Перспективное планирование по фгт веракса. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №9 г. Лениногорска»
Муниципального образования « Лениногорский муниципальный район » Республики Татарстан
перспективное планирование
воспитательно-образовательного процесса
по программе « от рождения до школы»
старшая группа 5-6 лет
составила:
утверждаю:
заведующая МБДОУ
« Детский сад №9 г. Лениногорска»
__________________
«_____» _______________20____г.
Календарно – тематическое планирование
цель
Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Познание»
Цели : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Коммуникация»
Цели : овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Цели : формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественное творчество»
Цели : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация , художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Сентябрь 1-2 неделя «Наш любимый детский сад» | ||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание | Закреплять Знание о числе и цифре 1 Сравнивать предметы по величине Писать цифру 1 |
Математические ступеньки | ||||
Закреплять Знания о числе и цифре 2 Умение писать цифру1 Писать цифру 2 Формировать Умение понимать учебную задачу | ||||||
1. Мы приходим в детский сад | Учить соблюдать правила поведения в д. саду Формировать представления о профессиях взрослых, работающих в д. саду | Парамонова Л. А | ||||
2. Природа в детском саду | Формировать представления о разнообразии природы, знакомить с природными объектами ближайшего окружения. | |||||
Коммуникация. Развитие речи | 1. Наши игры и игрушки. | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. | ||||
2. Что мы умеем | Вовлекать детей в общий разговор. Активизировать глаголы. | |||||
Чтение худ. Лит | 1. Рассказы «Что любит Мишка» | С помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников. | Парамонова Л. А | |||
2. Знакомство с рифмой. |
Учить пересказывать произведения, Драматизировать. | |||||
Зайчишки – трусишка и храбришка | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев | Парамонова | ||||
Лепка\аппликация | Лепка Зайчик | Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей | ||||
Физическая культура | Упражнять в прыжках с продвижением в перед и ведением мяча в прямом направлении | |||||
Учить понимать цель эстафеты | ||||||
Февраль 1 неделя «Комнатные растения» | ||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание | Закреплять: Умение писать цифры от 1 до 10 Понимать отношения между числами |
Математические ступеньки | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Кто живет на подоконнике? | Закреплять умения детей на одной основе создавать разные образы. | ||||
Физическая культура | Упражнять в прокатывании обручей и пролезании в них | |||||
Упражнять в прыжках через короткую скакалку | ||||||
Упражнять в ползании и равновесии | ||||||
Закреплять исходное положение при метании мешочков в вертикальную цель | ||||||
Апрель 4 неделя «Животный мир морей и океанов» |
||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание | Закреплять Отвечать на вопросы Сколько? На каком по счету месте? Навыки порядкового счета Продолжать учить Составлять число 10 из двух меньших Решать логическую задачу на анализ и синтез |
Математические ступеньки | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Животный мир морей и океанов | Знакомить детей с обитателями морей и океанов. | Ресурсы интернета | |||
Коммуникация. Развитие речи | Беседа по картине | Учить детей составлять рассказ по картине. Дать название рассказу. Обогащать словарь детей. | Ресурсы интернета | |||
Чтение худ. Лит |
Сказка о рыбаке и рыбки | Знакомить детей с творчеством Пушкина. Учить пересказывать произведения. | Хрестоматия для детей | |||
Художественное творчество. Рисование | Море волнуется | Вызвать интерес к созданию образа моря по замыслу, развивать воображение | Парамонова | |||
Лепка\аппликация | Обитатели моря | Учить детей лепить рыб разных размеров и вида | Парамонова | |||
Физическая культура | Закреплять навык влезания на гимнастическую стенку | |||||
Повторить игровые упражнения с мячом | ||||||
Май 1 неделя «День Победы» |
||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание. |
Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр. Выкладывать из счетных палочках геометрические фигуры Упражнять В количественном и порядковом счете |
Математические ступеньки | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Познакомить с героическими страницами истории нашей родины. Воспитывать чувство патриотизма. | |||||
Коммуникация. Развитие речи | Мы знаем родной язык | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. ЗКР | Парамонова | |||
Чтение худ. Лит | Заучивание стихов ко Дню Победы | Развивать память, воспитывать уважение к участникам | хрестоматия | |||
Художественное творчество. Рисование | Салют над городом | Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Победы | ||||
Лепка\аппликация | Аппликация | Продолжать учить детей вырезать цветы в форме розетки из бумажных квадратов. | Парамонова | |||
