Темы род собр в средней группе. Родительское собрание в средней группе «И вновь за окнами сентябрь»

Родительское собрание « И вновь за окнами сентябрь» в средней группе.

воспитатель: Коновалова Г.В

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1.Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;

2.Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы ДОУ на новый учебный год;

3.Научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

выступления родителей по теме « Особенности воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Предварительная работа:

1.Оформление фотовыставки « Воспоминания о лете»;

2.Подготовка пригласительных билетов на собрание, изготовленных детьми;

3.Подготовка благодарственных писем семьям, принявшим активное участие в жизни группы;

4.Подготовка презентации « Добрые дела родителей» и журнала добрых дел;

5.Анкетирование родителей с целью выявлении предложений, запросов, пожеланий на 2015-2016 уч.г;

6.Подбор и оформление выставки методической литературы для родителей;

7.Консультационная работа с родителями, которые готовили выступления на родительское собрание;

8.Подготовка памятки дл родителей « Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста».

Материалы, оборудование: ноутбук, метод.литература, памятки, благодарственные письма.

Этапы

Деятельность воспитателя.

Деятельность родителей.

Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Нашим детям уже исполнилось 4-5 лет, они перешли в среднюю группу. Позади летние каникулы, впереди плодотворный, насыщенный, интересный учебный год. Несмотря на погоду, лето всегда будет самым запоминающимся временем дл вас и ваших детей. Мы оформили фотовыставку, и дети с удовольствием рассказали, чем они занимались в летний период. А сейчас я предлагаю упражнение « Как мы провели лето».

Встаньте те, кто ходил со своим ребёнком в лес… (на рыбалку).

Встаньте те, кто купался в море, в речке или побывал в аквапарке… (плавал вместе с ребёнком, загорал на пляже).

., кто читал детям книги…

., кто купил своему ребёнку мяч или любой другой предмет для двигательной активности.

., чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).

., чей ребёнок научился чему-нибудь новому.

Все родители встали (образуя круг), значит вы замечательно отдохнули.

Упражнение «Каким увидел (а) своего ребёнка летом».

    Он внимательный – хлопните в ладоши;

    Он ласковый – погладьте соседа справа по плечу;

    Он весёлый – топните ногами;

    Он трудолюбивый – ударьте себя по коленям;

    Он мой любимый – возьмитесь за руки.

Спасибо, очень приятно видеть наш дружный родительский коллектив, осознавать, что мы одна команда, а в любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение.

Родители выполняют упражнения, предложенные воспитателем. Цель: разрядить обстановку, настроить родителей на позитивное и плодотворное общение друг с другом.

Основной этап.

1.Выбор секретаря.

2.Педагогический всеобуч по теме « Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста».

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы , которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы , формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка . Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории , говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения . Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры , осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру , поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытыми к вопросам ребенка , интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

3. Как вы, наверное, заметили, первым пунктом в моём выступлении по возрастным изменениям ребёнка значится воспитание самостоятельности у детей. По данному вопросу я предлагаю заслушать Шихову Юлию

4.Как итог нашего разговора, я предлагаю заслушать выступление ещё одного родителя- Ракинцеву Анастасию Ивановну.

Родителям раздаются памятки с текстом выступления.

Выступление Шиховой Ю. по теме « Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста» . Обсуждение ситуаций, обмен мнениями.

Выступление Ракинцевой А.И " Уважайте своего ребёнка".

5.Особенности образовательного процесса в средней группе – выступление Башмаковой Е.А, которая рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитании и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности. Анализ анкет.

6.Показ презентации « Добрые дела родителей» и вручение благодарственных писем родителям.

Родители смотрят презентацию.

7.Сейчас я предлагаю заслушать отчёт старого родительского комитета и выбрать новый.

Отчёт старого родительского комитета и выбор нового комитета на 2015-2016 уч.г

Практикум.

« Современный воспитатель – это….»

« Современный родитель – это…»

«Современный дошкольник – это….»

« Каким я увидел сегодняшнее собрание….»

Родители делятся на группы и выбирают модератора. Модератор сначала записывает определения по каждому варианту, а потом озвучивает его.

Рефлексия.

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша – душа ребенка. У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Б удем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребенка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.

Родители пишут качества, черту характера своих детей и кладут в чашу.

Валентина Филиппченкова

Родительское собрание в средней группе .

Цель : расширение контакта между педагогами и родителями , моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год, повышение педагогической культуры родителей . Задачи : познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, познакомить с основными задачами на новый учебный год, рассказать родителям об образовательных программах, по которым будет осуществляться педагогический процесс, об основных занятиях и видах детской деятельности.

И хотя за окнами осень, но

«Солнце лучиком весёлым

В окна радостно стучит.

Мы сегодня к нам решили

Вас на встречу пригласить».

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы очень рады встрече с Вами! Нас объединяет интерес к теме воспитания и развития детей. У нас с вами общая цель : сделать пребывание ребёнка в детском саду комфортным, интересным и безопасным. Без нашего общего союза, без вашей поддержки и помощи в воспитании и развитии детей, пребывание детей в детском саду просто невозможно. Наш союз можно представить в виде треугольника. Во главе этого треугольника, конечно же, стоит ребёнок. Он познает новое, открывает себя. Мы, взрослые, должны помочь ему в этом нелёгком деле. Вспомним басню И. Крылова. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Отсюда следует вывод, что нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы нашим детям было интересно. Очень важно, чтобы между нами было понимание, добрые отношения, взаимопомощь, взаимная терпимость. В начале нашей встречи нам бы хотелось от небольшого коллектива работников группы поблагодарить Вас за помощь, которую Вы нам оказываете в приобретении всего необходимого для группы , в работе по благоустройству после ремонта, во всех делах группы , принимаете активное участие в акциях и выставках. Спасибо Вам, за ваше понимание. После нашей последней встречи прошло время. Как мы провели его узнаем, узнаем с помощью упражнений.

Похлопайте в ладоши те, кто ходил с детьми на рыбалку, в лес.

Похлопайте те, кто купался с детьми в озере, в реке, в море.

Похлопайте те, кто читал детям книги.

Чьи дети научились за этот период чему-то новому? Чему?

Да, я вижу, что вы прекрасно и с пользой провели время. Значит, Вы замечательные родители ! Что представляют собой дети 4-5 лет? Об этом расскажет Татьяна Евгеньевна.

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса, стал более послушным, спокойным. У него возрастает интерес к окружающему миру, становиться сильнее потребность в друзьях. В этом возрасте у ребёнка проявляется стремление к самостоятельности, ему важно сделать всё самому, он меньше нуждается в опеке взрослых. Ребёнок начинает понимать чувства других, сопереживает друзьям и другим людям. Он живёт в мире сказок и фантазий. У него развиваются творческие способности. Совместная игра становится сложнее. Появляются новые игры. Дети играют в «Больницу» , «Магазин» , «Парикмахерскую» , разыгрывают сюжеты любимых сказок. У ребёнка проявляется большой интерес к ровесникам, от внутрисемейных отношений он переходит к более широким отношениям с миром. Дети дружат, ссорятся, мирятся. Активизируется любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всём, что они увидят. Они готовы всё время говорить и обсуждать различные вопросы. Но у них недостаточно развита способность заниматься тем, что им интересно. У детей формируется потребность в уважение со стороны взрослого, для них оказывается очень важной его похвала. Повышается обидчивость на замечания взрослого.

