Представления подростков о здоровом образе жизни. Формирование здорового образа жизни у подростков

Цель: расширить представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Дать комплексные знания о понятиях «привычки», «болезни».
  2. Сформировать установку на здоровый образ жизни.

Аудитория: две группы подростков от 15 до 17 лет.

Форма проведения: диспут, беседа, рассказ педагога, выступление детей со сценкой «Мы за здоровый образ жизни».

Оборудование:

  • магнитофон, диски с музыкальными записями;
  • стулья, 2 стола для подростков;
  • карточки, листы бумаги, карандаши;
  • магнитная маркерная доска, маркеры, губка, флипчарт.

Оформление: на стенах афоризмы и изречения отечественных и зарубежных писателей, русские народные поговорки и пословицы (Приложение 2).

Педагогические возможности: подобные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, связанных привлечением внимания детей и подростков к здоровому образу жизни.

Ход мероприятия

Выступление детей со сценкой «Мы за здоровый образ жизни» (Приложение 1).

Педагог (после сценки): Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

Сегодня мы проведем мероприятие на тему «Мой выбор – здоровье». На данном мероприятии нам необходимо выработать правила, я предлагаю такие (на доске написаны правила), вы можете их дополнить. (Обсуждение с подростками правил.)

Правила поведения на нашем мероприятии:

  1. Правило времени.
  2. Правило слушанья.
  3. Правило доброжелательности.
  4. Правило комфортности.
  5. Правило – без критики.

Педагог: Хорошо, правила выработали. Ребята, как вы думаете, что входит в понятие – здоровье? (Работа подростков по определению понятия – здоровье.)

Предполагаемые ответы детей: Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Педагог: Обратите внимание на доску, (на доске написаны фразы) как вы понимаете, что такое: физическое, психическое, нравственное здоровье? (Ответы детей записываются.)

Физическое здоровье – Психическое здоровье Нравственное здоровье –
это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм в человеке правильно функционирует и развивается. зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Педагог: Ребята, а что вы включаете в понятие здоровый образ жизни? (Подростки, по желанию выходят и самостоятельно записывают на доске свои варианты.)

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

Педагог: Отлично поработали, а что же такое вредные привычки? (Предположительные ответы детей: табакокурение, алкоголизм, наркомания.)

Да, почему-то принято называть это вредными привычками, но вредные привычки – это грызть ногти, ковырять в носу, а курение, алкоголизм и наркомания – это страшнейшие человеческие пороки, тяжелые и опасные болезни, убивающие жизнь, испытание и соблазн для каждого молодого человека.

Педагог: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? Предлагаю поработать в группах и высказать свою точку зрения

Предполагаемые ответы детей (работа в группах и представление другой группе своих вариантов: за компанию, из-за переживаний, хотят выглядеть старше, от нечего делать и т.д.).

Педагог: Расскажите, какие первые впечатления после первой выкуренной сигареты были у ваших друзей, одноклассников?

Подростки: Сначала они испытывают тошноту, головокружение, слабость.

Педагог: Но почему-то курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами. Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный, ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

Во многих странах мира, зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? (Предположительные ответы детей: работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи; некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеет.)

История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло и до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй – отрезали нос или уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.

Послушайте Притчу о мудреце . В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости». Вот такая вот притча.

Педагог: Ребята, совершая поступок, несете ли ответственность за то, к каким последствиям он приведет? О чем всегда надо помнить, когда принимаете какое-либо решение, например предложение: «Пойдем, покурим!»?

И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.

Педагог: Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.

Педагог: Почему люди считают, что употребление алкоголя вредно для здоровья? Осудите в группах. (Результаты дискуссии каждой группы записываются на доске и обосновываются детьми.)

Педагог: При употреблении алкоголя в нервной системе замедляется передача импульсов. Исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории. Это происходит из-за поражения высших уровней мозга. А в результате поражения низших уровней мозга ухудшается зрение, речь и координация движений. Расширяются мелкие кровеносные сосуды, в результате этого излучается тепло и человеку становится жарко, одновременно падает температура внутренних органов. В конце концов, отравляющее действие алкоголя вызывает тошноту и рвоту. Узнать о последствиях алкоголизма лучше всего до того, как разовьется алкогольная зависимость. Первыми сигналами алкоголизма являются – наличие тяги. Последствия алкоголизма сохраняются многие месяцы после того, как человек отказывается от спиртного. Алкоголь разрушает системы гормональной регуляции организма, а эта сфера одна их самых неизученным, нарушения в ней могут привести к серьезным болезням.