Физическая культура | Развлечение «Спортландия» | Учить понимать цель эстафеты | ||||
Май 2 неделя «Полевые и садовые цветы. Насекомые» |
||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание |
Решать примеры на сложение и вычитание Составлять числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел Показать Независимость числа от направления счета |
Математические ступеньки Парамонова | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Мы идем на луг | Познакомить детей с луговыми цветами и насекомыми. | Парамонова | |||
Коммуникация. Развитие речи | Скоро лето | Вовлекать детей в диалог. активизировать предлоги с пространственным значением. | Парамонова | |||
Чтение худ. Лит |
Серая Звездочка | Учить детей воспроизводить содержание сказки. Развивать нравственные чувства | Парамонова | |||
Художественное творчество. Рисование | Радуга - дуга | Вызвать интерес к изображению радуги, развивать чувство цвета. | Парамонова | |||
Лепка\аппликация | Мы на луг ходили, мы лужок лепили. | Учить детей лепить луговые растения и насекомых | Парамонова | |||
Физическая культура | Физкультурное развлечение | Закреплять выполнение ОВ движения быстро и ловко. | ||||
мониторинг | ||||||
Май 3 неделя «Правила дорожного движения» |
||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание. |
Устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов Определять вес предметов |
Математические ступеньки Парамонова | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Мы пешеходы | Совершенствовать представления детей о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улицах города | Старцева Школа дорожных наук | |||
Коммуникация. Развитие речи | Я – примерный пешеход | Закреплять знания детей о правилах поведения на дорогах. Обогащать словарный запас детей. | Цикл занятий для детей | |||
Чтение худ. Лит | И. Серяков «Горят огни на перекрестках» | Знакомить детей с ПДД в литературных произведениях | ||||
Художественное творчество. Рисование | Рисование: «Я выхожу на улицу» | Учить рисовать по памяти дорогу, тротуар, пешеходный переход | Старцева Школа дорожных наук | |||
Лепка\аппликация | Аппликация | Учить детей вырезать полоски черного и белого цвета, наклеивать в правильной последовательности | Старцева Школа дорожных наук | |||
Физическая культура | Спортивное развлечение | Развивать физические качества | ||||
мониторинг | ||||||
Май 4 неделя «Мониторинг» |
||||||
Предметы | Литература | |||||
Познание. | Диагностика освоения основной образовательной программы |
Математические ступеньки | ||||
Познание. Формирование целостной картины мира | Животные и птицы рядом с нами | Выявить знания детей полученные в т. года | ||||
Коммуникация. Развитие речи | Обобщающие слова | Диагностика освоения основной образовательной программы | ||||
Чтение худ. Лит | Викторина по сказкам | Диагностика освоения основной образовательной программы | ||||
Художественное творчество. Рисование | Рисование по замыслу | Диагностика освоения основной образовательной программы | ||||
Лепка\аппликация |
любимая игрушка | Диагностика освоения основной образовательной программы | ||||
Физическая культура | Диагностика освоения основной образовательной программы | |||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы вне НОД по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и в соответствии с ФГОС с учетом тематического планирования.
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы вне НОД по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и в соответствии с ФГОС с учетом тематического планирования. Дата...
Карты оценки уровней эффективности педагогических воздействий в средней группе по программе" От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Карты оценки уровней эффективности педагогических воздействий в младшей группе по программе" От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Оценка становления развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития - удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксиро...
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы. Тема "День защитника Отечества"...
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы Тема недели "Мебель"...
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» 1 .
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству . Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность . Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность . Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – на-учить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
По программе
џ занятия по рисованию – 2 раза в неделю;
џ занятия по лепке – 1 раз в две недели;
џ занятия аппликацией – 1 раз в две недели.
Сентябрь – октябрь – ноябрь
Русский фольклор
Песенки . «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…».
Сказки . «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.
Фольклор народов мира
Песенки . «Гречу мыли», лит., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.