Ребёнок может сосредоточенно заниматься в течение 15-20 минут. Он может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Дети могут называть форму, на которую похож тот или иной предмет, способны объединить группы предметов по величине, цвету. Выделяют такие понятия, как высота, длина, ширина. Возраст от 4 до 5 лет является важным периодом в жизни ребёнка. Это период интенсивного роста им развития детского организма. Возрастают физические возможности ребёнка, улучшается координация, движения становятся более уверенными. Сохраняется потребность и необходимость постоянно двигаться. Активно развивается моторика, лучше удерживается равновесие, сложнее становятся игры с мячом. В среднем ребёнок подрастает на 5-7 сантиметров, набирает 2 килограмма веса. Значительно увеличивается объём памяти : он способен запомнить небольшое стихотворение, принять задачу на запоминание.

Игра «Ладошка» .

А теперь мы с вами отдохнём. Я предлагаю обвести ладонь руки. В центре напишите имя своего ребёнка, а на каждом пальце напишите каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка. Родители выполняют задание .

А сейчас я познакомлю Вас с задачами на новый учебный год. В средней группе мы продолжаем работать по программе «От рождения до школы» . В неделю планируется 10 занятий по20 минут каждое. Планируем 3 занятия по физической культуре, 2 –по познавательному развитию, 1-по развитию речи, 1-по рисованию, 1- по аппликации и лепке (через неделю) . Очень коротко расскажу о том, чем мы будем заниматься. В течение года мы будем учиться считать до 5, будем уравнивать количество предметов двумя способами (добавить и убрать, закреплять знания о геометрических фигурах, определять направление движения от себя (налево, направо, назад, вперёд, вверх, вниз, закрепим знание частей суток. По ознакомлению с целостной картиной мира расскажем детям о предметах и их свойствах, о материалах, из которых сделаны предметы, об общественном транспорте, правилах дорожного движения, о безопасном поведение на улице, дома, о родном городе, познакомим с растительным и животным миром, о последовательности времён года. На занятиях по развитию речи будем закреплять произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков. Будем учиться согласовывать слова в предложении, использовать в речи предлоги, составлять рассказы по картине, игрушке. На занятиях по лепке освоим новые приёмы : прищипывание, с лёгким оттягиванием, приём сглаживания и вдавливания. Продолжим закреплять известные приёмы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями рук. Очень трудным для нас будет освоение ножниц. Будем учиться правильно держать их и пользоваться ими. Сначала режем по прямой, затем будем вырезать круг из квадрата, разрезать квадрат по диагонали. Мы очень надеемся на на сотрудничество с вами и помощь детям в освоение ножниц. На занятиях по рисованию будем учиться располагать изображение на листе бумаги, направлять внимание детей на соотношение предметов по величине. К известным оттенкам (розовый и голубой, добавим новые (коричневый, светло-зелёный, оранжевый) . Будем создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских игрушек. Познакомим с городецкими узорами.

Игра «Имя» .

Предлагаю написать сверху вниз имя своего ребёнка. Рядом с каждой буквой напишите, пожалуйста, слово, характеризующее черту характера вашего ребёнка. Сравните то, что написали на ладошке и сейчас. Подумайте, над чем можно поработать.

Игра «Нарисуй кружок нужного цвета» .

Поведение своих детей можно проанализировать с помощью кружочков. Если задание выполняется ребёнком, то рисуем красный кружок, не всегда-жёлтый, не выполняется -синий.

1. Всегда ли ваш ребёнок моет руки перед едой?

2. Вежливо ли обращается с просьбой?

3. Не говорит плохие слова?

4. Слушается Вас?

5. Проявляет агрессию?

Посмотрите на кружки, их цвета помогут решить над чем следует ещё поработать с детьми.

Психологи советуют, что для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, его нужно обнимать не менее 8 раз в день. Как приятно слышать. Когда некоторые мамочки, провожая ребёнка в группу говорят : «Я приду за тобой. Я тебя люблю» . Звучит музыка. «Детство-это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. Порой нам, кажется, что мы знаем о ребёнке всё, потом понимаем, что не знаем почти ничего. Ребёнок-тайна, он загадка, он маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро». Звучит песня «Творите добрые дела» .





Большинство родителей водят своих малышей в детский сад. При посещении этого учреждения ребенок развивает коммуникативные способности, учится самостоятельности, готовится к школе. Но только при совместной работе воспитателей и родителей возможно гармоничное развитие личности малыша. Именно для обсуждения разных проблем, решения насущных вопросов, регулярно организовываются встречи работников детского учреждения и родителей. в средней группе детского сада могут поднимать насущные бытовые вопросы, носить информационный характер. Но также воспитатели стараются уделить внимание особенностям воспитания и обучения ребят. Мероприятия могут проводиться в разных форматах.

Темы родительских собраний для средней группы

Стоит рассмотреть, какая именно тематика может быть затронута на таких встречах:

  • вопросы здоровья и физического воспитания следует регулярно поднимать на подобных мероприятиях, здесь можно остановиться на методах профилактики простудных заболеваний, способах закаливания;
  • полезно провести информационную работу с родителями о необходимости тех или иных игрушек для данного возраста;
  • одну или даже несколько встреч следует посвятить особенностям воспитания малышей, как привить им правила поведения, полезные привычки;
  • также важно уделять внимание вопросам обучения, воспитатели могут рассказывать родителям о том, как интересно и с пользой можно провести время дома с ребенком.

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе

Чтобы мероприятие было более интересным и запоминающимся, его иногда проводят в непривычной форме.

Можно подготовить своеобразную деловую игру. Для этого понадобиться подготовить сценарий. В нем должна быть обыграна ситуация, которая будет демонстрировать актуальную проблему. На такое родительское собрание в средней группе можно приходить с детьми. Малышей интересно привлечь к обыгрыванию проблемы. Например, на тему воспитания можно подготовить сценку о детском непослушании и способах справиться с данной проблемой. Ребята могут демонстрировать разные варианты негативного поведения, а воспитатели вместе с мамами будут разбирать каждую ситуацию и искать оптимальные пути решения.

Еще одной нетрадиционной формой родительских собраний в средней группе ДОУ может быть мастер-класс. С их помощью можно продемонстрировать способы изготовления поделок, подготовки домашних кукольных театров и представлений. Это позволит познакомиться с вариантами проведения семейного досуга и развлечений, которые принесут пользу воспитанию, а также развитию малыша.

Также часто проводят собрания для родителей в форме

Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребенком.

Задачи:

  1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.
  2. Знакомство родителей с видами «трудных ситуаций» взаимодействия взрослого и ребенка.
  3. Научить и сформировать у родителей навыки правильного взаимодействия с ребенком в той или иной ситуации.
  4. Повышение уровня взаимопонимания между взрослым и ребенком.
  5. Содействие формированию гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

Стимульный материал: клубок ниток, запись со спокойной музыкой, магнитофон, карточки с ситуациями, памятки для родителей

План проведения собрания:

  1. Приветствие родителей.
  2. Упражнение «Знакомство»
  3. Выступление психолога и анализ каждого типа ситуаций
  4. Игра «Пойми меня»
  5. Самостоятельная работа родителей в группах
  6. Рефлексия занятия. Подведение итогов и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  7. Релаксация «Очищение от тревог»

Ход проведения собрания:

1. Приветствие родителей

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание называется «Азбука взаимодействия родителей с ребенком» . «Буквами» азбуки родительского взаимодействия будут виды ситуаций, которые мы сегодня рассмотрим.