Педагог: Почему люди говорят, что самое большое воздействие на организм оказывают наркотики ? (Предлагается обсудить и результат каждой группы записывается на доске и обосновывается детьми.)

Педагог: Правильно, самый страшный плен, в какой может попасть человек – это наркотики. Само слово «наркомания» происходит от греческого narke – «оцепенение, сон» и mania – «безумие, страсть, влечение». То есть, можно сказать, что это «безумный сон». Под воздействием наркотика человек теряет разум, чувство реальности. Он совершает, преступления, не отдавая себе в этом отчета, очень часто среди наркоманов случаются самоубийства. Почему наркотики получили огромное распространение? Торговля наркотиками – очень выгодное дело. Человек, получив хоть раз дозу, стремится получить ее еще и еще, не смотря ни на что. Доза заменяет ему все – мать, дом, школу, друзей, все жизненные радости. Человек почти сразу же становится наркоманом, больным, полностью зависящим от наркотика. Этим пользуются люди, которые наживаются на этой беде.

Ребята, запомните на всю жизнь: ни под каким нажимом, ни из любопытства, ни по каким-то другим соображениям, никогда не пытайтесь пробовать наркотические вещества! Многие наркоманы говорят, что могут бросить наркотики в любой момент, а на самом деле, единицы могут выбраться из этого плена. Зачем вам этот обман? Хотите ли вы пополнять чей-то кошелек за счет своей семьи? Начать очень легко и предлагают даже бесплатно, но потом за все придется платить. А цена чаще всего горе, слезы, непонимание самых близких и родных вам людей. Подумай, тебе это надо?

Педагог: А теперь получите задания на карточках, обсудите в группах и дайте ответ, что вы думаете по этому поводу. (Каждая группа получает по две карточки, идет обсуждение в группе ребят, один из группы представляет результат. Идет обсуждение ответов в форме диспута.)

Педагог: Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека.

Доска делится на две половины, на ней надписи:

Здоровый образ жизни Вредные привычки

Каждому предлагается выбрать ЗОЖ или Вредные привычки, встать к правой или левой половине доски, обосновывая свой выбор.

Подведение итогов мероприятия: каждому участнику предлагается выступить, высказать свое мнение.

Последствия, которые несут за собой негативные привычки:

  • они делают человека нездоровым, возникают заболевания многих органов;
  • делают человека непривлекательным (желтеют зубы при курении, быстрое старение и т.д.);
  • стоят больших денег (сами средства, лечение от последствий их применения, неправильного образа жизни);
  • могут привести к нарушению закона;
  • подрывают доверие окружающих, проблемы в семье;
  • отрицательно влияют на карьерный рост, благосостояние;
  • могут стоить жизни.

Педагог: Только сам человек-хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья.

Литература:

  1. Воронцов В. В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. -М.: Молодая гвардия, 1977. -624 с.
  2. Воронцова Е.А.здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Ростов н/Д: Феникс, 2008.-245.
  3. Мысли, помогающие нам жить: Сборник цитат, пословиц и поговорок / Сост.: В. П. Скородумова, А. И. Сутормин. - М-: СП «Парамедикл», 1992. -192 с.
  4. Сермеев Б.В., Николаев В. Р. Здоровье смолоду. Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1979г. 168с.
  5. Стрельчук И. В. Алкоголь – враг здоровья - М.: Медицина, 1973.
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. -4-е изд.- М.: Просвещение, 2003.-160 с.
  7. Ураков И. Г. Алкоголь: личность и здоровье. - М.: Медицина, 1986.

Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Попытаемся разобраться, чем же такая «здоровая» модель поведения лучше, каковы ее составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека.

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах.

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:

— закаливанию воздухом, солнцем, водой;

— гигиене;

— обеспечению двигательной активности;

— наличию рационального питания;

— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;

— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помешать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:

недостаточное количество двигательной активности;

— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;

— стресс;

— наличие вредных привычек;

— неполноценный, нарушенный сон.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связаны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент: достаточно небольшой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие, гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка.

