Конспект собрания в первой младшей группе. Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Давайте познакомимся

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет всœе на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всœем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где всœе разрешается. Ты можешь делать всœе, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, к примеру их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целœей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика 22. Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция . Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателœей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителœей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всœей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Наши дети взрослеют.
Какие они, наши дети? Можно сказать-умные, деловые,целеустремленные, трудолюбивые,знающие, много понимающие и многое умеющие. И это правда.
Можно сказать- упрямые, самолюбивыелегкоранимые, обидчивые, непослушные, капризные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам, вечно конфликтующие со взрослыми. И в этом тоже есть правда.
Потому что они- очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только что складывающихся характеров. Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, поспешные суждения.непродуманные методики- ведь дети- это продукт нашего воспитания, и они становятся родителями быстрее, чем меняются некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее. И мы предъявляем ей высокие требования, так как передаем ей то, что уже сделано.
Как понимать наших взрослеющих детей? Как вести их из сегодня в завтра?
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста- развитие самосознания, открытие собственного " Я".Интерес подростка к самому себе активизируется процессами полового созревания и связанными с ними психофизиологическими изменениями.
В ранней юности быстро перестраивается и расширяется сфера общения и деятельности. Для ребенка авторитетом, как правило,бывают родители. Становясь старше, ребенок постепенно перестраивает отношения, основанные на зависимости от взрослых.В подростковом возрасте -превалирует оценка своих личных качеств, способностей и отношений. " На что я годен?" И " Как я выгляжу?"
Существует два способа самооценки. Первый- это желание выделиться,Если я не спасовал в трудной ситуации,- значит я не трус. Если взялся за трудную задачу, значит я способный. НО здесь может быть и опасное озорство, и хулиганство,так как велико желание завоевать популярность у сверстников.
Второй способ самооценки- сопоставление мнений окружающих о себе.
В 14-15 лет подросток начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции. Интерес к собственным чувствам и настроениям велик.
Одновременно с сознанием своей уникальности, неповторимости. непохожести на других приходит чувство одиночества. Подросток испытывает потребности в общении, но оно становится избирательным, часто уединяется, молчит, стараясь услышать свой внутренний голос.
Преувеличение своей уникальности очень часто рождает у старшеклассников застенчивость, страх показаться смешным.
Юношеский возраст- это переход от беззаботного детства к ответственной, сложной жизни взрослого человека. Мечты о будущем занимают центральное место в юношеских переживаниях. Велика вера в личное бессмертие. А бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.
" Ребячество" с двумя- тремя годами юности- самая полная, самая изящная, самая наша часть жизни, да чуть ли не самая важная, она незаметно определяет все будущее.Это слова А.И. Герцена. И с ними нельзя не согласиться.


Приложенные файлы

Цель: просвещение родителей по вопросу организации игры детей младшего дошкольного возраста.

1) Развивать навыки группового взаимодействия.

2) Познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

3) Вызвать интерес к освещенной теме через организацию практических упражнений.

Форма проведения: Семинар – практикум

Предварительная работа:

1. Оформление фотовыставки «Удивительный мир игры».

2. Подготовка мини-лекции «Игра – не забава».

3. Изготовление памяток для родителей «Какие игрушки нужны малышу».

4. Сбор необходимого материал для проведения практической части семинара:

В зале три стола, на каждом материал для определенных игр:

Пальчиковый театр «Семья»;

Кукла Катя и набор доктора;

Фигурки животных и кубики.

Ход собрания:

Родителей приглашают в зал и просят сесть за тот стол, где им будет удобно.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас собрание пройдет в форме семинара-практикума.

Повестка дня

2. Практикум «Играем вместе с детьми».

3. Вручение благодарственных писем родителям.

1. Мини-лекция «Игра – не забава».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять, не потому что делу время, потехе час, а потому что, играя ребенок учится и познает жизнь.

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника.

И сейчас мы предлагаем начать наш разговор с диалога.

Родителям предлагается вытянуть по одному вопросу – билету.

Вопрос 1 : Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Если не играть с ребенком, не руководить его игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и со сверстниками.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, и требуют новое.

Вопрос 2 : Как необходимо играть с детьми?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, будьте с ним на равных.