2. Упражнение «Знакомство»

Психолог предлагает родителям поближе познакомиться друг с другом, передавая клубок ниток. Тот участник, у кого в руках клубок, называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое характеризует его как личность. Затем клубок передается следующему участнику.

Когда клубок возвращается к психологу, он спрашивает: «На что похоже то, что у нас получилось?» (паутина, звездочка и т.д.)

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в жизни наши взаимоотношения с детьми напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном направлении, при этом необходимо еще раз повторить имя и прилагательное, чтобы все участники запомнили их.

3. Выступление психолога.

Жизнь человека можно рассматривать как цепочку ситуаций. Сегодня в различных науках развивается так называемый «ситуационный подход» , который стремится научить людей принимать правильное решение в различных ситуациях.

Вот и мы предметом нашего разговора сделаем ситуацию взаимодействия взрослого с ребенком. Предметом разговора станут такие ситуации, в которых действия ребенка нам по какой-то причине не нравятся, вызывают беспокойство, напряжение, раздражение и т.д., т.е. трудные ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Чтобы научиться выбирать правильные действия в той или иной ситуации, в первую очередь необходимо понимать, что внутри этой ситуации чувствует, хочет, переживает, понимает ребенок, почему он ведет себя именно так.

Исходя из мотивов действий ребенка, можно выделить семь видов ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого, которые мы и рассмотрим. Наша задача – научиться определять вид ситуации, т.к. от вида ситуации будут зависеть наши дальнейшие действия.

3. 1. Ситуации, трудные для самого ребенка.

Это ситуации, в которых ребенок не знал, как поступить, не подозревал, что делает что-то плохое, или даже был уверен, что поступает хорошо; сделал что-то нечаянно, случайно; не мог поступить иначе или был вынужден поступить именно так.

Главный признак ситуаций: ребенок не мог (не умел) поступить иначе, он сам страдает.

Рассмотрим пример ситуации такого типа.

В воскресный день девочка 8 лет со своей подругой собиралась на прогулку. Обычно дома был папа, который давал ей с собой деньги на мороженое, сладости. Но сегодня его не было, он ушел по делам. Папин пиджак висел на вешалке. Из кармана этого пиджака папа всегда доставал деньги. Девочка решила взять на себя папину миссию, раз он сам не может ее выполнить. Она была уверена на сто процентов, что папа дал бы ей деньги, просто сейчас его нет. Не долго думая, она взяла деньги из кармана и пошла гулять. Домой девочка вернулась в прекрасном настроении, но увидела разозленного отца. У порога он встретил ее жестким выкриком: «Воровка!» . Дальше она услышала, что отец в ней разочарован, что он не может ее больше уважать, что она будет наказана и не пойдет на улицу гулять две недели т.д. У девочки никто ничего не спрашивал, она не успевала вставить ни слова, а очень скоро уже и не могла говорить от душившей ее обиды.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? У нее не возникло и мысли о том, что она ворует или берет без спроса. Она была уверена, что это ее деньги и она берет свое – ведь папа всегда давал ей металлические деньги из кармана. Скорее всего она вообще не задумывалась о таком явлении, как воровство, так как никогда с ним не сталкивалась.

Почему папа так прореагировал? Наверное, он хотел пресечь воровство в зародыше и считал, что такая реакция станет ярким уроком на всю жизнь. Возможно, он сам когда-то пострадал от воровства и резко негативно к нему относился, что сделало его действия такими эмоциональными.

Девочка несколько раз брала деньги из кармана, но делала это хитро – брала только часть суммы, чтобы было незаметно. Хотя, конечно, она рисковала.

Зачем же она это делала? Если она ни в чем не виновата и не воровка, то зачем же воровать?

Потому что ее уже назвали воровкой. Для всех она воровка, причем назвал ее так самый дорогой для нее человек. Ей было очень обидно.

Что может сделать ребенок, которому очень обидно?

Как уменьшить боль обиды и оправдать действия любимого папы?

Внутреннее напряжение требует разрядки. Эти действия немного снимали боль. Могла она втянуться в это и продолжать дальше воровать? Могла.

Эта ситуация является очень яркой иллюстрацией существующего закона о степени наказания. Мы используем наказание для того, чтобы ребенок больше не повторял ошибочные действия, но реальной внутренней силой, которая может отвратить его от повторения проступка, является чувство вины и желание не поступать плохо в будущем, чтобы не быть виноватым вновь.

Таким образом, в ситуации, трудной для ребенка, мы его никак и ничем не наказываем, наказывать не за что!

Ситуации с деньгами, связанные с тем, что дети абсолютно не понимают их ценности, встречаются достаточно часто. Дети могут взять деньги из дома и раздать их ребятам, так как считают, что если они просто лежат, значит, они не нужны. Могут взять их для игры.

Вот еще один случай: Девочка-дошкольница часто навещала бабушку и играла у нее в разные игры, в том числе в магазин. Для игры она использовала деньги, которые лежали у бабушки в разных местах. Однажды, когда она с папой шла домой от бабушки, она нащупала в кармане платья бумажную денежку, которую забыла оставить у бабушки. Она вытянула бумажку и протянула папе. Папа очень обрадовался и сказал: «Ты нашла денежку?» Не дав ребенку вставить слово, он продолжал: «Какая умница! Добытчица! И отдаешь ее мне? Вот молодец! Мы на эту денежку что-нибудь купим!» В следующий раз, придя к бабушке, девочка специально положила в карманчик бумажную денежку. Ведь ей трак хотелось снова быть добытчицей, и чтобы папа ее снова похвалил. Потом бабушка заметила, что деньги пропадают, и сказала родителям. Виноватой во всем оказалась только девочка. Ее долго ругали, сказали, что она опозорила родителей, и запретили на какое-то время ходить к бабушке.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? В стремлении выполнить одобряемые действия?

Если у бабушки в разных местах лежали деньги, почему она должна была догадаться, что они ей нужны?

В ситуации, когда девочка копила деньги и на них купила родителям в подарок шоколадку и цветы, родители умудрились отругать девочку за то, что она врет и не говорит, где взяла деньги.

Почему мы так не хотим верить ребенку?

Может быть это связано с каким-то собственным детским опытом родителей или с их страхами перед возможным негативным развитием ребенка?

Зачастую из нашей подозрительности и недоверия как раз и вырастают те проблемы, которых мы хотим избежать, а обида детей остается надолго и разрушает отношения с родителями.

Ситуации такого типа могут быть самыми разными. Вот еще несколько примеров:

Вы купили ребенку новые резиновые сапоги. Отправляя его на прогулку, дали наказ – не испачкать новую обувь. Ребенок возвращается в мокрых сапогах. Почему это произошло? Выйдя на улицу, ребенок был наполнен радостью из-за обновки, все его внимание было приковано к красивым блестящим сапогам. А что можно сделать с сапогами? Конечно, испытать из возможности, показать другим ребятам, каких глубоких луж он теперь не боится.

За что же мы наказываем ребенка?

За его радость и эмоциональность?

За то, что он еще мал и не умеет сдерживать свои желания?

Что же необходимо делать взрослым, столкнувшимся с ребенком в такой ситуации? Если ребенок чего-то просто не знал, не понимал, не умел, ему было трудно, то, конечно, задача взрослого оказать ребенку необходимую помощь. Взрослым необходимо дать ребенку нужные разъяснения, научить его правильно действовать, обучить тем умениям, из-за отсутствия которых он сегодня с ситуацией не справляется. Нам не за что ругать и наказывать ребенка, не в чем его обвинять.