Сказки . «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.
Поэзия . И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».
Проза . В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».
Литературные сказки . Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».
Поэзия . А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Пpo летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.
Литературные сказки . Х. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского.
Декабрь – январь – февраль
Русский фольклор
Песенки . «Как у бабушки козел...»; «Ты, мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».
Сказки . «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина.
Фольклор народов мира
Песенки . «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», гол., обр. И. Токмаковой.
Сказки . «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; С. Черный «Волк»; В. Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка».
Проза . Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».
Литературные сказки . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с пол. Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.
Литературные сказки . Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи в пер. С. Маршака.
Март – апрель – май
Русский фольклор
Песенки . «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».
Сказки . «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира
Песенки . «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки . «Лесная дeвa», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . С. Городецкий «Котенок»; С. Есенин «Черемуха», Ф. Тютчев «3има недаром злится»; А. Барто «Веревочка».
Проза . Л. Толстой «Лев и собачка»; В. Драгунский «Дpyг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».
Литературные сказки . Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с пол. С. Михалкова.
Литературные сказки . А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Для заучивания наизусть
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Формирование основ безопасности . Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОО специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
џ Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр биба-бо, звери. Режиссерская игра: игровое поле – дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
џ Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 × 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе или стене (из ткани): дорога – машины, люди. Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».
џ Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; изображения на картоне общественного транспорта (автобус, поезд, машина); макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.
џ Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – запрещено», «Дорожное поле».
џ Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
џ Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
џ Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всесто роннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно исполь зовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен пе дагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже – 15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2 – 3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «АСТ – ЛТД», 1997.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 1978.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер [и др.]. – М. : Просвещение, 1988.
6. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
7. Голицына, Н. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа / Н. С. Голицына. – М. : Скрипторий 2003, 2008.
8. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1994.
9. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. – Таллин: Валгус, 1976.
10. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. – М. : Детская литература, 1975.
11. Дошкольное воспитание: журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.
12. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М. : ДОСААФ, 1981.
13. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендации / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
14. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева [и др.]. – М. : Просвещение, 1993.
15. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
16. Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 1995.
17. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М. : Просвещение, 1973.
18. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
19. Комарова, Т. С . Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
20. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1984.
21. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и метод. рекомендации / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
22. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
23. Маландин, Н. Г . Внимание – дети / Н. Г. Маландин. – М. : Педагогика, 1975.
24. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
26. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грезина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.
27. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 2 – 7 лет / Е. К. Ривина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
28. Соломенникова, О. А . Экологическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
29. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М. : Просвещение, 1979.
30. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2 – 8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.
31. Усачев, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. А. Усачев, А. И. Березин. – М. : АСТ, 1996.
32. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. – М., 1997.
ЕЛЕНА ФЕДОРОВА
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По программе «От рождения до школы »
Ознакомление с окружающем миром
№ Тема Программное содержание
Сентябрь
1 «Предметы-помощники»
О. В. Дыбина стр. 28 Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение.
2 «Предметы, облегчающие труд человека в быту»
О. В. Дыбина стр. 21 Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение.
3 «Моя семья»
О. В. Дыбина стр. 22 Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.
4 «Золотая осень»
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Воспитывать любовь к родной природе.
5 «Во саду ли в огороде» Закреплять : обобщающие понятия «овощи» и «фрукты» ; называния различных овощей и фруктов
1 «Что предмет расскажет о себе» Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
2 «Ягода – малина» Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод.
3 «О дружбе и друзьях»
Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.
4 «Перелетные птицы» Уточнить знания о птицах, об их питании. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные» . Наблюдать за птицами собирающимися в стаи.
1 «Коллекционер бумаги» Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
2 «Народные игрушки» Продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров.
3 «Детский сад» Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада.
1 «Родной город» Расширять знания детей о родном городе, его истории. Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу.
2 «Птицы зимой» Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах.
3 «Мебель» Формировать у детей понятие о видах мебели; расширять кругозор, закреплять и активизировать словарь; развивать мышление, память, внимание.
4 «Игры во дворе» Знакомить детей с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе.
5 «Новый год у ворот» Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и народным традициям.