Необходимо хотя бы на 10-15 мин в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и в свою очередь способствует более успешному умственному развитию.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.

Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.

Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Вопрос 3: Как вы учите ребенка играть?

Что в ваших семьях делается для того, чтобы ребенок умел играть?

(Ответы родителей)

Вопрос 4: Где хранить игрушки?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Не обязательно, что все игрушки находятся в поле зрения ребенка. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.

Собранную пирамидку можно поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машинку. Куклу усадить за столик, или на кроватку, строительный материал конструктор в коробку.

Книги, журналы, карандаши – не игрушки, выделить для них особое место.

Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, чтоб ребенок самостоятельно мог взять игрушку.

Вопрос 5: Как правильнее вмешаться в игру ребенка: «Ну, хватит возиться со своей машинкой - иди обедать! Сколько можно тебя ждать!» или «Когда машина доедет до … пусть водитель идет обедать».

(Ответы родителей)

Воспитатель: Спокойное игровое подключение родителей к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.

Вопрос 6: Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку необходимо успокоиться перед сном.

(Ответы родителей)

Воспитатель: Ваш малыш активен и подвижен – это хорошо. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Ведь дети любят все, что называется игрой, ведь игра – это самая интересное занятие в жизни.

Продолжим мини-лекцию. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком» - писал Василий Александрович Сухомлинский.

Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.

2. Практикум

Сейчас мы предлагаем поиграть.

Первая команда «Семья на пальчиках»

Вторая команда «Кукла Катя заболела»,

Третья команда «Животные и кубики»

Первое задание: назовите как можно больше игровых действий в игре

Второе задание: чем может быть предмет – заместитель?

Одним из важнейших способов развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Игры с куклами можно организовывать на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др. Для таких игр нужны определенные игровые атрибуты - игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребенком можно вводить различные предметы-заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. На первых порах вы можете подсказать, как можно использовать один предмет вместо другого. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть, замещая одни предметы другими. Малыш будет уже без вашей помощи разыгрывать разные сюжеты с куклой.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры-занятия в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения да еще ругает за неправильные действия или отказ от них. Игра должна всегда оставаться игрой: интересной, желанной, радостной.

А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о прошедшем собрании.

Что вам больше всего понравилось/ не понравилось в ходе нашего семинара-практикума? Узнали ли Вы что-то новое для себя?

Ведущий благодарит всех за внимание и участие.

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни. p<>Задачи:

1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;

2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками";

4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Подготовительный этап.

2. Основная часть:

      • Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
      • Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
      • Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики.
      • Обратная связь с родителями;
      • Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками".
      • Обсуждение домашнего задания для родителей;
      • Вручение памяток по темам родительского собрания: "Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала" и "Картотека пальчиковых игр".

3. Подведение итогов собрания .

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

Анкетирование родителей по теме: "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?" (Приложение.)

Оформление памяток для родителей.

Оформление фотопрезентации по теме: "Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики".

2. Основная часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?

Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.;

Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;

Одевание и раздевание игрушек;

Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации):

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка . Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

2. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

3. "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;

4. "Сенсорная клавиатура" - развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы;

5. "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

6. "Найди в домиках..." - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

7. "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;

8. "Шумелки" - развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;

9. "Коллекция камней" - развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;

10. "Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль" - развиваем мелкую моторику рук, зрение;

11. "Пересыпаем зерно ложками разного размера" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер;

12. "Сухой бассейн" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;

13. "Соляная пещера" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;

14. "Рисование на манке" - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;

15. "Подбери крышечки" - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;

16. "Сделай ежику иголки" - развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;

17. "Книга знаний мелкой моторики "Непоседы" - развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;

18. "Почитаем" - развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.

Во всех наших творческих работах - пальчикам детей всегда приходится потрудится. Это и "Осеннее панно из листьев" и коллективная работа: "Букет для мамочки" и "Новогодний барашек" и т.д.

Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия?

– Ответы родителей.

– Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?

– Ответы родителей.

Конечно это пальчиковая гимнастика.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика . Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику , то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает внимание, память, мышление;

Развивает тактильную чувствительность;

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.

– Игра с родителями из серии "Расскажи стихи руками" (приложение).

– Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала: крышек от разных бутылок и коробок разного размера.

Вот что у Вас должно получиться:

3. Подведение итогов собрания.

  • Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
  • Принятие решения собрания.
  • Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение).

Приложения к работе можно .

Родительское собрание в I младшей группе: «Что, как и почему рисуют наши дети?»

Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий проведения родительского собрания по развитию изобразительной деятельности младших дошкольников. Данное родительское собрание было проведено в нетрадиционной форме, а именно в форме игры «Счастливый случай». Материал будет полезен воспитателям, которые стремятся к использованию новых интересных форм взаимодействия с родителями.

Родительское собрание в I младшей группе: «Что, как и почему рисуют наши дети?»

Ход собрания:

Уважаемые родители! Добрый вечер! Рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено рисованию. А тема его звучит так: «Что, как и почему рисуют наши дети?»
А проведём мы его в форме игры «Счастливый случай». Надо отметить, что тема «Что, как и почему рисуют наши дети?» выбрана не случайно: результаты диагностики детей, анализ их рисунков показывает, что некоторые дети испытывают трудности в рисовании; результаты родительского анкетирования показали, что большинство из вас хотели бы узнать особенности детского рисования и подробнее познакомиться с этой проблемой.
Как рисуют наши дети? Почему у них не всё получается? Как помочь нашим детям рисовать и сохранить это желание до конца жизни? Вот на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы сегодня.
Итак, приступаем к игре «Счастливый случай» и разрешите мне быть её ведущей. Вы, уважаемые родители, являетесь участниками 2-х соревнующихся команд. В зале, как и на любой игре, присутствуют зрители (в нашем случае это воспитатели всех групп детского сада), есть члены жюри – это администрация нашего детского сада. Позвольте представить (идёт представление членов жюри).
Теперь, уважаемые участники игры, в командах предлагаю выбрать капитана и дать название своей команде. Эмблемы с названиями команд вывешиваются на магнитные доски)
А теперь правила игры:
- игра состоит из нескольких геймов, которые будут носить разный характер: познавательно-информационный, соревновательный и даже развлекательный.
- тема каждого гейма будет определяться цветом игрового поля, на котором остановится фишка. Фишка передвигается по игровому полю согласно количеству точек выпавших на верхней грани игрального кубика.
- за правильный ответ или победу в гейме будут начисляться баллы в виде магнитиков. В конце игры определится победитель.
Итак, игрокам – удачи!!!

Первый гейм определён. Он красного цвета. Дина Владимировна, что же обозначает красный цвет, каково его влияние на человека?
КРАСНЫЙ. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Предпочтение красного цвета означает: уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. "Красные дети" Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.
Тема 1-го гейма: «Что такое рисование?»
Задание командам: из частей составить целую фразу и прочитать её. /Рисование – это изображение какого-нибудь предмета или явления на чём-нибудь чем-нибудь.
Рисовать – изображать предметы и явления на плоскости при помощи графических средств (штрихов, контурных линий, пятен)./
/определения помещаются на магнитную доску/
В анкетах вы, уважаемые родители отметили, что 12 детей (из 19) рисуют по своей инициативе преимущественно, остальные рисуют по предложению взрослого, но никогда не отказываются рисовать. Дети любят рисовать, а чем же так привлекательно для них рисование? Что делает его столь желанным занятием?
Во-первых, рисование доступно: взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй где угодно дома, в гостях и т.д.
Во-вторых, оно чувствительно: волнуют образы и сюжеты, изменчивость цвета, волнуют сами рисунки.
В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и проверить и показать свои знания.
В-четвёртых, оно выразительно: рисуя можно больше выразить, чем словами. Можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, страхи, знания.
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь.
Истинная ценность детского рисования заключается не только в том, какого качества рисунки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт.

