Перспективное планирование по фгт веракса. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №9 г. Лениногорска»

Муниципального образования « Лениногорский муниципальный район » Республики Татарстан

перспективное планирование

воспитательно-образовательного процесса

по программе « от рождения до школы»

старшая группа 5-6 лет

составила:

утверждаю:

заведующая МБДОУ

« Детский сад №9 г. Лениногорска»

__________________

«_____» _______________20____г.

Календарно – тематическое планирование

Старшая группа

цель

Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования);

«Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Познание»

Цели : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей

сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

Цели : овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Цели : формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественное творчество»

Цели : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация , художественный труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

Сентябрь 1-2 неделя «Наш любимый детский сад»

Предметы

Литература

Познание

Закреплять

Знание о числе и цифре 1

Сравнивать предметы по величине

Писать цифру 1

Математические ступеньки

Закреплять

Знания о числе и цифре 2

Умение писать цифру1

Писать цифру 2

Формировать

Умение понимать учебную задачу

1. Мы приходим в детский сад

Учить соблюдать правила поведения в д. саду

Формировать представления о профессиях взрослых, работающих в д. саду

Парамонова Л. А

2. Природа в детском саду

Формировать представления о разнообразии природы, знакомить с природными объектами ближайшего окружения.

Коммуникация. Развитие речи

1. Наши игры и игрушки.

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

2. Что мы умеем

Вовлекать детей в общий разговор.

Активизировать глаголы.

Чтение худ. Лит

1. Рассказы «Что любит Мишка»

С помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников.

Парамонова Л. А

2. Знакомство с рифмой.

Учить пересказывать произведения,

Драматизировать.

Зайчишки – трусишка и храбришка

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев

Парамонова

Лепка\аппликация

Лепка Зайчик

Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей

Физическая культура

Упражнять в прыжках с продвижением в перед и ведением мяча в прямом направлении

Физкультурное развлечение

Учить понимать цель эстафеты

Февраль 1 неделя «Комнатные растения»

Предметы

Литература

Познание

Закреплять:

Умение писать цифры от 1 до 10

Понимать отношения между числами

Математические ступеньки

Познание. Формирование целостной картины мира

Кто живет на подоконнике?

Закреплять умения детей на одной основе создавать разные образы.

Физическая культура

Упражнять в прокатывании обручей и пролезании в них

Упражнять в прыжках через короткую скакалку

Упражнять в ползании и равновесии

Закреплять исходное положение при метании мешочков в вертикальную цель

Апрель 4 неделя «Животный мир морей и океанов»

Предметы

Литература

Познание

Закреплять

Отвечать на вопросы

Сколько? На каком по счету месте?

Навыки порядкового счета

Продолжать учить

Составлять число 10 из двух меньших

Решать логическую задачу на анализ и синтез

Математические ступеньки

Познание. Формирование целостной картины мира

Животный мир морей и океанов

Знакомить детей с обитателями морей и океанов.

Ресурсы интернета

Коммуникация. Развитие речи

Беседа по картине

Учить детей составлять рассказ по картине. Дать название рассказу.

Обогащать словарь детей.

Ресурсы интернета

Чтение худ. Лит

Сказка о рыбаке и рыбки

Знакомить детей с творчеством Пушкина. Учить пересказывать произведения.

Хрестоматия для детей

Художественное творчество. Рисование

Море волнуется

Вызвать интерес к созданию образа моря по замыслу, развивать воображение

Парамонова

Лепка\аппликация

Обитатели моря

Учить детей лепить рыб разных размеров и вида

Парамонова

Физическая культура

Закреплять навык влезания на гимнастическую стенку

Повторить игровые упражнения с мячом

Май 1 неделя «День Победы»

Предметы

Литература

Познание.

Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр.

Выкладывать из счетных палочках геометрические фигуры

Упражнять

В количественном и порядковом счете

Математические ступеньки

Познание. Формирование целостной картины мира

Познакомить с героическими страницами истории нашей родины. Воспитывать чувство патриотизма.