1 «Посуда» Обогащать представления детей о посуде;расширять кругозор, учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда.
2 «Обитатели рек и морей»
3 «Дикие животные нашего края» Продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным.
1 «Птицы зимой» Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки.
2 «Домашние животные» Познакомить с домашними животными. Закреплять : названия домашних животных и их детенышей; знание об их назначении и пользе для человека. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
3 «Российская армия» Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину. Познакомить с военными профессиями.
1 «О мамах, родных и очень важных» Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей.
2 «Признаки начала весны» Учить : называть характерные признаки весны; установить связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; замечать красоту пробуждающейся природы.
3 «Жил-был самовар» Приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор; знакомить с традициями на Руси.
4 «Все работы хороши» Продолжить знакомить с профессиями людей.
5 «Грачи весну на крыльях принесли» Наблюдать за грачами, закреплять умение отличать их от других птиц. Дать понятие о том, что грачи- вестники наступившей весны, первыми возвращаются в родные места.
1 «Покорение космоса» Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде- Солнце; о планетах Солнечной системы . Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.
2 «Как выращивают хлеб» Закреплять : знания о хлебе как одном из важнейших богатств на земле; название профессий людей, выращивающих хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3 «Книги-мои друзья» Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра; закреплять навыки бережного отношения к книгам.
4 «Первые цветы» Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать любовь к природе.
1 «День Победы» Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
2 «В мире древесины» Познакомить детей со свойствами и качествами древесины; научить находить деревянные предметы в ближайшем окружении.
3 «Россия-огромная страна» Формировать представление о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация.
4 «Лето» Учить : называть характерные признаки лета; замечать красоту летней природы.
№ Тема Программное содержание
Сентябрь
1 Деление множества на части.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
2 Деление множества на части и объединение частей в целую группу . Счет в прямом и обратном порядке в пределах 5.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Упражнять в делении множества на части и объединении его частей в целую группу . Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
3 Цифра 1 и 2.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Уточнять представления о цифрах 1 и 2. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Уточнять представление о цифре 3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Уточнять представления о цифре 4. Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
6 Состав числа 6
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. Уточнить представление о числе 5. Закреплять умение последовательно называть дни недели.
8 Множество. Геометрические фигуры.
И. А. Помораева, В. А. Позина
9 Образование числа 6
И. А. Помораева, В. А. Позина
10 Множество. Геометрические фигуры.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять в целое множество. Закреплять представление о геометрических фигурах.
1 Состав числа 6.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Уточнять представления о цифре 6. Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.
2 Состав числа 7 и 8.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц. Уточнять представления о цифре 7. Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.
3 Состав числа 7 и 8.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжить учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Уточнять представление о цифре 8. Закреплять последовательное название дней недели.
4 Состав числа 9.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с составом числа 9 из единиц. Уточнять представление о цифре 9. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
5 Состав числа 9
И. А. Помораева, В. А. Позина
Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Уточнять представления о цифрах от 1 до 9. Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
6 Состав числа 10
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с составом числа 10 из единиц. Уточнять представления о цифре 0. Уточнять представления о весе предметов.
7 Состав числа 10.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
8 Составление числа 3 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
1 Состав числа 4 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
2 Состав числа 5 из двух меньших чисел
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами.
3 Состав числа 6 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
4 Состав числа 7 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
5 Состав числа 8 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
6 Состав числа 9 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.
7 Состав числа 10 из двух меньших чисел.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Сравнение предметов по ширине и высоте.
1 Состав числа 10.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение составлять число 10 из единиц. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей. Формировать представление об измерении времени, познакомить с песочными часами.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом. Продолжать учить считать в пределах 20.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом. Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Закреплять представление о многоугольнике.
7 Измерение жидких веществ
И. А. Помораева, В. А. Позина
Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. Развивать чувство времени.
8 Состав чисел от 1 до 10
И. А. Помораева, В. А. Позина
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять представление о последовательности времен и времени года.
9 Состав чисел от 1 до 10
И. А. Помораева, В. А. Позина
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять представление о последовательности дней недели.
10 Счет в пределах 10.
Геометрические фигуры И. А. Помораева, В. А. Позина
Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать внимание, память, логическое мышление.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
И. А. Помораева, В. А. Позина
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представление о частях суток и их последовательности.