Второй гейм. Выберем его цвет (бросают кубик). Что обозначает жёлтый цвет?
ЖЁЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. "Желтые дети""Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
Тема этого гейма: «Возрастные особенности рисования».
По мере взросления ребенка меняются его рисунки. Каков возраст – таков рисунок. Развитие графического самовыражения у детей происходит параллельно с их психическим и моторным развитием. Приведенные ниже данные, естественно, приблизительны:
- как только ребёнок возьмёт в руки карандаш, начинается в его творчестве доизобразительный период. Малышу нравится оставлять след на бумаге. В возрасте около года начинается период каракулей: беспорядочные каракули, зигзаги, подобие окружности без какой-либо идеи.
- почти до 2 лет может исписать ни один лист похожими каракулями.
- 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги. В 2 года – рисуют вертикальные линии, в 2,5 года – горизонтальные линии, спирали.
- 3-4 года. С этого возраста малыш начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом. Главное, чтобы мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е. начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возраста дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину и т.д. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появляться и детали: глаза у человека, окно в доме, труба, лучики у солнца, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Любят рисовать в 3 года – кружочки, солнышки, в 3,5 года появляется первый человечек (ручки, ножки…отдельно), крестики. К 4-м годам малыши "обозначают" свои изображения: "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки.
- 4-5 лет. Ребенок больше внимания уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), наблюдается несоответствие величины, появляется сюжет. 4 года – квадрат, ребенок пытается воспроизвести знакомые ему предметы.
- 5-6 лет. В рисунках прослеживается сюжет. Ребенок стремиться нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающим, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные - изображение домика, солнышко в углу листа), следить за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым, травка зеленая и т.д.). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытаться отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново. В 5 лет – появляется человечек полностью, например, с деталями одежды, геометрические фигуры.
- 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремиться предать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это картина.Приведенные выше признаки развития рисования примерны. Всегда нужно учитывать особенности развития ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению.
Рисование является первым этапом в обучении письму: посредством умений, которые оно предполагает: держать карандаш, контролировать свои жесты, письмо как неотъемлемая часть жизни взрослых привлекает ребенка. Он очень рано начинает имитировать письмо взрослых. К 3-4 годам дети зачастую изображают подобие текста, имеющее для них магическую силу.
Как только ребенок научился писать некоторые буквы (например, свое имя), он зачастую начинает смешивать буквы и рисунки.
А сейчас задание командам: «Узнать, угадать и назвать, что нарисовано ребёнком». За правильный ответ команда получает 1 балл.
/демонстрируются детские рисунки, сделанные накануне каждым ребёнком в индивидуальной технике. Были предоставлены различные изобразительные материалы. Каждый рисунок назван ребёнком так, что не всегда название совпадает с изображением, что придаёт дополнительное веселье среди родителей./

Третий гейм. Определим его цвет (для этого бросается кубик и соответственно передвигается фишка по игровому полю). Например, синий цвет. Что он означает?
СИНИЙ. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
Предпочтение синего цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент. "Синие дети" «Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.
И речь в этом гейме пойдёт о «Материалах для рисования»
В детском изобразительном творчестве также могут использоваться различные материалы и необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования.
Наша программа «Истоки» предусматривает, в основном, обучение детей рисованию карандашом, фломастером и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш - твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда-обратно).
Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения. Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следует и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном ка¬ком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги.

Кисть - мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука устает значительно меньше. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Во второй младшей группе вначале детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4-6. Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
Для рисования хороши и фломастеры, они дают яркий, сочный цвет, рисовать ими легко - стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами. Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности детей можно для создания сказочных, фантастических изображений.
Разумеется, дети не знают своеобразия этих инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить. Необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними.
Я назвала традиционные инструменты для рисования. Но существует много других предметов, которыми можно рисовать. Задание командам: «Подумать и назвать как можно больше нетрадиционных рисовальных принадлежностей». Даётся время 3 минуты. Затем капитаны команд по очереди, не повторяясь, называют принадлежности для нетрадиционного рисования. За победу 1 балл.