Коммуникация. Развитие речи

Мы знаем родной язык

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. ЗКР

Парамонова

Чтение худ. Лит

Заучивание стихов ко Дню Победы

Развивать память, воспитывать уважение к участникам

хрестоматия

Художественное творчество. Рисование

Салют над городом

Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Победы

Лепка\аппликация

Аппликация

Продолжать учить детей вырезать цветы в форме розетки из бумажных квадратов.

Парамонова

Физическая культура

Развлечение

«Спортландия»

Учить понимать цель эстафеты

Май 2 неделя «Полевые и садовые цветы. Насекомые»

Предметы

Литература

Познание

Решать примеры на сложение и вычитание

Составлять числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел

Показать

Независимость числа от направления счета

Математические ступеньки

Парамонова

Познание. Формирование целостной картины мира

Мы идем на луг

Познакомить детей с луговыми цветами и насекомыми.

Парамонова

Коммуникация. Развитие речи

Скоро лето

Вовлекать детей в диалог. активизировать предлоги с пространственным значением.

Парамонова

Чтение худ. Лит

Серая Звездочка

Учить детей воспроизводить содержание сказки.

Развивать нравственные чувства

Парамонова

Художественное творчество. Рисование

Радуга - дуга

Вызвать интерес к изображению радуги, развивать чувство цвета.

Парамонова

Лепка\аппликация

Мы на луг ходили, мы лужок лепили.

Учить детей лепить луговые растения и насекомых

Парамонова

Физическая культура

Физкультурное развлечение

Закреплять выполнение ОВ движения быстро и ловко.

мониторинг

Май 3 неделя «Правила дорожного движения»

Предметы

Литература

Познание.

Устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов

Определять вес предметов

Математические ступеньки

Парамонова

Познание. Формирование целостной картины мира

Мы пешеходы

Совершенствовать представления детей о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улицах города

Старцева

Школа дорожных наук

Коммуникация. Развитие речи

Я – примерный пешеход

Закреплять знания детей о правилах поведения на дорогах. Обогащать словарный запас детей.

Цикл занятий для детей

Чтение худ. Лит

И. Серяков «Горят огни на перекрестках»

Знакомить детей с ПДД в литературных произведениях

Художественное творчество. Рисование

Рисование: «Я выхожу на улицу»

Учить рисовать по памяти дорогу, тротуар, пешеходный переход

Старцева

Школа дорожных наук

Лепка\аппликация

Аппликация

Учить детей вырезать полоски черного и белого цвета, наклеивать в правильной последовательности

Старцева

Школа дорожных наук

Физическая культура

Спортивное развлечение

Развивать физические качества

мониторинг

Май 4 неделя «Мониторинг»

Предметы

Литература

Познание.

Диагностика освоения основной образовательной программы

Математические ступеньки

Познание. Формирование целостной картины мира

Животные и птицы рядом с нами

Выявить знания детей полученные в т. года

Коммуникация. Развитие речи

Обобщающие слова

Диагностика освоения основной образовательной программы

Чтение худ. Лит

Викторина по сказкам

Диагностика освоения основной образовательной программы

Художественное творчество. Рисование

Рисование по замыслу

Диагностика освоения основной образовательной программы

Лепка\аппликация

любимая игрушка

Диагностика освоения основной образовательной программы

Физическая культура

Диагностика освоения основной образовательной программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы вне НОД по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и в соответствии с ФГОС с учетом тематического планирования.

Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы вне НОД по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и в соответствии с ФГОС с учетом тематического планирования. Дата...

Карты оценки уровней эффективности педагогических воздействий в средней группе по программе" От рождения до школы" Н.Е.Вераксы

Карты оценки уровней эффективности педагогических воздействий в младшей группе по программе" От рождения до школы" Н.Е.Вераксы

Оценка становления развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития - удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксиро...

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы. Тема "День защитника Отечества"...

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы Тема недели "Мебель"...

Пояснительная записка

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» 1 .

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству . Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность . Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность . Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – на-учить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

По программе

џ занятия по рисованию – 2 раза в неделю;

џ занятия по лепке 1 раз в две недели;

џ занятия аппликацией 1 раз в две недели.

