Семинар практикум для педагогов доу по здоровьесбережению. Дистанционный семинар по здоровьесбережению

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» - писал В.А. Сухомлинский.

Кодексом Республики Беларусь об образовании определено, что главной составляющей качества дошкольного образования при организации образовательного процесса является обеспечение здоровьесберегающей системы жизнедеятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители, основные воспитатели ребенка, которые должны заложить первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни ребенка.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых, он раньше не знал, которые, составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

В настоящее время у нас в учреждении существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов обеспечения здоровьесберегающего процесса в учреждении дошкольного образования при взаимодействии с семьей:

Несоблюдение режима дня в семье;

Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе;

Несформированность потребности у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;

В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие педагогов с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.

Семья и учреждение дошкольного образования - два важных института социализации детей. Ни одна оздоровительная программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников, если в учреждении не создано единое здоровьесберегающее пространство на основе сотрудничества: «родители - дети - педагоги» . Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.

Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества - процесс достаточно сложный.

Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловлености как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.

Для достижения положительных результатов в вопросах здоровьесбережения совместная работа с семьей в нашем учреждении строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Д оброжелательная атмосфера в общении администрации учреждения, педагогов и родителей.

2.Единство , которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

3. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с годовым планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Предоставление родителям права выбора форм участия в мероприятиях и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.

5. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с данными положениями система работы по обеспечению здоровьесберегающего процесса во взаимодействии с семьей включает:

1.Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2.Целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

4.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;

5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);

6.Ознакомление с мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении по укреплению здоровья.

В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в учреждении используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми. В частности это:

1.Конкурсы: «Нестандартное физкультурное оборудование семьи», конкурс рисунков на тему здорового образа жизни., «Мой любимый вид спорта» . «Домашние рецепты полезного питания» . В процессе выполнения подобных заданий, дети и взрослые получают возможность совместного творчества, что обычно является мощным объединяющим фактором.

2.Совместные физкультурные досуги, праздники («Семья за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я - спортивная семья»), Дни здоровья и др. Эти мероприятия позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.

3. Домашние задания («Играем вместе с ребенком”, “Читаем детям о здоровье” и др.)- позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей также являются:

1.Родительские собрания. На них обсуждаем вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общие собрания приглашаем медицинских работников. Предусматриваются выступления родителей.

2.Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательного процесса. У нас дни открытых дверей проводится как экскурсия по учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Показываем утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, родители наблюдают за организацией питания, закаливающих процедур и других режимных моментов в учреждении.

3.Передача опыта семейного воспитания -осуществляем через разнообразные фотовыставки («Моя дружная семейка», «Семья за здоровый образ жизни», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»), выступления, на которых родители обмениваются опытом между собой, на выставках узнают о досугах, традициях в других семьях.

4.Папки-передвижки «К вопросу о здоровье», «Здоровейка», «По Совету всему свету» и др..

5.Комплектование педагогической библиотеки по формированию основ ЗОЖ, организации физического воспитания в семье. К комплектованию библиотечного фонда привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике осуществляется через разные формы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, информация на групповом стенде, выставки новой литературы, обзор новинок на родительском собрании и т.д.

6.Выпуск газеты - где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка («Вкусно и полезно» , «Зарядка-это здорово» и др.)

7. Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.

Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.

Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

8. Размещение информации по вопросам здоровьесбережения на сайте учреждения и др.

Основными методами сотрудничества с семьей являются:

1.Беседа с родителями. Они являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.

2.Консультации для родителей - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

3.Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения.

4. Анкетирование- помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения и др.

При работе с родителями стараемся убедить их, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении здоровьесберегающего процесса.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Поэтому даем возможность родителям посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья воспитанников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает учреждение дошкольного образования, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

И в конце хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?» . Если он скажет: «не живое» , я выпущу ее. Если он скажет: «живое» , я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?» . «Все в твоих руках!» - ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни , который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей.

Цель семинар (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: занятия:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

2. Начало программы

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в музыкальном зале.

(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и практический показ с детьми).

Часть 1.“Наши технологии”:

Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Владимирова Л.И.

Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет воспитатель Яковлева Н.С. Приложение 1.

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хасанова С.В. Приложение 2.

Часть 2. “Практика”

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария Вагизовна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Протокол семинара(мастер-класс). Приложение 3.

Используемая литература

Семинар для воспитателей

"Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ"

Подготовила : Голоскокова Елена Евгеньевна, воспитатель

Выступили:

1. Тесля Н.А., воспитатель

« Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

2. Ковалева С.М. , педагог-психолог

«Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

3. Кириченко Т.В. , музыкальный руководитель

«Музыкотерапия»

4. Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель

«Больше петь-меньше болеть»

« Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»

6. Прядеина Т.Г., воспитатель

«Сказкотерапия»

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей.