Четвёртый гейм. Бросаем кубик, чтобы определить цвет гейма. Например, зелёный цвет. Как он воспринимается нами?
ЗЕЛЁНЫЙ цвет – это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
"Зеленые дети" «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.
И поговорим о том: «Как учить детей рисовать?»
Существуют определённые правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети. Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.
И сейчас, уважаемые родители, попрошу вас взять в руки карандаш и действовать им в соответствии с инструкцией, которую я буду проговаривать.
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. 6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно. 7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.
А теперь, дорогие мамы и папы, карандаш отложите в сторону, а будьте добры возьмите в руку кисточку и выберите себе краску. Я буду вас знакомить, как правильно рисовать кистью, а вы, пожалуйста, продолжайте действовать в соответствии с инструкцией.
Правила рисования краской:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Требовать запоминания правил детьми 3-4 лет нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей. Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.
Усвоение правил дает возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно ее применять.
Многих родителей волнует вопрос о том, как научить ребёнка рисовать красиво и правильно? Как привить ребенку любовь к рисованию? Это не трудно, рассмотрим основные приемы, которые помогут родителям воспитать у своего ребенка любовь к рисованию:
- Учите ребёнка наблюдать. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. Рассматривая с малышами окружающее, взрослый обращает внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.
-Существуют, так называемые наглядные методы и приемы обучения. К ним относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ приемов изображения; рассматривание рисунков при их оценке.Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.
-Можно использовать словесные методы и приемы обучения рисованию. К сюда относятся беседа, указания взрослого в начале и в процессе рисования, подсказки, использование стихов.
-Игровые приемы обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его жизни должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Так как все предметы имеют форму, и в основе предмета лежит определённая геометрическая форма, то важно научить ребёнка рисовать различные формы. Для этого существуют специальные формообразующие движения. И практически любое занятие рисованием необходимо начинать с игровых упражнений формообразующего характера. Дети вслед за взрослым сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: Например, в воздухе «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т. д.
У ребёнка должна быть возможность обследовать (обвести рукой, пальчиками) изображаемый предмет. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет, т. е. передать его пространственные свойства.
Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой взрослого) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей используется этот метод; в более старших группах основное место отводится подражательным действиям детей.
И ещё некоторые советы:
В 3 года малыш начинает рисовать уже какие-то одному ему понятные сюжеты. Тут главное не критиковать. Критические замечания по поводу рисунка воспринимаются малышом как выражение нелюбви к нему самому. Даже если перед вами жуткая каляка-маляка, найдите в ней что-то интересное и похвалите малыша. Спросите, кто есть кто, а не показывайте, как это нужно рисовать правильно, конечно, если ребенок сам об этом не просит.
В это время можно уже просить ребенка изобразить какие-то простые вещи. Дождик, мячик, травку. В это время ребенок рисует людей с одним ухом, без волос, с разными ногами. Не водите его рукой, пытаясь сделать рисунок правильнее, лучше побуждайте ребенка самого догадаться, что он сделал не так. Если ребенок забыл нарисовать какую-то деталь, напомните ему об этом: «Посмотри, что еще у него(у нее) есть?», пусть он сам вспомнит и дорисует. Это приучит ребенка внимательно рассматривать предметы, которые он рисует. В этом возрасте уже можно оставлять ребенка рисовать самостоятельно.
Если при этом ребенок рисует предметы совершенно невероятных цветов – не стоит его поправлять. Помните, что обучение рисованию – это не набор правил как рисовать тот или иной предмет, а помощь детям в самовыражении, и познании окружающего мира. Это отражение внутреннего мира ребенка. Нельзя:
- Подгонять.
- Требовать строгого следования указаниям.
- Грубо вмешиваться в работу ребенка. Что-то без спроса менять, заканчивать.
- Напрямую говорить, что не старается, высказывать замечания; говорить, как надо (даже о цвете чего-либо).
- Требовать немедленный результат – чтобы у ребенка получалось ровно то, что ему только что показали. - Преодолевать силой «не хочу рисовать это» – так мы отбираем свободу. Тут нужно не насилие, а творческая мотивация на самовыражение.
Несвоевременное обучение мастерству, конкретным приемам рисования – серьезная преграда творчеству, желанию пробовать и экспериментировать.