Интересно, что родители, потеряв кошелек или ключ, обычно расстраиваются и сочувствуют себе. Но если кошелек потерял ребенок, зачастую злятся на него за рассеянность, безответственность, невнимательность и т.д.

Если мы хотим, чтобы ребенок сделал выводы и приобрел новые способности, нам надо опираться на его понимание, включить его в осознаваемую им самим деятельность.

Если ругать и наказывать, то от этого проблема не решится, а закомплексованность, неуверенность у ребенка появится.

Если ребенок совершает данные действия потому, что не видит другого способа для решения своей проблемы, то наша задача – помочь ему решить проблему.

Причиной возникновения трудной для ребенка ситуации могут стать и сами родители, их взаимоотношения. Например, дети очень тяжело переживают ссоры родителей между собой, а тем более их решение развестись.

Также, ситуацию, трудную для самого ребенка, мы можем решить при помощи игры.

3. 2. Ситуации, возникшие в игре.

Это ситуации игры, т.е. дети просто играют, но то, что происходит в игре, нам хотелось бы изменить.

Если то, чем заняты дети, вступает в противоречие с нашими взрослыми делами, например, с необходимостью куда-то идти, чем-то нужным для нас заняться, то проще всего перестроить детей, войдя в игровую ситуацию через принятие на себя соответствующей игре роли и направив события в нужное русло.

Дети восторженно относятся к подключению взрослого к игре, так как он привносит в нее новые идеи, развивает сюжет игры, с ним интереснее.

Взрослые зачастую не считаются с тем, чем занят ребенок, и считают важными только свои взрослые дела. Поэтому родители настаивают, чтобы всякие игры были прекращены в связи с обедом, необходимостью спать и другими моментами. Хотя войти в игру и повлиять на ее развитие в нужную сторону совсем нетрудно.

Ситуация для анализа:

1. Леня ездит на велосипеде по квартире, представляя себя водителем большой машины. Мама зовет кушать, Леня отказывается, так как он не закончил доставку груза.

Решение: Мама берет тарелку с кашей, садится на диван и говорит: «Товарищи водители, загоните свой автотранспорт в парк. К вам прибыла передвижная столовая. Мы вас ждем» . Леня «подъезжает» к дивану, ставит велосипед-машину «в парк» , не забыв закрыть двери на ключ и включить сигнализацию. Леня спокойно поел, после чего продолжал свой рейс на машине. Все довольны.

2. Моей племяннице 5 лет. Очень часто, играя, она забывает обо всем. Как-то я был у них в гостях, собрались ужинать, позвали за стол Алину. А она играет в собачку Альку: бегает на четвереньках с поводком, лает, не реагирует на слова взрослых. Папа стал ругать дочь, ситуация накалилась.

Решение: Я ей говорю: «Алька, пойдем со мной твои лапы мыть, они у тебя грязные» . Беру за поводок, она с радостным лаем бежит в ванную. Помыв «лапы» , я говорю: «Давай скорее, а то твои косточки в миске остывают» . Аля бежит за стол.

Ребенок может погрузиться в игру под влиянием книги, фильма, мультфильма, который произвел на него сильное впечатление.

Например, пятилетний Денис очень любит мультфильм «Король Лев» , много его смотрит и начинает вживаться в образ льва, в его действия и поступки. Наступает время ложиться спать, а он ложиться на пол, как герой этого мультфильма. Мама пытается с ним говорить, в ответ он только рычит.

Что делать? Нельзя разрушать эмоциональную отзывчивость мальчика, глубокое проживание им событий мультфильма. Самое простое – взять на себя роль одного из героев мультфильма и придумать ситуацию, в которой Лев ложиться спать на приготовленное для него ложе. Например, злая королева предлагает ему лечь на жертвенный камень. Кстати, в мультфильме герои разговаривают на человеческом языке, поэтому мама напоминает ему, что он король Лев, который может говорить, и начинает с ним общаться.

Одной из проблем участия детей в игре является желание играть по-настоящему. Это стремление доставляет много хлопот взрослому и может привести к возникновению серьезной опасности. Вот, например, два мальчика играли дома в индейцев. Желая все делать по-настоящему, дети развели индейский костер прямо на полу в комнате. К счастью, дома оказалась мама, которая не дала состояться трагедии.

Играя в доктора, дети пытаются по-настоящему, проткнув кожу, сделать укол; в качестве таблеток глотают пуговки и детали мозаики. Поэтому наша задача – объяснить ребенку необходимость играть понарошку, так как игра – это условность, сама игра предполагает действия не по-настоящему. Когда мы играем, мы переносимся из обычной реальности в условный вымышленный мир.

3. 3. Ситуации проверки границ.

Это ситуации, в которых ребенок пытается нарушить запреты, чтобы отменить или смягчить их.

От взрослого человека ребенок узнает, что можно и нельзя, от взрослого идут запреты и их контроль. Взрослый устанавливает границы, за которые нельзя заходить, и устанавливает на них посты. Но ребенок от природы экспериментатор. Его психика ищет наиболее удобные и привлекательные варианты действий, а для этого проверяет установленные границы на прочность.

Девочка 4 лет услышала на улице, как мальчик сказал папе: «Папа, ты козел» . Она захотела узнать, можно ли говорить так ее папе. Интуитивно она понимала, что папа навряд ли посчитает такое обращение допустимым. Поэтому, придя домой и крикнув папе услышанную фразу, она побежала в туалет и закрылась в нем. Папа прореагировал бурно негативно, хотя дверь в туалет ломать не стал. Границы были установлены.

В потребности проверять границы есть особый период от 2 до 4 лет, когда ребенок очень внимательно выслушивает запреты взрослого (например, не дотрагиваться до печки, обожжешься) , и тут же делает то, что запрещено.

Получается, что запреты взрослых могут спровоцировать травмоопасные действия ребенка. Поэтому лучше организовать под вашим контролем личное знакомство ребенка такого возраста с опасным предметом.

Во многих семьях ребенок ведет себя совершенно по-разному в присутствии папы и мамы, с бабушкой и со своими родителями. Он экспериментировал, пробовал диктовать свои условия, в результате с кем-то получилось, а с кем-то нет. В соответствии с результатами ребенок выбрал линию поведения.

Вот пример такой ситуации:

«Лене купили нарядные лаковые туфли. На следующее утро она собирается в детский сад.

Лена: Я надену новые туфли.

Мама: Нет, Леночка, мы уже договорились, это туфли для праздников и для гостей.

Лена: Нет, я хочу сегодня! (Начинает плакать)

Папа: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Мама, может быть можно один только раз?

Мама: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи.

Лена плачет сильнее и заявляет: Тогда я не пойду в садик вообще.

Появляется бабушка.

Бабушка: Что опять случилось? Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра! Иди ко мне, девочка, расскажи, кто тебя обидел. Ах, туфельки? Я тебе куплю сегодня же другие, будешь в них ходить, когда захочешь…»

Какой опыт получает ребенок в этой ситуации? Опыт давления на людей при помощи слез и угроз, нытья и вымогательства, опыт лавирования между взрослыми.

Даже если один взрослый не согласен с требованиями другого, в ситуации взаимодействия с ребенком лучше промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

Есть семьи, правила в которых меняются в зависимости от настроения родителей. То, что было нельзя сегодня, можно завтра, но послезавтра снова будет нельзя. В такой семье ребенок ощущает жизнь как произвол взрослого и учится угадывать и использовать его настроение.

Итак, что же должен сделать взрослый, когда ребенок проверяет границы на прочность?