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Песенки . «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…».

Сказки . «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Фольклор народов мира

Песенки . «Гречу мыли», лит., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.

Сказки . «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.

Поэзия . И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».

Проза . В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».

Литературные сказки . Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».

Поэзия . А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Пpo летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.

Литературные сказки . Х. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки . «Как у бабушки козел...»; «Ты, мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».

Сказки . «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина.

Фольклор народов мира

Песенки . «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», гол., обр. И. Токмаковой.

Сказки . «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; С. Черный «Волк»; В. Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка».

Проза . Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».

Литературные сказки . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с пол. Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.

Литературные сказки . Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи в пер. С. Маршака.

Март – апрель – май

Русский фольклор

Песенки . «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки . «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки . «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки . «Лесная дeвa», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . С. Городецкий «Котенок»; С. Есенин «Черемуха», Ф. Тютчев «3има недаром злится»; А. Барто «Веревочка».

Проза . Л. Толстой «Лев и собачка»; В. Драгунский «Дpyг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».

Литературные сказки . Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с пол. С. Михалкова.

Литературные сказки . А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Формирование основ безопасности . Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОО специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

џ Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр биба-бо, звери. Режиссерская игра: игровое поле дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).

џ Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 × 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе или стене (из ткани): дорога машины, люди. Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».

џ Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; изображения на картоне общественного транспорта (автобус, поезд, машина); макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.

џ Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно неправильно», «Разрешено запрещено», «Дорожное поле».

џ Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

џ Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

џ Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всесто ­ роннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно исполь ­ зовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен пе ­ дагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже 15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2 3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «АСТ – ЛТД», 1997.

2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. М. : Просвещение, 1978.

3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации. Для занятий с детьми 2 7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. М. : Мозаика-Синтез, 2009.

4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 1991.

5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер [и др.]. М. : Просвещение, 1988.

6. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

7. Голицына, Н. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа / Н. С. Голицына. М. : Скрипторий 2003, 2008.

8. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1994.

9. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. Таллин: Валгус, 1976.

10. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. М. : Детская литература, 1975.

11. Дошкольное воспитание: журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.

12. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М. : ДОСААФ, 1981.

13. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендации / О. Б. Дыбина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

14. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева [и др.]. М. : Просвещение, 1993.

15. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / М. Б. Зацепина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

16. Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. Волгоград: Семь ветров, 1995.

17. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. М. : Просвещение, 1973.

18. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

19. Комарова, Т. С . Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

20. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1984.

21. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и метод. рекомендации / Л. В. Куцакова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

22. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Л. В. Куцакова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

23. Маландин, Н. Г . Внимание – дети / Н. Г. Маландин. М. : Педагогика, 1975.

24. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2014.

26. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грезина, С. А. Пятаева. Волгоград: Перемена, 1998.

27. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 2 7 лет / Е. К. Ривина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

28. Соломенникова, О. А . Экологическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / О. А. Соломенникова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

29. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. М. : Просвещение, 1979.

30. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2 8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.

31. Усачев, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. А. Усачев, А. И. Березин. – М. : АСТ, 1996.

32. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. – М., 1997.

ЕЛЕНА ФЕДОРОВА
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По программе «От рождения до школы »

Ознакомление с окружающем миром

№ Тема Программное содержание

Сентябрь

1 «Предметы-помощники»

О. В. Дыбина стр. 28 Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение.

2 «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

О. В. Дыбина стр. 21 Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представление о том, что предметы имеют разное назначение.

3 «Моя семья»

О. В. Дыбина стр. 22 Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

4 «Золотая осень»

Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Воспитывать любовь к родной природе.

5 «Во саду ли в огороде» Закреплять : обобщающие понятия «овощи» и «фрукты» ; называния различных овощей и фруктов

1 «Что предмет расскажет о себе» Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

2 «Ягода – малина» Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод.

3 «О дружбе и друзьях»

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.

4 «Перелетные птицы» Уточнить знания о птицах, об их питании. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные» . Наблюдать за птицами собирающимися в стаи.