Пятый гейм. Какого он цвета? Оранжевого? А как же он влияет на нас? ОРАНЖЕВЫЙ цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
"Оранжевые дети" Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.
Тема пятого гейма: «Условия для рисования»
И сразу вопрос к командам: «Что нужно для того, чтобы ребёнок мог рисовать?» За каждый ответ балл.
/ведущий комментирует и направляет родителей для обозначения важных условий для рисования, которые приведены ниже/
1. материалы для рисования (бумага, карандаши, кисти, краски и т.д.). Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п. Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше. А нужны ли детям раскраски? «Да, нужны!». И вот почему:
-Раскраски содействуют развитию творческих способностей. Дети начинают пользоваться своим воображением, придумывать различные сценарии и создавать свои собственные сюжеты.
-Воспитывается усидчивость, терпение. Дети учатся концентрировать внимание.
-Творческие занятия позволяют избегать психологических проблем.
-Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, готовит руку к письму.
-Ребенок занят делом.
2. место для рисования: подходящие по размеру стол и стул. Необходимо приучать ребёнка сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги, обе руки до локтя опираются на стол.
Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.
Можно использовать небольшой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь.
3. для успешного рисования необходимо умение ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им.
4. достаточное освещение (свет должен падать с левой стороны).
5. разнообразие деятельности. Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15-20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию.
6. положительная оценка и похвала. Ребенку важно чувствовать, что родители ценят его, им дорого, то, что создает малыш. С ребенком важно быть рядом, чтобы он знал, для кого рисует; можно рисовать вместе; устроить картинную галерею в комнате. Все это необходимо, чтобы не пропал интерес к рисованию. Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят.
У многих родителей рисующих детей стоит проблема разрисованных стен; давайте своему ребёнку лист бумаги (альбом), стопка которых должна всегда лежать на одном и том же месте. Гарантия: ни одной испорченной стены, книги и т.д. А ещё все рисунки можно развешивать в комнате. Малышу нравится безумно! Через рисунки можно проследить развитие ребенка, его интересы, настроения.
Многие родители сохраняют произведения своих детей, кто-то складывает все в специальную папку, кто-то создает целые картинные галереи. Это благотворно влияет на ребенка - он учится уважать свой труд, оценивать (ведь в выставке участвуют только удачные картины), поддерживается адекватная самооценка.
Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным. Спустя годы выросшее чадо оценит усилия родителей по сохранению его произведений. Во время разногласий с ребенком (в подростковом возрасте, например) будет проще найти общий язык, если напомнить ему о детстве рисунками, фотографиями, сохранившимися поделками. С помощью видеозаписей занятий с малышом, сохранения его рисунков можно справиться либо сгладить конфликты с ребенком, выстроить "мостик" взаимопонимания.