Нужно реагировать спокойно и доброжелательно, понимая, что такое экспериментирование является нормальным поведением для активного ребенка.

Основная задача взрослого – мягко, но однозначно подтвердить наличие границ, если нужно, еще раз обосновать их необходимость и напомнить о последствиях их нарушения.

3. 4. Ситуации проверки взрослого.

Дети пытаются проверить на прочность не только границы, но и самого взрослого. Дети намеренно создают трудную для взрослого ситуацию, в которой он проявляет себя, а они узнают – какой он настоящий.

Взрослые проверяются на эрудицию, ум, юмор, справедливость и прежде всего на психологическую устойчивость. Вычленены четыре качества, которые дети особенно ценят во взрослом человеке: доброта, справедливость, ум, юмор. На разных возрастных ступеньках эти качества располагаются по значимости в разной последовательности.

Организованные детьми проверки взрослого начинаются с проверок на психологическую устойчивость, когда взрослый оказывается в эмоционально трудной для него ситуации. Все это неожиданно и неприятно для взрослого и вызывает в нем бурю негативных эмоций. Что дальше предпримет взрослый? Накричит, будет искать виноватого, накажет? Все эти модели поведения и будут говорить о том, что взрослый проверку не прошел.

Очень часто в ситуации проверки взрослого мы наказываем ребенка. Сможете ли вы ответить на вопрос:

Почему же в такой ситуации мы чаще всего стремимся наказать ребенка? Может быть потому, что не готовы к таким ситуациям, не умеем сохранять эмоциональную стабильность и доброжелательность, боимся непредсказуемости, не способны реагировать на ситуацию, в которой выглядим неловко, с юмором?

Ситуация для анализа:

1. Маленькая девочка гостила у тети. Однажды, когда тетя укладывала ее спать, она обозвала ее коровой. Девочка думала, что в ответ тетя начнет ругаться.

Решение: Тетя сказала: «А ты – золотая рыбка!» . Затем девочка снова назвала ее коровой, и в ответ услышала ласковое слово. Таким образом, тетя все превратила в шутку, которая понравилась девочке. В дальнейшем, укладывая спать, они играли, называя друг друга ласковыми словами.

2. Кристина в возрасте 5 лет решила проверить, как поведет себя мама, если она спрячется. При этом она открыла дверь на лестницу, чтобы мама подумала, что она ушла. Мама обнаружила, что ребенка нет. Поиски ни к чему не привели. Она очень испугалась. Мама нашла Кристину случайно минут через 30-40. Кристина была напугана, поняв, что игра зашла слишком далеко, но сама она уже не могла ее прекратить.

Решение: Наказывать Кристину мама не стала, поняв, что девочка уже наказана свои страхом. Когда они обе успокоились, то поговорили спокойно, но со слезами на глазах. Мама сказала девочке, что очень ее любит и страшно испугалась, потеряв ее. Кристина молчала, обняла маму, а потом сказала: «Я хотела посмотреть, как ты будешь меня искать. Прости меня, мамочка» . Больше девочка так не делала.

Итак, задача взрослого – позволять ребенку проверять и уметь проходить проверки, т.е. продемонстрировать то качество, на наличие которого его проверяют, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

3. 5. Ситуации эмоционального выплеска.

Это ситуации нарушения ребенком этических норм общения вследствие тяжелого эмоционального состояния. Ребенок еще не умеет справляться со своими чувствами, не может их скрыть. Находясь во власти негативных эмоций, он говорит что-то грубое, резкое, обидное для собеседника.

Многие дети еще не умеют управлять своими эмоциями, справляться с чувствами, прятать их. Например,

  1. Девочка Тоня 5 лет, находясь у дедушки, пытается собрать картинку из кусочков мозаики. У нее это плохо получается, она начинает плакать. Дедушка, который любит внучку, предлагает ей отложить мозаику и продолжить работу позднее, на что Тоня говорит: «Оставь меня в покое, старый дурак!» . Дедушка обижается и в дальнейшем не разговаривает с внучкой.
  2. Знакомый мамы протягивает четырехлетнему ребенку «конфету» , которая представляет собой завернутый в фантик хлеб. Мальчик развернул конфету и, обнаружив содержимое, расстроился и сказал: «Дядя, ты дурак?»

Решение: Маме в этом случае нужно и помочь ребенку, и не обидеть гостя. Можно сказать следующее: «Сережа, не надо обижаться. Мы в детстве тоже так разыгрывали друг друга. Наш гость надеялся, что ты поймешь, что это шутка. Возьми другую конфету» .

3. В порыве гнева мальчик трех лет сказал маме: «Убью тебя и в ямку закопаю!» .

Надо понимать, что ребенок и сам, сказав неприятное слово, испуган, расстроен. Поэтому лучше, если реакция взрослого будет адекватна ситуации и не приведет в разрастанию конфликта, а поможет ребенку, ощутив свою неправоту, исправить ситуацию. Чтобы это получилось, нужно использовать

приемы этической защиты:

1. Вопрос на воспроизведение.

Вы делаете вид, что на расслышали слов ребенка: «Прости, пожалуйста, ты что-то сказал, но я, к сожалению, не расслышала. Будь так любезен, повтори, пожалуйста» . Эмоциональный накал состояния ребенка снизился вместе с выскочившей фразой, он уже в большей степени владеет собой и ему самому уже неловко.

2. Противопоставление достоинств ребенка его действиям.

Мы говорим какой ребенок всегда хороший (вежливый, добрый, понимающий, скромный, деликатный и т.д.) , и вдруг сейчас он проявил себя как человек нетерпимый (резкий, грубый, подозрительный, недоверчивый и т.п.) . Что же случилось? Мы ждем объяснений.

3. Признание своей вины.

Мы говорим ребенку: «Наверное, я тебя действительно обидела, если ты заявляешь мне такие вещи. Просто так ты бы себе этого не позволил. Но я, к сожалению, не заметила, чем я тебя обидела и когда. Если тебе нетрудно, объясни пожалуйста» .

4. Демонстрация удивления.

Взрослый показывает ребенку сильную эмоциональную реакцию на его слова – удивление. Удивление говорит о том, что мы никак не ожидали от этого замечательного ребенка таких действий, что мы ошарашены, выбиты из колеи и ждем от него… Объяснения? Извинения?

5. Великодушное прощение.

Мы просто говорим ребенку, что прощаем его. Мы можем ничего не добавлять к этим словам и не ничего не объяснять. Прощение важно само по себе.

6. Подстановка мотива.

Например, ваша дочь играла на улице и видела, как один из мальчиков обзывал свою бабушку «собака» . Вы с дочкой повздорили и она вам кричит: «Мама, ты собака!» Ответ мамы: «Как интересно, а ты, значит, будешь щеночком. А как мы будем, лаять или разговаривать?» Таким образом, мама не приняла как возможность использование дочерью грубого слова и подставила игровой мотив. Ребенок понял, что его маму можно называть «собакой» только в игре.

7. Объяснение ребенку его поведения и причин.

Использование этого приема вносит свой вклад в повышение эмоциональной культуры ребенка, помогает ему учиться понимать и контролировать свои эмоции.

8. Отсроченный разговор.

Этот прием необходимо применять, если ребенок сильно выведен из себя и не может быстро совладать со своими чувствами. Мы просто предлагаем ребенку поговорить об этом позже: после обеда, вечером или даже завтра. Очень важно, чтобы разговор состоялся и был не поучающим монологом взрослого, а откровенным разговором ребенка и родителя о своих чувствах.