Задачи:

Дать определение понятию здоровья.

Закрепить представления воспитателей о здоровом образе жизни.

Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях. Определить рамки возможного использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.

Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Форма проведения: Круглый стол с элементами практикума “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”

Материал: Игрушка- солнышко, листы бумаги, фломастеры, магнитная доска, маркер, костюмы к сказке, сундучок с зеркалом

План проведения семинара:

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Сл.1

Знакомство-приветствие Сл.2

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках солнышко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ - НАСТОЙЧИВАЯ, Марина - миролюбивая и т.д.

Итак, мы с вами познакомились поближе, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме круглого стола с элементами практикума

2. Немного практики

Начнем наш семинар с рубрики “Про здоровье”. Сл.3

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). Сл.4

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.)

Сл.5

Здравствуйте! - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье - это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "Здоровье-это еще не все. Но без него все остальное - ничто!"

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

А как Вы заботитесь о своем здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью? Вы, верно, отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный - не двигаетесь.

Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

Я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;

Я периодически провожу разгрузочные дни;

У меня отсутствуют вредные привычки;

Соблюдаю режим дня;

Я правильно питаюсь;

Я эмоционально уравновешен;

Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Ведь наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.

А вот, что говорят дети на тему здоровья

Видеофильм с размышлениями детей о здоровье

3. Теоретическая часть

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.

СЛАЙД № 6

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Итак: СЛАЙД № 7

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, необходимые для ведения здорового образа жизни. Решать эту задачу и призваныздоровьесберегающие технологии.

Что включает в себя система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ нам расскажет Тесля Н. А.

Выступление. Тесля Н.А.«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

В нашем ДОУ разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по здоровьесбережению воспитанников в детском саду.

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ

осуществляется с учетом основной комплексной общеобразовательной

программы «Детство» разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И.Герцена во главе с Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой и переработанной в соответствии с ФГОС в 2014г.

Активно используются в практике работы следующие программы и методические пособия: СЛАЙД № 8

Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;

«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева Б.Б. Егорова;

Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

4. Обмен опытом

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

Выступление. Ковалева С.М. , педагог-психолог «Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель

Выступление. Кириченко Т.В. «Музыкотерапия»

Ученые давно выяснили, что пение полезно для духовного и физического состояния человека. Когда человек поет, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Подробнее об этом нам расскажет…

Выступление. Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель «Больше петь-меньше болеть»

Выступление. Голоскокова Е.Е., воспитатель «Логоритмика,как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Любители сказок тоже реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы слушающие каждый день на ночь сказки значительно реже болеют ОРВИ!

Выступление. Прядеина Т.Г.«Сказкотерапия»

Обыгрывание педагогами Сказки «Репка»

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

5 Этап - рефлексия "Здоровье- самая большая ценность"

А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное. Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале. Вы сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.

Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как: снисходительные, деликатные, подбадривающие, бурные.

Наш семинар подошел к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Методический кабинет МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка»

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО "

Семинар - практикум « Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО »

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В

дата проведения

Краткая аннотация

Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС. Мастер класс рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по- новому.

Пояснительная записка

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий которые мы проводим обычно, т.е физкультурные минутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые Здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем специалистам. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.

Мастер класс рассчитан на педагогов с целью заинтересованности в работе по- новому. Моя позиция в воспитании такова: «Если мы будем учить детей так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». (Джон Дьюи)

Тема: «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ГОС ДО»

Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.

Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.

Условия реализации : Обязательное использование ИКТ.

Выразительные средства : ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение.

Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.

Вступительное слово: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов.

Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.

Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

I часть: «Теоретическая»

Задания для педагогов

Педагогам предлагается «Цветик – семицветик». Необходимо оторвать лепесток, и выполнить предложенное задание.

    Красный лепесток –

    Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.

    Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен.

    Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

2.Оранжевый лепесток

1) Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

2) Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

3) Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

3. Желтый лепесток

Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом телездоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т.д.

4. Зеленый лепесток

1) Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

2) Препараты черники влияют на зрение ? Польза черники - это вымысел.

3) Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

5.Голубой лепесток

1) Болгарский перец полезен для суставов? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

2) Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

3) Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.

6.Синий лепесток

1) Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

2) Детский зимний транспорт? (санки)

3) Коньки на лето? (ролики)

7.Розовый лепесток

Продолжи фразу:

Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).

Курить – здоровью (вредить).

Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).

Здоровье дороже … (богатства).

Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).

Презентация

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду в рамках реализации ГОС ДО»

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корчак

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесбережения

    сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности

    создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей

    создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования:

    Динамические паузы.

    Подвижные и спортивные игры.

    Релаксация.