Влияние физической активности на мыслительные процессы

Важность физической нагрузки чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела. Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков - не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки - уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что для них хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Материал обработала И.В. Скубий,

педагог-психолог

Чалова Оксана Юрьевна

Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростков

Содержание

I. Введение

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

1.2 Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека

1.3 Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

1.4 Влияние физической активности на мыслительные процессы

1.5 Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

II. Заключение

III. Список использованныхисточников

«Искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать её»

Введение

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется отчаяние, боль, озабоченность, за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья детей. По данным НИИ, около 90% школьников имеют отклонения здоровья. Дети оказываются больными с момента рождения. 80% хронических заболеваний у детей развиты в раннем возрасте, 70% учащихся страдают гиподинамией. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет выросла в 27 раз. У многих наблюдается дисгармония физического развития: дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы. Число здоровых детей период обучения с 1-9 классы, уменьшается в 4 раза, страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%. Каждые 10 лет распространённость психических заболеваний среди детей и подростков возрастает на 10-15%. В структуре психической патологии, преобладает умственная отсталость (59,5%). В образовательных учреждениях области обучается 6000детей с задержкой интеллектуального развития. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Рост увеличения среди школьников, молодёжи: курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а так же о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания не только в семье, но и в коллективах.

В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный кризис для человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости и преступности среди молодёжи.

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие.

Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках и роль учителя в этом чрезвычайно велика. Направленность учебного процесса в образовательных учреждениях оказывает существенное влияние на формирование культуры здоровья учащихся. Если человек знает, как сохранить здоровье, это ещё не означает, что он это будет делать. Наряду с обучением, практическими навыками оздоровления, становится актуальной проблема помощи в выборе системы ценностей, формирования мотивации здоровья. Успеха в этом направлении можно добиться, используя методы активного обучения, коммуникативные тренинги, охватывающие работу с учащимися. Учитель, как и медицинский работник, должен придерживаться заповеди «не навреди». Культура здоровья педагогов позволит не только поддерживать им свой уровень здоровья, но и воспитывать здоровое поколение.

Формирование культуры здоровья - вот направление, которое должно, прежде всего, осуществляться в образовательных учреждениях. Ведь даже самый грамотный педагог, не обладающий культурой здоровья, может нанести вред здоровью детей. Только педагог, несущий в себе ценности здорового образа жизни, может воспитывать здорового ученика. Прежде всего, педагогам необходимо иметь чёткое представление о гигиенических детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике знания врождённых свойств характера детей. На этой основе педагог сможет формировать поведение здорового образа жизни.

Так что такое здоровый образ жизни? Сегодня все знают, что это надёжное средство сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это совокупность духовных ценностей и фактических деятельных форм по сохранению здоровья.

Он включает в себя целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов:

2. Закаливание.

3. Рациональное питание.

4. Личная гигиена.

5. Правильное соблюдение режима дня.

6. Соблюдение режима труда, отдыха и сна.

7. Отсутствие вредных привычек.

8. Здоровый психологический климат.

9. Экологическая и психологическая культура.

10. Внимательное отношение к своему здоровью.

Мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.

Важное правило здорового образа жизни - ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его росту и развитию. Что бы вырасти здоровым и деятельным человеком, прежде всего, следует воспитывать у себя умение правильно организовать свой день. Правильно организовать свой день - это значит соблюдать режим. А правильный режим дня - это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет хорошо отдохнуть. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой. Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечнососудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена. Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению. Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни. Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Список использованных источников

1. Мановский О.Ф. «К здоровью без лекарств».-: Советский спорт, 2010.

2. Козлов В.И. «Береги здоровье смолоду». - М.: Физкультура и спорт, 2010.

3. Школьные технологии // Научно - практический журнал школьного технолога, 2014. С.240

4. Сопратов Н.Е. «Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей //Воспитание школьников.-2013-№9.-с.44.

5. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей школьного возраста: сборник статей.- Смоленск: ГОУДПОС «СОИ УУ»,2010.-с.164

6. Физическая культура // Методический журнал.2012-№2-с.64

Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, нужно с раннего детства и до глубокой старости заботиться о его укреплении. Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, то в подростковом возрасте усиливается влияние окружающей среды.