Итак, задача взрослого – применить прием этической защиты, который позволит ребенку ощутить неловкость за свои слова и вернуть общение к общепринятым культурным нормам.

3. 6. Ситуации педагогического конфликта.

Это ситуации, в которых противоречащими друг другу оказываются желания, интересы, мнения ребенка и взрослого.

Чаще всего они связаны с желанием взрослого заставить ребенка делать что-то такое, что ребенок делать не хочет. Взрослый считает, что это нужно, важно, а ребенок с ним не согласен и по каким-то причинам не хочет выполнять требования взрослого. Возникает конфликт. Чаще всего взрослый уверен, что он прав и пытается решить конфликт с позиции силы, т.е. угрожая, запугивая. Но ведь никто не хочет подчиняться из страха.

Мы можем нагнетать угрозы, и ребенок в конце концов уступит, но чего мы на самом деле добьемся? Ломки его характера, превращения в послушного исполнителя? Снижения самооценки? Возникновения желания делать назло исподтишка? Появление скрытности и хитрости, когда он будет пытаться не делать то, что не хочет, но втайне от родителей? Негативного отношения к тому, что его заставили делать?

Иногда мы создаем конфликт просто потому, что не относимся к тому, что хочет и делает ребенок, серьезно, исходим только из своих желаний.

Ситуация для анализа:

Лена, 6 лет, с интересом и увлечением лепит в своей комнате за столом. В комнату входит мама и дает распоряжение немедленно собираться на прогулку. Девочка хочет закончить работу и просит подождать чуть-чуть. Возмущенная неуважением к ее требованиям мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться. «До чего же упряма» . – продолжает приговаривать сердитая мама, надевая на дочь пальто и шапку.

Почему мы считаем, что только наши обстоятельства важны и, даже делая доброе дело для ребенка (собираясь с ним на прогулку) , успеваем создать напряжение в отношениях?

Подумайте, а действительно ли то, что вы требуете, важно?

Если вы не можете объяснить ребенку так, чтобы он понял, зачем ему нужно то, что вы требуете, то не надо этого требовать. Если у вас не хватает аргументов, значит, их нет.

Если вы уверены, что для развития личности ребенка жизненно-важно то, что вы требуете, и аргументы у вас есть, то для разрешения конфликта необходимо использовать следующую технику:

Необходимо превратить внешний конфликт между ребенком и взрослым, в конфликт внутренний, между позитивным и негативным началом самого ребенка, его перспективными и сиюминутными интересами.

Например, ваш ребенок отказывается убирать игрушки перед сном. Вы ему говорите: «Я понимаю, что ты устал, но ведь ты у нас волевой человек и уже не раз проявлял свою способность сделать то, что нужно, преодолевая усталость. Я верю, что мой замечательный сын и сегодня справится с ситуацией» .

Таким образом, мы обращаемся к позитивной стороне личности ребенка, демонстрируем веру в его способность справиться с собой и ставим его в ситуацию выбора: преодолеть свою слабость или сегодня сдаться ей на милость.

Задача взрослого в ситуации конфликта – сделать так, чтобы у ребенка появилось нужное нам желание, чтобы он сам захотел быть хорошим.

Иногда нужно временно отступить, уступить. Зачем? Чтобы дать возможность обстоятельствам, которые не устраивают вас, спонтанно развиваться до такой степени, чтобы в новой ситуации нужный вам мотив у ребенка появился.

3. 7. Ситуации проступка.

Это ситуации, в которых ребенок знает, что он поступает плохо, что так делать нельзя, но все равно делает.

Почему ребенок делает то, что запрещено? На это могут быть разные причины. Чтобы понять ребенка и помочь ему в будущем не совершать проступков, очень важно выяснить эти причины и помочь ребенку от них не зависеть.

В данном случае причинами являются те мотивы, которые побуждают его к совершению проступка.

Основные мотивы совершения проступков:

  1. Удовлетворение жизненных потребностей.
  2. Власть желания.
  3. Корысть, желание обладать деньгами, вещами.
  4. Стремление быть не хуже других (соответствовать требованиям референтной группы) .
  5. Стремление быть принятым группой.
  6. Повышение своего престижа, статуса.
  7. Желание попробовать.
  8. Стремление испытать себя в ситуации риска.
  9. Стремление доказать свою смелость в ситуации, когда ребенка «берут на слабо» .
  10. Стремление привлечь внимание.
  11. Действия «назло» .
  12. В целях восстановления справедливости.
  13. «Как все» или за компанию.
  14. Из страха перед шантажистами.
  15. Для достижения позитивных социальных целей.

Таким образом, мотивы совершения проступка могут быть самыми разными. Среди этих мотивов есть позитивные, негативные и нейтральные.

Если мотив негативный (2, 3, 4, 9, 11, 13, 14) , то нам необходимо помочь ребенку от него избавиться.

Если мотив позитивный (12, 14) или нейтральный, то ребенка надо научить удовлетворять его социально приемлемыми способами: не через проступок, а через поступок.

Итак, задача взрослого в ситуации проступка – выяснить мотив его совершения. Если ребенок не называет мотив (Отвечает: «Я не знаю» ) , то, возможно, он стесняется признаться, ведь многие из мотивов имеют отрицательный смысл с точки зрения этики, или сам не до конца осознает, почему сделал именно так. Не соглашайтесь, когда ребенок говорит, что он сделал это «просто так» , что никакого мотива нет: у всего есть свои причины.

Наказанием в ситуации проступка может быть демонстрация огорчения родителей. Ж.Ж. Руссо предлагал такой метод наказания – метод естественных последствий. В этом методе ребенок, совершивший проступок, сам испытывает на себе дискомфорт, вызванный последствиями проступка. Например, если он сломал стульчик, не нужно спешить доставать ему новый. Пусть какое-то время поживет со сломанным стулом.

Мы с вами должны понимать, что ребенок имеет право на ошибку, но важно помочь ему, «превратить шалость в мудрость» , как пишет Амонашвили, т.е. осмыслить полученный опыт и научиться не повторять ошибок.

Именно зная мотивы и причины поведения ребенка мы можем определить тип ситуации, а далее, выбрать в соответствии с этим, модель нашего поведения.

4. Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня» . Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

5. Определение типа ситуаций

Родители делятся на 4 команды. Получают карточки, на которых написаны различные ситуации. Их задача – определить тип ситуаций.