3 Решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
4 Решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть зимние месяцы. Совершенствовать умение составлять число из единиц.
5 Решение задач
И. А. Помораева, В. А. Позина
6 Решение задач
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Расширять представление о весе предметов.
7 Решение задач
И. А. Помораева, В. А. Позина
1 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания.
2 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания.
3 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа
4 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, сравнивать целое и его части.
5 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
6 Составление и решения задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
7 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
8 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
9 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение в последовательном названии дней недели. Развивать пространственное восприятие формы.
1 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.
2 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
3 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
4 Составление и решение задач.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
5 Задачи на сложение.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
6 Задачи на сложение и вычитание.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7 Задачи на сложение.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.
8 Задачи на сложение и вычитание
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших.
1 Задачи на сложение и вычитание.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших. Закреплять представление об объемных и плоских геометрических фигурах
2 Задачи на сложение и вычитание.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.
3 Задачи на сложение и вычитание.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.
4 Закрепление пройденного материала.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Развивать представления о величине предметов.
5 Закрепление пройденного материала.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.
6 Закрепление пройденного материала.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20.
7 Закрепление пройденного материала.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. Закреплять представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей.
8 Закрепление пройденного материала.
И. А. Помораева, В. А. Позина
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.
В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
Подтема |
Итоговые мероприятия |
||||||||||
До свиданья, лето |
Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. |
Сентябрь |
День знаний |
Праздник «Книга – лучший друг» |
|||||||||
До свиданья, лето |
Вечер загадок |
||||||||||||
Что нам лето подарило |
Выставка поделок |
||||||||||||
Кладовая природы (Грибы, ягоды) |
|||||||||||||
Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. |
Царство деревьев |
Викторина |
|||||||||||
Золотая осень |
|||||||||||||
Пернатые друзья |
|||||||||||||
Комнатные цветы |
Выставка «Осенняя палитра» |
||||||||||||
Это наша Родина |
Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. |
Транспорт |
Развлечение |
||||||||||
Дом, семья |
Выставка рисунков «Моя семья» |
||||||||||||
Мой город |
Презентация |
||||||||||||
Моя страна |
Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка» |
||||||||||||
Моя родина Россия |
Праздник по плану музыкального руководителя «День матери» |
||||||||||||
Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы |
Зимний пейзаж |
Выставка рисунков |
|||||||||||
Животные Арктики и Антарктики |
Вечер открытий |
||||||||||||
Дикие животные и птицы зимой |
Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». |
||||||||||||
Новый год |
Новогодний праздники по плану музыкального руководителя |
||||||||||||
Кукольный спектакль. Досуг. |
|||||||||||||
Зимние виды спорта |
Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева» |
||||||||||||
Зима в городе |
Конкурс зимних стихов. |
||||||||||||
День защитника Отечества |
Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). |
Профессии пап, инструменты, бытовая техника |
Фольклорное развлечение «Масленица» |
||||||||||
Выставка «Мой папа – солдат» |
|||||||||||||
Наша Армия |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. «День Российской армии» |
||||||||||||
Международный женский день |
Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами. |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны |
Выставка детского творчества «Букет для мамы» |
||||||||||
Мамочка, любимая, добрые дела |
|||||||||||||
Народная культура, традиции |
Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства. |
Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство |
Фотовыставка «Моя мама – невеста» |
||||||||||
Русский быт (мебель) |
|||||||||||||
Родной край – Урал |
Городской фестиваль «Каменская радуга» |
||||||||||||
Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Природа весной |
Развлечение «День смеха» |
|||||||||||
Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»» |
|||||||||||||
Сказочная неделя |
Викторина |
||||||||||||
Животные весной |
Вечер загадок |
||||||||||||
Моя деревня |
|||||||||||||
Скоро лето |
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины. Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает. |
Первоцветы |
Выставка |
||||||||||
День победы |
Праздник «Светлый праздник-День Победы» Экскурсия к обелиску |
||||||||||||
Насекомые (Водный мир) |
Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка» |
||||||||||||
Летние виды спорта, (безопасность) |
|||||||||||||
Праздник «Наперегонки с летом» |