Необходимо с детства помнить, что здоровый образ жизни является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний, требует от человека работы и закрепления полезных привычек, а праздный образ жизни влечет ухудшение здоровья.

Физическая активность – один из самых важных компонентов здорового образа жизни. Все девушки мечтают иметь красивую стройную фигуру, а все юноши быть сильным и крепким. Всего этого возможно достичь при регулярных занятиях физкультурой с вовлечением всех групп мышц (ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи, гребля, командные игры).

С состоянием мышц связана нормальная осанка ребенка и форма стопы, которые формируются при систематических занятиях физическими упражнениями и постоянном контроле за своей осанкой самих детей и их родителей.

Дозированная физическая нагрузка полезна всем. Даже дети, имеющие какие-то противопоказания, не должны полностью освобождаться от двигательной активности, т.к. возможно воспользоваться комплексами лечебной гимнастики.

Соблюдение режима дня – является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания.

Главным видом отдыха, конечно, является сон. Школьнику необходимо спать не менее 8-9 часов в благоприятных условиях – теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка.

Пребывание на свежем воздухе ежедневно по 1,5 – 2,5 часа в сочетании с двигательной активностью, физическим трудом, занятиями спортом является одним из компонентов рационального режима дня.

Закаливание полезно в любом возрасте. Закаленный человек противостоит холоду и жаре, влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани. Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры – обтирания, обливания, душ, ванны, растирание снегом и моржевание. При закаливании важно следовать следующим принципам: постепенность, систематичность, индивидуальный подход, разнообразие закаливающих воздействий.

В период физиологических изменений для подростков особенно важно сбалансированное и рациональное питание . Быстрый рост и нарастание мышечной массы тела требует равномерного питания в течение дня. Длительные перерывы, торопливая еда, «перекусы» на ходу бывают причиной нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта.

Очень полезны для питания подростков хлеб грубого помола, каши, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса, курица и рыба, фрукты, сырые овощи и зелень. Необходимо снизить содержание в рационе животных жиров и «быстрых» углеводов – сахара, сладостей, кондитерских изделий, картофеля. Надо отдавать предпочтение мармеладу, зефиру, меду, шоколаду в небольшом количестве.

Надо следить, чтобы школьники получали горячие обеды, не ели всухомятку, не увлекались бургерами и чипсами. В течение дня выпивали около 2 л жидкости, желательно чистой воды.

Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями, что помогает молодым людям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни.

Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями также являются элементами здорового образа жизни. Важно, обучить ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета, работы на огороде, прогулок по улице. Особенно важен уход за своим телом подросткам. В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа нужно сменить нательное белье. Ноги моют ежедневно на ночь.

В подростковом возрасте важен и уход за волосами. Здоровые, блестящие и послушные волосы могут стать настоящим украшением, поэтому надо научиться, правильно за ними ухаживать.

Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для того, чтобы сохранить зубы здоровыми до зрелого возраста, нужен уход за зубами и посещение стоматолога 1-2 раза в год. Сверкающий ряд белых и здоровых зубов по настоящему украшает человека. Нельзя относиться к чистке зубов легкомысленно. Нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую нужно менять 1 раз в 3-4 месяца. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи. После появления неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу.

Гигиена белья и одежды имеет очень большое значение. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранилась воздушная прослойка. Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья и одежды, ежедневная смена носков или колготок, особенно при повышенной потливости. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца, 1 раз в неделю менять постельное белье. На ночь рекомендуется надевать ночную сорочку или пижаму.

На первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика. В атмосфере любви и дружбы легче воспитать здорового человека.

попытаемся разобраться, чем же такая, здоровая, модель поведения лучше, составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.
Здоровый образ жизни необходим подросткам
Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.
Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:
- закаливанию воздухом, солнцем, водой;
- гигиене;
- обеспечению двигательной активности;
- наличию рационального питания;
- созданию гармоничного психоэмоционального состояния;
- реализацию принципов охраны окружающей среды.
Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
- недостаточное количество двигательной активности;
- нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
- стресс;
- наличие вредных привычек;
- неполноценный, нарушенный сон.
Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела
Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.
Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент - достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.
Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.
Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!
Влияние физической активности на мыслительные процессы
Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.
Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов
Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.
Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.
Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.