  1. Однажды зимой мальчики решили поиграть в «войнушку» . Вдоль автомобильной дороги трактором был счищен снег на обочину. Сугробы послужили для мальчиков и прикрытием, и боеприпасами. Они стали лепить из снега комки и кидать их в проезжающие мимо машины, представляя их вражескими танками, а себя – партизанами. (Ситуация, возникшая в игре)
  2. Сережа пошел в детский сад с новой красивой и не дешевой машинкой. Вернулся из детского сада он без нее. На вопрос, где машинка, счастливый ребенок протянул папе коробочку, в которой находился живой рогатый жук, и объяснил, что он обменял машинку на жука. (Ситуация, трудная для ребенка)
  3. На даче строили новый дом. Отец, работая на втором этаже, периодически просил сына 10 лет принести и подать ему то одно, то другое. Ребенок бежал к сараю и приносил то, что потребуется. Отец крикнул сыну очередную просьбу. Сын не понял, переспросил еще раз, потом еще раз и еще. Так и не поняв, что от него требуется, он крикнул отцу: «Чего орешь, как дурак, лучше спустись и скажи!» . Отец действительно спустился, но не затем, чтобы повторить просьбу. (Ситуация эмоционального выплеска)
  4. Мама купила в магазине новую косметику для подарков, выложила покупки на полочку и предупредила девочек трех и пяти лет, что трогать нельзя. Вернувшись через некоторое время, она увидела, что девочки попробовали всю косметику, испортив упаковку. Дарить подарки было нельзя. (Ситуация проступка)
  5. Мой 4-летний малыш, как и все дети, любит играть со своими игрушками, но не любит их убирать. У нас с ним есть определенная договоренность: если н хочет посмотреть мультфильмы, то сначала должен убрать на место все игрушки. Иногда, еще не собрав игрушки, он включает любимую кассету с мультфильмами. (Ситуация проверки границ)
  6. В детстве я много времени проводила со своей прабабушкой. Она меня очень любила, баловала, мы часто смеялись друг с другом, подшучивали друг над другом. В какой-то момент я перестала воспринимать ее как человека, который гораздо старше меня, стала воспринимать ее как подружку. Мне было интересно узнать, сможет ли бабушка стать настоящей подружкой. В это понятие у меня входило не только рассказывание секретов, но и панибратское отношение. Как-то раз мне нужно было позвать бабушку, и я, подумав, крикнула: «Эй, бабуська!» . (Ситуация проверки взрослого)
  7. В школе будет проходить конкурс рисунков по сказкам П. Бажова. Надо нарисовать иллюстрацию. Таня хорошо рисует, но отказывается принимать участие в конкурсе, мотивируя отказ тем, что ей не хочется этим заниматься. Учитель пытается заставить Таню принять участие в выставке, подчеркивая, что обязанность ученика – принимать участие в жизни школы. (Ситуация педагогического конфликта)
  8. Рефлексия. Подведение итогов занятия и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  9. Релаксация «Очищение от тревог»

Итоговое родительское собрание в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее».

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Предлагаю вашему вниманию конспект итогового собрания с родителями средней разновозрастной (+ II младшая) группы.
Буду искренне рада узнать ваше мнение о моей работе и обязательно прислушаюсь к замечаниям и советам.

Описание: данный материал может быть интересен педагогам для планирования своей деятельности с родителями.

Итоговое родительское собрание в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Задачи: развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним; формировать умение критично оценивать себя, как родителя, свою воспитательскую деятельность.
Предварительная работа:
- Разработка сценария мероприятия.
- Выпуск памятки «О летнем отдыхе».
- Мини-сочинение «А у нас…» качество, умение, способность ребенка, появившаяся в этом году (домашнее задание родителям).
- Беседа с детьми «Что я больше всего люблю»
- Изготовление детьми сувениров-сердечек для родителей.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители, я рада снова видеть Вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена окончанию учебного года. Но прежде чем мы перейдем к теме нашего собрания, ответьте на один вопрос: «Что очень любят дети»?
Как и во все времена, наши дети любят играть, а еще смотреть мультфильмы.
Именно поэтому я хочу предложить и Вам посмотреть мультфильм. Быть может, он не покажется вам развлекательным, но, надеюсь, побудит Вас задуматься.
Просмотр мультфильма.

Вопросы родителям:
В чем для вас смысл мультфильма?
В детских персонажах вы узнали своего ребенка?
А себя, во взрослых?
Какими бы вы хотели видеть наших детей: такими же правильными, как основная масса детей этой вымышленной планеты или «неправильными»?
Почему?
Что авторы хотели показать нам, взрослым? (Каждый ребенок приходит в наш мир уже личностью. И мы с вами можем либо помочь ей развиваться, либо поломать ее, стараясь чтобы наш ребенок был как все или, по крайней мере, не хуже других).
Выступление воспитателя «Какие же они – современные дети?»
Как часто мы слышим: до чего же изменились современные дети – совсем не такие, что были раньше. А разве мы сами остаемся прежними? Мы меняемся вместе с изменяющимися вокруг нас обстоятельствами, вместе технологиями, вместе с несущейся современной жизнью. Потому-то у современных детей и детство другое, современное!
Так какие же они – современные дети?
Умные, настойчивые, требовательные, но вместе с тем, более тревожные и агрессивные.
Более коммуникабельные, но часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса, их трудно удержать на одном месте.
Более активны, в то же быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей.
Более информированные, «экранные» дети. Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Большинство детей нашей группы нуждаются в помощи логопеда;
Более практичные и самостоятельные, просто потому, что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания;
Более зависимы от гаджетов и компьютеров, и, как следствие, недостаточная сформированность мелкой моторики, что указывает на неразвитость соответствующих мозговых структур и кроме того, не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;
Часто нарушают общепринятые правила и запреты, т. к. не имеют героев и кумиров и не слышат указаний.

Современные дети не трудные и не легкие, они – другие. Они – обычные дети, которым, нужны тепло маминых объятий и надежная поддержка папиных рук.
В нашей стране прошли большие социальные изменения, и, прежде всего, изменилась жизнь взрослых. Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, чтобы создать детям прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, а ребенку не хватает родительского внимания. А ведь это самое главное из «прекрасных условий». Мы можем хоть каждый день дарить ребенку игрушки, но через годы он будет вспоминать не кукол и машинки, а время, когда в обнимку с мамой или папой читали книжку, когда вместе мастерили подарок бабушке или ездили на рыбалку.

Старайтесь проводить время ВМЕСТЕ с детьми, а не рядом с ними.
И, конечно, в наших детях мы видим свое отражение. А знаете ли вы себя? Существуют различные способы определения характера. Оказывается, что о характере человека кое-что могут рассказать и его инициалы. Хотите проверить? Предлагаю вам узнать, о чем говорят ваши инициалы, а заодно узнать кое-что и о детях.
Если верить исследованиям на эту тему, то буквы обозначают:
А – сила и власть;
Б – способность к большим чувствам;
В – непостоянство, отсутствие систематичности;
Г – таинственность;
Д – общительность, умение притягивать людей;
Е – умение мобилизоваться, жизнестойкость;
Ж – неуверенность;
З – склонность к сомнениям, материальные трудности, неудовлетворенность;
И – впечатлительность, напряжение;
К – большие запросы и нервозность в их достижении;
Л – мелочность, логика, большая изобретательность;
М – трудолюбие и педантичность;
Н – большая энергия и творческие амбиции;
О – большая эмоциональность, таинственные волнения;
П – скромность, дистанция, но и одиночество;
Р постоянное напряжение, сильная эмоциональность;
С – частые депрессии, угнетенность, нервозность;
Т – бесконечные поиски, погоня за идеалом;
У – расстройства, испуг, интуиция;
Ф – нежность, умение приспособиться;
Х сексуальные проблемы, непостоянство чувств;
Ц – склонность к внешнему проявлению внутренних переживаний;
Ч – верность;
Ш – ревность, бескомпромиссность;
Щ – мстительность, развитые интеллектуальные способности;
Э – поиск психологического равновесия;
Ю – отсутствие систематичности, большие амбиции;
Я – интеллигентность, творческие способности.
Сходятся ли исследования ученых с вашими представлениями о себе, о близких и детях? Вот таких разных девочек и мальчиков у нас 29 человек. С утра и до вечера в группе и шумно и весело. Игры, занятия, развлечения, наполняют нашу жизнь.
И даже самые маленькие жители нашей группы все чаще провожают утром родных с улыбкой, и спешат навстречу новым делам. Скучать нам некогда.
Тем более, что именно наши дети первыми в этом году переходили на новую, для нашего ДОУ, программу «От рождения до школы». Очень приятно отметить, что наши детки многому научились, и показали хорошие результаты освоения образовательной программы 85-87%.
Родителям вручаются результаты мониторинга ребенка. По возникающим вопросам – индивидуальные беседы после собрания.
С принятием ФГОС, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако, это не означает, что детский сад должен научить ребенка читать и писать к моменту поступления в школу. Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель – не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Поэтому, не удивляйтесь, когда на ваш вопрос: «Какое у тебя сегодня было занятие?» получите ответ: «Ни какого». Именно играя, мы и наблюдаем, и беседуем, и лепим, и трудимся.


Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.
Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищенно, чувствовал себя любимым и неповторимым. Мы прикладываем немало усилий, чтобы дети могли выбрать какой-то уголок групповой комнаты для игры. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.
Дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всем и мы разделяем их чувства. Мне приятно отметить, что в течение года вы откликались на просьбы принять участие в совместных конкурсах и выставках, праздниках и развлечениях.
Наши дети вместе с вами приняли участие в выставках-конкурсах поделок «Осень в гости постучалась», «ПДД - детям», «Новогодняя елочка 2016», «Масленица!», в семейном проекте «Мое имя», конкурсе чтецов «Правила дорожные детям знать положено». Выставки совместных рисунков «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Весна в окно стучится», «Мир похож на цветной луг», «Осторожно на дороге» порадовали всех нас своей неповторимостью. Каждый участник, каждая семья, принявшие участие в выставках, проявили фантазию, показали себя как творческие инициативные люди.
С успехом прошли праздники к новому году, 23 февраля, к 8 марта, а так же масленичные гуляния. Ребята показали себя с наилучшей стороны во время открытого показа образовательной деятельности (3 занятия)


Наши дети выросли и стали на год взрослее, им сейчас 5 лет. За этот год дети многому научились. Они подросли, окрепли, стали более самостоятельными. А еще они стали очень любознательными, именно такими, как неугомонный мальчуган из сегодняшнего мультфильма. Вы заметили, сколько вопросов стали задавать ваши дети? Хотите послушать некоторые?
* Почему позвоночники не звенят?
* А если сильно сморкаться, мозги вылетят?
* Почему у девочек хвостик на голове?
* А откуда вы знаете, сто это слово плохое?
* А если в садик не ходить, тогда и в школу не пустят?
Каждый родитель гордится своим ребенком. И я вам предлагаю сейчас по очереди «похвалиться» каким-либо качеством, умением, способностью своего ребенка, которое появилось у него в этом году, назвать его сильную сторону.
Выступления родителей.
В начале нашей встречи мы говорили о том, что дети любят смотреть мультфильмы и играть. Мультфильм мы уже посмотрели, пришло время для игр.
Предлагаю вам игру «Любит-не любит». Эта игра поможет вам, узнать, как хорошо Вы знаете своих детей. Правила игры такие: у каждого из вас есть бланк с вопросами, на которые уже ответили Ваши дети. Теперь вы отвечаете на эти вопросы, а затем сравните свои ответы и ответы ваших детей.
Игра «Любит-не любит».(см. в приложении)

Кто из вас в детстве НЕ играл в «Дочки-матери»? Давайте поиграем сейчас.
Разыгрывание и обсуждение педагогических ситуаций. (Педагогические ситуации взяты из книги Б. С. Волкова, Н. В. Волковой «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»)
1. Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

2. Дочь. Мама, я сама нарисовала жука!
Мама. Боже мой, посмотри на свою кофточку!
Дочь. Смотри, у него синие крылышки и желтое брюшко!
Мама. Ты лучше на себя посмотри! Как ты такая домой пойдешь?
Дочь. Мама, этого жука я тебе рисовала!
Мама. Горе ты мое, пойдем отмывать тебя буду!

Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?
Да, не просто воспитывать детей. Ведь даже братья и сестры, дети, воспитывающиеся в одной семье, у одних и тех же родителей совершенно разные. Но такие любимые. Мы не хотим, чтобы с ними случилось что-то плохое, поэтому всячески их оберегаем.
Предлагаю изготовить для своего дитяти оберег. Одним из самых простых в изготовлении оберегов, которые можно сделать своими руками, является солнышко.


Для этого возьмите лист картона, нитки желтого цвета либо желтые лоскутки ткани. Вырежьте круг нужного диаметра и прикрепите к нему лучики из ниток или лоскутков. Украсьте солнышко по своему усмотрению, нарисуйте ему улыбку, носик и глазки. Оберег готов к применению. Вы можете подвесить его над кроваткой вашего ребенка или над дверью в его комнате. Все обереги древних славян связаны с энергией Солнца. Самое сильное Солнце в период с 22 июля по 22 августа. В это время вы можете смастерить самые сильные обереги.
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети – это время, дети – это труд.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы. http://www.foru.ru/slovo.17525.3.html
Наступает лето – счастливая пора для всех. Яркое солнце, свежий воздух, красочная природа всегда привлекательны, как для взрослых, так и для детей. Насколько благоприятным и запоминающимся будет летний отдых, зависит от вас, заботливые родители. Предлагаю вам вот памятку по обеспечению безопасного летнего отдыха детей (см. приложение) .
А напоследок хочу вручить вам сердечки – символ любви и семейного благополучия, которые смастерили ваши дети. Помните сердца ваших детей в ваших руках.

Дорогие родители! Вот и подошла к концу наша встреча. Мы хотим пожелать Вам и Вашим детям здоровья, удачи, терпения!
До новых встреч!

Приложение 1
Приблизительный бланк для игры "Любит-не любит"


Приложение 2

О ЛЕТНЕМ ОТДЫХЕ.

ПАМЯТКА.
Планируя отдых с ребенком - дошкольником, мамы и папы зачастую сталкиваются с множеством возникающих вопросов. Как организовать летнее время, чтобы оно принесло пользу и радость всем членам семьи? Многие взрослые, не имеющие возможность с наступлением летней поры оставить служебные обязанности и взять отпуск, находят замечательное решение - это бабушки и дедушки.
Старайтесь как можно чаще выезжать за город: прогулки по лесу, отдых на берегу реки или озера способствуют расслаблению и единению с природой. Если же вы планируете совершить дальнее путешествие к морю, отнеситесь к этому мероприятию ответственно и учтите следующие детали: при смене климатического пояса оптимальная длительность поездки – 3 недели, за это время ребенок привыкнет к новым условиям; заранее укомплектуйте аптечку: позаботьтесь о средствах против жара, пищевых отравлений, укусов кровососущих насекомых и диареи; старайтесь придерживаться привычного рациона и не давайте малышу экзотических блюд; планируйте отдых на нежаркие месяцы (июнь, сентябрь), к тому же, пляжи в это время не так многолюдны; не стоит отправляться в поездку сразу после перенесенной прививки, а также любых заболеваний.
В летний период в домашних условиях родителям целесообразно проводить закаливающие процедуры – босо хождение, водные и воздушные ванны.
Лето – время действий, проб, проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо тренировать память ребенка. Это повторение стихов, которые мы учили в течение года, чтение сказок. Конечно, во время летнего отдыха будет много фотографий, которые вы принесете для оформления выставки «Лето – 2016».
На летнее время всегда возлагаются большие надежды, ведь его, без преувеличения, можно назвать особенным. Совместный отдых необходим каждой семье: это прекрасная возможность укрепить здоровье, найти общие интересы и порадоваться вместе. Не упустите ее!
Уважаемые родители, помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю жизнь. С уважением относитесь к нему, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите ребенка - и вы увидите благотворные результаты.