    Гимнастика пальчиковая.

    Гимнастика для глаз.

    Гимнастика дыхательная.

    Бодрящая гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни

    Утренняя гимнастика

    Физкультурные занятия

    Точечный массаж

    Занятия в бассейне

    Проблемно – игровые и коммуникативные игры

Коррекционные технологии

    Артикуляционная гимнастика

    Сказкотерапия

    Цветотерапия

    Арт –терапия

    Су-Джок терапия

    Музыкотерапия

Гимнастика пальчиковая

    Способствует овладению навыкам мелкой моторики

    Помогает развивать речь

    Повышает работоспособность коры головного мозга

    Развивает психические способности: мышление, память, воображение

    Снимает тревожность

Дыхательная гимнастика

    Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани

    Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание

    Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения

    Повышает общую сопротивляемость организма

Су-Джок терапия

    Воздействует на биологически активные точки организма

    Стимулирует речевые зоны коры головного мозга

    Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом

    Развивает мелкую моторику рук

    Развивает память, внимание, связную речь
    13 слайд.

Точечный массаж и самомассаж

    Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

    Является профилактикой простудных заболеваний

    Повышает жизненный тонуса у детей

    Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Гимнастика для глаз

    Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

    Укрепляет мышцы глаз

    Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Релаксация

    Учит детей расслабляться

    Способствует концентрации внимания

    Помогает снять напряжение

    Снимает возбуждение

Музыкотерапия

    Повышает иммунитет детей

    Снимает напряжение и раздражительность

    Снимает головную боль

    Восстанавливает спокойное дыхание

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!

II часть: «Практическая»

1. Гимнастика для глаз.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем

И опять их открываем. Смело можем показать,

Как умеем мы моргать. Головою не верти,

Влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо, а глаза закрой руками.

Вот стоит осенний лес! (выполняют круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес.

Слева – сосны, справа – дуб. (влево, вправо)

Дятел сверху тук да тук. (вверх, вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.

2. Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

    Способствует овладению навыками мелкой моторики.

    Помогает развивать речь.

    Повышает работоспособность коры головного мозга.

    Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

    Снимает тревожность

Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Будем мы варить компот , (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному ,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок .

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному )

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. ( Имитировать лепку комков )

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки )

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

3 Дорожка здоровья.

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком.

Гости 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

4 Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте побежали.

5 Фиточай

Фиточай - это чай, приготовленный из листьев, цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений.

Это одно из древнейших лечебных средств.

Фиточай помогает восстановить силы, повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и изысканным ароматом, приятным вкусом.

Чай с шиповником – это не просто напиток, но также и уникальная кладезь витаминов, дарящая организму жизненные силы!

В первую очередь, плоды шиповника славятся своими бактерицидными и фитонцидными свойствами. Это означает, что чай, настой и отвар из шиповника замедляют рост или полностью убивают патогенную микрофлору: бактерий, вирусы, грибки. Именно поэтому так важно пить шиповниковый чай в разгар эпидемий.

Отдельного внимания заслуживает высокое содержание витаминов в шиповнике. Это настоящий поливитаминный комплекс: А, Е, Р, К, В2 и просто огромное количество витамина С. В шиповнике содержится много железа, фосфора, эфирных масел и дубильных веществ. Благодаря этому чай и настой шиповника могут использоваться как общеукрепляющее средство при общей слабости, малокровии, в период выздоровления после болезни.

Настой из шиповника для детей

Этот прекрасный напиток полезен и детям, особенно тем, кто страдает частыми простудами и болезнями горла, он поможет быстрее восстановиться после болезни, улучшит аппетит, восстановит силы и способность к обучению.

Также полезен шиповник детям с дисбактериозом и хроническими заболеваниями кишечника, он улучшает пищеварение, уменьшает болезненные спазмы.

Как правило, дети, даже самые маленькие, с удовольствием пьют настой шиповника, а чтобы улучшить его вкус, можно добавить апельсиновый сок или положить дольку лимона.

Мята имеет набор полезных свойств и используется в лечении и профилактике множества заболеваний. Содержание в ней эфирного масла составляет 3%, мята содержит пинен, пиперитон, дубильные вещества. Существует больше 25 видов растения. Кроме ментола, в мяте содержится аскорбиновая кислота и каротин.

К полезным свойствам мяты относятся:

    болеутоляющее;

    сосудорасширяющее;

    успокаивающее;

    тонизирующее и т. д.

Чай с мятой хорошо помогает при лечении простудных и вирусных заболеваний. Свежий чай избавит от головной боли и мигрени, устранит первые симптомы простуды.