1 «Коллекционер бумаги» Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

2 «Народные игрушки» Продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров.

3 «Детский сад» Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада.

1 «Родной город» Расширять знания детей о родном городе, его истории. Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу.

2 «Птицы зимой» Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах.

3 «Мебель» Формировать у детей понятие о видах мебели; расширять кругозор, закреплять и активизировать словарь; развивать мышление, память, внимание.

4 «Игры во дворе» Знакомить детей с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе.

5 «Новый год у ворот» Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и народным традициям.

1 «Посуда» Обогащать представления детей о посуде;расширять кругозор, учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда.

2 «Обитатели рек и морей»

3 «Дикие животные нашего края» Продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным.

1 «Птицы зимой» Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки.

2 «Домашние животные» Познакомить с домашними животными. Закреплять : названия домашних животных и их детенышей; знание об их назначении и пользе для человека. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

3 «Российская армия» Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину. Познакомить с военными профессиями.

1 «О мамах, родных и очень важных» Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей.

2 «Признаки начала весны» Учить : называть характерные признаки весны; установить связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; замечать красоту пробуждающейся природы.

3 «Жил-был самовар» Приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор; знакомить с традициями на Руси.

4 «Все работы хороши» Продолжить знакомить с профессиями людей.

5 «Грачи весну на крыльях принесли» Наблюдать за грачами, закреплять умение отличать их от других птиц. Дать понятие о том, что грачи- вестники наступившей весны, первыми возвращаются в родные места.

1 «Покорение космоса» Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде- Солнце; о планетах Солнечной системы . Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

2 «Как выращивают хлеб» Закреплять : знания о хлебе как одном из важнейших богатств на земле; название профессий людей, выращивающих хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

3 «Книги-мои друзья» Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра; закреплять навыки бережного отношения к книгам.

4 «Первые цветы» Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать любовь к природе.

1 «День Победы» Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

2 «В мире древесины» Познакомить детей со свойствами и качествами древесины; научить находить деревянные предметы в ближайшем окружении.

3 «Россия-огромная страна» Формировать представление о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация.

4 «Лето» Учить : называть характерные признаки лета; замечать красоту летней природы.

№ Тема Программное содержание

Сентябрь

1 Деление множества на части.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.

2 Деление множества на части и объединение частей в целую группу . Счет в прямом и обратном порядке в пределах 5.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Упражнять в делении множества на части и объединении его частей в целую группу . Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.

3 Цифра 1 и 2.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Уточнять представления о цифрах 1 и 2. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Уточнять представление о цифре 3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Уточнять представления о цифре 4. Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

6 Состав числа 6

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. Уточнить представление о числе 5. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

8 Множество. Геометрические фигуры.

И. А. Помораева, В. А. Позина

9 Образование числа 6

И. А. Помораева, В. А. Позина

10 Множество. Геометрические фигуры.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять в целое множество. Закреплять представление о геометрических фигурах.

1 Состав числа 6.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Уточнять представления о цифре 6. Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.

2 Состав числа 7 и 8.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц. Уточнять представления о цифре 7. Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.

3 Состав числа 7 и 8.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжить учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Уточнять представление о цифре 8. Закреплять последовательное название дней недели.

4 Состав числа 9.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с составом числа 9 из единиц. Уточнять представление о цифре 9. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

5 Состав числа 9

И. А. Помораева, В. А. Позина

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Уточнять представления о цифрах от 1 до 9. Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

6 Состав числа 10

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с составом числа 10 из единиц. Уточнять представления о цифре 0. Уточнять представления о весе предметов.

7 Состав числа 10.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

8 Составление числа 3 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

1 Состав числа 4 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

2 Состав числа 5 из двух меньших чисел

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами.

3 Состав числа 6 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.

4 Состав числа 7 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

5 Состав числа 8 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

6 Состав числа 9 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.

7 Состав числа 10 из двух меньших чисел.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Сравнение предметов по ширине и высоте.

1 Состав числа 10.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение составлять число 10 из единиц. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей. Формировать представление об измерении времени, познакомить с песочными часами.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом. Продолжать учить считать в пределах 20.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом. Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Закреплять представление о многоугольнике.

