопада. Нужно их тоже собрать, пока их не унесло течением. А теперь давайте присядем и поговорим…

Кому из вас удалось представить настоящий водопад?

Смогли ли вы почувствовать воду?

Вам понравилось купаться в нашем водопаде?

Что вы чувствовали, когда купались?

IV . Заключительная часть.

- К сожалению, наше путешествие, заканчивается. Приходит время возвращаться домой на Землю. Там нас давно уже ждут наши друзья.

Становимся в круг, берёмся за руки. Поднимаем руки, делаем вдох(взлетаем), летим, держимся за руки, опускаем и делаем выдох. Приземлились!

Включается свет, выключается звездное небо и музыка.

Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родную школу!

Вы только посмотрите, сколько друзей (гостей) пришло нас встречать. Мы вернулись с космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Ребята давайте подарим нашим друзьям (гостям) волшебные звездочки, которые приносят удачу. (Дети дарят звездочки всем присутствующим гостям).

Педагог-психолог: Кончакова К.И.

Конспект занятия с дошкольниками в тёмной сенсорной комнате «Животные»

Автор: Бухмиллер Оксана Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова центр интеллектуального и творческого развития детей "Неваляшки" г.Новосибирск
Описание материала: Уважаемые педагоги и воспитатели, рада представить вашему вниманию конспект занятия в оборудованной темной сенчорной комнате в младшей и средней группе с использованием элементов ознакомления детей с окружающим миром.
Цели: Расширение знаний подростков об окружающем мире.
Задачи: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления, внимания; стимуляция движения глаз; снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: зайка, массажные мячи, аудио записи с голосами животных, телевизор, изображения животных для показа на телевизоре, воздушно-пузырьковая трубка, световой стол для рисования песком.
Ход занятия:
Приветствие: "Здравствуйте ребята"
Все детки сидят в темной сенсорной комнате в кругу.
Раздается стук появляется мягкая игрушка - зайка.

Педагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, кто это пришел сегодня к нам в гости?!
Ответы детей

Педагог: Правильно это зайка, зайка хочет со всеми поздороваться, давайте каждый поздороваемся за лапку и скажет "Привет"
Каждый ребенок здоровается с зайкой.
Педагог: Ребята, а смотрите что зайка нам принес интересное, это волшебные мячи, давайте мы с Вами поиграем с ними, разогреем наши пальчик.
Игра с массажным мячом.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.

(Сначала катаем двумя ладошками, потом по внешней стороне руки одной, затем другой, затем катаем по одной щеке потом по другой)
Педагог: Какие у всех ловкие пальчики, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, проверим кто может дуть сильно-сильно, как ветер за окном?!
Я всем раздам ватку, вам нужно положить её на ладошку и сдуть её, мы проверим у кого ватка улетит дальше.
Дыхательная гимнастика "Ватка"
Педагог: Ой какие вы все сильные! А сейчас давайте все послушаем кто же спрятался в нашей волшебной комнате?
Музыкальная игра "Угадай голос"
Педагог включает аудио записи с голосами животных, а дети должны угадать чей это голос.
Педагог: Ребята вы все такие молодцы, угадали все голоса и даже не ошиблись, а сейчас я вам предлагаю немного подвигаться и поиграть с нашей волшебной трубкой. Когда на ней будет загораться красный свет вы должны топать, когда зеленый- хлопать, а когда синий-нужно подпрыгнуть.
Игра с воздушно-пузырьковой трубкой.
Педагог: Молодцы, все хорошо знаете цвета, и прыгаете высоко, и хлопаете звонко, а топаете громко громко.
А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете животных, я вам буду показывать изображения, а вы должны найти какие животные на них стпрятались.
Игра "Найди животное"
Педагог показывает картинки на телевизоре, а дети должны найти кто из животных спрятался в деревьях
Педагог: Какие вы все ребята внимательные, всех животных нашли и правильно угадали!
А сейчас я всем предлагаю поудобнее лечь на коврики и закрыть глазки, представить что мы с вами идем по лесной полянке вокруг поют птички (звучит аудио запись пения птиц), дует ветерок. Мы с вами посмотрим на лево, потом на право сколько много животных. Глазки у всех закрыты хорошо рассматриваем кто бегает по лесу!? (тишина, дети лежат на ковриках)
А сейчас я каждого буду подзывать к себе и на нашем волшебном столе вы должны нарисовать кого же вы встретили в лесу.
Педагог подзывает по одному ребенку к себе и предлагает нарисовать на световом столе для рисования песком, животных, ведем беседу с ребенком, спрашиваем кого он нарисовал.
Педагог: А сейчас открываем глазки, настало время прощаться с нашим гостем, зайке пора возвращаться домой. Давайте все дружно скажем ему "До свидание!"