На взрослый организм, чай с мятой влияет успокаивающе. Но вот влияние на организм ребенка до конца не известно. Мята, содержание в ней ментола, может спровоцировать у ребенка аллергию, кожный зуд, сыпь. Чай с мятой следует давать ребенку старше 3 лет, и желательно после консультации с педиатром, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

6. «Релаксация»

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.

Включается звуки лесного водопада

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц…

И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом - пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас…

Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.

Альбина Ковшова
Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми »

Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя

Задачи :

Дать определение понятию «здоровье » ;

Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара .

Форма проведения : педагогическая мастерская

План проведения программы :

1. Вступительное слово старшего воспитателя Игра «Доброе слово от солнышка!»

2. Телепередача «Жить здорово » рубрика «Про здоровье »

Ход семинара-практикума

Ст. воспитатель : Добрый день, уважаемые педагоги! В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты.

Давайте начнём наш семинар с игры-разминки , которая называется «Доброе слово от солнышка» . Я предлагаю вам встать в круг. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.

Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение .

Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу . Мы можем начать работу нашего семинара-практикума . (Трек № 1 Мелодия жить здорово )

Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово » (Слайд 1-3) Ст. воспитатель : Итак, переходим к рубрике «Про здоровье »

Расскажу я вам старую легенду : “Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать…. Каким должен быть человек.

Один из богов сказал : “Человек должен быть сильным”, другой сказал :

“Человек должен быть здоровым” , третий сказал : “Человек должен быть умным”.

Но один из богов сказал так :

“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать

главное, что есть у человека – его здоровье . Стали думать, решать – куда бы

его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –

за высокие горы. А один из богов сказал : "Здоровье надо спрятать в самого

человека. " Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье .

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Ст. воспитатель : Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению , а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья . Образование и здоровье неразделимы . (Слайд 3)

Когда впервые детям задаешь вопрос : «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?» , то чаще всего слышишь в ответ : «деньги» , «машина» , «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье » , «жизнь» , а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь : «Вы болеете, дети?» . Все дружно говорят : «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками» . «А можно быть здоровым без таблеток - «Нет!» . Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми . Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Ст. воспитатель : Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ЗСТ применяются в различных видах деятельности и представлены как :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Слайд 5)

Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.

Технологии обучения ЗОЖ (Слайд 6)

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье » , точечный самомассаж, спецзакаливающие методики

Коррекционные технологии (Слайд 7)

Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие.

Итак, переходим к следующей рубрике :

В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. К сожалению, эфирное время ограничено, поэтому мы расскажем и покажем лишь малую толику большой работы наших замечательных мастеров-педагогов. Это настоящие мастера своего дела, люди творческие и не равнодушные к своей профессии.

Сейчас я предлагаю посмотреть занятие с использованием ЗСТ «Путешествие в осенний лес»

Показ видеоролика «Путешествие в осенний лес» в средней группе (гиперссылка на видео)

Игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей) А. Уманской и К. Динейки (Слайд 9)

Ст. воспитатель : Закаливающее дыхание – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом «Поиграем носиком» . Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми во время занятий . Проводиться 2-3 раза в день.

(Практическая часть)

Одним из перспективным направлений в работе с детьми является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки создаёт положительный эмоциональный фон, повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль. И сегодня у нас в студии присутствуют замечательный специалист в области музыкотерапии музыкальный руководитель Саленкова Алла Николаевна, она познакомит вас с ритмопластикой.

- Музыкальный руководитель : Ритмопластика (Слайд 10)

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью , основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачи – оздоровительные , учебные, воспитательные .

К частным задачам можно отнести :

Повышение эмоционального настроя детей;

Формирование двигательной культуры;

Совершенствование чувства ритма и музыкальности.

Ещё одним из инновационных направлений в области ЗСТ является Суджок-терапия с ней вас познакомит учитель-дефектолог Волкова Алёна Евгеньевна.

- Учитель-дефектолог : Суджок-терапия, пальчиковая гимнастика. (Слайд 11)

(Выступление учителя-дефектолога)

- Учитель логопед : (Слайд 12) Дыхательная гимнастика (выступление)

Ст. воспитатель : Очень важно обращать внимание на психологическое здоровье детей . Элементы психологических тренингов, психогимнастик вы можете использовать в своей деятельности.

Ст. воспитатель : Мы подошли к следующей рубрике. «Помоги себе сам» (Слайд 13)

Практическая часть с участниками семинара флэшмоб «Топ-хлоп-кап!» (Трек № 2)

Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей.

Для того, чтобы поблагодарить всех участников за работу , давайте поиграем в игру «Аплодисменты друг другу» .

Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Ст. воспитатель : Наша передача «Жить здорово » подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово ! (Трек № 1) (Слайд 14) .

Используемая литература :

1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.

4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми . – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.

5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ].-Волгоград : Учитель, 2010.-250 с.

6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.