7 Измерение жидких веществ

И. А. Помораева, В. А. Позина

Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. Развивать чувство времени.

8 Состав чисел от 1 до 10

И. А. Помораева, В. А. Позина

Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять представление о последовательности времен и времени года.

9 Состав чисел от 1 до 10

И. А. Помораева, В. А. Позина

Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять представление о последовательности дней недели.

10 Счет в пределах 10.

Геометрические фигуры И. А. Помораева, В. А. Позина

Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать внимание, память, логическое мышление.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей их набором и разменом.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.

И. А. Помораева, В. А. Позина

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представление о частях суток и их последовательности.

3 Решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.

4 Решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть зимние месяцы. Совершенствовать умение составлять число из единиц.

5 Решение задач

И. А. Помораева, В. А. Позина

6 Решение задач

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Расширять представление о весе предметов.

7 Решение задач

И. А. Помораева, В. А. Позина

1 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания.

2 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания.

3 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа

4 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, сравнивать целое и его части.

5 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

6 Составление и решения задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

7 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

8 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

9 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение в последовательном названии дней недели. Развивать пространственное восприятие формы.

1 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.

2 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

4 Составление и решение задач.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

5 Задачи на сложение.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

6 Задачи на сложение и вычитание.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.

7 Задачи на сложение.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.

8 Задачи на сложение и вычитание

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших.

1 Задачи на сложение и вычитание.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших. Закреплять представление об объемных и плоских геометрических фигурах

2 Задачи на сложение и вычитание.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.

3 Задачи на сложение и вычитание.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.

4 Закрепление пройденного материала.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Развивать представления о величине предметов.

5 Закрепление пройденного материала.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.

6 Закрепление пройденного материала.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20.

7 Закрепление пройденного материала.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. Закреплять представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей.

8 Закрепление пройденного материала.

И. А. Помораева, В. А. Позина

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.

В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Подтема

Итоговые мероприятия

До свиданья, лето

Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Сентябрь

День знаний

Праздник «Книга – лучший друг»

До свиданья, лето

Вечер загадок

Что нам лето подарило

Выставка поделок

Кладовая природы (Грибы, ягоды)

Кукольный спектакль

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Царство деревьев

Викторина

Золотая осень

Осенний праздники по плану музыкального руководителя

Пернатые друзья

Комнатные цветы

Выставка «Осенняя палитра»

Это наша Родина

Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Транспорт

Развлечение

Дом, семья

Выставка рисунков «Моя семья»

Мой город

Презентация

Моя страна

Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка»

Моя родина Россия

Праздник по плану музыкального руководителя

«День матери»

Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы

Зимний пейзаж

Выставка рисунков

Животные Арктики и Антарктики

Вечер открытий

Дикие животные и птицы зимой

Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».

Новый год

Новогодний праздники по плану музыкального руководителя

Зимние забавы

Кукольный спектакль. Досуг.

Зимние виды спорта

Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева»

Зима в городе

Конкурс зимних стихов.

День защитника Отечества

Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины).

Профессии пап, инструменты, бытовая техника

Фольклорное развлечение «Масленица»

Военная техника

Выставка «Мой папа – солдат»

Наша Армия

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

«День Российской армии»

Международный женский день

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Выставка детского творчества «Букет для мамы»

Мамочка, любимая, добрые дела

Народная культура, традиции

Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство

Фотовыставка «Моя мама – невеста»

Русский быт (мебель)

Родной край – Урал

Городской фестиваль «Каменская радуга»

Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Природа весной

Развлечение «День смеха»

Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»»

Сказочная неделя

Викторина

Животные весной

Вечер загадок

Моя деревня

Скоро лето

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины.

Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает.

Первоцветы

Выставка

День победы

Праздник «Светлый праздник-День Победы»

Экскурсия к обелиску

Насекомые (Водный мир)

Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка»

Летние виды спорта, (безопасность)

Выпускной праздник

Праздник «Наперегонки с летом»