Шестой гейм – последний. Его цвет: чёрный. Каково влияние чёрного цвета?
ЧЁРНЫЙ. Он обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решения и изменения в жизни. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.
"Черные дети" Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.
Тема гейма: «Дверь во внутренний мир. Расшифровка рисунков»
Рисунок ребёнка – отражение его души, чувств, отношения к себе, к семье и миру, который его окружает. Рисунок для него - не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца. В рисунке выходят страхи, сомнения, радости и потаенные желания, зажатые эмоции и переживания – что особенно ценно для детей. В нашей культуре не принято переживать эмоциональные состояния и выходить из них – бояться стыдно, плакать стыдно, кричать, пинать или как-то еще яро выражать свое состояние запрещено. Даже двигательная активность – не приветствуется. И в ребенке это копится, копится – непройденный до конца страх, непроплаканная обида, невыкриченная-невыплеснутая душевная боль. Но запирать и контролировать до бесконечности ребенок не может. Выходом могут стать психосоматические проявления, конфликтное поведение и пр. Но дети народ изобретательный – и они творят – рисуют – рисуют танки, пистолеты, взрывы (агрессия), дома, родителей, себя (семейные конфликты), принцесс (непринятие себя – желание быть красивой, нравится) и т.д. Они рисуют мечты, страхи, желания, любовь и ненависть, обиду и зависть – все то, что бурлит внутри их маленьких сердечек. И прорисовывая свою жизнь, они оставляют на бумаге все то зажатое и невысказанное, что позволяет опустошить или хотя бы не дать «внутреннему котлу» наполнится и взорваться. А при определенном внимании, дети иногда параллельно проговаривают или учатся говорить о своих чувствах. И бывает так, что, нарисовав и поговорив о рисунке и связанном с ним событиями-состояниями, какой-то застрявший в душе ребенка кусочек исчезает-растворяется в никуда.
Рисунок может при этом быть не обязательно тематический. Процесс «каля-маля» родителями не приветствуется: «ты что, маленький?» Но это - тоже рисование, не начальный этап, не подготовка – а полноценное рисование. И простое закрашивание листа красками имеет ничуть не меньший терапевтический эффект. Так что если ваш ребенок уже месяц красит лист в один и тот же цвет – дайте ему пройти эту стадию, значит там что-то беспокоит, значит где-то сидит заноза и мешает двигаться дальше. Можно насильно переместить ребенка по его личной линии развития – скажем, запретить «мазюкать» - но проблема не исчезнет, и будет или тормозить, или искать иной выход или просто останется еще один ядовитый шип внутри.
Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношения между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Отсюда и розовые коты, и огромные (на весь лист) мамы-принцессы с длинными волосами, и малюсенькие дети, забившиеся в угол листа. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный.
Расшифровка детских рисунков занятие настолько тонкое и требующее опыта, что только специалисты в этой области могут дать квалифицированную оценку увиденному. Однако, существуют общие моменты, наличие которых должно насторожить родителей:
- общее повторяющееся болезненное впечатление от рисунка,
- систематическое отсутствие каких-либо частей тела или деталей персонажей,
- темные или пустые глаза,
- излишние перечеркивания,
- обильное закрашивание черным,
- рисунки очень маленькие и располагаются на очень небольшом пространстве листа,
- ребенок систематически отказывается рисовать или разрывает свои рисунки,
- один и тот же рисунок повторяется месяц за месяцем,
- пустые фигуры,
- незавершенные формы. Рисуночные тесты для детей и их расшифровку предлагаем в папке, с которой можете ознакомиться в индивидуальном порядке.
Самым ценным является удивительная способность проживать стрессовую ситуацию в творчестве – в данном случае посредством рисования. Это происходит независимо от наших желаний и умений – взрослый или ребенок, эрудированный родитель или далекий от психологии человек – любой из нас в равной степени может прожить «арт-терапевтический сеанс», даже и не подозревая об этом, просто рисуя.
Сейчас, уважаемые родители предлагаю вам пройти небольшой тест «О ЧЕМ ГОВОРИТ ВАШ РИСУНОК?» Для этого прошу вас нарисовать дом. Если вы часто рисуете домики во время разговора по телефону, на работе или в любое свободное время, то это говорит о любви человека к домашней атмосфере, его стремлении к уюту. Часто такие рисунки рисуют одинокие люди. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. При этом если дверь домика фронтально расположена, это говорит об открытости человека.
Расположение двери сбоку справа - устремленность в будущее, сбоку слева - фиксация на прошлом.
Если окна задернуты шторами, жалюзи, закрыты ставнями - замкнутость, нежелание пускать в свой внутренний мир.
Отсутствие дымохода - нехватка теплоты в отношениях.
Дом слишком длинный - много воспоминаний и много планов.
Слишком четкий, многократно обведенный контур дома - попытки контролировать свои действия и эмоции.

И подведём итоги игры: подсчитаем баллы. А победила сегодня – дружба! Всем победителям в подарок альбом для рисования. И завершая нашу игру «Счастливый случай» хочу заметить, что часто мы произносим глупое выражение: "Да я ж не умею рисовать...". Вот люди говорят так, и сами не понимают о чем. Рисовать ведь по сути умеет каждый. Только глупые люди считают, что "уметь рисовать" значит "уметь срисовать", или скопировать окружающий мир, четко повторить его формы и оттенки. Но, это первое и величайшее заблуждение, которое накорню отрезает творческий полет!
Самое главное - это возможность выражать свой внутренний мир – свои переживания, эмоции, страхи и сомнения – все то, что бурлит внутри. А еще – не жалейте красок, кисточек и бумагу! Ярких вам пятен в жизни!
Теперь, уважаемые родители, ваши вопросы к нам, к администрации по теме собрания и не только.
И нам осталось принять решение сегодняшнего собрания.
1. Признать рисование одним из важных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста для их всестороннего развития и воспитания.
2. Родителям и воспитателям учить детей правильным приёмам работы с карандашами и красками, используя рекомендации-памятки.
3. Воспитателям и родителям поддерживать стремление детей рисовать, сохранять их желание общаться через рисунок, обеспечивая для этого специальные условия.
4. Родителям разнообразить детское рисование нетрадиционными техниками с целью развития их творческих способностей.